Прочитал на сайте московского Андреевского монастыря жизнеописание ближайшего советника Царя Алексея Михайловича Фёдора Ртищева.
Современники почитали его как святого и написали его «Житие».
Фёдор Ртищев был духовным сыном киевских православных интеллектуалов во главе с Киевским и Малой России митрополитом Петром (Могилой), который назвал себя «более русским, чем все русские» и предлагал московскому царю Михаилу Фёдоровичу создать в Москве аналог учёного монастыря — Киево — Могилянской Академии для подготовки кадров православной экспансии и русского воссоединения. Св. Петра услышал боярин Фёдор Ртищев, который на свои средства создаёт в московском Андреевском монастыре высшую школу для подготовки православной русской церковной и политической элиты, куда приезжает 40 учёных монахов из Киево — Могилянской Академии во главе с такими выдающимся учёными, как Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский, Дамаскин Птицын и многие другие, которые готовят русское воссоединение 1654 г.
Вместе с Патриархом Никоном и Константинопольским Патриархом Паисием они устанавливают титул Московских Патриархов «Великой, Малой и Белой России» и убеждают Земский Собор взять Малороссию и войско Запорожское в Россию. Малороссия и войско Запорожское, а также Черниговский митрополит Лазарь (Баранович) доверяли Ртищеву больше, чем гетманам — предателям, таким, как Юрий Хмельницкий и Иван Выговский и предлагают царю поставить Фёдора Ртищева «князем Малороссийским». Однако католический польский реванш в Москве в лице Паисия Лигарида приводит к остановке этого плана, оклеветанию и свержению идеолога русского воссоединения Патриарха Никона, и остановке самого воссоединения и плана Ртищева по воссоединению Белоруссии с Россией.
Одновременно был сорван план Ртищева по воссоединению Белой Руси с Россией . После перехода Литовского гетмана Януша Радзивилла к шведам Речь Посполитая треснула и появился шанс вернуть Западную Русь, куда и отправился Ртищев. Но Сапеги вернули Литву и Западную Русь Польше, но Ртищев успел создать предпосылки воссоединения Западной Руси с Россией, которое состоялось 225 лет назад, в декабре 1795 года. Но Ртищев добился международного признания титула Русского Царя как Царя «Великой, Малой и Белой России». Ртищев противостоял католическим интригам и пытался не допустить свержения Патриарха Никона и раскола Русской Церкви, он поддерживал дружбу с Никоном, с Алексеем Михайловичем, с протопопом Аввакумом, о. Григорием Нероновым и мирил их ради единства Русской Церкви, Великой, Малой и Белой России.
Ртищев на свои средства строил больницы, лечил раненых, в том числе врагов, спасал бродяг и алкоголиков.
Современники написали его Житие и добивались церковной канонизации Фёдора Ртищева. Мы должны выполнить их волю.
Боярин Фёдор Ртищев является, для, меня идеалом православного мирянина и русского политика и стоя у его могилы в Андреевском монастыре, я молю Бога, чтобы такие, как боярин Фёдор Ртищев, а не всякие случайные люди, занимались в Москве малороссийским и белорусским, то есть православными русскими вопросами.