Мы сообщали, что до конца марта Госдума запланировала рассмотреть в первом чтении несколько законопроектов с поправками в закон о гражданстве. Были внесены проекты: №458224-6 от 24.02.2014г. (депутат от ЛДПР), №460255-6 от 25.02.2014г. (депутаты от КПРФ), №464776-6 от 4.03.2014г. (Правительство РФ).
13 марта в Госдуме в план работы на этот месяц к трем, уже принятым для рассмотрения в первом чтении проектам с поправками об упрощенном предоставлении гражданства нашим соотечественникам, добавлены еще два законопроекта на эту же тему. Законопроект за №469683-6 от 11.03.2014г. «О внесении изменений в статьи 14 и 35 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» внесли депутаты Справедливой России. Правительство внесло свой проект за №469727-6 от 11.03.2014г. «О внесении изменений в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Проект справедливороссов – это немного исправленный проект, который они вносили 28 февраля, но получили назад без рассмотрения, поскольку не была соблюдена процедура его внесения. Новый проект также предложен в целях установления для граждан Украины возможности приема в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке — при обязательстве соблюдения ими Конституции Российской Федерации и российского законодательства и владении русским языком, при этом, как во всех депутатских проектах, не требуется отказа от имеющегося иного гражданства.
В отличие от первой редакции, новый проект не ограничивает срок обращения граждан Украины за российским гражданством. Кроме того, в новом варианте снято предложение о внесении поправок в Налоговый кодекс об освобождении соискателей гражданства от уплаты государственной пошлины. Исключение поправки в Налоговой кодекс позволяет провести законопроект без обязательного заключения Правительства, которое, во-первых, навряд ли было бы положительным, и, во-вторых, существенно задержало бы сроки рассмотрения проекта.
Печальная судьба этого и других, ранее внесенных депутатами проектов об упрощенном гражданстве для соотечественников, почти предрешена. Как показывает опыт, любые депутатские законодательные инициативы перебивают проекты, поданные от имени Правительства. В лучшем случае, депутаты могут добиться внесения каких-то поправок в правительственный законопроект.
Проект Правительства вносит поправки в три закона: в Федеральный закон «О гражданстве Российской Федерации», в Федеральный закон «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». Все поправки к этим законам касаются особой категории лиц, которые названы «носителями русского языка».
В совокупности нововведения направлены на обеспечение упрощенной процедуры обретения гражданства российскими соотечественниками, которые получат признание как носители русского языка. Кроме того они смогут получать годовую визу для въезда в Россию с целью получения российского гражданства и вид на жительство без предварительной стадии разрешения на временное проживание.
Статья 14 закона о гражданстве РФ дополняется нормой, дающей носителям русского языка право на упрощенный порядок получения гражданства, в новой части 2.1 следующего содержания: «Иностранные граждане и лица без гражданства, проживающие на территории Российской Федерации, признанные носителями русского языка в порядке, предусмотренном статьей 331 настоящего Федерального закона, при условии отказа от имеющегося гражданства иностранного государства либо отсутствия гражданства иностранного государства вправе обратиться с заявлением о приеме в гражданство Российской Федерации в упрощенном порядке без соблюдения условий, предусмотренных пунктами «а» и «д» части первой статьи 13 настоящего Федерального закона. Отказ от гражданства иностранного государства не требуется в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации, либо если отказ от гражданства иностранного государства невозможен в силу не зависящих от лица причин».
Таким образом, упрощенная процедура распространяется на соотечественников, которые признаны носителями русского языка, отказались от иного имеющегося гражданства и уже проживают на территории Российской Федерации (т.е. получили разрешение на временное проживание или вид на жительство, или имеют регистрацию по месту жительства).
Кто и как будет признаваться носителем русского языка определяет новая статья 33.1 закона о гражданстве «Порядок признания иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка». Часть первая данной статьи гласит: «Иностранный гражданин или лицо без гражданства могут быть признаны носителями русского языка, то есть лицами, владеющими русским языком и регулярно использующими его в семейно-бытовой, общественной, культурной и иных сферах, чьи родственники по прямой восходящей линии либо они сами ранее постоянно проживали на территории Российской Федерации, в том числе на территории, относившейся к Российской империи и СССР, по результатам собеседования с иностранным гражданином или лицом без гражданства, проводимого комиссией по признанию иностранного гражданина или лица без гражданства носителем русского языка (далее — комиссия)».
Из этого следует, что предлагают допускать к собеседованию на знание русского языка только тех, кто сам или его родственники по прямой восходящей линии ранее постоянно проживали на территории в границах нынешней Российской Федерации, в том числе и во времена Российской Империи и СССР.
Тот наш соотечественник, кто сумеет собрать документы, доказывающие постоянное проживание на территории в нынешних границах РФ своих родителей-дедов-прадедов или свое собственное, сможет обратиться с заявлением о желании быть признанным носителем русского языка в специальную комиссию, которая будет создаваться в ФМС и его территориальных органах. Там и будут проводить собеседование, по результатам которого выдавать решение о принадлежности к носителям русского языка.
При этом от возможности пройти собеседование, а затем упрощенно получить российское гражданство, отсекаются миллионы русских, для которых русский язык является родным, которые, естественно, являются его носителями, из-за того, что, хотя их предки исконно проживали на просторах Российской Империи, потом, при создании СССР, эти территории были включены в границы бывших братских союзных республик, а после развала Союза стали территорией новых суверенных государств. Десяткам миллионов граждан Украины, миллионам русских в Казахстане, сотням тысяч граждан Белоруссии, тысячам русских в Прибалтике будет отказано даже не в гражданстве России, а в признании носителями русского языка.
Те, кому в этом отношении повезло больше, и они или их предки постоянно проживали на территории принадлежащей ныне РФ, должны будут найти справки, подтверждающие этот факт. Причем, как известно, ни учеба, ни служба в Армии не считаются постоянным проживанием. Советские паспорта с пропиской давно утрачены. Так что документальное подтверждение постоянного проживания в России для многих станет очень серьезной проблемой.
К сожалению, уже прозвучавшие комментарии известных правозащитников вносят излишний оптимизм в трактовку правительственного законопроекта и могут посеять несбыточные надежды среди соотечественников. Так, Е.Бобров, член Комиссии при Президенте России по правам человека, в интервью радио «Голос России» сказал, что все носители русского языка, проживающие на территории исторической России, смогут воспользоваться новым порядком, в случае его принятия. Это, увы, не так.
Что предлагается как упрощение порядка получения российского гражданства для тех, кого признают носителями русского языка?
— Во-первых, подавать заявление на гражданство можно будет сразу по получению вида на жительство, не требуется проживать 5 лет после этого.
— Во-вторых, вид на жительство носителям русского языка предлагают выдавать без предварительного получения разрешения на временное проживание, при условии, что они заявили о своем отказе от иного гражданства и получили подтверждение от полномочного органа иностранного государства о том, что их заявление получено.
Предложенная процедура отказа от иного гражданства становится условием получения вида на жительство. И пройти ее нужно задолго до подачи заявления на гражданство. В действующем законодательстве этого нет. Сейчас отказ требуют при приобретении гражданства РФ. При этом достаточно представить квитанцию об отправлении в соответствующий орган страны имеющегося гражданства заказного письма с отказом. А потребуется – еще при подаче заявления о выдаче вида на жительство предоставить документ полномочного органа иностранного государства, подтверждающий обращение заявителя об отказе от имеющегося гражданства. Очевидно, что все значительно усложняется.
Будет ли считаться подтверждением почтовое уведомление о получении органом иностранного государства заявления с отказом от гражданства? Или начнут требовать решения полномочного органа иностранного государства о принятии к рассмотрению заявления на отказ от гражданства этого государства? Но, известно, что какие-то страны вообще не освобождают от своего гражданства. И от них невозможно будет дождаться какого-либо ответа.
Но возможен и другой вариант, когда человека сразу же вычеркнут из гражданства. И он, не успев подать заявления на вид на жительство, окажется лицом без гражданства с недействительным иностранным паспортом. И что ему, бедолаге, делать? Как решать вопрос о перевозке или продаже своего имущества с недействительным удостоверением личности? Да и в России, как его будут воспринимать наши чиновники в этом случае? Может получиться, что процесс отказа от другого гражданства перечеркнет все предлагаемые послабления, и путь к российскому гражданству для носителей русского языка окажется еще более травматичным, чем сейчас.
Если все документы для вида на жительство (ВнЖ) будут все-таки собраны, после подачи заявления надо ждать полгода до его получения. При этом носителям русского языка ВнЖ будут выдавать на три года. В течение двух лет после получения ВнЖ нужно будет обратиться с заявлением на гражданство, в противном случае вид на жительство будет аннулирован.
— Третье облегчение процесса приобретения гражданства РФ — это сокращение срока рассмотрения заявления на гражданство после подачи всех необходимых документов с шести до трех месяцев. Вместе с носителями русского языка эту льготу получают участники программы переселения соотечественников.
На этом преференции заканчиваются. Как и другим соискателям российского гражданства, носителям русского языка потребуется документально подтвердить наличие законного источника существования.
Чтобы предупредить ситуацию, в которую может попасть признанный носитель русского языка, поспешивший отказаться от имеющегося гражданства, но по каким-то причинам не принятый в российское, в правительственном проекте вводится еще один документ: уведомление о возможности приема в гражданство Российской Федерации. Уведомление выдается «в целях реализации условия об отказе от имеющегося иного гражданства иностранному гражданину, признанному носителем русского языка». Обращаться с заявлением о выдаче такого уведомления нужно в тот же орган ФМС, где проходило собеседование по русскому языку. На решение вопроса о возможности приема в гражданство отводиться три месяца. До получения этого уведомления лучше не рисковать с обращением об отказе от имеющегося гражданства.
Попробуем описать «дорожную карту», по которой надо пройти к гражданству России нашим соотечественникам, признанным ФМС носителями русского языка в соответствии с предложениями Правительства.
1. Собрать документы, подтверждающие постоянное проживание в пределах нынешней РФ соискателя или его предков. (Срок не определен).
2. Приехать в Россию, чтобы пройти собеседование на признание носителем русского языка. Встать на миграционный учет в органе ФМС, где не позднее, чем за 15 дней до окончания срока временного пребывания подать заявление на собеседование, и затем пройти его. Если соотечественник уже живет в России, то заявление на собеседование надо подать не позднее, чем за три месяца до истечения срока пребывания в стране. (Срок — от двух недель до трех месяцев).
3. Желательно в тот же день, как признают носителем, подать заявление на получение уведомления о возможности приема в гражданство Российской Федерации. С это момента продлевается легальное пребывание соискателя на территории РФ. При этом можно ждать в России решения вопроса о возможности приема в российское гражданство и получения соответствующего уведомления. Можно уехать из страны и дожидаться уведомления дома. (Срок — от трех месяцев).
4. При положительном решении о возможности получения гражданства и получении об этом уведомления писать отказ от имеющегося гражданства и высылать его в уполномоченный орган страны своего гражданства заказным письмом с уведомлением о вручении. (Срок, как поспешите).
5. Дождаться ответа из уполномоченного органа страны имеющегося гражданства о получении заявления об отказе от гражданства. (Срок – определить трудно, зависит от страны гражданства, ее законов, расторопности чиновников).
6. После этого нужно возвратиться в Россию, указав цель въезда – получение гражданства лицом, признанным носителем русского языка (при визовом режиме дается годовая виза). По приезде в Россию встать на миграционный учет и в этом же отделении УФМС подать заявление на вид на жительство. (Срок, минимум, – до недели).
7. Ждать вид на жительство и готовить остальные документы для заявления на гражданство. Важно – иметь подтверждение источника существования (работа, пенсия, вклад в банке, зарплата родственников, на содержании которых находишься). (Срок – до полугода).
8. По получении вида на жительство подать документы на гражданство. Ждать получения паспорта гражданина РФ. (Срок — до трех месяцев).
Дорожная карта показывает, что в лучшем случае (!!) гражданство РФ по этой процедуре можно получить за полтора года с момента обращения за признанием носителем русского языка, после сбора необходимых документов, свидетельствующих о постоянном проживании соискателя или его предков на территории в границах нынешней России. Это, конечно, не пять лет, после получения вида на жительство. Но тот ли это вариант, который ждут соотечественники после обещаний Президента России?
Очевидно, что к украинским событиям этот законопроект Правительства не имеет никакого отношения. Да и разработан он по поручению Президента России, данному 12 декабря 2012 года, когда и в страшном сне невозможно было представить того, что случилось на Украине.
При всем уважении к нашим высоким законодателям, их законопроект не решает и главной задачи, которая была поставлена Президентом: обеспечить носителям русского языка, приехавшим в Россию на постоянное жительство и отказавшимся от иного гражданства простой путь к гражданству. Никаких других ограничений не накладывалось. Но проект отсекает миллионы реальных носителей русского языка, стремящихся к России, предки которых жили в регионах Российской империи или в Советских союзных республиках, отсеченных новыми границами России. Более того, он разделяет наших соотечественников, в первую очередь несправедливо для русских людей, на признанных носителей русского языка и на не допущенных к такому признанию. Вместо идеи, консолидирующей Русский мир, законопроект несет раздрай, деля его на «чистых» и «не чистых».
Проект предлагает запутанную процедуру получения гражданства и ставит ее в зависимость от решения стран, гражданство которых имеет соотечественник. И весь этот лабиринт, из которого можно не найти выхода, выстроен из-за упорного нежелания оставить за соискателями российского гражданства право на второй паспорт, которое не запрещает наша Конституция. Почему так бояться за человека или самого человека, у которого останется другое гражданство? Если он задумает строить политическую карьеру или работать в структурах, не допускающих двойную лояльность, то должен будет сделать выбор, как того требует закон. А в других случаях Россия игнорирует наличие иного гражданства у своих граждан, если нет соглашений о двойном гражданстве. Так что эти страхи перед вторым гражданством — абсолютно нерациональны и деструктивны.
Кто бы это объяснил тем (тому), кто принимает решения!
Депутаты в своих законопроектах не боятся второго паспорта у граждан и не требуют отказа от иного гражданства. Но их проекты уступают правительственному в глубине проработки.
Думаю, что правительственный законопроект, который мы подробно обсудили, можно принимать в первом чтении. Но ко второму чтению необходимо внести в него существенные поправки, чтобы законопроект, став законом, смог сослужить действительно добрую службу России, Русскому миру и нашим соотечественникам. Для этого из проекта нужно исключить требование отказаться от иного гражданства. И к собеседованию для определения должного уровня владения русским языком должны быть допущены все, кто относится к потомкам подданных Российской Империи или граждан СССР, либо сам был гражданином СССР. Честное собеседование на комиссии покажет, кто действительно владеет русским языком и регулярно использует его в семейно-бытовой, общественной, культурной и иных сферах. Тем, кто будет признан носителям русского языка, нужно дать право подать заявление о получении вида на жительство без промежуточной ступени разрешения на временное проживание, а по получении вида на жительство – право на подачу заявления на гражданство, как это предлагается в законопроекте Правительства. Это будет, действительно, шагом навстречу соотечественникам, которые уже живут в России или примут решение переехать к нам.
И программе содействия переселению соотечественников это не повредит. Те, кто захотят воспользоваться помощью программы, имея вид на жительство или получив российский паспорт, поедут в регионы, где эта программа действует. Более того, программа, а с ней и наша страна, только выиграют, если в число участников программы включить всех жителей России, которые захотят переехать в регионы, нуждающиеся в приоритетном заселении.
Предвижу очевидные протесты – мол, решение о признании носителем русского языка будет продаваться, и получим мы тьмы и тьмы новограждан, плохо понимающих по-русски, если не ограничимся только выходцами с территории нынешней России. Но, если заранее согласиться с тем, что и признание носителем русского языка будет предметом купли-продажи, то никакие территориальные ограничения не помогут.
Однако предупредить и исключить коррупцию в этом случае можно без особых усилий. Во-первых, результат собеседования на комиссии, если он будет утверждаться консенсусом, трудно купить. Во-вторых, подкуп можно исключить, если в состав таких комиссий будут включены с решающим голосом наблюдатели от общественных структур (а таковые есть везде: общественные советы при органах ФМС, региональные общественные палаты, уполномоченные по правам человека).
Остается пожелать успехов законодателям и исполнения надежд соотечественникам, чающих российского гражданства.
Тексты законопроектов и сопроводительных документов к ним можно найти на Официальном сайте Государственной Думы, указав в поиске номер законопроектов.