9 сентября в Москве состоялась рабочая встреча президентов Белоруссии и Российской Федерации, которая, по мнению, распространенному среди белорусской общественности, призвана стать прорывной в деле строительства Союзного государства. О том, насколько состоявшаяся встреча оправдала данные ожидания, «Материк» беседует с известными представителями белорусского экспертного сообщества.
Артём Агафонов, руководитель общественного движения «Гражданское согласие»:
Главный итог вчерашней встречи: в белорусско-российских отношениях впервые за последние 20 лет появился комплексный пакет рамочных документов. 9 сентября он был согласован президентами, на следующий день одобрен на уровне правительств и уже не приходится сомневаться, что в ближайшее время он будет подписан главами государств во время следующей встречи. Прорыв? Да! Даже то, что впервые за долгое время наши руководители вместо того, чтобы разъехаться без заявлений для печати, собрали пресс-конференцию и выдали на ней много положительных новостей – по нашим временам уже прорыв.
Но от каких-либо восторгов я бы предостерёг. Пока по факту мы получили лишь сохранение цен на газ в 2022 году, новые кредиты и снятие ковидных ограничений на авиаперевозки. Неплохо, но и не эпохально. Лучше бы пересечение границы на автотранспорте упростили: для основной части населения это актуальнее, чем полеты на самолете.
Правильных и внушающих оптимизм слов вчера было сказано много, но к значительным изменениям «здесь и сейчас» это не приведёт. Вчера стороны всего лишь сдвинули процесс интеграции с мертвой точки, на которой они стояли много лет, и дали импульс к её развитию. Дорожные карты не устанавливают новые правила, а лишь являются планом действий, в результате которых они будут изменены. Понятно, что сам процесс не будет ни простым, ни быстрым, но главное – не забывать, что ещё двадцати лет на топтание на месте у нас нет.
Глеб Волков, кандидат политических наук:
Если сравнивать итоги нынешней встречи президентов с результатами прошлых переговоров, то, вероятно, их действительно можно назвать прорывными, ведь раньше всё ограничивалось выделением очередного кредита для Белоруссии на погашение внешней задолженности перед Москвой, а то и вовсе совместным ужином или катанием на лыжах. В этот раз главы государств объявили о полном согласовании так называемых дорожных карт, которые стали союзными программами и даже частично приоткрыли для общественности содержание некоторых из них. Сразу надо сказать, что некоторые положения, озвученные как утвержденные, отношения к союзным картам, которые еще только будут подписаны на ВГС, не имеют. В частности, речь идёт о цене на газ для Белоруссии на следующий год или снятии ковидных ограничений на авиаперелеты. Переговорщики почему-то решили всё поставить в один ряд.
Кроме того, надо всё-таки понимать, что союзные карты – это союзные программы. То есть их утверждение вряд ли можно считать реализацией Договора о Союзном государстве. Подобных программ в истории современных отношений Республики Беларусь и Российской Федерации было достаточно. Какие-то из них канули в Лету, другие до сих пор работают и даже успешно. Например, в области космических разработок. Теперь вот к действующим добавится еще 28. Если они все заработают, то, безусловно, можно будет отметить если не качественный, то уж точно количественный прорыв.
Вместе с тем, те кто выступают за воплощение Договора о Союзном государстве, то есть за политическое объединение, в ближайшие годы прорыва не увидят. Глава Республики Беларусь определённо сказал, что в создании наднациональных органов власти необходимости не существует. Пока же начнется слияние экономик и других направлений жизнедеятельности. Из того, что озвучено, самым знаковым является создание к концу 2023 года единого рынка энергоносителей. Учитывая, что такая же цель поставлена для ЕАЭС к 2025 году, Минск и Москва становятся как бы примером для остальных.
Странно, что правящие элиты до сих пор не открыли народу содержание карт. Ведь в идеале подписанию должно предшествовать ознакомление россиян и белорусских граждан с сутью принимаемых документов. Тем более, что их представляли как исторически важные. Пока же выходит, что граждан поставят перед фактом.
Николай Сергеев, Представитель Института стран СНГ в Республике Беларусь:
Итоги встречи президентов вселяют надежду, что дело строительства Союзного государства, наконец, приобретёт необходимую поступательность в развитии и мы войдем в новый этап союзнических отношений. В то же время осуществления только одних, пусть и самых полновесных, экономических и социально-экономических союзных программ для создания прочного Союзного государства недостаточно.
В белорусском и российском обществе, в первую очередь, у представителей политических кругов, должно быть ясное понимание того, что Белоруссия и Российская Федерация принадлежат к общей для них северноевразийской Русской цивилизации и что белорусско-российский союз призван строиться на основах соборности, т.е. принципах взаимодополняемости.
При этом белорусские и российские граждане должны твёрдо осознавать национально-культурное единство белорусов и великороссов (русских). Надо признать, что в течение всех трёх десятилетий после распада СССР национальное самосознание белорусского населения подвергалось целенаправленному искажающему воздействию, поэтому крайне необходимы союзные гуманитарные программы, направленные на восстановление и упрочение общерусского самосознания у граждан Союзного государства восточнославянского происхождения.
Кроме того, военная активность потенциального противника на границах Союзного государства, гибридные атаки со стороны Запада как против Республики Беларусь, так и против Российской Федерации, резкий рост нестабильности и террористических угроз по периметру зоны ОДКБ требуют не просто согласованной, а единой стратегии безопасности Республики Беларусь и Российской Федерации в рамках Союзного государства. И отрадно, что в области военной и общественной безопасности белорусско-российская интеграция продвинулась наибольшим образом.