Затихшая было в связи с формированием правительства Молдовы интрига с избранием парламентом президента страны вновь выходит на первый план.
Согласно статье 90 Конституции Молдовы, выборы нового президента проводятся «в двухмесячный срок после того, как должность президента…становится вакантной». Но на этот счет существуют разные точки зрения. Одни считают, что выборы должны пройти в двухмесячный период с момента проведения парламентских выборов, то есть до 28 января. Другие считают, что президент должен быть избран в течение двух месяцев после того, как временный глава государства М.Гимпу сложил с себя эти полномочия. Это – не позднее 28 февраля. В ближайшие дни Конституционный суд должен высказаться по этому поводу, и после этого вопрос о дате проведения выборов президента будет включен в повестку дня парламента.
Тем временем коммунисты вновь заявили, что они готовы принять участие в избрании главы государства, однако ни в коем случае не проголосуют за кандидатуру М.Лупу, если она будет выдвинута. Лидер ПКРМ В.Воронин в этой связи уточнил, что партия отказалась от своего проекта изменения 78 статьи Конституции, который позволял бы избрать главу государства в парламенте в три тура, в последнем туре – простым большинством голосов депутатов. Как представляется, в руководстве партии рассчитывали, что в союзе с ДПМ, имея 57 голосов, удастся провести в президенты согласованную с демократами общую кандидатуру. Теперь же, когда М.Лупу подался к В.Филату и М.Гимпу, коммунисты свое предложение о новой процедуре избрания главы государства, кстати, одобренной Конституционным судом Молдовы и Венецианской комиссией Совета Европы, сняли. И Лупу, по всей видимости, поддержки со стороны ПКРМ не получит.
В.Филат поначалу пытался устраниться от переговоров с ПКРМ и считал, что это Лупу, поскольку именно он претендует на место главы государства, должен вести от имени Альянса эти переговоры с целью получить у коммунистов недостающие для избрания президента два голоса. Теперь свою точку зрения он изменил, хотя и не верит в успешное для коалиции завершение переговоров. Видимо, неуемное желание избрать «своего» президента и опасения того, что один Лупу может провалить дело, а то и пойти с коммунистами на компромисс, либералы решили все же попытаться договориться со своими политическими оппонентами, для чего Альянс образовал группу переговорщиков, куда вошли лидеры трех парламентских фракций – ЛДПМ, ДПМ и ЛП. Но, как сообщил спикер парламента и временный президент М.Лупу, пока они не будут озвучивать свои предложения для оппозиции. И это понятно, правящая коалиция хотела бы знать, что коммунисты потребуют за свои два голоса взамен. Тем более что лидер ПКРМ В.Воронин подчеркнул, что участие в выборах президента партия не связывает с выделением ей государственных должностей и вообще не стремиться обязательно войти во власть.
Хотя сам Лупу по-прежнему считает, что АЕИ мог бы уступить коммунистам целый ряд руководящих должностей в государственных учреждениях в обмен на два голоса. В молдавских СМИ была информация о том, что речь может идти о Координационном совете по телевидению и радио, Центральной избирательной комиссии, Счетной палате, и, возможно, также о Генеральной прокуратуре и Центре по борьбе с экономическими преступлениями и коррупцией. В прессе утверждалось, что якобы это является условием согласия коммунистов проголосовать за кандидата АЕИ на пост главы государства.
Однако со стороны ПКРМ последовало уточнение – это условие лишь для начала переговоров с Альянсом, а не условие для голосования за кандидатуру АЕИ, и если удастся договориться, то договоренности относительно взаимных обязательств следует закрепить в соответствующем соглашении.
Хотя лидеры Альянса и продолжают призывать коммунистов к сотрудничеству, на самом деле они не намерены привлекать их к участию в управлении государством.
Состав нового правительства, утвержденного парламентом 14 января, включая заместителей министров, это ясно показывает. В составе Кабинета министров коммунистам не был предложен ни пост, ни даже заместителя министра.
Из 18 министров 7 постов получила ЛДПМ (министерства иностранных дел, финансов, юстиции, внутренних дел, просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства), 5 – ДПМ М.Лупу (министерства экономики строительства и регионального развития, информационных технологий, культуры, а также социальной защиты и семьи) и 4 поста – ЛП М.Гимпу (министерства обороны, транспорта и дорожной инфраструктуры, молодежи и спорта, а также окружающей среды).
Министрами правительства по должности были утверждены также президент Академии наук Г.Дука и башкан Гагаузии М.Формузал.
Переговоры переговорами, но АЕИ, как и раньше фактически третирует ПКРМ и игнорирует ее взгляды на те или иные вопросы государственной политики. Естественно, что такая практика ведет к дальнейшей поляризации молдавского общества и росту напряженности в стране.
Член постоянной делегации Молдовы в Парламентской ассамблее Совета Европы, депутат молдавского парламента от ПКРМ Г.Петренко на недавней зимней сессии ПАСЕ в Страсбурге заявил, что правящая коалиция настаивает только на своей кандидатуре на пост президента страны, а мнение оппозиции, без которой невозможно избрать главу государства, снова не принимает во внимание. По его словам, никто из Альянса даже не хочет обсуждать идею оппозиции об избрании президентом политически не ангажированного человека, который не обязательно был бы из депутатского корпуса. Он подчеркнул, что если и далее воля половины населения страны будет игнорироваться, очередные внеочередные парламентские выборы могут стать реальностью для страны. Хотя, как отметил В.Воронин, ПКРМ не хочет досрочных выборов, но если они состоятся, ответственность за это будет лежать не только на коммунистах, но и на партиях, входящих в АЕИ, если те не согласятся на выдвинутые Партией коммунистов условия.
В ситуации, когда на ПКРМ и ее депутатов оказывается беспрецедентное давление, руководство Компартии проводит заседание парламентской фракции, на котором депутаты рассмотрели вопросы подготовки к открытию новой парламентской сессии (не исключено, что на сессии определят дату выборов президента).
Но в рамках этого обсуждения каждому депутату коммунисту было предложено принять перед избирателями письменное обязательство «использовать свой мандат и свое право законодателя исключительно в интересах молдавского народа и в строгом соответствии с коллективными решениями партии». Есть в обязательстве и такая фраза, как «… нарушение данного обязательства является тягчайшим нравственным преступлением против интересов Партии коммунистов, против тысяч моих соратников, доверивших мне право действовать от их имени». На наш взгляд, Воронин и его ближайшее окружение решило подстраховаться, чтобы не повторилась картина 2009 года, когда из партии вышли пять человек, занимавших в ней не последние посты. В нынешнем раскладе сил в парламенте, как говорилось выше, два голоса могут многое решить, в том числе и вопрос о сохранении ее влияния в стране. Однако, если даже ПКРМ или кто-то из ее депутатов отдадут недостающие голоса либералам, совсем не обязательно будет означать, что коммунисты будут привлечены либералами к участию в работе в государственных структур.
На этом фоне стремление коммунистов к сплочению своих рядов заставляет либералов изыскивать новые пути к сохранению своей власти, ибо вполне возможен сценарий, когда Либеральную и Демократическую партии на новых досрочных парламентских выборах постигнет судьба «Нашей Молдовы», которая в парламент не прошла и сегодня занимает место среди политических маргиналов.
Особую активность в поисках предлога, чтобы выборы президента вообще не проводить, проявляет Либеральная партия. Как и в 2009 и 2010 гг., когда временный президент и лидер партии М.Гимпу и его сподручные «юристы» делали всё возможное, чтобы оттянуть или даже не проводить досрочные парламентские выборы, так и сейчас эти же «специалисты» во главе с депутатом парламента от ЛП, председателем парламентской Комиссии по вопросам права В.Попа уже заявили, что теоретически можно не избирать президента на протяжении всего четырехлетнего мандата, а нынешний и.о. главы государства М.Лупу может оставаться на этом посту в течение четырех лет.
Эти рассуждения лишний раз доказывают, что В.Воронин, будучи законным президентом, явно поспешил, когда в сентябре 2009 года он добровольно ушел с должности главы государства. Ему захотелось сделать «демократический» жест в сторону западников в надежде на их поддержку. Однако его надежды не оправдались, да и не могли оправдаться в силу классовых соображений.
По мнению либерала Попу, статьи, регламентирующие процесс избрания президента, «изжили себя» после провалившихся выборов главы государства в ноябре и декабре 2009 г. Правда, почему статьи действующей Конституции теперь неприменимы, он фактически ничем не обосновал.
Больше того, доктор юридических наук даже дает советы Конституционному суду. На месте судей КС, говорит Попу, он бы не взял на себя ответственность за указание сроков проведения выборов президента, поскольку, мол, это будет вмешательством в политику. Определение сроков, считает он, надо оставить на усмотрение парламента.
А второй путь, который предлагают юристы-либералы, чтобы выборы президента оставить на «потом», это принятие Основного закона страны путем референдума до конца 2011 года, в случае, если коммунисты не будут голосовать за кандидатуру альянса на президентский пост.
Вот такую альтернативу предлагают либералы коммунистам – или вы голосуете за «нашего» человека или вообще выборов президента в обозримом будущем может и не быть.