Обзор 28 января – 3 февраля 2021 г.
II АРЦАХСКАЯ ВОЙНА: ПОСТ-ФАКТУМ
ПРЕМЬЕР-МИНИСТР РА НИКОЛ ПАШИНЯН
28 января на встрече с руководством ВС премьер-министр РА Н. Пашинян заявил:
- военно-политическим властям РА предстоит тщательный анализ ошибок и недостатков, имевших место во время войны.
- В атмосфере горечи нельзя забывать беспримерный героизм и храбрость, которые проявили армянские солдаты на поле боя.
- Сегодня абсолютным приоритетом остается обеспечение безопасности РА, НК и армянского народа.
- Ереван продолжит последовательное развитие союзнических отношений с Москвой и в рамках ОДКБ.
- Важным условием модернизации и усиления армии — экономическое развитие.
30 января премьер-министр РА Н. Пашинян в прямом эфире на своей странице в Facebook заявил:
- когда армянская сторона согласилась на условия Баку для прекращения войны, появилось новое условие — все азербайджанские беженцы из Шуши должны вернуться туда после войны. Но тогда 96 % жителей Шуши были бы азербайджанцы. Город в этом случае не мог бы считаться находящимся под армянским контролем. «Речь о статусе, а не о том, кто основал Шуши и кто там жил в начале 20 века».
- В условиях возвращения такого количества азербайджанцев в Шуши, без определения статуса Нагорного Карабаха, очень сложно говорить о том, что он остается под армянским контролем.
ФРАКЦИЯ «МОЙ ШАГ»
Член комиссии НС РА по внешней политике от фракции «Мой шаг» А. Беглоян приняла участие в конференции «Южный Кавказ: Новые угрозы и Новые возможности», организованной грузинским проектом «Пограничная ZONA», в которой участвовали спецпредставитель ЕС по Южному Кавказу, представители Грузии, Турции, Азербайджана.
Она заявила:
- Армянское общество и власти Армении довольно хорошо понимают, что недавние события могут послужить основой для региональной безопасности и доверия в регионе.
- Любые планы относительно будущего этого региона, включая факт присутствия российских военных в регионе, это вопрос, который могут решать страны региона, если будет выработана региональная стратегия безопасности, которая будет пользоваться доверием у всех стран. «Для этого нам не нужно присутствие каких-либо сил извне».
- Мы должны смотреть в будущее, не возвращаясь к этим вечным обсуждениям, кто первый, чья территория была исторически, потому что армяне – лучшие в цитировании древних писателей и исторических обзорах. «Я не хочу к этому возвращаться, потому что мы, обе стороны, занимались этим 30 лет и это привело к войне».
- Что качается российских миротворцев, важно принять факт, что они уже здесь. Чтобы их сюда ни привело, мы не можем изменить эту реальность. Они здесь. И поскольку они уже здесь и будут здесь пять лет, мы должны постараться использовать это время, чтобы обеспечить безопасную жизнь армянам и азербайджанцам в НК, если азербайджанцы тоже захотят вернуться. «В зависимости от успеха этих усилий, мы либо увидим иностранные войска здесь еще на пять лет, либо получим безопасность и стабильность в регионе».
3 февраля в беседе с журналистами Беглоян заявила, что СМИ исказили ее заявления. В частности, она не говорила, что «не важно, кто начал войну и чьей исторической землей является Арцах». Она также заявила, что «7 районы Арцаха сданы Азербайджану. Сданы в результате войны», «Шуша – армянский город, основанный армянами. Это сердце Арцаха», что «все вопросы и разговоры о том, кому принадлежала эта земля, неуместны в контексте того, что никто не может доказать это лучше, чем армяне», что «30 лет азербайджанские власти пытались уверить свой народ в том, что это их земля, это и привело к войне»
Беглоян отметила, что в своем интервью отмечала необходимость скорейшего возвращения армянских пленных на родину, и о том, что статус Арцаха следует обсуждать, но в формате МГ ОБСЕ, а не на семинарах. И вопрос этот должны обсуждать главы государств и министры ИД. Беглоян заявила, что однозначно считает, что мы должны вернуть утраченные в ходе войны территории.
На вопрос, можно ли сосуществовать с Азербайджаном, когда Алиев объявляет Ереван, Севан и Сюник своими территориями, Беглоян ответила, что до тех пор, пока Азербайджан продолжает свою антиармянскую политику, пока он держит у себя армянских пленников, пока Азербайджан пытается проводить деструктивную политику в регионе — военные учения, враждебные заявления, этот процесс не может начаться.
На вопрос, почему Пашинян 11 января подписал документ о разблокировании дорог, Беглоян отметил, что вопрос о разблокировании инфраструктуры все еще обсуждается, нет ни обязывающего международного документа, ни международного соглашения. «Речь идет об обсуждении возможностей».
НАЧАЛЬНИК ГШ РА
28 января начальник ГШ ВС РА О. Гаспарян направил послание по случаю Дня армии. Главное:
- 27 сентября 2020 г. ВС с честью приняли брошенный вызов и, героически противостоя 44 дня, выполнили поставленные перед ними боевые задачи, сражаясь против многократно превосходящих сил противника и нанеся ему многочисленные потери.
- Сегодня мы часто удостаиваемся критики. От нас ожидали большего. Наши соотечественники были полны безграничной веры в армянскую армию и могу со всей ответственностью заявить: мы до конца остались верны данной клятве и выполнили наш священный долг перед государством, народом.
- Армия не имеет права быть подавленной: солдат, офицер, генерал может склонить голову только перед священной памятью наших погибших товарищей и их родственниками, и теперь, как никогда, армия нуждается в доверии и всесторонней поддержке.
- Мы всегда должны помнить, что враг у ворот нашего дома и не отказывался от коварного намерения разрушить армянские очаги.
- 2021 г. откроет новую страницу повышения боевых возможностей для армии. А разочарованных, потерявших доверие к нам, критикующих нас различных сил, иногда открыто оскорбляющих нас, заверяю, что армянская армия быстро оправится от полученных ран и покажет врагу силу своего кулака.
МИД РА
28 января глава МИД РА А. Айвазян заявил:
- Нерешенным остается главный, ключевой вопрос – определение статуса Арцаха.
- Только после формирования атмосферы взаимного доверия можно будет говорить о мире, стабильности и безопасности в регионе.
- Атмосфера доверия, в частности, может сформироваться в случае освобождения наших пленных. Азербайджан должен понять, что возвращение военнопленных и других удерживаемых лиц — гуманитарный вопрос, и не в интересах самого Азербайджана продолжать спекулировать этим вопросом.
- Создана межведомственная рабочая группа, которая работает в ежедневном режиме. Международное давление на Азербайджан с каждым днем усиливается.
- В регионе не должно быть победителей и побежденных.
ПРЕЗИДЕНТ РА АРМЕН САРКИСЯН
28 января президент РА А. Саркисян направил послание по случаю Дня армии. Главные посылы:
- мы отмечаем этот день в чрезвычайных для нашей страны и нации условиях. Это сложная послевоенная ситуация, многоплановый кризис, тяжелейшие потери.
- необходимыми программные и концептуальные подходы в ВС, кардинальные шаги – от реорганизации до перевооружения.
Ничего не удастся добиться, если:
- у нас нет мужества принять совершенные ошибки и быть готовыми к фундаментальным изменениям;
- мы не восстановим честь офицера, уважение к военной службе;
- у нас не будет плана и воли его реализовать;
- оставив внешнего врага, не прекратим искать врага среди своих;
- не будем солидарными и сплоченными как государство и общество, как одна нация в Армении, Арцахе и Диаспоре.
ФРАКЦИЯ «ПРОСВЕЩЕННАЯ АРМЕНИЯ»
2 февраля лидер фракции «Просвещенная Армения» Э. Марукян заявил, что гарантом безопасности Арцаха являются находящиеся там российские МС. «Если бы не было миротворцев, мы должны были бы продолжать утверждать, что гарант безопасности Арцаха — РА. Но сейчас мир там обеспечивается миротворческими силами, поскольку он был нарушен войной и восстановлен введением миротворцев. Следовательно, гарант безопасности — миротворческие силы».
Марукян отметил, что миротворческая миссия заключается в том, чтобы сохранить мир, пока нет статуса Арцаха. По его словам, если этот вопрос решится за 5 лет, то будут созданы другие гаранты и российские МС выйдут из Арцаха. «Если вопрос статуса Арцаха не будет решен, как миротворческие силы уйдут?».
Он отметил, что вопрос статуса Арцаха, который не могут определить последние 27 лет, непростой и не решится за пару встреч.
3 февраля экс-президент РА С. Саргсян в ответе руководителю фракции «Просвещенная Армения» Э. Марукяну отказался от участия в группе по сбору фактов. Объяснил отказ он тем, что будет уместно вернуться к этому вопросу после смены власти в Армении.
Сам Марукян сообщил, что проведет консультации с политическими силами, которые поддерживают идею создания группы по сбору фактов о 44-дневной войне в Карабахе. По его мнению, если комиссия будет создана по закону, то она будет более независимой, чем в случае, если она будет сформирована по решению правительства.
ЭКС-ПРЕЗИДЕНТ РА РОБЕРТ КОЧАРЯН
Основные тезисы из интервью экс-президента РА Р. Кочарян «Yerevan today», «Hayeli» и «Politics»:
О ПРИЧИНАХ ВОЙНЫ И ПОРАЖЕНИИ В НЕЙ
- В первую очередь, следует понять, что сделала действующая власть для предотвращения войны, и чего она не сделала для того, чтобы победить в этой войне.
- Как правило, когда какая-то страна хочет посеять хаос и разрушить другую страну, то осуществляются некоторые действия: раскол общества, расшатывание армии и системы безопасности, ухудшение отношений с союзниками, сведение на нет доверие общества к государственным институтам. «И что из всего перечисленного руководство Армении не делало? Общество делили на «черных» и «белых», Служба национальной безопасности охотилась «на ведьм». Разрушили армию, а дело 1 марта было призвано дискредитировать всех героев первой арцахской войны».
- Мы даже не знали, когда начнется война. Чем занимался СНБ Армении? Ведь это ее главная задача. Раскрыть все планы врага. Это результат «охоты на ведьм».
- Глава ГШ РА О. Гаспарян предупреждал премьера, что мы не готовы к войне, однако Пашинян и не подумал предотвратить войну.
- Согласно записи разговора с президентом Беларуси Лукашенко, экс-президенту РА С. Саргсяну было сделано предложение, отказаться от 7 районов за 5 млрд долларов, которое было отвергнуто. Также ходят слухи о том, что аналогичное предложение было сделано и действующей власти, но каков был ответ, неясно. Однако, ситуация сейчас такова, что территории были потеряны и перешли под контроль врага, а ответов на вопросы мы так и не получили. «Я не могу утверждать, что между этими событиями есть причинно-следственная связь, но это могут сделать наши правоохранительные органы».
- Не смогу сказать, что эти власти — турецкие агенты, но если бы они ими были, то сделали то, что сейчас произошло. Может шаги из-за непонимания сделаны, но это тоже надо выяснить.
- Азербайджанские бомбардировки обходили стороной резиденцию президента НКР Араика Арутюняна.
- При сопоставлении всех этих фактов идея о предательстве кажется вполне разумной. Но необходимо профессиональное объемное расследование для опровержения либо подтверждения версии предательства в Карабахской войне.
- Для того, чтобы в ходе расследования были получены реальные результаты, власть в стране должна смениться. Действующая власть даже слышать ни о каком расследовании не хочет. Однако, его необходимо провести.
- До тех пор, пока в ходе профессионального расследования факт продажи земель не будет подтвержден или опровергнут, каждый гражданин имеет право думать, что сделка все же состоялась.
О БУДУЩЕМ АРЦАХА
- От Арцаха остались осколки. Нужно изменить всю систему госуправления, нынешняя Конституция бессмысленна, так как из 12 тысяч кв. метров осталось чуть более 2 тысяч.
- Баку силой решил вопрос возвращения территорий, и у нас, по факту не осталось ничего, взамен на что должен обсуждаться статус Арцаха.
- Баку сделает все возможное, чтобы выжить армян из Арцаха, либо предпримет попытки по частям завоевать оставшиеся территории НКР.
- С 1996 г. действовала формула «два государства — одна армия»: АО НКР была интегрирована в ВС РА, была частью армянской армии. Сейчас ситуация резко изменилась и надо менять эту модель. Усложняется отправка из Армении призывников в Арцах. Все жители Карабаха должны стать частью армии, а также необходимо изучать опыт Израиля, вариант кибуцев. «Нужно создать новую систему безопасности в Арцахе».
О МАТЕРИАЛЬНЫХ ПОТЕРИЯХ АРМЯНСКОЙ АРМИИ
- Неправильно то, что руководство скрывает от народа наши потери. То, что мы ничего не знаем о наших потерях, ненормально. Лучше всех о них знают Турция и Азербайджан, так как подбитая техника осталась на их территории. «Так что, скрывать потери от противника нет смысла».
- Армянская армия понесла урон примерно на 3 млрд долларов. Сейчас нужно создать новую концепцию армянской армии и следует восстановить потерянное. Однако, люди, которые 2.5 года разрушали армию, не смогут ее восстановить. Кроме того, кто-то должен ответить и за материальные потери в результате войны.
О ВОЗВРАЩЕНИИ АРМЯНСКИХ ПЛЕННЫХ
- До тех пор, пока власти РА не решили вопрос пленных, никаких шагов в дальнейших переговорах с Азербайджаном быть не должно. Вся проблема в слабости и беззубости властей Армении. «Неужели вы думаете, что Азербайджан не знает о числе пленных, такого быть не может. Просто Баку пользуется слабостью Еревана и вопрос с пленными так и не решается».
- Основная задача Азербайджана — создать препятствия для пополнения арцахской армии. «Руководство Азербайджана уже отмечало, что любой солдат в Арцахе является диверсантом и преступником, а это не военнопленный… Алиев сейчас находится под давлением из-за вопроса с военнопленными, но у него есть ряд весьма конкретных целей, чтобы ослабить систему безопасности Арцаха».
- Даже если этих пленных отпустят, ВС Азербайджана приложат усилия и захватят новых пленных. Эта практика может прекратиться только если власти РА откажутся посылать солдат в Арцах.
О РАЗБЛОКИРОВКЕ ТРАНСПОРТНИХ КОММУНИКАЦИЙ
- Разблокировка транспортных коммуникаций обсуждалась при всех вариантах решения карабахского конфликта, однако, в качестве последнего аккорда.
- Разблокировка коммуникаций, это хорошо, но этот вопрос должен умещаться в логику происходящего. Самым печальным является то, что участок Мегри будут контролировать российские пограничники. То есть, по сути, на этом участке Армения не будет иметь никакого влияния.
- Кочарян не исключает, что Азербайджан сделает все возможное, чтобы армяне не смогли пользоваться этими коммуникациями. «Хотя бы повысит тарифы, и мы не сможем пользоваться этими коммуникациями». В итоге, одна сторона получила все что хотела, и даже больше, а вторая лишилась всех рычагов влияния.
- Работа железных дорог в краткосрочном и среднесрочном плане существенно ударит по сельскому хозяйству и перерабатывающей промышленности Армении. Нужны будут очень веские шаги для защиты армянского рынка — должна быть изменена политика субсидирования, в противном случае мы будем неконкурентоспособными, сотни, тысячи фермерских хозяйств могут быть уничтожены, сотни бизнесов станут бесполезными.
МИКАЕЛ МИНАСЯН
1 февраля зять экс-президента РА С. Саргсяна, бывший посол в Ватикане М. Минасян на своей странице в Facebook заявил, что премьер-министр и министр обороны РА уже дали свое согласие на расформирование АО НКР. «Неважно как она будет потом формально называться – арцахской милицией, арцахской гвардией или внутренними войсками полиции. Проблема в том, что оставшаяся от Арцаха часть отныне не будет иметь самостоятельной возможности обеспечивать свою безопасность. Отныне не будет армии Арцаха и единственным ответственным и виновником этого является Н. Пашинян, который завершает свою «миссию»».
МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО
РОССИЯ
Основные тезисы из интервью экс-президента РА Р. Кочарян «Yerevan today», «Hayeli» и «Politics»:
- Власти превратили Армению из союзника в протекторат России. Если раньше прежних властей обвиняли в том, что они хотят русский сапог, то нынешние власти сейчас стали щеткой для чистки этого сапога. «Мы настолько ослабели, что любая соседняя страна может нас захватить. Мы даже наши границы не можем защитить, или не хотим. Мы не потеряли Сюник только благодаря российской базе и договору с РФ. Название подобных стран – протекторат».
- России нужна сильная Армения. «Какой суверенитет, когда легитимность премьер-министра Армении зависит от того, сколько раз в неделю он может иметь телефонный разговор с президентом России, если твоя безопасность непосредственно связана с Россией?».
- Необходимо вернуться к статусу военно-политического союзника, что возможно, но не при нынешней власти. «Если ты союзник, то не должен быть всегда в роли просящего. Ты сам должен представлять из себя какую-то ценность, и в этом случае двусторонние отношения бывают полноценными… Какую ценность мы представляем сейчас? Нам необходимо восстановить эту ценность».
- Основная миссия российских миротворцев в Карабахе — не допустить противостояния между армянскими и азербайджанскими военными, но, по сути, они стали гарантами безопасности в регионе. «Если безопасность государственности Арцаха обеспечивали бы только российские миротворцы, то о какой государственности мы можем говорить».
29 января министр образования, науки, культуры и спорта РА В. Думанян встретился с послом РФ в РА С. Копыркиным. Во встрече приняли участие замминистра А. Мартиросян и Ж. Андреасян. В ходе встречи стороны отметили, что сотрудничество в сфере образования, науки, культуры и спорта занимает особое место в армяно-российских отношениях. Они обсудили вопросы преподавания в общеобразовательных школах РФ армянского, а также русского — в школах РА. В частности, они обратились к вопросу учебников, а также курсам переподготовки учителей. Был рассмотрен вопрос создания совместной рабочей группы для предложения решений.
Кроме того, был обсужден вопрос межгосударственной программы стипендий, в рамках которой граждане РА и РФ получат возможность учиться в лучших вузах двух стран.
В ходе состоявшегося 30 января первого заседания трёхсторонней Рабочей группы вице-премьеры РА, РФ и АР договорились о создании экспертных подгрупп по вопросам обеспечения перевозок, включая безопасность, пограничный, таможенный, санитарный, ветеринарный, фитосанитарный и другие виды контроля. Также участники договорились до 2 февраля 2021 г. завершить формирование экспертных подгрупп и до 5 февраля 2021 г. провести их первые заседания.
1 февраля состоялся телефонный разговор между министрами обороны РА и РФ В. Арутюняном и С. Шойгу. Арутюнян выразил удовлетворение деятельностью российского миротворческого контингента в НК, подчеркнув, что лучшим свидетельством эффективности деятельности миротворцев является соблюдение режима прекращения огня.
1 февраля Омбудсмен РА А. Татоян встретился с послом РФ в РА С. Копыркиным. Обсуждался ряд вопросов, в том числе относительно срочности возвращения удерживаемых в Азербайджане армянских пленных.
2 февраля замглавы Совета безопасности РФ Д. Медведев заявил:
- в 2016 г. была подготовлена карта, но, к сожалению, страны этим не воспользовались. Все это привело к новому конфликту, затяжному, с большим количеством жертв.
- Президент России Путин проделал филигранную работу по нормализации ситуации осенью 2020 г. «Если бы не его работа, скажем прямо, этот конфликт мог бы продолжаться до сих пор»
- Ситуацию в Карабахе надо обсуждать и с Турцией.
- Российско-турецкий центр по Карабаху — тоже элемент общей стабилизации. «Но я бы не стал это оценивать как элемент какой-то долгосрочной политики или выстраивать здесь одну из конспирологических теорий. Просто мы обязаны принимать во внимание реалии, которые существуют в нашем регионе. А реалии таковы, что сегодня этот вопрос необходимо обсуждать и с партнерами из Турции».
- Что касается статуса Карабаха, то его сейчас нельзя обсуждать. Позиции сторон здесь очень сильно различаются, и даже внутри Армении идут дискуссии.
ФРАНЦИЯ
28 января в ходе встречи в Ереване глава МИД РА А. Айвазян и госсекретарь при МИД Франции Жан-Батист Лемуан подчеркнули необходимость политического урегулирования карабахского конфликта в рамках мирного процесса под эгидой сопредседательства МГ ОБСЕ. Айвазян отметил, что основой установления длительного мира, безопасности и стабильности в регионе является определение правового статуса Арцаха, основанного на праве армян Арцаха на самоопределение. Он обратил внимание Лемуана на вопрос о немедленном возвращении армянских военнопленных и гражданских лиц, удерживаемых в Азербайджане, и искусственных препятствий, создаваемых Азербайджаном в этом направлении.
На встрече был обсужден также вопрос защиты армянского культурного наследия. Лемуан проинформировал, что в ближайшее время планируется направить специальную миссию Франции в Арцах, для применения механизмов по сбору фактов.
СОЕДИНЕННОЕ КОРОЛЕВСТВО
2 февраля глава МО РА В. Арутюнян на встрече с временным поверенным в делах Великобритании Х. Фейзи и военным атташе при посольстве Т. Брамвли представил ход реализации договоренностей, достигнутых после прекращения огня. Арутюнян отметил, что после войны идет оценка и проводится анализ упущений и недостатков. По итогам этого анализа могут быть проведены как структурные, так и законодательные реформы в вооруженных силах.
ОДКБ
2 февраля в ходе онлайн-брифинга генсек ОДКБ С. Зась заявил:
- При посредничестве РФ удалось остановить кровопролитие и предотвратить еще большую трагедию. Прекращение огня и ввод российских миротворцев в Карабах стабилизировали ситуацию в зоне конфликта и, в целом, на Южном Кавказе.
- Сирийские боевики должны покинуть зону карабахского конфликта. Любые наемники, сирийские боевики в регионе создают определенные риски для коллективной безопасности Организации.
- РА не обращалась в ОДКБ и механизм не был запущен. Согласно 4 пункту, в случае агрессии, лишь по обращению этого государства ему незамедлительно оказывается всесторонняя помощь. Не было никакого обращения со стороны Армении за оказанием военной или другой помощи со стороны ОДКБ.
- Позиция ОДКБ по урегулированию карабахского конфликта озвучивалась не раз. Организация всегда выступала за прекращение боевых действий и решения тех проблем, которые существуют в этом регионе путем мирных переговоров.
ЕВРОПЕЙСКИЙ СУД ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА
Правительство РА подало межгосударственную жалобу в ЕСПЧ против Азербайджана в связи с нарушениями конвенций, допущенными во время и после развязанной им 44-дневной войны в Арцахе.
- Правительство РА утверждает, что Азербайджан нарушил права жителей РА и НК на жизнь, свободу от пыток и бесчеловечного отношения, неприкосновенность, собственность, частную и семейную жизнь, образование и ряд других прав. Правительство приложило к предъявленной жалобе многочисленные и объемные доказательства.
- В жалобе затронут также ряд вопросов, связанных с защитой прав военнопленных и гражданских лиц, перемещенных из Арцаха жителей, погибших и раненых мирных жителей, их родственников, потерявших свое имущество лиц, а также представителей местных и международных СМИ.
ВНУТРЕННАЯ ПОЛИТИКА
ЭКС-ПРЕЗИДЕНТ РА РОБЕРТ КОЧАРЯН
Основные тезисы из интервью экс-президента РА Р. Кочарян «Yerevan today», «Hayeli» и «Politics»:
- В нынешней ситуации, когда есть ряд нерешенных вопросов и шок от войны еще не прошел, проводить досрочные выборы опасно.
- Власти всех проблем не понимают, и упорно продолжают настаивать на проведении внеочередных выборов.
- Если выборы все же будут назначены, думаю оппозиции следует принять в них участие, чтобы не допустить воспроизводства власти. «Сам я в выборах буду участвовать со своей командой и уверен, что мы победим».
- Объединившись, оппозиция надеялась на то, что власть осознает весь ужас ситуации и уйдет, но этого не произошло. «Напротив, представители власти буквально вцепились в свои кресла и заявляют, что уходить не собираются. В итоге, придется соскребать их с кресел. В этом поведении властей проявилось все убожество армянской политической элиты».
- Политическая активность в Армении этой весной может повыситься. Власть должна радоваться тому, что оппозиция выбрала политический метод борьбы.
- Сейчас крайне радикально настроены 200-300 человек. Но если надежда на смену власти политическим путем умрет, то весной на борьбу с властью выйдет огромная волна людей, и протесты приобретут другой окрас, более настойчивый и требовательный.
АКЦИЯ ПРОТЕСТА
28 января требующие отставки Пашиняна участники акции протеста попытались прорваться в здание правительства, где практически никого из госслужащих не было. Полиция не разрешила, оттеснив протестующих. В итоге, 21 человек из участников акции были подвергнуты приводу. В частности, задержали общественно-политических деятелей Арагаца Ахояна, Ваагна Чахляна, боксера Исраела Акопкохяна, режиссера Аршака Закаряна, а также главу партии «Объединенная Армения», участника 1-ой и 2-ой карабахских войн Ваана Бадасяна, который заявил, что Никола Пашиняна необходимо устранить физически.
3 февраля у здания НС РА прошла очередная акция протеста с требованием отставки премьер-министра и правительства, организованная Движением за спасение Отечества.
Участники акции перекрыли улицу Баграмян.
К участникам акции присоединился также депутат ППА Г. Петросян.
В беседе с журналистами лидер молодежного крыла РПА А. Мамиджанян заявил, что человек, «для которого занимаемая им должность, его служебные автомобили, вояжи его жены важнее решения серьезнейших проблем, с которыми столкнулась страна, и который не в состоянии решить вопрос наших военнопленных, не имеет права вести переговоры от имени Армении».
Директор информационных и общественно-политических программ телекомпании «Еркир-медиа», член АРФ Г. Манукян опроверг информацию о том, что оппозиция наряду с кандидатурой В. Манукяна рассматривает также других кандидатов на пост премьер-министра.
Участники акции протеста приняли решение направиться к зданию правительства.
8 участников акции протеста были доставлены в полицию. В их числе — представитель АРФ Г. Манукян и член партии «Отечество» Т. Сукиасян.
ПАРТИЯ «САСНА ЦРЕР»
29 января партия «Сасна Црер» потребовала от властей незамедлительно освободить экс-депутата НС НКР В. Бадасяна, «прекратить политику сохранения власти посредством насилия и притеснений и подать в отставку, создав тем самым возможность вывести страну из ужасного кризиса, в котором она оказалась по его же вине». В соответствующем заявлении отмечается, что режим Пашиняна, виновный в национальной катастрофе, продолжает цепляться за власть вместо того, чтобы незамедлительно удалиться, и посредством насилия и притеснений всячески пытается продлить свое правление. «Задержание Бадасяна свидетельствует о том, что режим утратил чувство реальности и подталкивает страну к губительным потрясениям».
СМИ: Кочарян и Саргсян встретились с лидерами оппозиции
Газета «Грапарак» сообщает, что экс-президенты РА Р. Кочарян и С. Саргсян встретились с представителями Движения спасения Отечества. Встреча состоялась в офисе единого кандидата в премьеры от Движения Вазгена Манукяна. На ней присутствовали сам В. Манукян, председатель партии «Отечество» Артур Ванецян, лидер «Процветающей Армении» Гагик Царукян и представитель верховного органа АРФ Ишхан Сагателян.
Повестка переговоров была следующей:
- Отставка Никола Пашиняна остаётся приоритетной целью оппозиции. Единая позиция оппозиции и экс-президентов такова, что всеми законными методами следует бороться против режима Пашиняна.
- Вазген Манукян остаётся единым кандидатом от оппозиции.
- Движение возобновляет не только митинги, но и иные акции гражданского неповиновения.
- У сторон нет единой позиции по вопросу участия в выборах в случае, если до этого не будет достигнута цель по отставке Пашиняна.
- К теме формата участия (или неучастия) внеочередных выборах решено вернутся после визита Кочаряна в Москву, а также после получения заключения Венецианской комиссии по законопроекту о возможном самороспуске НС РА.
ОФИЦИАЛЬНАЯ ХРОНИКА
НАЗНАЧЕНИЯ
Экс-губернатор Араратской области РА Гарик Саркисян назначен председателем Комитета по управлению государственным имуществом.
ОТСТАВКИ, УВОЛЬНЕНИЯ
Председатель Комитета по управлению государственным имуществом Нарек Бабаян, который является мужем вице-спикера НС РА Л. Назарян, написал заявление об отставке.
Официальная причина отставки — рабочие вопросы. Однако, как пишут СМИ, причиной такого решения стали очень напряженные отношения с министром территориального управления РА С. Папикяном. В частности, Папикян запретил Бабаяну иметь прямые контакты с премьер-министром РА Пашиняном.
МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
РА-ФРАНЦИЯ
28 января премьер-министр РА Н. Пашинян принял госсекретаря МИД Франции Жана-Батиста Лемуана и его делегацию. Обсуждались вопросы, связанные с развитием армяно-французских отношений, в том числе вопрос привлечения инвестиций и возможной финансовой помощи. Пашинян также затронул тему о расширении сотрудничества в сфере высшего образования.
РА-ИРИ
Главное из интервью министра экономики РА В. Керобяна агентству ИРНА:
- развитие торговли и упрощение доступа ИРИ к рынкам третьих стран включены в повестку дня Ирана и Армении.
- подписаны соглашения с Ираном в различных областях. Будет создана рабочая группа между двумя странами для ускорения выполнения совместных соглашений.
- строительное оборудование и материалы, фрукты и овощи, нефтехимическая продукция являются основными предметами торговли между двумя странами, и ограниченная часть металла и технического оборудования экспортируется из РА в ИРИ.
- Иран через Армению может получить доступ к различным странам. Иран может создать производительные центры в Армении, чтобы поставить свои товары в рынки третьих стран. Иран может использовать Армению как мост к другим частям мира для продажи своих товаров.
- власти двух стран договорились об увеличении торговли минимум до 1 млрд долларов до следующих 6 месяцев. Настоящий объем торговли двух стран составляет 400 млн долларов.
- есть планы для запуска железной дороги «Тегеран-Ереван» в целях решения транспортных проблем между двумя странами.
ЭКОНОМИКА
Экономические итоги 2020 г. в Армении
- Показатель экономической активности снизился на 7.5% за весь год. В декабре снижение составило 8.8%. Спад охватил почти все сферы экономики.
- Тем не менее, декабрьский показатель выше ожидаемого. Идет постепенное восстановление экономики после шока от войны.
- Из всех секторов экономики рост показало только сельское хозяйство — на 1.4%. Это вызвано двумя обстоятельствами: во-первых, сельское хозяйство менее уязвимо для рисков типа глобальной пандемии, а во-вторых, рост происходил с низкой базы 2019 г.
- За год объем промышленности упал на 0.9% (в декабре на 5.8%), строительства на 9.5% (в декабре на 3.0%), торговли на 14.0% (в декабре -17.4%), услуг на 14.7% (в декабре на 22.6%).
- Во внешней торговле сократился и импорт, и экспорт, причем импорт сократился сильнее — на 17.7%, тогда как экспорт — на 3.9%. Причем в декабре экспорт даже вырос.
- Сокращение импорта в основном приходится на две статьи: импорт автомобилей и грузовиков (в связи со вступлением в силу регуляций ЕАЭС с 1 января 2020 г.), а также импорт драгоценных и полудрагоценных камней и металлов.
- Индекс потребительских цен составил всего 1.2%, то есть, имелась низкая инфляция; индекс цен производителей промышленной продукции — 2.4%. Эти индексы свидетельствуют не столько о стабильности, сколько об экономическом спаде и, учитывая рост курса доллара (за год в среднем на 2-2.5%), в некотором роде это можно понимать как проявление процесса дефляции.
- Номинальные зарплаты выросли на 3.9%; реальные — на 2.7% (в марте — рост на 8.6%). В декабре реальная зарплата сократилась на 2% по сравнению с декабрем 2019 года, однако это в основном вызвано уменьшением выплат премиальных по экономике в целом (в среднем почти 25% от месячной зарплаты; по соотношению можно предположить, что общий премиальный фонд сократился на 8%).
- Основной вклад в экономический спад внесла пандемия коронавируса, а также реакция на нее.
- Вклад войны в экономический спад пока что можно оценить в 0.5%-0.6% ВВП, хотя в отличие от коронавируса он будет долгосрочным, а не краткосрочным.
- Спад ПЭА на 7.5% скорее всего будет означать спад ВВП на 7.9%-8.3%, а не 8.5%, как ожидалось месяц назад.
- После смены власти в 2018 г. госдолг РА увеличивался в 5 раз быстрее чем ВВП, и составил около 68% ВВП.
- К концу 2020 г. госдолг РА составлял 7,947 млрд долларов, из которых только внешний долг составлял 6,005 млрд долларов. Государственный долг Армении вырос на беспрецедентные 21,7% в драмовом и 15,8% в долларовом выражении, а ВВП оставался практически неизменным.
- Чтобы максимально продлить свою власть и избежать гуманитарной катастрофы в стране, чтобы выплатить пенсии, пособия по незащищенности, зарплаты бюджетникам, власти снова обращаются к увеличению государственного долга.
- В январе 2021 г. были размещены еврооблигации на сумму 750 млн долларов (еще предстоит выявить сомнительную основу этой сделки — реальных покупателей).
- Фактически, при этом правительстве госдолг Республики Армения увеличился на 1,84 миллиарда долларов до 8,7 миллиарда долларов, или 75% ВВП.
В свою очередь, ЦБ РА отмечает:
- В декабре 2020 г. в РА была зафиксирована 3,4%-ная инфляция, что, преимущественно, было обусловлено ростом цен на импортируемые пищевые продукты.
- Инфляция за 12 месяцев существенно выросла, приблизившись к целевым показателям – 3,7%.
- В декабре нормальная 12-месячная инфляция также выросла, составив в конце года 3,6%.
- В условиях значительной неопределенности, обусловленной установлением военного положения, распространением пандемии коронавируса и перспективами экономического развития, зафиксированная экономическая активность оказалась ниже ожидаемой.
- Экономический спад, преимущественно, был обусловлен снижением сферы услуг, что отразило сохранение низкого спроса.
- Дополнительное негативное воздействие на внутренний спрос окажет намечающееся замедление темпов.
- ЦБ прогнозирует, что инфляция пока будет держаться в пределах целевого 4%-ного показателя.
- Совет ЦБА решил повысить ставку рефинансирования на 0,25 процентного пункта, доведя ее размер до 5,5%.
ПРАВО
ДЕЛО ВААНА БАДАСЯНА
СНБ РА задержала командира 1-го батальона Гадрутского оборонительного района во время 1-ой карабахской войны и участника 2-ой Карабахской войны В. Бадасяна, заявившего о готовности физически устранить премьер-министра РА Пашиняна.
30 января Суд Еревана удовлетворил ходатайство СНБ об аресте Бадасяна на 2 месяца.
ДЕЛО ДЖАЛАЛА АРУТЮНЯНА
Согласно официальному сообщению, Генпрокуратура РА возбудила уголовное дело по покушению на убийство экс-командующего АО НКР Дж. Арутюняна. Арутюнян был допрошен в Следственном комитете, но подозреваемого по делу нет.
Арутюнян сразу после того, как пришел в себя, дал показания. Он изначально был уверен, что на него было совершено покушение. Предали свои же. О местонахождении не мог знать противник, он выехал не на своей машине и сам сидел за рулем. По имеющимся у Sputnik Армения данным, почувствовав помехи и вибрацию телефона, Арутюнян понял — приближается дрон. Вместе с сидящими в машине он выпрыгнул на ходу.
В соцсетях и СМИ ходят слухи о том, что Дж. Арутюнян был не согласен с некоторыми решениями военно-политического руководства страны. По одной версии он был возмущен поставками неработающего вооружения из Иордании, по другой — был категорически против контрнаступления в направлении высоты Леле-Тепе и Джебраила.
ДЕЛО ДАВИДА ГАЛСТЯНА
1 февраля был задержан советник бывшего министра обороны, председатель и акционер компании «Мостон Инжиниринг» Давид Галстян (Патрон Даво). СНБ РА обвиняет его в поставках для армии старых непригодных снарядов. Размер хищения, в котором замешаны также должностные лица из МО и ГШ ВС, составил $1 млн.
Сам обвиняемый считает, что сведения, имеющиеся в уголовном деле, содержат не только следственную, но и государственную тайну, поэтому от публичного представления ряда обстоятельств он отказывается. Галстян считает, что подобное сообщение было опубликовано, чтобы вызвать еще большее беспокойство и обеспечить волнения в обществе. По его словам, патроны, которые согласно СНБ были производства 1977 г., на самом деле начали серийно производиться в этом году, то есть «орган предварительного следствия не проявил достаточного профессионализма и не дал правильной оценки путем анализа данных, имеющихся в деле». По его убеждению, «совершена попытка очевидно исказить действительность и создать иллюзию, что вооруженным силам путем мошенничества были поставлены боеприпасы производства 70-х годов».
МНЕНИЕ
ТАРОН ОВАННИСЯН
28 января в беседе с журналистами азербайджановед Т. Ованнисян заявил:
- Азербайджан не настроен на мир и не намерен возвращать армянских военнопленных, заявил.
- Агрессия со стороны Азербайджана продолжается и проявляется на нескольких уровнях. Например, наиболее серьезно это было заметно во время операции в районах Хцаберде и Хин Тахере Гадрутского района, которые после подписания трехстороннего заявления находились под контролем армянской стороны. Однако по каким-то причинам там не были развернуты российские миротворческие войска.
- Пункт в трехстороннем заявлении от 9 ноября 2020 г., который гласит о том, что стороны останавливаются на занятых позициях, является расплывчатым, поэтому азербайджанская сторона утверждает, что вывод армянских ВС касался всей территории Арцаха. Между тем, армянская точка зрения состоит в том, что речь не идет о вводе войск на территорию бывшую НКАО, а касается вне пределов этой территории, которые не были оккупированы Азербайджаном.
- После того, как были реализованы выгодные для Баку пункты трехстороннего заявления, Азербайджана предпринял действия против Хцаберда и Хин Тахера, которые назвал «антитеррористической операцией» и захватил новых армянских военнопленных». Азербайджан назвал этих военнопленных террористами против них возбуждены уголовные дела.
АЛЕКСАНДР ИСКАНДАРЯН
28 января в беседе с журналистами директор Института Кавказа, политолог Александр Искандарян заявил:
- Возможность самороспуска парламента Армении — попытка рестартнуть и религитимизировать власть.
- В стране довольно острый политический кризис, и подтвердить и продлить эту легитимность – это задача, которая властью явно осознается, но – ошибочно.
- Фракция «Мой шаг» формировалась очень быстро, и это делалось «на живую нитку» и люди вошли в нее по некоему зачастую случайному признаку, поэтому вопрос с легитимностью этого парламента может быть еще хуже, чем с легитимностью предыдущего.
- Власти рассчитывают на возможность «поменять коней на переправе», и если потерять из рук административный ресурс, который имеет Пашинян, находясь на своем месте, то могут быть опасения того, что тогда конструкция не получится.
- Именно поэтому власти пытаются придумать юридический инструментарий для того, чтобы обойти эту проблему.
- Почему это вряд ли по-настоящему сработает? Потому что юридическими методами решать политические проблемы обычно плохо получается. «Легальное поле хорошо работает, если оно лежит на каком-то политическом консенсусе». Политического консенсуса нет, поэтому «рестартнуть» легитимность той правящей элиты, которая есть сейчас, все равно не получится, даже если представить, что выборы будут проведены, даже если будут задействованы ресурсы.
- Предыдущие власти оставили нынешним властям блестящую Конституцию – набрав какие-то 30% вполне можно иметь большинство, а для того, чтобы набрать 30%, можно включить инструментарий – и политический, и юридический, который позволяет нынешняя ситуация.
- Причины того, что происходит, отнюдь не в юридической составляющей. Они – в политике, социальной жизни и прочем, и даже если выборы произойдут, и будет принятие выборов, и волнения затихнут, и противники не наберут достаточных сил для того, чтобы этому препятствовать, то все равно легитимность, которая была до войны, в принципе восстановить уже будет невозможно.
- В обществе есть поддерживающие Пашиняна люди, но назвать их процент очень сложно — ядро этой поддержки «очень сильно меньше половины». Есть и другая часть спектра, которая выступает против Пашиняна. Между этими ядрами большинство населения, и на них опирается режим, но они апатичны и не хотят новой революции. «Режим надеется на то, что народ не пойдет на выборы и если явка будет небольшая, то сторонникам Пашиняна удастся победить».
- Фальсификации на выборах будут такого же характера, потому что власти не хотят уступать — серьезная часть чиновников на нижнем уровне не позволит этого. Соответственно, расчет на апатию политтехнологически правильный.
- Оппозиции не удалось вывести людей из апатии, раскрутить протест. Наблюдается фальстарт, зима и результат войны. Происходящее нацелено на то, чтобы убрать Никола, но не совсем понятно, что будет делать оппозиция после этого. «Драйв потерян, в вувузелы никто не гудит, на столбы никто не лезет – тот механизм, который работал в 2018 г., сейчас не сработает».
АРМЕН ВАРДАНЯН
29 января на пресс-конференции эксперт армянского Института международных отношений и безопасности А. Варданян заявил:
- Власти Ирана никогда не займут откровенно проармянскую позицию, поскольку в последние несколько лет их отношения с Азербайджаном заметно улучшились.
- Большая часть армянского народа и экспертов имели положительные ожидания в связи с Ираном в контексте войны в Арцахе, ведь долгие годы в армянской внешней политике изобиловали мифы вокруг этой страны. «Мы думали, что Иран нас поддержит, что он будет придерживаться скорее проармянской позиции, но это оказалось не так. Иран имеет блестящие экономические отношения как с Азербайджаном, так и с Турцией, и всячески пытается их углубить».
- Иран с Азербайджаном реализуют ряд крупных проектов, к примеру, уже сейчас пытаются объединить иранские и азербайджанские железные дороги. А товарооборот Ирана с Азербайджаном значительно больше, чем с Арменией. «В подобных условиях не так уж разумно ожидать, что Иран должен занять проармянскую позицию. Иран имеет свои рациональные расчеты и следует им».
- Тегеран пытается всячески улучшить отношения с Азербайджаном, чтобы получить выход на Россию, ведь кратчайшая железная дорога из Ирана в РФ пролегает через Азербайджан. А хорошие экономические связи двух стран, в свою очередь, предопределяют и высокий уровень политических отношений.
- После подписания заявления по Арцаху от 9 ноября 2020 г. Иран готовит новые программы, пытается приспособиться к новым конфигурациям в регионе, в связи с чем есть и риски, и возможности.
- Для Ирана важно сохранение граничащего с ним Сюника в составе Армении и обеспечение безопасности этого района.
РУБЕН САФРАСТЯН
29 января на пресс-конференции тюрколог Р. Сафрастян выразил мнение, что:
- Россия не пойдет на предложение Турции по расширению сотрудничества по Карабаху до формата «3+3». Нынешняя инициатива Турции – это модификация этой инициативы 13-летней давности, и вместо США Турция включила Иран.
- Данная инициатива не имеет перспективы, потому что в основе своей она продолжает политику Турции по расширению своей сферы влияния в геополитическом смысле на Южном Кавказе за счет России.
- Если внимательно прочитать официальное сообщение о встрече между главами МИД России и Ирана в Москве, то глава МИД РФ Лавров говорит о том, что Россия готова обсуждать проблему Нагорного Карабаха с Ираном в свете двусторонних отношений.
- Россия уже пошла на уступку Турции, согласившись на то, чтобы был создан совместный турецко-российский мониторинговый Центр в Агдаме. С другой стороны, Россия не пошла на реализацию огромного желания Турции иметь свое представительство в составе миротворческих сил, которые бы совместно с российскими были бы дислоцированы «по периметру границ того, что осталось от Нагорного Карабаха».
- Россия не согласилась на то, чтобы совместный мониторинговый центр осуществлял мониторинг на территории самого НК, чтобы туда не ступала нога турецких офицеров – сотрудников мониторингового центра, к чему стремились турки. Также Россия настояла на том, чтобы мониторинг осуществлялся только техническими средствами.
- Кроме сотрудничества между Россией и Турцией, налицо также стремление Турции за счет России усилить свое влияние на Южном Кавказе с одной стороны, а со стороны России – не идти на серьезные уступки Турции в этом вопросе, тем более, что она уже пошла на небольшую уступку.
- В геостратегическом смысле Россия и Турция являются не союзниками на Южном Кавказе, а представляют различные понимания и видение Южного Кавказа. «Так что в геополитическом смысле они здесь конкуренты, в отличие от ситуации в Сирии, где и у России, и Турции есть свои национальные интересы, которые иногда совпадают».
СТЕПА САФАРЯН
29 января в беседе с АрмИнфо глава Армянского института международных отношений и безопасности С. Сафарян заявил:
- Запрос экс-президента РА Р. Кочаряна на иные методы борьбы обусловлен невозможностью его возвращения методами традиционными.
- С учетом методов действий Кочаряна в прошлом, его готовность идти на внеочередные выборы вызывает серьезные сомнения.
- Кочаряну явно не по душе методы борьбы 17-ти оппозиционных партий с Пашиняном, что является еще одним противоречием его готовности смириться с внеочередными выборами под контролем Пашиняна.
- Существуют серьезные разногласия между Кочаряном и 17-ю оппозиционными силами, за которыми стоит экс-президент РА С. Саргсян, и в первую очередь по части методов по смене власти. Если оппозиционный блок 17-и озвучивает готовность сменить власть исключительно конституционным путем, то Кочарян более склонен осуществить эту смену силовыми действиями.
- Разногласия, в числе всего прочего, обусловлены недавним провалом единого кандидата 17-ти в технические премьеры Вазгена Манукяна. Провалом, причиной которого стали неоднозначно воспринятые обществом заявления Манукяна, его неспособностью нести взваленную на него 17-тью ношу.
- В случае отсутствия альтернативы между Пашиняном и Кочаряном, у последнего не будет на внеочередных выборах шанса на победу. И Кочарян все это прекрасно понимает. Он понимает, что общественное большинство его отвергает и не желает его возвращения. Это понимают и противники Пашиняна, что волей или неволей делает их защитниками действующей власти от Кочаряна.
СУРЕН САРКИСЯН
Эксперт по международным отношениям С. Саркисян на своей странице в соцсети Facebook пишет:
- Последние 2,5–3 года ознаменовались тотальным провалом внешней политики. К сожалению, в последние годы в результате ряда серьезных упущений со стороны армянского правительства к РА сложилось иное отношение и в Китае.
- В мае 2019 г. премьер-министр посетил Китай. В результате встреч на высшем уровне был достигнут ряд договоренностей, но из-за некомпетентности и дилетантства властей они не были претворены в жизнь. Естественно, китайская сторона сделала соответствующие выводы.
- 2019 г. Министр экономики Тайваня посетил РА. Меж тем, у РА есть подписанная с Китаем декларация, согласно которой РА обязалась не устанавливать никаких официальных отношений с Тайванем. Естественно, прозвучали опровержения /разъяснения/, клятвы, однако с китайской стороны были сделаны уже соответствующие выводы.
- 2019г. РА присоединилась к Международному альянсу за свободу вероисповедания -движение, которое несет подчеркнутый антикитайский характер, и режим Трампа этого не скрывал. Никаких серьезных аргументов относительно того, почему присоединение к Движению отвечает интересам РА, не было приведено. Китайская сторона сделала соответствующие выводы.
- «И после всего этого вас по-прежнему удивляет позиция Китая в СБ ООН?».
Также Саркисян пишет, что
- Если власти кажется, что она сдала Арцах ради хорошей жизни, то она жестоко ошиблась
- Проблема Арцаха пока не решена.
- Пусто и бесплодно мнение, будто мир в регионе воцарится после поражения армян (так же, как он не воцарился и после поражения Азербайджана).
- Пусты и бесплодны надежды на то, что регион начнет процветать.
- Сложности в регионе обусловлены не только армяно-азербайджанским конфликтом, но и турецко-российским противодействием, противоречиями между тандемом США/Израиль и Ираном, сложными отношениями между Россией и Грузией.
- Турецко-армянское примирение или урегулирование отношений не является вопросом обозримого будущего.
- Армяно-азербайджанское примирение или урегулирование отношений – вопрос необозримого будущего. «Они убеждены, что армяне рано или поздно начнут стремиться вернуть Арцах. Естественно, мы продолжим считаться врагом».