«Славянский базар» родился 18 июля 1992 г., когда народы Белоруссии, России и Украины пребывали в страшном смятении от развала еще недавно такой мощной и, казалось, нерушимой советской державы. Буквально в одночасье великая страна распалась, и по живому начали рваться многовековые связи между восточнославянскими республиками. И вот, в тот недобрый час, когда правители и политики ломали восточнославянское единство, представители общественности и некрупного частного капитала из Белоруссии, Российской Федерации и Украины учредили фестиваль «Славянский базар».
Форум появился на свет благодаря инициативе нескольких человек – известного белорусского общественного деятеля Натальи Машеровой, директора Витебского городского центра культуры Родиона Баса, Сергея Винникова (в то время главного режиссера государственного концертного зала «Россия», Москва) и известного украинского деятеля культуры Николая Краснитского.
В соответствии с Положением, разработанным учредителями фестиваля, основой его программы стал «Международный конкурс молодых исполнителей популярной песни». Во время выступления конкурсанты должны исполнять песни на славянских языках в сопровождении эстрадного оркестра. Ключевыми мероприятиями «Славянского базара» были также Международный детский музыкальный конкурс «Витебск», Дни России, Белоруссии, Украины и Союзного государства (с 2003 г.).
«Славянский базар в Витебске» должен был не только показать независимость такого понятия как этнокультурное и духовное единство, в первую очередь, восточных славян от любых политических потрясений, но и всемерно содействовать интеграционным процессам между Белоруссией, Российской Федерацией и Украиной. Кроме того, Международный фестиваль искусств «Славянский базар в Витебске» (его полное наименование с 1995 г.) призван был стать важным центром притяжения для всех славянских народов в условиях нынешнего раздробления славянского мира.
Вот что говорил по этому поводу на открытии XXII фестиваля А.Г.Лукашенко: «Рожденный на витебской земле, в сердце славянского мира, наш фестиваль выступает хранителем духовного единства многомиллионной семьи славянских народов, являющихся носителями одной из самых древних и богатых культур. Наш фестиваль вносит свою достойную лепту в реализацию гуманитарной миссии современного славянства. В годы своего зарождения он стал частью той силы, которая в переломный исторический период не дала разрушить вековое братство Белоруссии, России и Украины. Сегодня «Славянский базар» выступает одним из духовных катализаторов интеграционных процессов на постсоветском пространстве».
«Славянский базар в Витебске» уже 22 года радует любителей эстрадной песни, но насколько фестиваль выполняет ту роль «собирателя славянской культуры», которую возлагает на него общественность?
Частично эта задача, несомненно, выполнялась. В течение многих лет украшением фестиваля были Дни России, Украины, Белоруссии и Союзного государства. При этом ставился вопрос о дополнительном введении Дней западных и южных славян. Но все же особой популярностью у зрителей пользовался День России и концерты российских артистов. И хотя стоимость билетов на эти мероприятия была довольно высокой, свободных мест никогда не было. Чего не скажешь, к примеру, о Дне Белоруссии, когда для заполнения зрительского зала властям приходилось использовать все тот же пресловутый административный ресурс.
Понятно, что подобные предпочтения публики не могли не вызывать раздражения у белорусских чиновников от культуры. Министерство культуры РБ уже не один год является одним из главных проводников антироссийской культурной политики в Белоруссии и озабочено формированием у белорусского населения отчужденного отношения к России и к любым проявлениям ее культуры. А тут, вопреки всем пропагандистским стараниям белорусского официоза и действующей в этом с ним заодно прозападной оппозиции, – такое горячее выражение любви и признательности к российским исполнителям со стороны витебской публики.
В последние несколько лет со стороны министерства культуры РБ и более высоких властей неоднократно звучала критика содержательной стороны фестиваля. Критиковать действительно было за что. Хотя бы за то, что с течением времени значительно уменьшилась славянская составляющая в программе фестиваля, и «Славянский базар в Витебске» все больше стал обретать черты безродной тусовки.
И в нынешнем году действительно произошли существенные изменения. В апреле с поста директора фестиваля «по состоянию здоровья» ушел его прежде бессменный руководитель Р.М.Басс, а программа «Славянского базара в Витебске» была не только сокращена по продолжительности, но из нее были исключены Дни России и Украины. И таким образом представительство российской культуры на фестивале было принудительным образом ограничено. Показательно, что обладателем гран-при международного конкурса молодых исполнителем на фестивале 2013 года был признан представитель Польши Михаил Качмарек.
В настоящее время, «фестиваль фестивалей», как «Славянский базар в Витебске» любят называть белорусские СМИ, несомненно, находиться на распутье. Или он и дальше будет катиться по «попсовой» колее, превращаясь в безликую копию космополитического «Евровидения», или все же найдет в себе силы стать культурным центром славянского мира, и тогда он действительно будет ярким и неповторимым явлением не только славянской, но и мировой культуры.
Однако более вероятным представляется все же первый, самый неудачный, вариант развития фестиваля. По-видимому, такой путь вполне устраивает белорусских власть имущих, ведь им с характерным для них местечковым мышлением, очень хочется слыть «эўрапейцамі» и ощущать себя этаким «пупом земли».
«В созвездии международных творческих форумов он занимает особое место и с полным правом носит титул фестиваля фестивалей, представляя широкую панораму достижений мировой культуры. Здесь, на сцене знаменитого Летнего амфитеатра встречаются лауреаты «Евровидения», Новой волны», Сан-Ремо и других фестивалей…» (из второй части выступления А.Г.Лукашенко на открытии XXII «Славянского базара в Витебске»). Что ж, весьма красноречивый перечень. Особенно, если учесть, что министерство культуры Белоруссии озабочено исключительно пресловутой «польщинизацией» подведомственных мероприятий и не способно подняться до уровня общерусского и общеславянского мышления.