×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/sammit-es-soletsya-s-vostochnym-partnerstvom/
Новости
22 ноября
21 ноября
20 ноября
19 ноября
18 ноября
Саммит ЕС сольется с «Восточным партнерством»
14:40, 7 мая 2009  
65
0

Руководители 27 стран Евросоюза собрались в столицу Чехии для того, чтобы дать старт амбициозному проекту под названием «Восточное партнерство». Для этого из шести столиц государств, входящих в состав другого регионального объединения – СНГ – на смотрины в Прагу прилетели непосредственные участники этого проекта. Нельзя сказать, что первый блин оказался комом, но определенной горчинкой, все-таки, отдает: «хромому» председательствующему в ЕС Миреку Тополанеку не удалось убедить всех лидеров стран ЕС принять участие – по имеющейся на момент информации, не приехали президенты Франции, Литвы и Польши, главы правительств Испании и Великобритании, а также президенты Белоруссии и Молдавии. У каждого нашлась своя причина – одна убедительней другой. Не нашлась она, пожалуй, только у президента Саакашвили: бросив страну на произвол оппозиции, он, кое-кому назло, гордо приземлился в чешском аэропорту.

Организаторы саммита заявляют, что задача «Восточного партнерства» — стабилизировать ситуацию шести бывших советских республиках – Азербайджане, Армении, Грузии, Молдавии, Белоруссии и Украины, не настроив при этом против себя Россию. Но понимают, что в целом атмосфера на саммите будет тяжелой, и это, прежде всего, из-за нежелания ряда европейских стран смягчить условия предоставления новым родственникам виз. Они предлагают населению молодых государств Востока демократические ценности, а те требуют только одно – вожделенной печати в паспорте. Нет, отвечают им, проект «Восточное партнерство» не предусматривает возможности членства в ЕС. С другой стороны, представляется, что без облегчения визового режима не обойтись, так как именно это позволит ЕС соорудить с этими странами сотрудничество в сфере энергетики по своему разумению.

Инициаторами программы «ВП», как известно, выступили весной 2008 года страны Прибалтики, Польша и Швеция. Программа предусматривает три основных направления работы: создание зоны свободной торговли, подготовку к введению безвизового режима по отношению к соседям ЕС, а также их подключение к европейской энергетической системе.

В канун саммита Мирек Тополанек заявил, что «Восточное партнерство» выгодно во всех отношениях как Евросоюзу, так и шести республикам бывшего СССР, которым предлагается в ней участвовать. Этот проект, отметил он, должен стать одним из приоритетов Евросоюза, которому «необходимы» такие страны, как Молдова, Украина, Грузия, Армения, Беларусь и Азербайджан, исходя из «экономических, внешнеполитических соображений, оснований в области политики безопасности и энергополитических причин», а этим странам, в свою очередь, «необходим Евросоюз по тем же причинам и, к тому же, как пример и перспектива». «Зашатавшаяся Украина, европейская «груда развалин» Беларусь, потрясенная вооруженными конфликтами Грузия, Армения и Азербайджан с их спором вокруг Нагорного Карабаха, волнения в Молдове после выборов — все это касается интересов ЕС. Речь идет о том, чтобы помочь этим государствам, чтобы они свободно определили направления и скорость своего дальнейшего развития», — заявил и.о.премьер-министра и по совместительству председательствующий в Евросоюзе Тополанек германскому изданию Frankfurter Algemeine Zeitung. При этом он убежден, что политика «Восточного партнерства» «обещает дать лучшие результаты, чем слабеющая политика соседства»[1].

Обратим внимание на эту деталь. Европейская политика добрососедства (ЕПД) представляет собой особый подход Европейского Союза к соседним странам: с целью как укрепления отношений между ними и ЕС в области политики, безопасности, экономики и культуры, так и налаживания сотрудничества по созданию зоны безопасности и благосостояния, «кольца дружественных стран» на границах Европейского Союза. Это то, что мы назвали «санитарным кордоном» на границах России. Но только границами России не ограничивается. Он растянулся вдоль всего Юга ЕС (Марокко, Алжир, Тунис, Египет, Ливия), прошел мимо стран Ближнего Востока (Иордания, Сирия, Ливан, Палестина, Израиль), собственно Востока, а также Закавказья и даже повернул на Север, в сторону Дании, Финляндии, Швеции, Норвегии, Исландии и даже Польши и стран Балтии. В прошлом веке, к слову сказать, многие из перечисленных стран только мечтали о полноправном членстве в ЕС, а в нынешнем мечта некоторых воплотилась в жизнь. Ряд остальных государств стали требовать от Евросоюза то же самое. Поэтому, заявление о том, что политика ЕПД слабеет, возможно, свидетельствует о том, что Брюссель начинает для своего «дружественного пояса» новую интеграционную политику. Можно ее назвать многовекторной. Ранее двумя такими векторами были т.н. «Северное измерение» и «Барселонский процесс», сегодня запускается третье «крыло» – «Восточное партнерство».

Это не похоже на приграничное сотрудничество. По крайней мере, в таком виде, в каком его представляют у нас. В данном процессе участвуют не отдельные члены Евросоюза, а он сам. В качестве самостоятельного субъекта возможной дальнейшей интеграции. Похоже, что на самом деле Евросоюз прощупывает новую идеологию региональной интеграции.

Как отмечают наблюдатели, программа «Восточное партнерство» будет иметь разветвленную систему сотрудничества, включая саммиты глав государств и правительств и парламентскую Ассамблею. Участники саммита примут Декларацию, которая определит основные принципы и структуру новой организации сотрудничества. Известно, что в подготовленном документе в качестве главной задачи «Восточного партнерства» намечается создание «необходимых условий для политической ассоциации и дальнейшей экономической интеграции между странами ЕС и шестеркой стран». Среди основополагающих принципов – «демократия, верховенство закона, уважение прав человека и фундаментальных свобод, а также принципы международного права и рыночной экономики».

Предусматривается, что саммит глав государств и правительства ЕС и стран Партнерства будет проходить каждые два года, а министры иностранных дел будут встречаться один раз в год.

Предполагается также создать новую европейскую парламентскую Ассамблею, составленную из представителей национальных парламентов стран-членов ЕС и стран-членов Программы.

Также известно, что для работы в рамках «Восточного партнерства» будет создано четыре платформы: первая в сфере управления и верховенства права, вторая — экономическая интеграция и регуляторная сфера, третья — вопросы энергетической безопасности и четвертая — контакты между людьми.

Главная же идея «Восточного партнерства» состоит в том, чтобы реформы в странах — участниках партнерства проходили по европейской модели.

Что касается России. Поначалу Москва настороженно отнеслась к этому проекту ЕС и неоднократно заявляла о недопустимости создания новых разделительных линий в Европе. Однако по итогам последних встреч с лидерами ряда европейских внешнеполитических ведомств, похоже, Москва удовлетворилась разъяснениями, что программа «Восточное партнерство» не противопоставляется отношениям ее участников с Россией. «Мы слышали заявление из Брюсселя о том, что это не попытка создать новую сферу влияния и что это не процесс, который направлен против России, — сказал после апрельского заседания Постоянного совета партнерства Россия-ЕС в Люксембурге Сергей Лавров[2]. – Мы хотим этому верить, хотя не буду скрывать, что некоторые комментарии этой инициативы со стороны ЕС нас насторожили», — добавил он. «Мы сегодня это по-товарищески и по-партнерски обсудили и получили заверение о том, что никаких помыслов, которые могли бы трактоваться как направленные против России, нет. Мы приняли к сведению эти заверения», — сообщил министр.

Главное, выражают надежду на Смоленской площади, чтобы партнерство не пошло по пути, которым Еврокомиссия готовила недавнюю конференцию по газотранспортной системе Украины, когда вопросы, напрямую касающиеся Российской Федерации, пытались решать без участия МИД РФ.

Участвовать в программе «Восточного партнерства» Россия не будет. Во первых, она участвует в программе «Северное измерение». Во вторых, готовится специальный саммит Россия – ЕС, который пройдет 21-22 мая в Хабаровске. Ожидается, что одной из ключевых тем обсуждения станут сотрудничество в области энергетики и экономики. С европейской стороны на Саммит приедут более 50 делегатов. Среди них председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу, верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана, член Еврокомиссии по вопросам внешних отношений и европейской политике соседства Бенита Ферреро-Вальднер. Знакомые все лица, которые будут заказывать музыку и на встрече в Праге. С российской стороны запланировано участие главы государства и министра иностранных дел РФ Сергей Лаврова.

Впервые за последние два года Москва и Брюссель выразили удовлетворение ходом подготовки нового базового соглашения между Россией и ЕС. «Процесс развивается в конструктивном ключе. Рассчитываем, что этот темп будет сохранен», — заявил г-н Лавров.

В этой связи многие наблюдатели отмечают, что отделив экономику от политики, Россия и ЕС скорее придут к оптимальным взаимоотношениям по «швейцарской модели». Так считает, например, эксперт брюссельского Центра европейских исследований Майкл Эмерсон. Он полагает, что Россия может пойти по пути «полной экономической интеграции в ЕС при сохранении институциональной независимости от него, как в случае со Швейцарией»[3].

Таким образом, если судить по географии и месту проведения, предстоящий саммит Россия-ЕС может оказаться в несколько раз восточнее «Восточного партнерства». Мы следим за событиями.



[1] цит.по www.omg.md

[2] Цит. по «Время новостей», 29 апреля 2008

[3] Там же



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

5 ноября 2024

Российская сторона не подталкивает Ереван и Баку к поспешному заключению мирного договора, заявил РИА Новости глава МИД РФ Сергей Лавров. «Приветствуем существенный прогресс, достигнутый в рамках азербайджано-армянского мирного процесса. С учетом многолетней вражды, военных действий, жертв с обеих сторон понимаем, …

25 октября 2024

Президент Армении Ваагн Хачатурян подписал закон «О ратификации регламента «О совместной деятельности комиссии по вопросам пограничной безопасности и демаркации государственной границы между Республикой Армения и Азербайджанской Республикой и государственной комиссии по демаркации государственной границы между Республикой Армения и Азербайджанской Республикой». …

24 октября 2024

Проект мирного договора с Баку согласован как минимум на 80-90%, заявил премьер-министр Армении Никол Пашинян в Казани на заключительном заседании саммита БРИКС в формате «БРИКС+/аутрич». В договоре согласованы формулировки об отсутствии территориальных претензий, неприменении силы и установлении дипотношений, уточнил он. …


Ваш браузер устарел! Обновите его.