Несмотря на определенные усилия лидеров русского движения в Крыму и даже сделанные заявление об объединении, многочисленность русских организаций на протяжении последних двух десятков лет остается неизменной, равно как и малочисленность большинства из них, при некоторых тенденциях к росту лишь у одной – Русской общины Крыма. По-прежнему действуют несколько «пунктов сбора» русских организаций, которые формируются не только на почве личностных подходов и межличностных отношений лидеров, но и по причине различного видения политических действий. Другими словами, «пункты сбора» — это такие своеобразные «пулы» русских организаций, которые, к великому сожалению, не взаимодействуют, за незначительными исключениями, а конфликтуют друг с другом. Вот с характеристики таких «пунктов сбора» я и хотел бы начать. При этом отмечу, что «пункты сбора» определяются не всегда самими организациями, но и спонтанно формируются крымскими избирателями, которые на выборах эти пункты обозначают.
С учетом этих замечаний, я могу выделить четыре основных «пункта сбора» в рамках русского движения в Крыму с соответствующими им векторами развития. Я не хотел бы давать какие-либо эпитеты каждому «пункту», типа — «радикальный», «умеренный», «конъюнктурный» или «приспособленческий», чтобы не увести понимание ситуации от сути и от наполняющих эту суть людей и организаций к образным, но все-таки внешним ярлыкам. Такой подход позволит также дать оценку перспективам развития каждого «пункта», потому что она будет просчитываться из составляющих их организаций, с характерным для каждой опытом, традициями и общественно-политическими установками. Хочу особо отметить, что вследствие запрета украинскими властями в 1996 году деятельности региональных крымских партий практически все русские организации в Крыму являются, по сути, не столько общественными, сколько политическими. Это дает основание рассматривать их в одном контексте с политическими партиями. И еще. Последовательность перечисления «пунктов сбора» русских организаций Крыма не следует толковать как некое ранжирование по степени: наиболее значимые – наименее значимые.
***
Начнем с «пункта сбора», который формируется вокруг Русской казачьей общины «Соболь» (В. Храмов) и Севастопольской организации «За Единую Русь» (В. Тюнин). Сама Община «Соболь» не прошла юридическую регистрацию в органах юстиции Крыма, что, по словам ее руководителя Виталия Храмова, является «нашим ответом нелегальному «меджлису». Однако юридическим оформлением организации В. Храмова является Фонд поддержки терских казаков и многодетных семей, который тоже участвует в деятельности этого «пула». К этой структуре в последнее время тяготеет Народный фронт «Севастополь-Крым-Россия», лидеры которого – В. Подъячий и С. Клюев – недавно были приговорены крымским судом к трем годам заключения (условно) за призывы к воссоединению Крыма с Российской Федерацией. Фактически организационным выражением этого «пункта сбора» стал Координационный совет русских организаций Таврии (Крыма) и Севастополя.
В середине декабря 2010 г. в Симферополе состоялось заседание Координационного совета «За Русский Крым! – За Единую Русь!», на котором было принято решение преобразовать данную структуру в Координационный совет русских организаций Таврии и Севастополя. В работе Координационного совета участвовали представители русских организаций из Симферополя, Севастополя, Феодосии, Керчи, Ялты, Евпатории и других регионов Крыма. Совет был собран по инициативе Русской казачьей общины «Соболь» и севастопольского русского движения «За Единую Русь». На мероприятии были зарегистрированы представители 20 русских и казачьих организаций полуострова. По словам организаторов, это мероприятие стало своеобразным ответом на региональную конференцию организаций российских соотечественников, проведенную в конце ноября, когда участники данного Координационного совета не были допущены к участию в ней. Может быть поэтому в выступлениях лидеров этого «пункта» акценты делаются на защите русских граждан автономии и Севастополя, а не неких «российских соотечественников», или «русскокультурных». Как заявил старейшина Русской казачьей общины «Соболь» Виталий Храмов: «Русский, русскоговорящий и русскокультурный – это не синонимы. Кроме нас – русских людей – никто наши проблемы решать не будет. У нас нет задач ни бороться с властью, ни подыгрывать ей. У нас есть задача отстаивать интересы абсолютного русского большинства в этой стране».
Предполагается, что Координационный совет русских организаций Таврии и Севастополя – это Совет руководителей организаций, которые будут договариваться и совместно проводить акции, направленные на защиту прав русских людей. В то же время, одной из главных его задач будет являться создание собственной всеукраинской политической партии, так как политическая партия «Русское единство» не устраивает многие русские организации и не может рассматриваться как базовая партия русских Крыма.
Надо сказать, что острота заявлений представителей Координационного совета русских организаций Таврии и Севастополя подкрепляется и усугубляется судебными разбирательствами в отношении их. Если по В. Подъячему и С. Клюеву процесс завершен, и Апелляционный суд Автономной республики Крым подтвердил приговор, то суд по делу В. Храмова только набирает обороты. Его обвиняют в разжигании межнациональной розни, трактуя таким образом его слова, сказанные им на похоронах пятилетнего мальчика из Джанкоя Вити Шемякина, убитого в июне прошлого года Сервером Ибрагимовым, 27-летним мужчиной, увлекающимся, по сведению его соседей, экстремистскими мусульманскими учениями.
Если говорить о социальном ресурсе организаций этого «пункта сбора», то он пока весьма незначителен и формируется, главным образом, за счет немногочисленных активистов-членов этих организаций. Особых надежд в плане расширения электоральной базы здесь нет, так как подобного рода организации возникали и существовали в Крыму и до этого, но ни одна из них так и не смогла расширить своего влияния на крымское общество, не отличающееся пассионарностью.
*****
В отличие от предыдущего, «пункт сбора», который формируется вокруг Русской общины Крыма, является более основательным и проверенным временем. Эта основательность подкрепляется семнадцатилетним опытом работы РОК, в течение которого она была всегда представлена в органах крымской представительной власти, включая Верховный Совет, имея в предыдущем его созыве вторую по численности фракцию после Партии регионов. В Русской общине три народных депутата Украины (два бывших – председатель Общины С. Цеков и почетный председатель В. Терехов и ныне действующий – первый заместитель председателя А. Черноморов). Численность Русской общины Крыма составляет более 10 000 членов, которые действуют во всех городах и районах автономии.
Организационно-технический ресурс Русской общины выражается солидной материальной базой, включающей помещения, средства оргтехники, автотранспорт. Проводятся ежегодные массовые акции, культурно-просветительские и научно-практические мероприятия.
По инициативе РОК в Крыму ежегодно 19 апреля отмечается День Воссоединения Крыма с Россией, что находит поддержку многих крымских общественных и политических организаций.
9 сентября – День памяти русских воинов, павших при Героической обороне Севастополя и в Крымской войне в 1854-1855 годах. Эта памятная дата была учреждена Русской общиной Крыма в 1996 году в память о 150 тысячах русских воинов, погибших в годы Крымской войны. В соответствии с проектом, разработанным представителями Русской общины Крыма, 21 ноября 1996 года Верховный Совет АР Крым принял Постановление №982/1 «О Дне памяти воинов, павших при обороне г. Севастополя и в Крымской войне в 1854-1855 годах, и мероприятиях по сохранению, восстановлению, содержанию и охране захоронений, памятников и памятных мест, связанных с событиями Крымской войны 1854-1855 годов». С этого года в Крыму начались работы по восстановлению захоронений и памятников, связанных с событиями Крымской войны.
Русская община Крыма инициировала принятие Постановления Верховного Совета Автономной республики Крым о праздновании Дня Республики, который отмечается 20 января в честь состоявшегося в этот день в 1991 году Всекрымского референдума по воссозданию автономного статуса республики.
С 2007 года Русская община Крыма в качестве организатора совместно с Верховным Советом АРК проводит Международный Фестиваль «Великое русское слово», который уже стал знаковым не только для Крыма, но и Украины и Российской Федерации.
Этот, несколько канцелярский, стиль изложения позволяет более четко аргументировать прозвучавший выше тезис о солидности Русской общины Крыма. С другой стороны, несмотря на очевидные успехи, Русская община за эти годы так и не смогла достичь политического веса, с помощью политических партий, которые могли бы выражать ее интересы, соответствующего потенциалу русскокультурного сообщества Крыма, составляющего абсолютное большинство населения. И, думается, что в этом вина не только и даже не столько Русской общины, но и того же русскокультурного большинства, включая интеллигенцию, которое предпочитает наблюдать со стороны за происходящими в Крыму политическими процессами, ограничиваясь советами и требованиями.
В политическое пространство Русская община Крыма выходила с помощью различных русских партий Украины. До 2010 года это была партия «Русский блок». Еще раньше – «За Русь единую», «Русско-украинский союз» и Славянская партия Украины. В настоящее время РОК в качестве выразителя своих интересов рассматривает политическую партию «Русское единство», в отношении которой приняла решение о стратегическом партнерстве. Более того, в отличие от предыдущих партий, используемых Русской общиной как политические инструменты реализации своих социальных интересов, партия «Русское единство» создавалась при непосредственном и во многом определяющем участии Общины. Достаточно сказать, что председателем Всеукраинской политической партии «Русское единство» является Сергей Аксенов, ранее избранный первым заместителем председателя Русской общины Крыма.
Давать оценку успешности проекта Русская община Крыма – партия «Русское единство» пока, конечно же, рано, так как фактически прошло всего чуть больше года его реализации. Однако факторы успешности можно определить уже сейчас. Во-первых, это сохранение и внедрение в деятельность партии традиций Русской общины Крыма и тех мировоззренческих принципов, на которых она зиждется; кооптация в структуры партии организационно-кадрового потенциала РОК. Во-вторых, вовлечение лидеров мнения русскокультурного сообщества (журналистов, экспертов, ученых, деятелей культуры) в поле деятельности партии «Русское единство». В-третьих, установление связей и подписания пакта «о ненападении» с другими русскими и пророссийскими организациями Крыма. По всем этим позициям в партии «Русское единство» существуют весьма серьезные проблемы.
***
Следующий «пункт сбора», на первый взгляд, никакого отношения к русскому движению в Крыму не имеет. Но, это только на первый взгляд. Если посмотреть на электоральную базу организации, представляющей этот «пункт», то мы увидим, что она и русская, и русскокультурная, и пророссийская. Речь идет о Крымской республиканской организации Партии регионов. Именно наличие русской электоральной базы позволяет рассматривать Партию регионов в качестве участника и субъекта русского движения в Крыму. Потому что будет неправильно, если мы в структуру русского движения будем включать организации, поддержка которых зачастую ограничивается самими их членами и активистами, а также родственниками и знакомыми, но будем исключать те организации, в поддержку которых высказываются десятки тысяч русских людей. Что касается конкретно Крымской организации Партии регионов, то можно, конечно, предположить, что настоящий русский избиратель просто не пошёл на избирательные участки во время последних местных выборов. Но, все-таки, те русские избиратели, пусть и не «настоящие», которые пришли на выборы, в большинстве своем проголосовали за регионалов или не препятствовали им на пути к победе (по результатам выборов в Верховный Совет АРК 31 октября 2011 г. Партия регионов получила 80 мест из 100). Это объективное обоснование отнесения Партии регионов к русскому «пулу» в Крыму.
С другой стороны, есть и субъективные основания. Руководители крымской власти, они же лидеры «регионалов», неоднократно заявляли, что работа с организациями российских соотечественников должна проходить через Партию регионов. Это звучало из уст председателя Совета министров Крыма, председателя Крымской республиканской организации Партии регионов Василия Джарты и его заместителя по партийной организации, председателя верховного Совета Крыма Владимира Константинова. Надо сказать, что в этом плане проводится предметная работа, которая имеет свои результаты. Председателем Всеукраинского Координационного совета организаций русских соотечественников избран депутат Верховного Совета Украины от Партии регионов Вадим Колесниченко, а координатором Крымского Координационного совета Владимир Черкашин, близкий к крымским «регионалам». В этом, кстати, прослеживается стремление Партии регионов свести русское движение в Крыму сугубо к культурным проектам, которые ограничиваются выставками, концертами и фестивалями.
***
И, наконец, четвертый «пункт сбора» русского движения обнаружился совсем недавно, в конце прошлого года и связано это с тем, что потерявшие свои партийные должности Александр Свистунов (бывший председатель всеукраинской партии «Русский блок») и Леонид Грач (бывший первый секретарь Крымского республиканского комитета Коммунистической партии Украины), а также председатель Прогрессивной социалистической партии Украины Наталия Витренко начали объединительные процессы. Именно присутствие здесь А. Свистунова, инициировавшего создание общеукраинской организации «Русское вече», выводит это объединение на русскую тему. Однако по своему политическому весу и влиянию А. Свистунов явно уступает своим партнерам по объединению. Следовательно, русскости в этом «пункте сбора» будет не больше, чем ранее было в организациях Л. Грача и Н. Витренко. Хотя у Н. Витренко и её партии русская тема была более четко обозначена, чем у коммунистов, все-таки и она, строящая свою политическую деятельность на марксистско-ленинской идеологии, более проникнута интернационализмом, нежели русским национализмом. Достаточно сказать, что Н. Витренко предлагает назвать новое объединение «Славянское вече» (все-таки интернационализм, пусть и славянский). Ну а Л. Грач предлагает и вовсе национально нейтральное название – «Союзное вече».
Более того, само объединение Л. Грача, Н. Витренко и А. Свистунова пока позиционируется как неформальный координационный орган, который каждый стремится использовать в своих интересах. Пока это больше удаётся Л. Грачу, который убедил своих партнёров провести первую совместную акцию в Крыму 19 марта в ознаменование Всесоюзного референдума 1991 года, поддержавшего существование СССР. В этом случае, русская тема для Л. Грача будет лишь способом и средством приспособить к своей политической платформе некоторые русские организации Крыма и определенное количество русских избирателей.
Надо сказать, что из этого «триумвирата» самой статусной фигурой является Л. Грач. Эта статусность подкрепляется не только тем, что Леонид Иванович был главой Автономной республики Крым в 1998-2002 гг., но и его гораздо большими материально-финансовыми возможностями. К тому же, Л. Грач стал недавно председателем Всеукраинской Коммунистической партии рабочих и селян (КПРС), поднявшись в этом плане на один уровень с Н. Витренко. Небезынтересно отметить, что аббревиатура партии Грача идентична аббревиатуре на украинском языке Коммунистической партии Советского Союза – Комуністична партія Радянського Союзу – КПРС.
Сам Л. Грач неоднократно заявлял, что для него основополагающими являются коммунистические принципы. Поэтому прогнозировать успешность этого направления в качестве именно русского «пункта сбора» весьма проблематично.
***
Проведенный анализ сложившихся к настоящему времени в Крыму русских «пулов» показывает, что русский вектор в политическом пространстве автономии может выстраиваться не столько на одном из них, сколько на основе действующей организации – Русской общины Крыма. Самый главный аргумент за такое утверждение состоит в том, что из всех крымских русских организаций, только Русская община может быть определена как массовая организация с четкими национально-культурными мировоззренческими принципами.