Государственный институт русского языка им. А.С. Пушкина при поддержке Федерального Россотрудничества в период с 1 по 7 июня 2015 года провел в Москве ХII Международную олимпиаду по русскому языку учащихся школ с русским языком обучения стран СНГ, Балтии, Грузии, Абхазии и Южной Осетии. Руководитель казахстанской делегации Наталья Вдовина, председатель Ассоциации учителей русских школ в Казахстане, ответила на вопросы «Материка» о прошедшей Олимпиаде.
— Наталья Васильевна, кто представляет Казахстан на Международной олимпиаде по русскому языку?
— Казахстан на олимпиаде представляли ученики школ с русским языком обучения г.Астаны и г.Алматы. Команда Казахстана была собрана в результате отборочных конкурсов, которые проводила Казахстанская ассоциация учителей русских школ и Представительство Россотрудничества в Казахстане. Команда состояла из девяти школьников десятых классов. К сожалению, мы не смогли включить учеников девятых и одиннадцатых классов – они в этот период сдают экзамены. Международные олимпиады по русскому языку учащихся школ с русским языком обучения ближнего зарубежья проводятся ежегодно с 2002 года. Во всех олимпиадах мы принимали участие. Многие победители предыдущих олимпиад закончили российские вузы и продолжают обучение в магистратуре или аспирантуре, некоторые работают и преподают, в том числе и русский язык. Регулярное проведение олимпиад по русскому языку является стимулом для поддержания русского языка и школ с русским языком обучения в странах постсоветского пространства, средством укрепления статуса русского языка как языка международного общения, способом сохранения русского языка и русской культуры в сообществе соотечественников, проживающих за рубежом
— Какие страны прислали свои делегации на олимпиаду?
— В олимпиаде приняли участие школьники из 16 стран – Азербайджана, Армении, Абхазии Белоруссии, Грузии, Казахстана, Киргизии, Латвии, Молдовы, Таджикистана, Туркмении, Украины, Узбекистана, Эстонии, Приднестровской Молдавской Республики и Южной Осетии.
— Вы участвовали во всех прошедших олимпиадах. Чем отличается XII олимпиада от всех предыдущих?
— Мне хочется отметить высокий уровень конкурсных заданий. Программой Олимпиады были предусмотрены конкурсные экзамены (один письменный-сочинение и два устных «Русский язык» и «Страноведение»).. Кроме того, было проведено два творческих конкурса: мелодекламации «Пушкин наше все…» и «Юный оратор». На олимпиаде была создана особенная творческая и дружеская обстановка. Программа проведения олимпиады была составлена с учетом того, чтобы познакомить ребят съехавшихся из шестнадцати стран с Москвой- были организованы: обзорная экскурсия, посещение театра. Церемонии открытия, прошла в музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим». Торжественное закрытие проходило во время Первого международного Пушкинского фестиваля в Государственном историко-литературном музее-заповеднике А.С.Пушкина. Закрытие и объявление победителей XII Международной олимпиады по русскому языку учащихся школ с русским языком обучения стало ключевым событием Пушкинского фестиваля. К недостаткам организации нужно отнести плохое питание детей, которое не соответствовало мероприятию такого уровня.
— Что нового о политике России по поддержке русского языка за рубежом Вы узнали: о судьбе проекта Русской школы за рубежом, о новой Федеральной программе Русский язык 2016-2020?
Во время проведения олимпиады 5-6 июня было проведено Второе заседание Общественного совета Базовой организации государств-участников Содружества Независимых Государств по русскому языку. На заседании была рассмотрена языковая ситуация в образовании стран Содружества, роль и особенности функционирования русского языка на пространстве СНГ. Перед Общественным советом выступил заместитель министра образования и науки Российской Федерации Вениамин Шаевич Каганов. Он в частности рассказал о программе «Русский язык 2016-2020». На заседании также был представлен разработанный Государственным институтом русского языка им.А.С.Пушкина Интернет-портал «Образование на русском». Члены Общественного совета признали представленный портал эффективным инструментом в развитии русского языка и образования на русском языке за рубежом. На заседании был заслушан доклад о языковой ситуации в Армении. Члены Общественного совета решили на каждом заседании представлять доклад о языковой ситуации не менее чем в одной стране СНГ. В итоговых предложениях совета рекомендовано пригласить на следующее заседание руководителей проекта «Русская школа за рубежом», обсудить статус проекта и перспективы его развития и внедрения.
— Каковы успехи участников от Казахстана?
— Абсолютными победителями были объявлены пять школьников из Белоруссии, Латвии, Молдовы, Казахстана и Киргизии В команде Казахстана — Михаил Хаджинов, ученик специализированной школы № 165 г.Алматы. Команда Казахстана получила также один Диплом первой степени, две грамоты за лучшие ответы по страноведению и третье место в творческом конкурсе «Пушкин наше все…». Мне очень приятно было от членов жюри услышать лестные отзывы о нашей команде.
— Как награждаются победители?
— Победители Олимпиады становятся обладателями государственных стипендий на обучение в российских вузах, традиционно пять участников олимпиады получают такие стипендии. Кроме того, победители были награждены ценными подарками от Россотрудничества.
Беседовала Александра Докучаева