Русский мир: многонациональное богатство от одного корня
2 апреля нынешнего года исполняется 20 лет созданию первого после разрушения СССР интеграционного объединения Белоруссии и России. Им стало Сообщество двух государств, которое через год было преобразовано в Союз, а с 26 января 2000 года стал действовать Договор о создании Союзного государства.
Несомненно, на ниве союзного строительства делается немало, но эта работа в большинстве своем относится к области экономики и социальной политики. Однако белорусско-российская интеграция не может строиться только на экономических интересах, ведь Белоруссию и Россию объединяет глубокая духовная и национально-культурная, т.е. цивилизационная общность, которая именуется Русским миром. Своим видением Русского мира с «Материком» поделился белорусский философ, руководитель консервативного центра «Номос» Петр Сергеевич Петровский.
Культура Руси – искон Русского мира
Когда Великий князь Киевский Владимир крестил Русь, то он, очевидно, не мог себе представить, какие изменения привнесет это событие. Ведь данный акт стал не просто принятием христианства восточной традиции, но и обогащением миропонимания суровых северных народов богатой восточно-римской (византийской) культурой, в которой «нет ни эллина, ни иудея». Поэтому традиционные ценности, заложенные на широчайшем Русском пространстве, не имеют этнического подтекста. Старая киевская Русь была населена большим количеством различных племен и народов. В течение столетий культура Руси распространилась от Балтики до Черного моря, от Закарпатья до Тихого океана, объединив многочисленные этносы, населявшие это огромное пространство, в единое духовно-культурное сообщество, единый массив Русской цивилизации, в основе которой лежит именно духовное начало. Изначально Русь объединяла в своем составе помимо славян также балтов, фино-угров и другие народы. Поэтому представителями Русского мира являются в равной степени все народы, населяющие великий Русский простор.
В чем же заключается основа Русского мира? Русский искон или код – это, прежде всего уклад жизни запечатленный в старославянском языке, в справедливом правовом укладе, общинной хозяйственной системе, принятии книжного знания, ознакомлении северных народов с античной культурой в ее византийской христианской интерпретации. Соединение грозного северного духа и мудрого византийского знания породило самобытную и неповторимую культуру. Смысл русского искона или кода – это сожительствование различных племен и народов, сохранение и приумножение их национально-культурных особенностей. Русский искон – это политическая интеграция, соединенная со взаимоуважением, дополнением друг друга, сохранением старого и созданием нового на основе соработничества, т.е. солидарных усилий и общего дела для общего будущего.
Старой киевской Руси как единого политического целого окончательно не стало в ХІІІ веке. На ее месте образовались новые русские государства, которые в равной степени несли древний русский искон-код, сохраняли и самобытно развивали старорусский уклад, доставшийся от предков. Великие святые, такие как Сергий Радонежский в Москве, Стефан Пермский среди фино-угорских народов, Давмонт-Тимофей среди балтов и многие другие, продолжали нести знания, полученные от Старой Руси. Благодаря ним появилось Московское государство, произошло становление Великого княжества Литовского и Русского, обогатилась культура чувашей, карелов, мордвинов и других восточноевропейских народов.
Земли Руси, оказавшиеся в составе Польши и Венгрии, обогатили дворы монархов этих государств неповторимыми образцами культуры как материальной, так и нематериальной. И сегодня в этих государствах можно увидеть то наследие, которое привнесла Русь туда еще 800 лет тому назад. Все это и есть наследие Старой киевской Руси.
Русский мир и Великороссия
Русский мир нельзя ограничивать какой-либо одной страной, народом или государством. Сегодня многие не понимают смысла слова Русь. Некоторые ищут Русь в узко этнических и даже националистических лозунгах, что полностью изменяет первичный смысл русского искона-кода. Подобные тенденции отбирают право русского наследия у целого ряда народов и культур. Это можно наблюдать, когда под Русским миром понимается мир великорусский, связанный с национальной историей только одного, пусть и самого большого и могучего, из народов наследников Руси. Право на Русь помимо великорусской с полным основанием имеют белорусская, украинская или скажем культура полузабытого, но самостоятельного восточнославянского подкарпатского этноса лемков. Кроме восточных славян к Русскому миру относится и целый ряд народов неславянского происхождения. К Русскому миру в равной степени принадлежат как Лев Толстой, так и Янка Купала, и Тарас Шевченко, а также эрзянский народный поэт и писатель Василий Кузьмич Радаев.
Любое сужение в понимании Русского мира, попытки ограничить его какими-то узкими географическими, этническими и языковыми пределами, превращает его первоначальную всеобщую идею в инструмент направленный на унификацию культур народов Русского мира по определенному шаблону. Нечто подобное имело место в СССР, когда национальные культуры, в первую очередь русская, нивелировались и должны были слиться в нечто вненациональное. Однако в результате получили совсем иное. Произошло отчуждение народов СССР от советского государства, которое в результате ушло в небытие. Русский мир представляет собой цивилизационное единство и одновременно национальное многообразие входящих в Русскую цивилизацию народов, где огромную объединяющую роль играет русский язык, являющийся общерусским достоянием.
При этом, Русский мир говорит на различных языках. Где-то мы можем услышать русский язык, который сменится на украинскую мову, где-то послушать неповторимые песни горцев-лемков или познакомиться с удивительной речью карелов. Все это и есть Русь. Если же кто-то воспринимает Русский мир этнически, то у него есть возможность погрузиться в это многоэтничное богатство. Этническое многообразие Русского мира – это его великое достояние и в нем залог единства всех наследников Руси.
Русский мир в проекте интеграции интеграций
Сегодня перед Русским миром стоит задача стать ядром большой континентальной интеграции от Лиссабона до Владивостока. Возможно, в этом и состоит его историческое предназначение. Собственно только Русский мир, соединивший северную суровость с античной мудростью, способен пробудить Западную Европу от летаргического сна декаданса. Но вот способны ли европейские элиты преодолеть въевшуюся в их плоть и кровь русофобию? Это большой вопрос. Но именно от этого зависит будущее европейской цивилизации.
Беседовал Николай Сергеев