Уже более 15 лет Российская Федерация и Республика Беларусь образуют межгосударственн
Нечто подобное может ожидать и ЕАЭС, в том смысле, что осуществление этого проекта может также застрять на первоначальных этапах. Ведь построить прочное геополитическое объединение возможно только в случае, когда в основу будет положена дееспособная и близкая народам идея. Именно об этом шла речь на круглом столе «Русский мир как основа евразийской интеграции», который недавно состоялся в Минске. В мероприятии приняли участие видные белорусские ученые-политолог
С основным докладом «Русская цивилизация как философско-истор
В течение длительного времени белорусскому обществу навязывается польский взгляд на собственную историю, в соответствии с которым исторический путь Белоруссии никак не вписывается в русло развития Русского мира. Официальная историческая наука в Республике Беларусь не только не относит Белоруссию к Русскому миру, но старается их противопоставить
Но если официальная историография пытается придать своим изысканиям хоть какой-то вид научности, то «независимые» фальсификаторы в своих русофобских опусах идут на самые грубые искажения и подтасовки исторических фактов. Эта категория псевдоисториков занимается неприкрытой подгонкой истории под абсолютно надуманную «идеологию ВКЛ», которая на деле является полным отрицанием подлинной белорусской истории. В соответствии с этой фальшивой концепцией ВКЛ и Речь Посполитая преподносятся как некие прообразы современного Евросоюза. При этом в качестве стержневой линии «идеологии ВКЛ» выступает униатство, которое предназначено, по мнению идеологов ВКЛ, для «переделки белоруса в европейского человека». Вся эта весьма далекая от какой-либо науки графоманская деятельность преследует одну единственную цель – навязать обществу мнение о том, что исторически Белоруссия развивалась вне Русского мира. И здесь цели официальной историографии и «независимых» фальсификаторов полностью смыкаются, в результате чего белорусское общество практически не имеет доступа к подлинной истории Белоруссии.
И еще одно важное обстоятельство, на которое необходимо обратить внимание. Для правильного понимания исторических процессов на землях Западной (Белой) Руси (а от этого непосредственно зависит успешность информационно-ид
Все это грубо искажает историческую реальность. В отличие от татаро-монгольск
Далее выступил доктор филологических наук, профессор, академик Сербской академии наук И.А.Чарота, который обратил особое внимание на то обстоятельство, что для белорусского народа принадлежность к Русскому миру является необходимым условием сохранения культурной самобытности и успешного поступательного развития. Именно по этой причине недруги белорусского народа прилагают огромные усилия, чтобы размыть русскую основу национального самосознания белорусов, лишить их подлинных этнических корней. Ведь что такое белорус без общерусской национальной основы? Это безродный «тутэйшый», манкурт из которого можно будет вылепить какого угодно «литвина». Абсурдность обстоятельств состоит в том, что под видом т.н. белорусизации происходит насаждение самой оголтелой русофобии, по сути создается почва для лишения белорусов их национального сознания. Достаточно сказать, что в современной Республике Беларусь широкое распространение получило монументально-из
Вот только некоторые примеры. В Витебске установлен памятник литовскому князю Ольгерду; в Гродно и деревне Пелеса Вороновского района – Витовту; на официальном уровне принимались решения о необходимости установить памятники Гедемину в Лиде и Миндовгу в Новогрудке. А вот предложение общественности об установлении в том же Новогрудке памятника великому князю Ярославу Мудрому поддержки у чиновников не нашло. Подобное положение не может не беспокоить, т.к. все это способно открыть путь к очередной попытке полонизации белорусов. В этой связи не лишне вспомнить, как бывший главный представитель католической церкви в Республике Беларусь, архиепископ (впоследствии – кардинал) Казимир Свентек открыто провозглашал: «Моя программа – распространение польскости на этой территории: нам следует как можно больше детей и молодежи отправлять в Польшу на экскурсии, на учебу, а из Польши сюда присылать ксендзов и монахов, нам нужно организовывать кружки поляков, курсы польского языка…».
Профессор кафедры истории Белоруссии и политологии Белорусского государственного технологического университета, доктор исторических наук В.Е.Козляков отметил, что употребление категории Русская цивилизация вызывает порой неоднозначное отношение у разных представителей политических элит постсоветского пространства. Одни сводят эту категорию лишь к совокупности образцов русской культуры, не исключая даже восстановление самодержавной монархии. Другие – пугают имперскими амбициями Москвы, будто бы жаждущей колонизировать свободолюбивые народы. Подобные упрощенные толкования обусловлены как извращенными писаниями российских либеральных теоретиков, так и их национальными единомышленникам
Между тем Русская цивилизация – это более емкая и многообразная категория, призванная на деле осуществить поступательное развитие народов, долгое время проживавших вместе. Приверженцы слепого копирования западного опыта и приобщения к т.н. западным ценностям не в состоянии понять, что Русская цивилизация представляет собой «другое начало» цивилизации, отличное от Запада. Знаменитый русский философ П.Чаадаев, почему-то всецело зачисленный в «западники», осознавал, что «оригинальная «Русская цивилизация» – плод слияния «стихийной азиатской и европейской», что монгольское нашествие из Азии, «как оно ни было ужасно, принесло нам больше пользы, чем вреда». «Вместо того, чтобы разрушить народность, оно помогло ей развиться и созреть». Эти идеи Чаадаева в той или иной степени получили развитие в трудах Н.Данилевского, К.Леонтьева, позднее – Л.Гумилева. Евразийское единство, которое несла в себе Россия, воплощая созидание, справедливость и духовность, являющиеся общечеловеческим
А общество, существующее сегодня на Западе, всегда отстаивало эгоистические интересы своих правящих кругов, осуществляя колониальные захваты других народов. Санкции, применяемые Западом к России, возникли не сегодня. Они прочно вошли в арсенал западных кругов на протяжении почти 1000 лет. Вспомним, к примеру, натиск немецких орденов на Восток в XIII в., польскую интервенцию в XVII в., нашествие Наполеона в XIX в., осаду Крыма англо-франко-тур
Нужно согласиться с мнением историка Олега Платонова, что Русская цивилизация принадлежит к числу древнейших цивилизаций. Ее базовые ценности сложились задолго до принятия христианства. Опираясь на эти ценности, русский народ сумел создать величайшее в мировой истории государство, гармонично объединившее многие другие народы. Такие главные черты Русской цивилизации, как преобладание духовно-нравстве
Таким образом, Русская цивилизация как социокультурный феномен представляет собой важный предмет исследования для историков, политологов, культурологов, философов, экономистов. Есть надежда, что ученые России и Белоруссии внесут весомый вклад в разработку данной проблематики.
Заведующий Центром евразийских исследований филиала Российского государственного социального университета в Минске, доктор исторических наук К.В.Шевченко на примере Украины показал всю опасность искажения истории для общества и государства. Фальшивая история неизбежно порождает фальшивую политику. В свою очередь, фальшивая политика ведет к потрясениям, кровавым гражданским войнам и распаду государств. Важнейшим элементом насаждаемой украинскими властями фальшивой истории является посыл о противоположност
Научный сотрудник Института философии национальной академии наук Белоруссии, координатор белорусского общественно-поли
Политолог, заместитель председателя Белорусского общественного объединения «Русь» Н.М.Сергеев отметил, что идея Русского мира, помимо прочего, содержит в себе решение и русского вопроса. В результате произошедших в XX столетии двух геополитических катастроф, гибели Российской империи и распада СССР, русский народ оказался самым крупным разделенным народом, который, несомненно, имеет право на воссоединение. Какими же могут быть пути русского воссоединения? Ведь территориально русские (великороссы) оказались разделены границами нескольких международно-при
Подобные потуги не только бессмысленны и бесперспективны, но и небезопасны для самих же постсоветских государств, т.к. способны привести к самым тяжелым последствиям. Война на Украине тому яркий пример. Идея Русского мира позволяет разрешить противоречие между постсоветскими суверенами и правомерным стремлением русского народа к своему национально-куль
Доцент Академии управления при Президенте Республики Беларусь В.А.Елфимов задался вопросом: а могут ли быть успешными Союзное государство и ЕАЭС без должного наполнения? Как показывает трагический опыт СССР (после дискредитации коммунистической идеологии великая держава распалась) и пример трещащего по швам Евросоюза, идейная пустота (нельзя же всерьез полагать, что навязывание сексменьшинств способно объединить народы) неизбежно ведет к краху. Единственной идеей, способной объединить постсоветские государства в процессе евразийской интеграции, является идея Русского мира.
Председатель Координационного совета руководителей белорусских общественных объединений российских соотечественнико
Основой всему этому является именно Русский мир – то есть те цивилизационные ценности, которые формировались столетиями. Русский мир – вовсе не уникальное явление. Есть англосаксонский мир, французский, латиноамериканск
В обсуждении также приняли участие доктор филологических наук, профессор Л.Г.Мощенская, кандидат политических наук Г.Ю.Волков, студенты минских ВУЗов, представители общественности.
По итогам круглого стола было принято решение обратиться к известному российскому политическому и общественному деятелю, директору Института стран СНГ, члену Комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественнико
Директору Института стран СНГ,
члену Комиссии по развитию общественной дипломатии и поддержке соотечественнико
Затулину К.Ф.
Уважаемый Константин Федорович!
Уже более 15 лет строится Союзное государство России и Белоруссии, с начала 2015 года действует Евразийский экономический союз, но вопреки колоссальному потенциалу этих интеграционных проектов их воплощение идет непозволительно медленными темпами. И главная причина в том, что и Союзное государство, и ЕАЭС строятся на так наываемой прагматичной основе. В то же время катастрофический опыт Советского Союза и пример трещащего по швам Европейского союза свидетельствуют о том, что создать прочное геополитическое объединение на основе только прагматизма и меркантильности не представляется возможным. Когда советские республики были объединены идеей строительства коммунистическог
Поэтому утверждать об успешности строительства Союзного государства и ЕАЭС можно будет только в том случае, если базой интеграции Российской Федерации, Республики Беларусь, Казахстана и других постсоветских стран будут не только экономические интересы, но и сильная объединяющая идея. Таковой в условиях идущего в настоящее время жесткого геополитического противоборства может выступать только цивилизационная идея Русского мира. К такому выводу пришли участники состоявшегося в июне в Минске круглого стола «Русский мир как основа евразийской интеграции», собравшего белорусских ученых, политологов и общественных деятелей.
Чтобы идея Русского мира действительно стала исторической и идеологической основой интеграционных процессов на постсоветском пространстве, необходимо вынести обсуждение и проработку этого вопроса на межгосударственн
Уважаемый Константин Федорович!
Мы знаем Вас как последовательног
По поручению участников круглого стола «Русский мир как основа евразийской интеграции»
Доктор философских наук, профессор Л.Е.Криштапович
Доктор исторических наук, профессор В.Е.Козляков
Доктор исторических наук, профессор К.В.Шевченко
Доктор филологических наук, профессор,
академик Сербской академии наук И.А.Чарота
Отдел Белоруссии Института стран СНГ