×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/russkiy-mir-i-istoki-idei-o-nem-v-xii-xiii-vv/
Новости
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
https://fotoremeslo.com
Русский мир и истоки идеи о нем в XII — XIII вв.
12:21 , 14 Май 2021
498
0

«В настоящее время понятие «русский мир» интерпретируется в работах российских исследователей, по меньшей мере, с четырех различных точек зрения. Во-первых, он понимается как геополитическая реальность, стремящаяся вернуться к своим естественным границам (А.Г. Дугин, А.М. Столяров, В.Л. Цымбурский). Во-вторых, русский мир осознается с геоэкономических позиций как сеть сообществ, где происходит концентрация и повышается производительность русского капитала с целью формирования инновационной экономики, развития человеческих ресурсов и совершенствования институтов в ядре русского мира, – России  (П.Г. Щедровицкий, Т.В. Полоскова, В.М. Скринник). В-третьих, русский мир воспринимается как уникальная этнокультурная общность людей, объединенных русским языком, своей историей, нормами и ценностями, проживающих далеко не только в России (В.А. Никонов, Н.Н. Нарочницкая, В.А. Тишков). В-четвертых, русский мир позиционируется как православная цивилизация, включающая в себя под именем Святой Руси, помимо России, также Белоруссию, Украину и Молдову (Патриарх Кирилл, Лаврентий Черниговский). Особую значимость понятию русского мира в настоящее время придает неоднократно высказанная публичная поддержка этому концепту со стороны президента России В.В. Путина. Общим для приведенных выше концепций русского мира является убеждение всех его сторонников в том, что Россия представляет собой не просто государство, пусть и с очень большой территорией, но целый мир со своей особой культурой, имеющей далеко не локальное значение»[1].

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл так раскрывает понятие Русского мира: ««Если говорить о цивилизации, то Россия принадлежит к цивилизации более широкой, чем Российская Федерация. Эту цивилизацию мы называем Русским миром. Русский мир – это не мир Российской Федерации, это не мир Российской империи. ˂…˃ Русский мир – это и духовное, и культурное, и ценностное измерение человеческой личности. Русские, даже которые именуют себя русскими, могут к этому миру и не принадлежать, потому что говорить на русском языке или понимать русский язык – это не единственное условие принадлежности к Русскому миру. И мы знаем, что очень многие не связывают себя ни с русской традицией, ни с духовностью, ни с культурой, а живут иными взглядами, убеждениями и теряют связь со своей собственной цивилизацией.  ˂…˃ Религиозное измерение Русского мира является источником миролюбия наших людей. Непросто сегодня хранить эти ценности. Но нужно понимать, что без этих ценностей не будет существовать ни русский, ни украинский, ни белорусский народ, а все будет переплавлено в некоем котле цивилизаций. Сохранение цивилизаций, в том числе Русского мира, – это наша общая задача. Не для того, чтобы воссоздавать какие-то политические конструкции, строить новые империи, создавать военные блоки, совсем не для того. А для того, чтобы хранить величайшее наследие, которое мы получили от наших предков»[2].

Некоторые исследователи считают, что концепция Русского мира возникла менее двух десятилетий назад, впрочем, и они не могут отрицать того, что сам термин появился гораздо раньше[3].

Существует точка зрения, что автором термина «Русский мир» является святитель Кирилл Туровский. В своем научном «журналистском расследовании» на эту тему писал выдающийся православный журналист современности, глава пресс-службы УПЦ  В.С.  Анисимов[4]: «…»русскому миру» без малого тысяча лет. По крайней мере, в XI веке в Киеве о нем говорят как о реальности, а не как о какой-то идее или концепции.  Об этом свидетельствует памятник нашей древней словесности второй половины XI века, который называют «Слово на обновление Десятинной Церкви». В ней – похвала святому Клименту, киевскому князю (очевидно, Изяславу Ярославичу), и, конечно же, Киеву: «Так сотворил Христос Бог наш, чтобы это церковное солнце – угодник Его, а наш заступник святой священномученик Климент – из Рима пришел в Херсон, а из Херсона – в нашу Русскую страну для спасения нас, верных… Посему и мы славим, и хвалим, и кланяемся в Троице славимому Богу, благодаря верного раба Его, который умножил талант своего господина не только в Риме, но и в Херсоне, и во всем русском мире, и взываем: «Похвала мучеников, украшение святителей, присный заступник страны Русской, драгоценный венец славного и честного града нашего, великой митрополии, матери градов! Тобою русские князи хвалятся, святители ликуют, иереи веселятся, иноки радуются, люди добродушествуют, притекая с теплою верою к твоим христоносным костям и почерпая здесь святыню, возвращаются восвояси и освящают ею свои домы, храмы и тела… Поистине, славнее всех тот город, который имеет твое всечестное тело и весело играет, воспевая хвалу». Автор «слова» неизвестен, как, впрочем, и точное время произнесения речи, поскольку обновления собора были и в XI веке, и в XII. Гипотезы разные, однако, специалисты отмечают высокий уровень профессионального красноречия этой проповеди. Академик Е. Голубинский предполагал авторство св. Кирилла Туровского. ˂…˃ Истоки и основание русского мира – Крещение святым князем Владимиром русичей. «Если отрицать «русский мир», то надо отрицать и Крещение Руси», – говорил Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир. В Киеве была рождена Русская Православная Церковь, которая верой православной просветила и на тысячелетие объединила племена Руси. О рождении нового христианского народа, «новых людей» свидетельствует и наш главный памятник богословской и общественной мысли древности – «Слово о законе и благодати» митрополита Киевского Илариона»[5].

В соответствии с этим пониманием Русского мира святитель Кирилл Туровский уговаривал святого князя Андрея Боголюбского не создавать отдельную восточную митрополию, призывал к единству Руси.

В.О. Ключевский в своем «Курсе Русской истории» писал, что «князья Андрей и Всеволод стараются отделить звание великого князя от великокняжеского киевского стола, а Суздальскую землю превратить в свое постоянное владение, выводя ее из круга земель, владеемых по очереди старшинства; при этом князь Андрей делает первую попытку заменить родственное полюбовное соглашение князей обязательным подчинением младших родичей, как подручников, старшему князю, как своему государю-самовластцу»[6].

Как писал Н.И. Костомаров «…не так благосклонно отнесся к желаниям Андрея патриарх Лука Хризоверх, когда Андрей обратился к нему с просьбою посвятить в митрополиты во Владимир своего любимца Феодора. Этим нововведением Андрей хотел решительно возвысить Владимир, зависевший от ростовской епархии; тогда Владимир не только стал бы выше Ростова и Суздаля, а получил бы еще первенствующее духовное значение в ряду русских городов иных земель. Но патриархи, следуя давнему обычаю восточной церкви, не легко и не сразу соглашались на всякие изменения в порядке церковного управления. ˂…˃ Андрею не удалось возвысить свой Владимир в церковном отношении на степень митрополии. Тем не менее, Андрей в этом отношении наметил заранее то, что совершилось впоследствии, при его преемниках»[7].

Святитель Кирилл в 1169 году принимал участие в соборе, осудившем епископа Феодора, который занял Владимиро-Суздальскую кафедру и пытался отделиться от Киевской митрополии. Святитель Кирилл обличил  Феодора и составил много посланий к святому князю Андрею Боголюбскому (память 4 июля), в которых поучал его и наставлял по поводу церковных нестроений в Ростовской земле[8]. Составитель жития святителя Кирилла пишет, что он «Андрею Боголюбивому князю многа послания написа от евангельских и пророческих указаний, яже суть чтоми на праздники Господския слова и ина многа душеполезна в них словеса»[9].  

Наиболее известное произведение святителя Кирилла Туровского в рамках этой его полемики со святым князем Андреем Боголюбским – «Притча о слепце и хромце». В ней рассказывается, что один богатый господин имел фруктовый сад, который был огорожен забором. Хозяин, чтобы окончательно обезопасить плоды от расхищения, решил нанять сторожей. Но сама охрана могла покуситься на хозяйскую собственность. Тогда господин, который был не только богат, но и умен, прибег к хитрости. Он нанял двух калек – слепца и хромца, справедливо рассудив, что убогие не смогут из-за своих физических недостатков перелезть ограду и нарвать плодов. Но «умельцы» перехитрили господина. Действительно, каждый из них самостоятельно не мог справиться с оградой. Но хромец сел на плечи слепцу, и они, совместно компенсировав свои недостатки, перелезли через забор и ограбили «предусмотрительного хозяина».

Смысл притчи был таким: как бы Господь Бог ни защищал свой сад – Богоспасаемую Церковь, она все равно будет в опасности, если находятся нечестивцы, приносящие ей вред, среди тех, которые призваны ее охранять. И этот вред возрастает, если объединяются недостойные светские властелины с духовными иерархами, подобно тому,  как сговорились князь Андрей и владыка Феодор. Князю, умевшему и любившему писать, пришлось отвечать. И Андрей Боголюбский, и Кирилл Туровский превосходно понимали значение переписки. Она предназначалась отнюдь не для двух адресатов. Ее читали и обсуждали все слои класса феодалов Древней Руси, ведь дискуссия непосредственно касалась животрепещущих вопросов идеологии, церкви и отношения к ней современного общества[10].

 Осада Киева монгольскими войсками в 1240 г. закончилась падением бывшей столицы Древнерусского государства. Престол старших представителей династического рода Рюриковичей (Ярославичей) во времена Александра Ярославича (Невского) по объективным причинам утвердился во Владимире. Признание преимущества (старейшинства) за ними, а также усвоение великокняжеского титула «всея Руси» привело к тому, что пришедший в упадок Киев утратил свое значение центра Руси, а ее новым наиболее крупным центром где-то уже с середины XIII в. (т.е. со времен великого княжения Александра Невского) становится Владимир. Необходимость в контактах с великокняжеским престолом при управлении митрополией в силу тесных взаимоотношений государства и Церкви вынуждали митрополита Кирилла II (первого митрополита Руси после падения Киева) идти на тесное сближение с князем Александром Невским, т.е. фактически с владимирским великокняжеским престолом. Известно, что Кирилл II в качестве митрополита проживает преимущественно во Владимиро-Суздальской земле до самой своей смерти[11].

 Киевская митрополия была перенесена во Владимир Кириллом II, который был родом из западнорусских земель, был духовником святого князя Александра Невского. Кирилл   II был идеологом разворота Руси на Восток, разрыва с Западом, крещения Орды, которое он начал осуществлять, имея в этом определенные достижения.   В 1261 году в Сарае была создана православная епархия. Одной из причин ее создания, по мнению ряда исследователей являлось желание Берке-хана использовать это для связей с Константинополем[12]. Как отмечает В.И. Петрушко «…сарайские епископы играли исключительно важную роль в поддержании контактов между властями Золотой Орды и Русской Церковью. Сарайские архиереи исполняли также и дипломатические поручения, принимая участие в миссиях, касавшихся русско-ордынских и ордынско-византийских отношений»[13].

Перемещение Киевской кафедры при митрополите Максиме из Киева во Владимир было в значительной мере определено расположением там старшего великокняжеского русского престола  (отметим, что владимирские князья до 90-х годов XIII в. управляли и Киевской землей посредством своих наместников)[14].

Протоиерей Иоанн Мейендорф в своем исследовании, посвященном Русской митрополии, писал, что в  правление митрополита Максима, после того как он окончательно обосновался во Владимире–на–Клязьме, великий князь Галицкий Юрий I (1301–1308) добился от патриарха Афанасия I назначения Нифонта первым митрополитом Галицким. После кончины Максима Юрий выдвинул кандидатуру галицкого игумена Петра на смену Нифонту. Патриархат принял весьма интересное решение: вместо того, чтобы поставить Петра на Галицкую – кафедру, его назначают единственным «митрополитом Киевским и всей России», отвергнув кандидатуру некоего Геронтия, которого выдвинул на эту кафедру великий князь владимирский Михаил Тверской. Тем самым митрополия была в очередной раз объединена. Между 1325 и 1347 годами в источниках упоминаются два галицких митрополита – Гавриил и Феодор, – но их правление было непродолжительным. «Епископ Галицкий, – говорится в одном греческом источнике, – много раз был почтен званием митрополита, но властью русского митрополита был вновь низведен до положения епископа».  Похожее решение – поставить митрополита Литовского («о Λιτβάδων) с резиденцией в Новогрудке и с викариями в Полоцке и Турове – было принято в 1315–1330 годах при поддержке язычника великого князя Литовского Гедимина, власть которого возрастала и распространилась на несколько западных княжеств бывшего Киевского государства. Однако к 1330 году эта кафедра была упразднена, и епархии вернулись в юрисдикцию митрополита «всей России»[15].

 Церковное единство пространства Руси, обеспечиваемое наличием одной подчиненной непосредственно Константинополю митрополии, виделось залогом единства Русского мира.  Возможно, Константинополь, предчувствовал приближение падения и, видя потенциал растущего, несмотря на трудности ига, Русского государства,  взращивал на севере преемника, а потом уже появился старец Филофей с идеей «Москва – третий Рим».

В  XII-XIII веках мы видим истоки идеи Русского мира, получившей такую значимость в современных условиях. Мы видим примеры того как в XIV веке в угоду, в том числе, языческим правителям, Константинополь создавал новые митрополии на канонической территории митрополита всея Руси,  и насколько они оказались недолговечными.   О преемственности Русского мира от Крещения Руси говорил святитель Кирилл Туровский, об этом же говорит и Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл: «Русский мир – от киевской купели крещения. Русский мир – это и есть особая цивилизация, к которой принадлежат люди, которые сегодня себя называют разными именами – и русские, и украинцы, и белорусы. К этому миру могут принадлежать люди, которые вообще не относятся к славянскому миру, но которые восприняли культурную и духовную составляющую этого мира как свою собственную»[16].

Архимандрит  Зосима (Шевчук), Кандидат  педагогических наук, доцент, руководитель образовательных курсов для монашествующих при Владимирской Свято-Феофановской духовной семинарии и преподаватель семинарии, игумен Свято-Боголюбского Алексиевского мужского монастыря г. Владимира

 Библиографический список:

  1. Автором термина «Русский мир» является «белорусский Златоуст» святой Кирилл Туровский https://i-sng.ru/publikacii/avtorom-termina-russkiy-mir-yavlyaetsya-belorusskiy-zlatoust-svyatoy-kirill-turovskiy/ (дата обращения 08.05.2021). 
  2. Ключевский В.О. Курс Русской истории. Лекция XVIII. https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuchevskij/kurs-russkoj-istorii/18 (дата обращения 10.05.2021). 
  3. Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Глава 5. Андрей Боголюбский. https://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostomarov/russkaja-istorija-v-zhizneopisanijah-ee-glavnejshih-dejatelej/1_5 (дата обращения 09.05.2021).
  4. Кочеров С.Н. Русский мир: проблема определения // Философия/ Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского.  2014.  № 5.
  5. Лимонов Ю. А. Владимиро-Суздальская Русь: очерки социально-политической истории http://www.a-nevsky.ru/library/vladimiro-suzdalskaya-rus-ocherki-socialno-politicheskoy-istorii6.html (дата обращения 09.05.2021).
  6. Мейендорф И., прот, Пападакис А. Христианский Восток и возвышение папства. Церковь в 1071–1453 гг. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/hristianskij-vostok-i-vozvyshenie-papstva-tserkov-v-1071-1453-gg/8 (дата обращения 08.05.2021).
  7. Михеев С. Перенесение митрополичьей кафедры из Киева в Москву как результат политики Константинополя в   XIII–XV  веках. https://pravoslavie.ru/131304.html (дата обращения 10.05.2021).
  8. Назарова Г.Ф., Фокина А.В. Русский мир: обновление подходов к концепции // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 6(69). 
  9. Петрушко В.И. Митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II и его деятельность по возрождению церковной жизни Руси после монгольского нашествия // Вестник ПСТГУ. История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 5(54). 
  10. Святейший Патриарх Кирилл: Русский мир –  особая цивилизация, которую необходимо сберечь http://www.patriarchia.ru/db/text/3730705.html (дата обращения 10.05.2021).
  11. Святитель Кирилл, епископ Туровский http://days.pravoslavie.ru/Life/life948.htm (дата обращения 10.05.2021).
  12. Соколов Р.А. Александр Невский и митрополит Кирилл // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. Серия 2. Выпуск 3.
  13. Яковлев И. Святитель Кирилл Туровский https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovskij/svjatitel-kirill-turovskij/ (дата обращения 10.05.2021).

[1] Кочеров С.Н. Русский мир: проблема определения // Философия/ Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2014, № 5, с. 163–164.

[2] Святейший Патриарх Кирилл: Русский мир — особая цивилизация, которую необходимо сберечь http://www.patriarchia.ru/db/text/3730705.html (дата обращения 10.05.2021).

[3] Назарова Г.Ф., Фокина А.В. Русский мир: обновление подходов к концепции // Ученые записки Орловского государственного университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2015. № 6(69). С. 338.

[4] Автором термина «Русский мир» является «белорусский Златоуст» святой Кирилл Туровский https://i-sng.ru/publikacii/avtorom-termina-russkiy-mir-yavlyaetsya-belorusskiy-zlatoust-svyatoy-kirill-turovskiy/ (дата обращения 08.05.2021).

[5] Автором термина «Русский мир» является «белорусский Златоуст» святой Кирилл Туровский https://i-sng.ru/publikacii/avtorom-termina-russkiy-mir-yavlyaetsya-belorusskiy-zlatoust-svyatoy-kirill-turovskiy/ (дата обращения 08.05.2021).

[6] Ключевский В.О. Курс Русской истории. Лекция XVIII. https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Klyuchevskij/kurs-russkoj-istorii/18 (дата обращения 10.05.2021).

[7] Костомаров Н. И. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. Глава 5. Андрей Боголюбский. https://azbyka.ru/otechnik/Nikolay_Kostomarov/russkaja-istorija-v-zhizneopisanijah-ee-glavnejshih-dejatelej/1_5 (дата обращения 09.05.2021).

[8] Святитель Кирилл, епископ Туровский http://days.pravoslavie.ru/Life/life948.htm (дата обращения 10.05.2021).

[9] Яковлев И. Святитель Кирилл Туровский https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Turovskij/svjatitel-kirill-turovskij/ (дата обращения 10.05.2021).

[10] Лимонов Ю. А. Владимиро-Суздальская Русь: очерки социально-политической истории http://www.a-nevsky.ru/library/vladimiro-suzdalskaya-rus-ocherki-socialno-politicheskoy-istorii6.html (дата обращения 09.05.2021).

[11] Михеев С. Перенесение митрополичьей кафедры из Киева в Москву как результат политики Константинополя в   XIII–XV  веках. https://pravoslavie.ru/131304.html (дата обращения 10.05.2021).

[12] Соколов Р.А. Александр Невский и митрополит Кирилл // Вестник Санкт-Петербургского университета. 2010. Серия 2. Выпуск 3. С. 5.

[13] Петрушко В.И. Митрополит Киевский и всея Руси Кирилл II и его деятельность по возрождению церковной жизни Руси после монгольского нашествия // Вестник ПСТГУ. История. История Русской Православной Церкви. 2013. Вып. 5(54).   С. 18.

[14] Михеев С. Перенесение митрополичьей кафедры из Киева в Москву как результат политики Константинополя в   XIII–XV  веках. https://pravoslavie.ru/131304.html (дата обращения 10.05.2021).

[15] Мейендорф И., прот, Пападакис А. Христианский Восток и возвышение папства. Церковь в 1071–1453 гг. https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Mejendorf/hristianskij-vostok-i-vozvyshenie-papstva-tserkov-v-1071-1453-gg/8 (дата обращения 08.05.2021).

[16] Святейший Патриарх Кирилл: Русский мир — особая цивилизация, которую необходимо сберечь http://www.patriarchia.ru/db/text/3730705.html (дата обращения 10.05.2021).



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

6 ноября 2024

Президентом США избран Дональд Трамп. По логике здорового русского человека, любые итоги выборов на другом конце света не могут иметь определяющего влияния на нашу страну. Но та часть элиты, которая любой ценой желает поклониться Западу, пресловутая партия похабного мира безумно …

1 ноября 2024

Запретить Эстонскую православную церковь (ЭПЦ) намерено Министерство внутренних дел республики. Об этом пишет РИА Новости. Сообщается, что ведомство собирается внести поправки в закон о церкви, которые будут означать ее полную ликвидацию. В Министерстве внутренних дел Эстонии объяснили свои планы тем, что …

31 октября 2024

Муфтий Татарстана Камиль Самигуллин дал свой комментарий по поводу ситуации с запретом никабов и хиджаба в школах. Он акцентировал внимание на том, что пока в Казани готовились к саммиту БРИКС, во Владимирской области выпустили документ. Датирован он якобы первым днем …


Ваш браузер устарел! Обновите его.