×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/russkiy-dom-v-belorussii/
Новости
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
17 февраля
14 февраля
«Русский дом» в Белоруссии
12:42, 28 января 2010  
79
0

Уже полгода в Витебске, столице известного музыкального международного фестиваля «Славянский Базар», ведет свою работу Витебское общественное объединение «Русский дом». В октябре 2009 года организация была принята в состав Координационного совета руководителей белорусских общественных объединений российских соотечественников при Посольстве Российской Федерации в Белоруссии. И это неудивительно, ведь нынешние члены «Русского дома» уже не один год участвуют в движении российских соотечественников в Белоруссии. Ранее они входили в состав Витебского отделения Республиканского общественного объединение «Русское общество». Собеседник «Материка» – председатель ВОО «Русский дом», писатель Андрей Геращенко.

— Андрей Евгеньевич, расскажите о вашей организации.

— «Русский дом» по многим показателям является нетипичной организацией российских соотечественников. Так, например, средний возраст членов объединения – 33 года.

— Как строится работа в вашем объединении?

— «Русский дом» в соответствии с действующим белорусским законодательством является т.н. цельной организацией, т.е. не может образовывать отделения с правами юридического лица. Однако Устав позволяет нам в рамках «Русского дома» создавать ассоциации, клубы и кружки по направлениям деятельности и интересам. И мы намерены активно использовать такую возможность. Уже сейчас в «Русском доме» работают Молодёжная ассоциация и Ассоциация писателей. Такой подход позволит сделать деятельность объединения более разнообразной и насыщенной. Так, Молодёжная ассоциация (координатор Д.С. Скорынкин) занимается военно-патриотическими мероприятиями, организацией туристических походов, спортивных соревнований, разнообразного досуга с использованием элементов русской народной игровой культуры.

Ассоциация писателей «Русского дома» (координатор В.В. Строкин), объединяет как литераторов, входящих в Союз писателей Белоруссии (т.е. имеющих официальный писательский статус), так и тех авторов, которые имеют литературные публикации и книги, но по каким-либо причинам не входят в официальный писательский союз. Вообще же мы полагаем, что пришло время создания Союза писателей Русского Зарубежья, который бы не только способствовал объединению зарубежных русских писателей, но и продвигал бы, в том числе и в России, многообразную зарубежную русскую литературу.

Опыт деятельности двух упомянутых ассоциаций свидетельствует о том, что «клубный» метод работы представляется наиболее удачным, используя который мы рассчитываем охватить самые различные стороны общественной жизни и сделать деятельность «Русского дома» максимально разнообразной.

— Расскажите о мероприятиях «Русского дома».

— Главными и уже традиционными мероприятиями ВОО «Русский дом» являются республиканская спартакиада соотечественников «Мы – наследники Победы» и конкурс исполнителей русской музыки и песни «Город княгини Ольги». В июне 2010 года также состоится концерт и вечер поэзии, посвящённый 100-летию со Дня рождения Александра Твардовского. Посольство Российской Федерации в Белоруссии оказывает «Русскому дому» посильную помощь, но у нас есть и свои возможности, которые мы стараемся использовать. Так, наше объединение активно сотрудничает с Центром национальных культур Центра культуры «Витебск», совместно с которым в прошлом году мы провели Неделю русской культуры. Наши мероприятия мы стараемся проводить совместно с Витебским городским русским культурным центром «Русь».

— «Русский дом» — это сугубо русская национальная организация?

— Несомненно. Но я хотел бы подчеркнуть, что мы именно русская организация, а не узко этническое объединение великороссов. В «Русском доме» много и белорусов, которые не забыли о том, что они природные русские люди. Мы принципиально представляем себя не в качестве диаспоры за рубежом, а как общественную организацию неотъемлемой части русского народа, оказавшегося разделённым с Великой Россией вследствие геополитических потрясений конца XX века. В этом отношении Белоруссия видится мне скорее ещё одним русским государством, нежели инонациональным образованием. Во взаимоотношениях России и Белоруссии более правильно оперировать теми критериями, которыми мы оценивали отношения ГДР и ФРГ, Северной и Южной Кореи или же современных Германии и Австрии, Черногории и Сербии.

К сожалению, в российской печати в силу сформированных еще в советское время стереотипов (чего стоит только история о том, что белорусов, якобы, обижает слово «Белоруссия» — хотя именно так и называется моя Родина согласно всем правилам русского языка) крайне редко можно прочесть объективную информацию о национальном самоопределении и национальном составе народа Белоруссии.

— Насколько благополучным представляется вам положение с русским языком и русской культурой в Белоруссии?

— Ситуация с национально-культурным вопросом в Белоруссии вообще не такая простая, каковой она, видимо, представляется со стороны, в том числе в самой России и Русском Зарубежье. Да, в Белоруссии русский язык является государственным и основным в обиходе и о дискриминации по национальному признаку (русских, да и других национальностей) не может быть и речи. Но не все знают или понимают то, что сама национальная самоидентификация жителей Белоруссии – весьма сложный вопрос. Белорусы о человеке явно нерусской внешности так и говорят «нерусский» или же «нярусский» в зависимости от региона. А православные белорусы и вовсе зачастую считают себя частью русского народа.

Белорусский язык не имеет широкого хождения и употребления – это, скорее, язык местной «самастойнай» интеллигенции. Окончательно он был создан в начале прошлого века и является искусственной смесью различных местных диалектов. При этом создатели белорусского языка старались в основном опираться на те элементы местных говоров, которые были наиболее далёкими от общепринятого русского языка, преднамеренно игнорируя то, что было близко к русской лексике и фонетике.

Конечно, в деревне широко распространены белорусские, точнее западнорусские, говоры и диалекты, однако они куда ближе к русскому языку, нежели к официальному белорусскому, да и между собой различаются в весьма большой степени (см. М.Тарасевич «О национально-культурном составе коренного народа Белоруссии», http://vitrusdom.narod.ru/materialy.htm/muza.rar, «Точка зрения на претензии «своемовных», http://vitrusdom.narod.ru/materialy.htm/tochkazr.rar).

Национальное самоопределение в Белоруссии – вопрос, скорее, политический – те белорусы, кто считает себя русскими, не видят своего будущего без единства с Россией, с русским народом. Те же, кто смотрит в сторону Европы, имеет польские, униатские или католические корни, или просто следует выгодной коньюктуре «незалежнасти», везде и всюду подчёркивают свою нерусскость и европейскость в противовес «русской азиатчине». Они считают себя не столько белорусами, сколько литвинами (не путать с литовцами), ностальгируя не просто по временам Великого княжества Литовского, а по выдуманному ими мифическому облику этого средневекового государства. При этом намеренно замалчивая о русской составляющей ВКЛ.

Следует отметить, что еще с советских времен именно белорусы-литвины практически полностью контролируют ряд значимых сфер в области культуры – театры, СМИ, издательства и т.п., что и приводит к иллюзии проживания в Белоруссии как бы совершенно иного, не русского народа. К сожалению, в рядах литвинов немало и русских (великороссов), приехавших из самой России, выучивших официальный белорусский язык и не понимающих, что таким образом они играют на руку тем недругам Русского мира, что хотят навечно оторвать Белую Русь от России и окончательно лишить белорусов их исконной русскости. Один из самых ярких примеров подобных заблуждений – ушедший из жизни руководитель ВИА «Песняры» Владимир Мулявин, родившийся и выросший в Сибири.

Во многом благодаря деятельности пролитвински настроенных россиян, многие белорусы искренне верят, что они и в самом деле «забыли» родной язык и пытаются развивать белорусскую культуру. Однако при более глубоком рассмотрении становится понятно, что вся эта белорусизация – не более, чем попытка расколоть единый русский народ и внушить белорусам мысль о том, что они – нерусские и их дальнейшая успешная судьба связана с Европой, точнее с католической Польшей, а не с Россией.

И при этом, многие выходцы из России призывают нас «уважать местную культуру и язык», как будто они, а не мы здесь родились, и не наши предки жили на этой исконно русской земле со времён Полоцкого и Турово-Пинского княжеств, как будто бы у нас не было единых со смолянами и псковичами славянских предков – кривичей.

Гораздо больше удивляет, что так же поступают и многие нынешние российские писатели и политики – они готовы демонстрировать свои уважение и дружбу к белорусам-литвинам, печатать их переводы в России, приглашать их на разные экскурсии в Москву и совершенно не замечают русских белорусов, которые и являются их единокровными соплеменниками и составляют большинство белорусского народа. А потом почему-то удивляются, почему это братья-белорусы смотрят в сторону Европы. А потому и смотрят, что это совсем не те русские белорусы, с которыми и нужно было бы выстраивать отношения.

— Однако Белоруссия – все же единственная постсоветская республика, закрепившая государственный статус русского языка?

— В Белоруссии русский язык, действительно, является государственным. Но это потому, что официальной белорусской «мовой» владеют от силы 5% населения. С таким же успехом, «мову» можно было бы объявить государственной в Смоленске или Пскове.

Поэтому государственность русского языка в Белоруссии – дань здравому смыслу. Если бы сегодня предложили перевести на белорусский язык всё делопроизводство, это просто привело бы к параличу государственного управления и даже социальному взрыву. Сегодня это просто невозможно. Русский язык – это язык молодёжи, язык инженеров, рабочих и врачей, сельских тружеников и военных – то есть родной язык белорусского народа. Но пример Украины говорит о том, что в случае активной белорусизации, точнее дерусификации в отдалённой перспективе вполне возможно увеличить сферу белорусского языка и затем оторвать белорусов от русской цивилизации. Поэтому пересмотр прежней политики России в Белоруссии, смещение крена сотрудничества от попыток наладить отношения с проевропейскими белорусами-литвинами к поддержке русских белорусов является непременным условием сохранения Белоруссии в качестве ближайшего союзника России.

Отдел Белоруссии Института стран СНГ



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

21 февраля 2025

Минск и Москва обсудили формирование объединенного рынка нефти и газа https://eadaily.com/ru/news/2025/02/21/minsk-i-moskva-obsudili-formirovanie-obedinennogo-rynka-nefti-i-gaza Заместитель премьер-министра Белоруссии Виктор Каранкевич и вице-премьер России Александр Новак обсудили вопросы формирования объединенного рынка нефти и газа. Об этом сообщили в пресс-службе правительства РФ. Сообщается, что встреча представителей …

20 февраля 2025

 В настоящее время не видно предпосылок для деэскалации военно-политической обстановки в мире. Об этом сегодня, 20 февраля, заявил начальник Департамента международного военного сотрудничества — помощник Министра обороны по вопросам международного военного сотрудничества Валерий Ревенко на брифинге по актуальным вопросам военной …

4 февраля 2025

В ближайшее время в Белоруссии необходимо разобраться с решениями, касающимися вывода валюты за рубеж. Об этом сегодня, 4 февраля, заявил Александр Лукашенко на встрече с доверенными лицами. Белорусский лидер отметил, что во время доклада генерального прокурора затрагивался вопрос вывода валюты …


Ваш браузер устарел! Обновите его.