Сначала определимся с основными терминами. Жонглирование понятиями «русский», «украинец» дает возможность легко запутать вопрос, чем и пользуются современные власти Украины. Они выстраивают цепочку, кажущуюся логичной, но на деле ложную: раз родился на территории Украины, значит, украинец. А раз так – твой родной язык – украинский и ты обязан исповедовать ущербную идеологию необандеровцев.
Сегодня молодой человек, независимо от того, заканчивается ли фамилия на –ов или на –ко, может прочитать, например, «Белую Гвардию» Булгакова или посмотреть фильм «Адмиралъ» и проассоциировать себя с русской культурой, потом его обидят какие-нибудь русскоязычные мажоры и он, желая отмежеваться от «блатной» субкультуры, посчитает себя украинцем и как свою культуру воспримет кич, культивируемый современной украинской псевдоэлитой — вишиванки, «краины мрий» и т.п.
Мы считаем правильным возвращение к дореволюционному понятию национальности. Ничего нового – самоидентификация идет от малого к большому – населенный пункт (я-местный), субэтнос (малоросс, великоросс, казак), русский в широком смысле (руський). Русский – человек, род которого и он сам сформировались в условиях восточнославянской православной цивилизации, Исторической России, и СССР.
При этом русским можно целиком обоснованно назвать великоросса, малоросса, белоруса, казака, если только он сам сознательно не отмежевывается от русскости. Отмежевания, отказа от русскости, и добиваются от нас — в России — либералы-западники, на Украине — якобы националисты.
Кроме того, русскость вновь станет могучим цементирующим фактором, когда мы перестанем ее стесняться. Если мы стыдимся русскости перед народностями, исторически проживающими на нашей территории, пытаемся заменить ее некой идентификацией «русскоязычия» — мы становимся слабыми по отношению к агрессивным русофобам. Русь создали мы. Великую русскую культуру и историю создали мы. Поляки, немцы, датчане, шотландцы, армяне были горды назвать себя русскими писателями, поэтами, художниками. Князь Багратион любил называть себя русским солдатом. Самоунижением уважения не добьешься. Станем сильными — значит, снова вернем нашей, русской цивилизации лидерство в мире. Украинцы вновь побегут записываться обратно в русские. В русскоязычные они записываться не побегут.
Господство на постсоветском пространстве псевдоэлиты, псевдокультуры и псевдоценностей возможно только потому, что народ утратил преемственность и историческую память. Кризис национальности – отсюда.
Настоящий национализм не в том, чтобы следовать лозунгам, которые кидает в толпу какой-нибудь ущербный демагог. Настоящий национализм – в знании своего рода, в преемственности. Элементарно — если твой дед воевал в Советской армии, прадед — в Императорской, то бандеровцы или «сечевые стрельцы» для тебя — никто. Их нереально навязать в качестве героев.
В 1989 году в Сербии праздновали 600-летие битвы на Косово. 28 июня, практически та же дата, в которую мы празднуем Полтавскую Победу. На Косовом поле собралось 2 миллиона сербов (десятая часть всего народа). Если бы на Полтавское поле пришло хотя бы в десять, в сто раз меньше русских, никаким властям не удалось бы ни исказить юбилей, ни замолчать его.
У казаков есть поговорка: «Казаком нужно родиться, казаком нужно стать, казаком нужно быть». С учётом высказывания Льва Толстого о том, что «вся Россия желает быть казаками», нужно эту казачью поговорку распространить на всех русских. Русским мало родиться. Русским надо быть. Ежедневно утверждать русскость вокруг себя.
Могут возразить, что нет достаточно авторитетного Русского политика на Украине, нет единой организации. Нет политика потому, что нет его сторонников. Как много русских приехало на Полтавское поле праздновать победу?
Но ведь у наших оппонентов тоже нет. Нет на Украине политика, который может без оплаты, на своем авторитете, на идее, собрать несколько сотен человек. Но ведь это не так уж плохо. Это простор для нашей деятельности.
Кто жалуется на оплаченные (или якобы оплаченные) «марши фашистов» и «сборища бандеровцев» — тот расписывается в собственном бессилии. Жаловаться и ныть оставим врагам. Это их привычное амплуа. Однако и они уже понимают, что ныть – бесперспективно. Находятся отмороженные персонажи, на глазах милиции разбивающие памятники Ленину. Когда Русское поле на Украине будет создано – появятся такие персонажи и у нас. Они должны появиться. Однажды диакон Андрей Кураев наполовину в шутку сказал: «Меня печалит отсутствие православного терроризма. Терроризм – это плохо, это зло. Но терроризм – это выплеск черной энергии. Пусть черной – но все-таки энергии. А если тебя бьют в самые болевые места, но ты никак не реагируешь – то одно из двух: или ты свят – или ты мертв».
Русскость – это дух, а не совокупность образовательных признаков. Русскость в себе и своих детях сохранит не космополитичный образованный грамотей, дети которого, при всей их грамотности в русском языке, могут считать себя уже украинцами, сибиряками или ингерманландцами. Русскость сохранит человек, который пусть говорит на суржике, но за глумление над историей и верой Руси способный дать в морду.
Нельзя сказать, что наша ситуация безнадёжна. В Полтаве на 300-летие собралось не так уж много русских активистов. Но они собрались. Казаки устроили шествие, имеющее отчетливо объединительный смысл. Мы пока не умеем достаточно эффективно работать со СМИ, создавать информационные поводы, координировать работу активистов и организаций. Но мы учимся. Уже сейчас, после буквально пары лет работы Верного Казачества, мы собираем больше казаков, чем все необандеровские козацтва. И это без всякого финансирования. Наши мероприятия выглядят ярче и несут больше смысловой нагрузки. Осталось распространить эту практику на все организации соотечественников, придать уличной работе с массами эстетику и динамизм. Пора выходить из академических залов на улицу. Работать не с протоколами, а с людьми. Делать правду достоянием народа.