×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/russkaya-pravoslavnaya-cerkov-kak-cen/
Новости
3 мая
2 мая
27 апреля
26 апреля
Русская Православная церковь как центральная скрепа общерусского единства

Недавно  состоялась белорусско-российская видеоконференция «Социальная роль Русской Православной церкви в патриотическом воспитании общества на современном этапе», в котором приняли участие белорусские и российские священнослужители, ученые, политологи и журналисты. Организаторами мероприятия выступили институт стран СНГ и Представительство Россотрудничества в Республике Беларусь.

Открыл конференцию Леонид Геннадьевич МАКУРОВ, первый заместитель Руководителя Россотрудничества, первый секретарь Посольства Российской Федерации в Республике Беларусь. В своем приветственном слове он отметил огромную историческую роль Русской Православной церкви в великом деле общерусского единства.

ФРОЛОВ Кирилл Александрович (Россия) , глава отдела по связям с Русской Православной Церковью и православным сообществом за рубежом Института Стран СНГ, глава Ассоциации православных экспертов и Корпорации православного действия.

Рассказал о ситуации в Белорусском Экзархате и необходимых мерах по раскрытию его воссоединительного потенциала. Белорусский Экзархат Русской Церкви, безусловно, является смысловым центром и «точкой сборки» воссоединения русского народа, потому что именно Русская Церковь, ученики великого митрополита Иосифа (Семашко), породила «западнорусизм» — самое точное, православное мировоззрение для Белоруссии, для возрождения которого мы с вами должны положить все силы, сделать все возможное и невозможное.

Для осуществления этой великой исторической миссии нужно описать проблемы и указать пути их преодоления. По мнению докладчика, главной такой проблемой является раздробленность и «ложное смирение» сторонников западнорусизма — исторической правды о том, что малороссы, белорусы и великороссы не только в прошлом, но и в настоящем являются одним, но искусственно разделенным русским народом.

Как результат — антибелорусское меньшинство в Белорусском Экзархате захватывает информационно пропагандистский дискурс и создаёт впечатление того, что именно оно является голосом Церкви. Именно так воспринимается антирусская, литвинская, «майданная» пропаганда, которую осуществляет в своих блогах глава Информационного отдела Белорусского Экзархата отец Сергий Лепин.

Кирилл Фролов отметил, что все мы уже являемся «неформальным» православным братством Западной Руси имени Митрополита Иосифа (Семашко), которое должно действовать системно и планомерно по активации православных западнорусских сил, искать и поддерживать новых и старый «бойцов», давать им дорогу в жизнь к публикациям, востребованию. Затем было указано на необходимость переиздания великих западнорусских просветителей, великих учеников святого митрополита Иосифа (Семашко) – Кояловича, Жуковича, Чистовича и других великих западнорусистов – Лаппо, Карского, о которых Кирилл Фролов писал в своей книге «Святые и пророки Белой Руси».

По мнению докладчика, их нужно не только переиздавать, но установить им памятники, а также увековечить их имена в названиях улиц. Были названы и другие Святые Новомученики Белой Руси как столпы русского единства – Жировицкий наместник, Гомельский епископ Тихон (Шарапов), а также православный сенатор Польского сейма В.Богданович, чей белорусский патриотизм был неотделим от русского.

Об этих фигурах нужно правильно писать и говорить, спасать их память от исторических фальсификаций, а то «змагары» пытаются их «приватизировать», — отметил Кирилл Фролов. Не только в либеральных, но и в квазипатриотических кругах издаётся большими тиражами «заукраинская» и «пролитвинская» макулатура, насаждаются мифы о необратимости и якобы исторической укоренности «украинства» и «литвинства».

Заметил также, что недопустимо когда Российская железная дорога буквально отталкивает Белую Русь от России, переименовывая Белорусское направление на Смоленское, когда дикторы российских телеканалов  нарочито именуют Белоруссию «иностранным», а не Союзным государством.

В заключении Кирилл Фролов отметил, что нам предстоит главная битва, битва за умы и сердца искусственно разделенного православного русского народа Великой, Малой и Белой России. 

 Нечай Александр Антонович (Белоруссия),  руководитель Православного собрания имени Святого князя Александра Невского при Белорусском общественном объединении «Русь».

Выразил убеждённость в том, что для людей,  призывающих к патриотизму, важно прежде всего понять смысл и объем этого слова, чтобы призыв к патриотизму правильно отзывался в душах людей. Говоря о  роли Православной церкви, Александр Антонович высказал убеждение, что это «сегодня единственная организация из всех существующих государственных органов и организаций, научных фондов, которая уже две тысячи лет хранит то понимание патриотизма, которое является фундаментом, стимулом мощной энергией того, ради чего строится Русский мир, именно обратившись туда мы можем узнать истинное значение этого понятия…». «Без православия нет никакого Русского мира, Русской цивилизации. Но и без Русской цивилизации, без Русского мира не будет никакой Русской православной церкви», — подытожил А.А.Нечай.

ЯЦКЕВИЧ Константин Владимирович (Белоруссия), руководитель Духовно-просветительской программы «Семья – Единение – Отечество»  Православного собрания имени Святого князя Александра Невского при Белорусском общественном объединении «Русь».

Развил мысль Александра Нечая: «Истинность патриотизма определяется таким понятием, как нравственность, точнее, нравственность христианская. Парадоксально, что, к сожалению, в сегодняшней системе образования эта категория выпала с точки зрения её понимания. Если провести опрос и спросить, что же такое нравственность, будут отсылать к понятию морали или что-то в этом роде. Большая опасность стоит от понятия патриотизма отойти в сторону национализма или шовинизма. Патриотизм включает в себя необходимость гордости за свою родину, за своё отечество в правильном – нравственном – понимании. И тут может включиться тщеславие. Как только человек, не имея нравственной основы, подвергается нравственным страстям, начинают играть национальная гордость, гордыня: я — выше, я – лучше. Но если есть нравственная, евангельская основа, эти страсти частично уравновешены». В заключении К.В.Яцкевич поделился тем определением нравственности, которое нашёл в книге священника 1909 г.: «нравственность есть естественное стремление человеческого духа к доброте посредством совести».

 Протоиерей  НАДУМОВИЧ Андрей Николаевич (Белоруссия), настоятель прихода храма Саввы Освященного в г. Минске.

Остановился на трактовке понятия патриотизма в Русской Православной церкви. «В каждой стране и у каждого народа патриотизм является добродетелью. Но только в христианстве оно раскрывается полностью и становится совершенным. Нет добродетелей вне Христа. Следовательно, вне Христа нет и патриотизма… Если патриотизм не подчинён чувству любви к Богу, он неизбежно превратится в греховную страсть. Только вера Христова очищает и возвышает патриотизм, делая земное Отечество для человека преддверием Отечества небесного. Филарет Московский говорил, что «худой гражданин земного отечества и небесного недостоин». Отец Андрей процитировал основы социальной концепции Русской Православной церкви, где говорится, что «любовь к Родине является долгом христианина, патриотизм православного христианина должен быть действенным. Он проявляется в защите Отечества от неприятеля, труде на благо Отчизны, в заботе об устроении народной жизни, в том числе путём участия в делах государственного управления. Христианин призван сохранять и развивать национальную культуру, народное самосознание». Опираясь на слова Святейшего Патриарха Кирилла, выступающий обратился к такому понятию, как «освящённый, святой патриотизм, священный», который «построен на знаниях. В частности, на знаниях религии своего народа, своей истории, своей культуры… Он является показателем духовной зрелости человека, гражданина, для которого любовь к своей земле не означает неприязнь к загранице. Ведь патриотизм – это общность любви, а не ненависти. Но, как всякая истинная любовь, она исключает националистическую гордыню, вражду и шовинистическую ненависть. Это как раз то, что мы видим сейчас на Украине, и, к сожалению, у нас это тоже стало проявляться». Заключил своё выступление отец Андрей цитатой классика русской литературы А.С.Пушкина, обращённой к П.Я.Чаадаеву, где  чувства патриотизма он выразил ясно и просто: «я далеко не восторгаюсь тем, что вижу вокруг себя, но, клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков – такой, какой бог нам её дал».

Протоиерей  ТРОФИМОВ Олег Владимирович (Россия), доктор богословия, магистр философии, публицист.

Обратил внимание на то, что «молодёжи необходимо приучение к патриотизму небесному – к такому порождению Бога, которое я хочу назвать цивилизацией Иисуса Христа. А цивилизация Иисуса Христа – это есть Святая Русь. Если мы будем говорить о белорусском, украинском, русском и так далее патриотизме отдельно, это дойдёт до некой меры шовинизма и отторгаемости». Опираясь на личный опыт пребывания на своей малой родине – Западной Украине, ведя борьбу с раскольниками, Олег Трофимов привёл такой образ: «Душа так устроена богом, что для неё нужна высшая идея познания. И вот майданные технологии смогли произвести в душе украинцев, то есть малороссов, кентавра – полуживотное, получеловека. Когда смешалась политика и религия, то политика стала как бы видом религии, когда люди ходили с «промытым» мозгом…». По словам О.Трофимова, патриотизм должен ставиться на общих исторических корнях, а также акцент в патриотизме нужно ставить на духовные корни, на единую цивилизацию Христа, которая есть Святая Русь. «Сейчас применяется масса технологий, чтобы нас разъединить. Поэтому нужно обращаться к святости, которая сверх такого понятия, как идеология. Именно она будет нас объединять».

ЧАРОТА Иван Алексеевич (Белоруссия), доктор филологических наук, профессор, член Издательского совета Белорусского Экзархата Русской Православной Церкви.

Говоря о патриотизме и победе в Великой Отечественной войне, вспомнил знаменательное выражение  о том, что в последней войне победили учителя литературы. «А смогли бы нынешние учителя литературы или современные писатели победить? – Несомненно, одно из направлений в ответе – это душа. И тот патриотизм, который закрепился в сознании нескольких поколений наших современников, — это благодаря учителям и писателям. Второе направление – это вопрос государственности. В силу исторических процессов один из важных факторов, влияющих на патриотизм, это – у украинцев и белорусов — отсутствие государственности в сознании. А придуманная государственность, воображаемая, мифологизированная – это уже другое. Например, мои родителя, проживая в Западной Белоруссии, не выезжая никуда, прожили в семи государствах!» Говоря о понятии патриотизма, Иван Алексеевич вспомнил, что у сербов это понятие заменяет слово «родолюбие»: «Это слово в самом широком смысле слова заменяет слово патриотизм, которое направляется не к «местолюбию», а и к роду предков, и к роду потомков».

СЕРГЕЕВ Николай Максимович (Белоруссия),  Представитель Института стран СНГ в Республике Беларусь, Председатель Белорусского общественного объединения «Русь».

Обратил внимание, что в Республике Беларусь, как и в других странах СНГ, немало говорится о патриотизме, патриотическом воспитании как молодежи, так и в целом граждан. Однако в настоящее время в различных общественных группах понятие патриотизм толкуется по-разному, нередко с прямо противоположных позиций. 

Взять хотя бы Украину. В этой братской (в прямом смысле) нам стране, колыбели Руси, патриотами себя называют те, кто отрекся от Руси и имени своих предков, кто ненавидит своих родных братьев великороссов и белорусов и пресмыкается перед извечными врагами русских (восточных) славян, кто вверг Украину в национальную катастрофу, превозносит в качестве героев пособников Гитлера (Бандеру, Шухевича и других военных преступников) и развязал кровавую войну на Донбассе.  

Особую ненависть у этих лжепатриотов вызывают те украинцы, которые не приемлют бандеровский неонацизм, являются достойными сыновьями и внуками своих отцов и дедов, сокрушивших черный гитлеровский рейх и водрузивших красное знамя Великой Победы над поверженным Берлином. Именно они являются подлинными патриотами и поэтому бесстрашно выходят на акцию «Бессмертный полк» в различных городах Украины, несмотря на угрозы и нападения бандеровских нацистов, участвуют в великих крестных ходах Украинской православной церкви Московского патриархата, понимая, что без России и Белоруссии, т.е. вне Русского мира, Украина погибнет и навсегда уйдет в небытие. Лучшие сыновья и дочери Украины защищают  Донбасс от карательных войск бандеровского киевского режима. Герои Донбасса являются подлинными патриотами и наследниками Великой Победы над фашизмом. Именно они и есть надежда Украины на будущее.

Подчеркнул. что, патриотизм — это стремление продолжить главное дело своих отцов и дедов, верность имени и заветам предков, желание сделать свою страну свободным, развитым и процветающим краем. И кто же в этом смысле является патриотом белорусской земли? Наши отцы и деды в годину тяжелейших испытаний Великой Отечественной войны героически сражались в рядах Красной Армии, партизанских отрядах и патриотическом подполье не только против черного нацистского рейха (на который работала практически вся Европа), нацизма и фашизма как людоедских идеологий, но за Великую Советскую державу, за единство и братство советских народов. Это было главное дело наших отцов и дедов.

На знаменах воинских частей Красной Армии и партизанских отрядов были начертаны вдохновляющие слова «За нашу Советскую Родину!», простиравшуюся от Буга до Тихого океана, от Баренцева до Черного моря. Советские воины сражались под сенью Красного знамени и георгиевской ленты, которая реяла на знаменах гвардейских частей и осеняла высший знак солдатской доблести — Орден Славы. А после разгрома гитлеровского рейха знаменовала медаль «За Победу над Германией».

В 1991 году с нашим Отечеством случилась катастрофа. Советская держава ушла в историю. Но наши отцы и деды строили и защищали великую страну, а наши предки-русичи завещали нам крепить единство Руси, о чем говорится в бессмертном «Слове о полку Игореве». И долг каждого патриота следовать этим священным заветам.

При этом отметил, что единство Руси может иметь разные формы. За многовековую историю восточнославянского мира не раз случалось, что на Руси существовали различные государства, но при этом все они принадлежали к великому Русскому миру.

 МОИСЕЕВ Сергей Валерьевич (Россия), представитель харьковской организации «Русь Триединая», главный редактор газеты «Русь Триединая».  

 Представляясь, рассказал: «Мы – православная организация по типу братства. Действовали на территории Харьковской области с 2005 года, занимались культурно-просветительской деятельностью, помогали сохранять каноническое единство, защищать его и так далее. В 2014 году мы участвовали в «Русской весне», после чего наша организация и газета запрещены решением суда на Украине. Мы вынуждены были эмигрировать в Россию, где нас радушно приняли. Некоторые наши ребята погибли, некоторые были в украинских застенках – мы прошли через страшные испытания. По итогам этих событий я написал книгу «Переход через пропасть».

Углубившись в историю, поведал очень важный исторический аспект: «Территория Харьковской области вошла в состав Русского государства задолго до Переяславской рады – в 1503 году — наряду с Сумской, Черниговской и несколькими областями современной России (до Тулы, включая Тулу). В советской историографии была фактически упущена эпоха русско-литовских войн. Практически никому не известно, что была Русь литовская, более могущественная, чем  Русь северо-восточна. Она объединяла 9 русских княжеств. Девять десятых населения говорило на русском языке, имело русские корни и соответственно православную веру. При Дмитрии Донском литовско-русские князья дважды осаждали Московский  Кремль.  Литовская Русь доминировала в тогдашнем Русском мире до унии с Польшей 1385 года. Москва на тот момент была зависима от Орды, а литовская Русь сохраняла относительную русскость и независимость. И в то время Вильно было серьезным центром притяжения русских земель.

После заключении Кревской и последующих уний великие князья Литвы и Руси, они же польские короли под воздействием римской курии стали переводить в католицизм весь русский сегмент в Литве. Отсюда началось противостояние. Часть западнорусских князей попросили помощи и подданства у Ивана III, который вступил в войну с Вильно, выиграл эту войну, и было заключено Благовещенское перемирие в 1503 году. До этого было ещё две войны… То есть получается, что Русь с Литвой спорили за то, чтобы русские земли были собраны под одним политическим центром.

Великий князь Литовский и Русский Витовт создавал уже отдельную поместную церковь, которая не подчинялась Москве. То есть был уже не только политический раскол, но и церковный. Он мог углубиться, так как в то время  Новгород и его правительница Марфа Борецкая уже тяготели к Литве. Но этого не случилось, потому что Иван III пресёк эти сепаратистские настроения Новгорода, Пскова, взял Тверь и в конечном итоге смог отвоевать у «Литвы и Руси» территории до Чернигова, который вошёл в состав Русского государства.

Мы считаем это важнейшим политическим событием, которое стало платформой единого Русского государства на века. Благодаря этому единству мы выдержали натиск и наполеоновской орды, и гитлеровской, и выдержим тот, который нам ещё предстоит. В этой связи важно понимать, что важнейшая современная задача на повестке у России – это собирание русских земель под одним политическим центром. Тогда мы сможем удержать Третий Рим и как духовный центр.

Подчеркнул, что Россия – это не просто страна, Россия – это цивилизация. Патриотизм – это высокое чувство. Важно понимать, что здоровый патриотизм не предполагает уничтожения других культурных форм бытия, то есть он не утверждается за счёт иных культур и цивилизаций.

Обратил внимание на формулу своей общественной организации – Русь триединая. Мы за то, чтобы сохранить национальные особенности нашего триединого народа. Но матрица в том, что мы – восточноправославные, мы получили свой культурный код из Византии. На том стоим и стоять будем, потому что именно благодаря этому состоялась Русская цивилизация от Курил до Карпат, и это великое наследие получил Советский союз. Иван Ильин в середине ХХ века писал, что Советский союз распадётся, но Россия не погибнет, а вновь будет бороться за свою целостность и единство. И то, что сейчас происходит в Донецке, Луганске, что произошло с Крымом – и есть элементы этого процесса.

ГЕРАЩЕНКО Андрей Евгеньевич (Белоруссия), писатель, руководитель Координационного совета белорусских организаций российских соотечественников.

Отметил, что «патриотизм – это, безусловно, любовь к родине, к своему народу, к своему языку, к своей культуре. Но нужно ли однозначно ставить равенство между патриотизмом и православием и христианством – сказать однозначно сложно. Я не думаю, что языческая Русь не имела патриотизма, или советские воины, которые погибали в годы Великой Отечественной войны и не были православными, не имели этого чувства. При этом, безусловно, православие является краеугольным камнем в этом понятии».

Далее Андрей Евгеньевич отметил, что структура православной церкви строилась так, что отдельное государство предполагает и отдельную церковь. Это наблюдается и в Сербии, и в Болгарии, и в Греции. К сожалению, по этому пути идёт Украина, не исключено, что к этому рано или поздно двинется и Белоруссия

В связи с этим А.Е.Геращенко обозначил проблему: «Если в иноязычных государствах, как, например, в Средней Азии, православная церковь тесно работает соотечественниками, то у нас это не совсем так, потому что руководство Белорусского Экзархата смотрит на то, какую политику ведёт белорусское государство. А поскольку оно в течение уже долгого времени проводило политику определённого дистанцирования от России, то и церковь здесь чёткой позиции, на мой взгляд, не занимала. Отсюда нам необходимо искать пути и варианты взаимодействия между Белорусским Экзархатом и организациями российских соотечественников и патриотическими организациями. Мы как миряне должны искать с Православной церковью те варианты и те возможности, которые позволят нам взаимодействовать.

БАБУК Александр Вадимович (Белоруссия), преподаватель Белорусского государственного университета, исследователь русской православной культуры.

В своем выступлении затронул тему «Достоевский, Православие, Белая Русь», которую раскрыл посредством нескольких тезисов.

Первый тезис: Ф.М.Достоевский имеет связь с белорусской землёй в биографическом плане. Род его деда Дмитрия Григорьевича, православного священника, происходит из д. Достоево – сейчас Пинский район Республики Беларусь. Второй тезис:  влияние творчества Ф.М. Достоевского на мировосприятие белорусских литераторов. Отметил, что такие знаменитые белорусские писатели как Кузьма Черный и Василь Быков  выросли на творчестве Ф.М.Достоевского. И третий тезис – это духовная связь писателя с Белой Русью, о которой он говорит в ряде  своих сочинений.

Напомнил, что великий русский писатель  был «почвенником», то есть приверженцем мысли о важности «народной почвы», национального духа. Александр Бабук завершил свое выступление известной цитатой Ф.М.Достоевского: «Если бы как-нибудь оказалось, что Христос вне истины и истина вне Христа, то я предпочел бы остаться с Христом вне истины».

ЧЕРЁМИН Александр Александрович (Россия), доктор исторических наук, автор книг «Полоцкое русское княжество», «Священная дружина Александра Третьего».

Посвятил своё выступление исторической основе, которая вкладывается как в ХII, так и в ХХI век. Рассказал  об истории Полоцкой земли, с которой связано имя Ефрасиньи Полоцкой, рассказал о тех общерусских (белорусско-российских) духовных мероприятиях, которые проводятся сегодня в полоцком Спасском монастыре. Отметил, что многочисленные исторические факты свидетельствуют о том, что мы были и являемся единой Русской Землёй.

По мнению участников конференции, со времени крещения Руси Русская Православная церковь была и остается одной из центральных скреп общерусского национально-цивилизационного единства. Само понятие Русский мир как единое целое впервые прозвучало в XII веке из уст святителя Кирилла Туровского. В настоящее время Русская Православная церковь  является единственным общерусским институтом, охватывающим своим духовным окормлением всю историческую Русь. В Русской Православной церкви имеется целый сонм общерусских и конкретно западнорусских святых, подвижников и печальников за Русскую Землю, деяния которых призваны вдохновлять православных верующих.

 

 

 

 



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

3 мая 2024

В Белоруссии уделяют особое внимание противовоздушной обороне. Об этом сегодня, 3 мая, заявил министр обороны республики Виктор Хренин. По его словам, концентрация войск НАТО возле белорусских границ по-прежнему остается высокой и интенсивность мероприятий оперативной и боевой подготовки не снижается. «К примеру, на сегодняшний день на территории сопредельных с нами стран проходит …

27 апреля 2024

Время ожидания в очереди на одном из двух оставшихся контрольно-пропускных пунктов на границе Литвы и Белоруссии увеличилось до шести суток. Об этом свидетельствуют данные, в режиме реального времени размещаемые на сайте дирекции КПП при МВД балтийской республики. По состоянию на 14:00 на КПП …

27 апреля 2024

Сотрудники спецслужб Латвии и Литвы в пограничных пунктах пропуска предпринимают попытки завербовать граждан России и Белоруссии. Об этом сообщил председатель Государственного пограничного комитета Белоруссии Константин Молостов. «В действующих пунктах пропуска со стороны государств Балтии ужесточены контрольные мероприятия в отношении граждан …


Ваш браузер устарел! Обновите его.