×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/rossiysko-amerikanskie-otnosheniya-v-usloviyah-ukrainskogo-krizisa/
Новости
29 сентября
6 августа
4 августа
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
Российско-американские отношения в условиях украинского кризиса

В начале декабря 2015 г. в Вашингтоне прошла крупная международная конференция, в работе которой мне удалось принять участие. В ходе ее проведения и состоявшихся там встреч с экспертами и политическими деятелями, которые хорошо понимают текущую ситуацию, в том числе в отношении перспектив российско-американских отношений, стали понятны некоторые тенденции, которые будут проявляться в ближайшей перспективе. Во-первых, очень настораживает тот факт, что на среднем уровне в Государственном департаменте США многие настроены на конфронтацию с РФ. Поэтому даже после смены высшего эшелона власти в США, что произойдет к весне 2017 г., существенного улучшения российско-американских отношений не произойдет.

Во-вторых, отношения между Москвой и Вашингтоном сохранятся сложными, как минимум, на первый срок следующей американской администрации. Причем с вероятностью порядка 70% (на начало декабря 2015 г.) наиболее реальным кандидатом в президенты США является Хиллари Клинтон. Как считают в Вашингтоне, для России это не так и плохо, потому что она понимает важность РФ для США. Конечно, Хиллари Клинтон будет проводить более жесткую политику чем Барак Обама. Но она, тем не менее, будет принимать в расчет российскую позицию, если это будет совпадать с американской по вопросу урегулирования региональных кризисов.

В-третьих, в ближайшее время отсутствует сама возможность снятия (смягчения) антироссийских санкций. При этом следует учитывать, что против РФ введены два вида финансово-экономических санкций: по Крыму, которые будут действовать неограниченно долго, и связанные с ситуацией на востоке Украины. В отношении последних санкций существует понимание, что они будут продлены не только до конца нынешнего года, но и еще на 6 месяцев, пока новая американская администрация сможет как-то сформулировать свою политику в отношении Украины. Таким образом, антироссийские санкции со стороны США продолжат действовать, как минимум, до лета 2017 г. До этого времени говорить даже об их смягчении было бы преждевременно.

В-четвертых, Украина постепенно перестает быть высшим приоритетом внешней политики США. Несомненно, что ситуация в этой стране была важна для администрации Барака Обамы, которая инициировала там силовое свержение власти в феврале 2014 г. Иначе это будет восприниматься новой американской администрацией. Для нее Украина останется лишь болевой точкой, которая может быть задействована для оказания давления на Москву. Такие болевые точки США создают (поддерживают) по всему миру. Например, для Китая – это Тибет и Синьцзян-Уйгурский автономный район. В этом качестве Украина всегда будет задействована, как только будет необходимо. Поэтому Запад будет продолжать дотировать Киев на минимальном уровне и окончательно его не бросит, как бы не хотели этого в Москве. С другой стороны, поддержка американцами Украины будет все более носить ограниченный характер.

Отдельного рассмотрения заслуживает вопрос об экономической ситуации на Украине. Ранее мы считали, что ее экономика будет падать существенно быстрее. На практике этого не произошло ввиду накопленного за прошлые десятилетия, в первую очередь в советское время, научно-производственного потенциала и активного использования правящей властью украинского национализма, что позволяет достаточно долго местному населению выживать за счет различного рода подсобного хозяйства. Тем не менее, продолжается процесс деиндустриализации страны, что отчетливо видно, например, по оборонно-промышленному комплексу (ОПК). На Украине так и не смогли завершить создание собственного танка «Оплот» (это не помешало его принять на вооружение в мае 2009 г.), зато украинские специалисты помогают туркам создавать новый танк «Алтай». Такая ситуация США полностью устраивает, так как американцам не нужны конкуренты в сфере создания и производства бронетанковой техники. А Россия вынуждена идти по пути импортозамещения. В результате продукция украинского ОПК остается невостребованной, за исключением образцов легкого вооружения на Донбассе.

Ранее Государственное предприятие «Антонов» совместно с 214 предприятиями из 15 стран создало семейство двухдвигательных реактивных региональных самолетов Ан-148 (ближнемагистральный узкофюзеляжный пассажирский самолет). В 2012 г. производитель оценивал рыночную потребность в Ан-148 и его удлиненной версии Ан-158 на период до 2026 г. в более чем 500 самолетов. Пик его производства пришелся на 2013 г., когда было выпущено 9 самолетов. Всего к настоящему времени было поставлено 33 самолета этого типа, причем 28 в Россию, 2 – в КНДР и только 5 – на Украину. Сейчас фактически производство этого самолета прекращается. Вместо этого будут создаваться беспилотные летательные аппараты, это говорит о серьезной деградации страны в научно-производственной сфере.

Нужно заметить, что Украина не является единственной страной на постсоветском пространстве, которая уверенно идет по пути деиндустриализации. Это характерно не только для Таджикистана или Киргизии, но и даже Казахстана и Азербайджана, которые до последнего времени имели прогресс исключительно в нефтегазовом комплексе (это ярко проявилось на фоне низких мировых цен на нефть). Другой вопрос, что мы надеялись, что Украина по этому пути не пойдет, учитывая накопленный научно-технический потенциал.

Конечно, из этого не следует, что без внешнего воздействия украинский народ выйдет на улицу и свергнет ненавистную ему власть. Но процессы, которые имеют место на Украине, никем (включая американцев) до конца не контролируются. При этом для подъема национальной экономики нужны огромные внешние инвестиции и контроль за коррупцией. Однако в нынешней крайне нестабильной ситуации это невозможно.

С другой стороны, и Россия ни при каких обстоятельствах Донбасс не бросит. Это невозможно, в первую очередь по внутриполитическим причинам.

Следует также понимать, что Москва никому не создает сюрпризы. Так, по вопросу украинского кризиса – вначале в Киеве произошел Майдан, в ходе которого была незаконно свергнута действовавшая власть, а только потом появилась проблема Крыма. Аналогичное произошло и в Сирии, где к июлю 2015 г. сложилась крайне тяжелая ситуация. И она бы привела к полной катастрофе, если бы в сентябре РФ не ввела на территорию этой страны ограниченный контингент своих войск. Только это позволило избежать массового геноцида в Сирии всех религиозных и национальных меньшинств от радикалов-исламистов.

Во многом эти действия носили вынужденный характер. Так, в Крыму существовала опасность того, что радикальная часть крымских татар попытается захватить власть или, хотя бы, полностью дестабилизировать ситуацию на полуострове. Именно эта часть местного населения сейчас находится в Херсонской области Украины, где на турецкие деньги при согласии со стороны как Киева, так и Вашингтона создаются четыре разведывательно-диверсионных батальона. Последние, как утверждается, должны первыми войти в Крым и освободить его от «ненавистных москалей». Очевидно, что такая деятельность является незаконной и подлежит осуждению со стороны международного сообщества.

Некоторое беспокойство вызывают и следующие обстоятельства. Во-первых, никто не знает реальных планов турецкого руководства в отношении Украины. В частности, даже в так называемом «Национальном обете», принятом в 1920 г. последним парламентом Османской империи, эти территории, в отличие от районов Алеппо или Киркука, не рассматриваются в качестве территориальных претензий. Во-вторых, в самой Турции проживает порядка 2 млн крымских татар, которые потенциально могут потребовать возвращения на свою историческую родину. В-третьих, между Киевом и Анкарой существует сотрудничество в некоторых чувствительных областях, которое порой можно рассматривать как нарушение международного права. Так, в 2014 г. турки, по некоторым данным, предприняли попытки вывоза из украинского предприятия «Южмаш» (г. Днепропетровск) технической документации для производства межконтинентальных баллистических ракет (МБР) типа «Воевода». С одной стороны, это является грубейшим нарушением Режима контроля за распространением ракетных технологий. С другой стороны, создавать МБР с обычной (неядерной) головной частью не имеет смысла. Следовательно, Турция не исключает самой возможности выхода из Договора о нераспространении ядерного оружия. На КНДР, в том числе по этой причине, были наложены жесткие финансово-экономические санкции со стороны Совета Безопасности ООН.

Помимо этого, нужно обратить внимание и на европейцев, которые тоже Украину до конца не бросят. Но при этом в Берлине заявляют следующее: «Возьмите Украину на себя. Помогайте ей». Такой подход для России полностью неприемлем хотя бы потому, что Россия на Украине майдан не организовывала. Но он подтверждает то обстоятельство, что Европа реально не хочет брать на себя ответственность за Украину, а лишь старается использовать украинский рынок для сбыта собственных товаров.

При этом ситуация внутри самой Европы становится все более критической по вопросу беженцев. Их волна, во многом созданная искусственно президентом Турции Реджепом Эрдоганом, уже вынудила европейские государства фактически приостановить действие Шенгенских соглашений. Но это только начало чрезвычайно серьезных катаклизмов. Так, сейчас сирийская национальная армия достаточно успешно освобождает от радикалов северную часть провинции Латакии, где после взятия г. Сальма было сломлено организованное сопротивление. В ближайшей перспективе сирийская армия освободит не только Латакию, но и провинции Алеппо и Хама. В этом случаем радикалы в провинции Идлиб попадут в окружение со стороны Сирии и будут выдавлены в Турцию. Тогда, опять же с помощью Реджепа Эрдогана, в Европе окажутся не менее 10 тыс. боевиков в виде сирийских беженцев. В таких условиях ей будет явно не до украинской проблемы. Причем для турецких властей создать новую волну беженцев, в которую будут внедрены радикалы-исламисты, достаточно просто. Для этого нужно лишь принудительно выселить те лагеря беженцев, которые сейчас размещены вдоль сирийско-турецкой границы, и предоставить необходимый для перемещения беженцев транспорт.

Учитывая вышеизложенное, террористическая активность в Европе будет нарастать, а проблема беженцев все более усугубляться. В таких условиях приостановка действия Шенгенских соглашений, например, на два года, ничего не даст. И это будет способствовать ослаблению внимания к Украине со стороны европейских государств. Это уже видно по исчезновению украинской тематики на немецком телевидение (ТВ).

Полностью поддерживаю Минские соглашения (Минск-2). Но как их реализовать на практике хотя бы до конца нынешнего года, когда Киев имитирует конституционную реформу и не желает разговаривать с Донецком и Луганском? Как это сделать в условиях финансово-экономической блокады Донбасса и потока ненависти на ТВ Украины? Однако сохранение нынешней ситуации тоже не способствует решению этой проблемы, учитывая неизбежное падение интереса к этой стране. В результате мы имеем полностью тупиковую ситуацию.

Таким образом, становится все меньше оптимизма по вопросу урегулирования украинского кризиса. И это при том, что в ближайшее время Верховная Рада Украины может внести некоторые (больше имитационные) изменения в конституцию страны и даже рассмотреть закон об амнистии. В таких условиях местные выборы в ДНР и ЛНР могут вновь обострить ситуацию на востоке Украины, подталкивая противостоящие стороны к продолжению вооруженного противостояния. Хотелось бы верить, что российско-американское сотрудничество по этому вопросу способно не допустить столь трагического развития событий.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

28 октября 2025

Военный эксперт Владимир Евсеев в программе «Мнение» заявил, что «Буревестник» может быть использован против любых противников и США это понимают. Ранее, 26 октября, президент России Владимир Путин заявил об успешном завершении испытаний крылатой ракеты с ядерной энергетической установкой (ЯЭУ) «Буревестник». …

10 октября 2025

Выступление военного эксперта, заведующего отделом евразийской интеграции и развития ШОС Института стран СНГ, кандидата технических наук Владимира Евсеева на круглом столе — вебинаре Расулевского клуба, посвященном обсуждению актуальных внешних вызовов безопасности России (10 октября 2025 года).

6 октября 2025

Круглый стол на тему: «Два года израильско-палестинской войны. Сработает ли мирный план Трампа?». Участники: — руководитель секции исследований стран Ближнего Востока и Северной Африки Департамента зарубежного регионоведения факультета мировой экономики и мировой политики НИУ ВШЭ, заместитель председателя Совета Ассоциации российских …


Ваш браузер устарел! Обновите его.