Не прошло трех месяцев с момента вступления Виктора Януковича в должность президента, как Москва и Киев решили ряд важнейших проблем двусторонних отношений и наметили перспективы сотрудничества, о которых не так давно нельзя было и помыслить. Сближение России и Украины продолжается, и это обстоятельство неизбежно приводит к вопросу о пределах такого сближения. В России улучшение российско-украинских отношений воспринимается политической элитой и экспертным сообществом как естественный и позитивный процесс, результатом которого в перспективе может стать максимально возможный в существующих условиях уровень интеграции двух стран. Что же касается Украины, то для нее отношения с Россией являются куда более сложной темой, заставляющей новое руководство страны прибегать к гибкой риторике как в полемике с оппозицией, так и на переговорах с западными партнерами.
Свой первый визит в качестве главы государства В.Янукович совершил в Брюссель, обозначив тем самым намерение продолжить курс на европейскую интеграцию Украины, четко обозначенный предыдущим руководством страны. Кроме того, несмотря на заявления ряда представителей Партии регионов о возможности участия Украины в Таможенном союзе России, Белоруссии и Казахстана и Едином экономическом пространстве, президент Украины не раз сдержанно и скептически отзывался о подобных перспективах.
Такой подход не является изобретением Януковича; в свое время его активно практиковал Леонид Кучма, получая от России дешевые ресурсы и стремясь максимально дистанцироваться от нее в политической и идеологической сферах. Кстати сказать, именно стратегия Кучмы сделала ключевым фактором внутренней политики раскол между ориентированным на Россию промышленно развитым юго-востоком и идеологически «правильным» западом страны. И хотя повторения эпохи Кучмы от Януковича ждать не приходится, внешнеполитическая «стартовая площадка» нового президента Украины в немалой степени определена стараниями его предшественников.
Трудно предположить, что новые власти в Киеве проигнорировали имеющийся опыт выстраивания отношений с Европой. Если так, то вывод должен был последовать однозначный: политика евроинтеграции Украины, несмотря на все усилия и заинтересованность украинской стороны, провалилась. И дело здесь не в сложности переговоров по соглашению об ассоциации или отмене визового режима. Причина неудач Украины в отношениях с Европой одновременно является причиной быстрого восстановления партнерства с Россией.
За сдержанными и отстраненными комментариями европейцев по поводу подписанного 21 апреля в Харькове соглашения о продлении пребывания Черноморского флота России в Крыму явно проглядывало недоумение, которое прямодушно выразил спецпредставитель Чехии по вопросам энергетической безопасности при Евросоюзе Вацлав Бартушка: «Я не хочу никого обидеть, но для меня, как и для большинства европейцев и чиновников Евросоюза, непонятно, как в принципе можно смешивать скидку на газ с нахождением военной базы на территории страны» («Коммерсант». 24.04.2010).
В то же время политики и в России, и на Украине (не исключая оппозицию, несмотря на ее критическое отношение к факту подписания документа) ничего странного в Харьковском договоре не увидели. Такое решение в обеих странах долгое время рассматривалось как одно из весьма вероятных, о чем не раз заявлялось. Но если Москва и Киев демонстрируют понимание озабоченностей друг друга и готовность снимать эти озабоченности в интересах развития отношений, то непонимание Европы имеет обратный эффект. «Новость о том, что Украина разменяла скидку на цену на газ на 25-летнее пребывание российской военной базы и из-за этого случилась драка в украинском парламенте, – очень плохая новость для инвесторов», – заявил все тот же представитель Чехии.
Казалось бы, Киеву следует оказаться от идеи европейской интеграции и сосредоточить усилия там, где они приносят результат, – на отношениях с Россией. Однако, как это ни странно звучит, здесь помехой является все та же близость Украины и России. Дело в том, что Москва не меньше Киева стремится к сближению с Европой, а граждане России не меньше граждан Украины мечтают о безвизовом режиме с Евросоюзом. В результате получается, что две страны с общей историей, культурой, общим пониманием того, как могут и должны решаться современные проблемы, жертвуют потенциалом взаимодействия ради идеологической по своей природе установки на европейскость.
Между тем уже простой переход к координации политики в отношении Евросоюза принесет Москве и Киеву существенные дивиденды и значительно укрепит их позиции в диалоге с Брюсселем. Более того, отказ от ориентации на Европу, тесная интеграция России и Украины в конечном счете являются одним из условий конкурентоспособности экономик двух стран. Чтобы в этом убедиться, достаточно просмотреть список перспективных направлений сотрудничества, в котором не только нефтегазовая отрасль, но и атомная энергетика, авиастроение, судостроение, химическая промышленность и другие высокотехнологичные сферы.
Естественно, что Европа видит в России и Украине, прежде всего, поставщика и транзитера энергоресурсов и не собирается делиться с ними высокими технологиями. Как раз в этой ситуации взаимопонимание, общность российского и украинского подходов к современным проблемам, наряду с отказом от роли «предсказуемых партнеров» Европы, являются источником инновационных решений.
Задача модернизации экономики поставлена как в России, так и на Украине. Необходимость объединения усилий в ее решении очевидна. Политической воли руководству обеих стран не занимать. Вопрос лишь в способности отбросить застарелые идеологические клише. Если этого сделать не удастся, народ России и Украины будет обречен еще долго наблюдать европейские по форме инсценировки псевдоэлит. Если же начавшийся процесс интеграции будет осознан в качестве важнейшего условия развития, Россия и Украина смогут претендовать на достойное место в ряду стран – лидеров XXI века.