Конец августа и начало сентября 2010 года ознаменовались двумя визитами президента России в страны Южного Кавказа. В двадцатых числах августа Дмитрий Медведев совершил поездку в Ереван, где встретился с Сержем Саргсяном. 2-3 сентября президент России посетил Азербайджан. До этого Дмитрий Медведев уже дважды с государственным визитом посещал Баку.
Несмотря на то, что в этих странах были подписаны совершенно разные по духу и смыслу соглашения, Россия, на мой взгляд, в значительной степени укрепила и безопасность и стабильность региона, и упрочила двусторонние взаимоотношения. Своим посещением Азербайджана Дмитрий Медведев, как представляется, придал не только «свежее дыхание» и динамичность взаимоотношениям Москвы и Баку, но, в очередной раз, напомнил о существующих приоритетах России на «просторах» Южного Кавказа.
Логика действий России подчинена основополагающей аксиоме, заключающейся в укреплении безопасности и стабильности региона, и очевидным подтверждением этого является признание Абхазии и Южной Осетии в августе 2008 года.
Армения, Азербайджан – если одна страна является своеобразным форпостом России на территории Южного Кавказа, то взаимоотношения с другой развиваются в несколько иной плоскости, которые в конечном итоге сводятся к логическому закреплению всего достигнутого ранее. Неоспоримо, безопасность и стабильность региона Южного Кавказа остаётся основополагающим вопросом российского государства. Все остальные проблемные вопросы, напрямую соприкасаются и подчиняются этой краеугольной идее на основании которой строятся добрососедские взаимоотношения России и Армении, России и Азербайджана. Возможно, кто-то и не придал особого значения, визиту Дмитрия Медведева в Азербайджан и посчитал, что подписанные там соглашения всего лишь декларация о намерениях, и тем не менее, на мой взгляд, требовать большего на сегодняшний день от руководства России бессмысленно, зная полярность существующих мнении в обеих республиках, не просто свести их к единому знаменателю, тем более наличие «очага» неугасаемого конфликта, не позволяет особо маневрировать в этих условиях.
Следует помнить, что Баку и Ереван Москвой априори не могут рассматриваться как два равнозначных стратегических партнёра. Вместе с тем, подобная позиция совершенно не меняет сути постановки вопроса, основная мысль которой заключается в мирном и стабильном развитии региона в целом.
Без сомнения, Москва, преследуя интересы безопасности региона, старается помнить и о своих собственных, которые в первую очередь связаны с серьёзным присутствием России на территории Южного Кавказа.
Если в ходе визита в Армению были подписаны 5 документов, и среди них соглашение, предусматривающее продление еще на 24 года договора о военном сотрудничестве и пребывании российской военной базы в Гюмри, то взаимоотношения с Баку складываются несколько иначе.
Возможно, итоги визита президента России в Баку, на первый взгляд, не столь впечатлительны. Ведь не реально же было согласовать документ о военном сотрудничестве со страной, которая не видит себя в «орбите» интересов России, которая старается демонстрировать свой независимый взгляд по многим вопросам. И потому визит президента России в Азербайджан не предполагал особого диалога, касающегося военно-технического сотрудничества, хотя вопросы, связанные с ним, скорее всего, не остались в стороне. Перед визитом Дмитрия Медведева, помощник президента России Сергей Приходько в интервью журналистам, не вдаваясь в подробности, сообщил, что «на российско-азербайджанских переговорах в Баку будут затронуты вопросы военно-технического сотрудничества».
Напомним, продолжается осуществление, важного российско-азербайджанского соглашения по Габалинской РЛС, подписанного в 2002 году сроком на десять лет. Арендная плата за использование радиолокационной станции составляет семь миллионов долларов в год. Не исключено, что тема Габалинской РЛС, несмотря на то, что она не была обозначена в повестке переговоров, обсуждалась президентами двух стран. На мой взгляд, эта проблематика, имеющая серьёзное значение, в первую очередь для России, всё же завершится подписанием очередного соглашения о продлении срока аренды. По словам главы внешнеполитического ведомства Азербайджана Эльмара Мамедъярова: «Вопрос о передаче Габалинской РЛС пока не стоит в повестке дня». В свою очередь Сергей Лавров, заявлял, что Россия рассчитывает продолжить использовать Габалинскую РЛС в Азербайджане и после 2012 года, когда истекает срок соглашения. «Российская Федерация заинтересована в сотрудничестве с азербайджанской стороной по использованию Габалинской РЛС и будет реализовывать эту заинтересованность через договоренности с нашими азербайджанскими коллегами», — сказал глава российского МИД.
Вероятно, ставки за аренду Габалинской РЛС будут повышены, но, учитывая исключительную важность радиолокационной станции, Россия не станет отказываться от возможности её использования. Очевидно подобное сотрудничество в интересах не одной Москвы. Баку не в меньшей степени заинтересован в этом. По словам сопредседателя Социал-демократической партии Азербайджана Араза Ализаде, Габалинская РЛС, «арендуемая Россией, служит интересам и Азербайджана и, строго говоря, не является военной базой».
Кроме того, как для Москвы, так и для Баку остаются, актуальными иные вопросы военно-технического сотрудничества. В частности, согласно сообщению Министерства обороны Азербайджана, предполагается, что азербайджанские военные с сентября 2010 по сентябрь 2014 года будут обучаться в Военной Академии воздушно-космической обороны в Ярославле (РФ), в Михайловской Военно-артиллерийской академии в Санкт-Петербурге (РФ), в Институте танковых инженеров в Омске (РФ). При этом, согласно информации ИА Регнум, отмечается, что Военная академия воздушно-космической обороны, готовит квалифицированных военных специалистов для управления и обслуживания зенитно-ракетных комплексов, в том числе и ЗРК С-300 «Фаворит». Очевидно, в недалеком будущем, системы ЗРК С-300 поступят на вооружение азербайджанской армии, если уже не поступили. Пока же, информация о поставках в Азербайджан системы ЗРК С-300 не находит своего подтверждения, впрочем, официального опровержения тоже нет. По словам главы внешнеполитического ведомства России Сергея Лаврова: «РФ поставляет зенитно-ракетные комплексы С-300, как и любой другой вид вооружений, на основе норм международного права, ее международных обязательств в этой сфере, а также согласно внутреннему законодательству страны в отношении контроля экспорта, которое является одним из самых строгих среди стран, занимающихся продажей вооружения. Мы никогда не поставляем оружие в регионы, где это может дестабилизировать ситуацию, будь то Закавказье, Ближний Восток или любая другая точка на планете», — заявил Лавров. Между тем, он напомнил основное назначение ЗРК: «…давайте не забывать, что из себя представляют зенитно-ракетные комплексы С-300. Это оборонительное вооружение, призванное защищать соответствующую территорию от внешних ракетных атак, вот и все».
Очевидно, Сергей Приходько имел в виду все эти вопросы, когда говорил, о российско-азербайджанском военно-техническом сотрудничестве. Кстати, в вопросе военного сотрудничества России – Армении, России — Азербайджана присутствует одно серьёзное отличие. Если военное сотрудничество с Арменией не обременено финансовыми платежами для Еревана, то в случае с Баку военно-техническое сотрудничество Азербайджана и России проходит на коммерческой основе, но от этого связи России и Азербайджана не становятся слабее, их прочность усиливает иная компонента.
Возвращаясь к визиту президента России в Азербайджан, следует напомнить, что так же, как и в случае с Арменией, были подписаны соглашения, но иного порядка. В частности Баку и Москва закрепили государственную границу договором. Кроме того, было подписано не менее важное соглашение, касающееся водных ресурсов, согласно которому будет создана российско-азербайджанская комиссия, которая будет осуществлять совместное управление распределением самурской воды на паритетной основе. Несомненно, упрочение межгосударственных связей между странами, является одной из гарантии безопасности и стабильности на Кавказе, а создание российско-азербайджанской комиссии ни что иное, как плодотворное сотрудничество в этой сфере.
Наряду с безопасностью региона президентами двух стран рассматривались вопросы экономического сотрудничества. По словам Дмитрия Медведева «Россия и Азербайджан должны укрепить экономическое сотрудничество и обдумать, как вывести эти отношения на новый уровень». В свою очередь президент Азербайджана, упоминая важность визита президента России, подчеркнул добрососедские и стратегически отношения.
В этой связи, отдельной строкой, следует упомянуть, подписание дополнительного соглашения к контракту по купле-продаже природного газа между госкомпанией Азербайджана и «Газпромом» об увеличении поставок в 2011-2012 гг. Очевидно, подписание соглашение по газу не противоречило интересам Баку, и это несмотря на то, что Азербайджан участвует в проекте «Набукко». На мой взгляд, для Азербайджана, проект «Набукко» больше служит неким политическим прикрытием, нежели экономическим составляющим. Приходится сомневаться, что Баку гарантированно готов осуществлять поставки газа. Хотя, руководство ГНКАР в своих возможностях не сомневается. Что касается «Набукко», то следует отметить, что по различным причинам, не зависящим от Баку, запуск проекта оттягивается. И на этот раз, как стало известно, запуск проекта отложен еще как минимум на год. Становится очевидно, проект «Набукко», который обсуждается не один год, на мой взгляд, будет задействован не скоро. Возможно, проблемы финансового характера не позволяют осуществиться проекту, как того хотелось его инициаторам. И потому, как представляется, Баку не понаслышке, осведомлённый о существующих трудностях в реализации проекта, не сомневаясь, в верности, принятого решения, заключил соглашение с «Газпромом» о поставках природного газа в Россию, тем самым, упрочив экономическое сотрудничество с Россией, заодно заложив солидный запас прочности в бюджет Азербайджана. Как стало известно, газ, приобретаемый Россией в Азербайджане оказался дороже газа, приобретаемого в Казахстане и Туркмении. Вероятно, очевидные преимущества не могли не прельстить азербайджанскую сторону.
Между тем, не может, не сложится впечатление, что очередной бизнес проект «Газпрома» направлен на срыв предполагаемого проекта «Набукко». Но особо полагать, что подписанное соглашение между газовыми ведомствами двух стран, носит политический характер, не стоит, так как, запрашиваемое количество газа понадобится для заполнения всех существующих российских «потоков», которые в скором времени будут задействованы.
Примечательно, что состоявшийся визит в страну прикаспийского государства, совпал по времени, с незамеченным экспертным сообществом событием, с днем независимости Нагорного Карабаха. Не исключено, что совпадение дат не случайно. Очевидно российские власти тем самым, пытались убедить азербайджанскую сторону в признании её территориальной целостности, а также в важности сохранения и укрепления взаимоотношении России с Азербайджаном.
Визит президента России в Ереван и последующий его визит в Баку, в условиях не ослабевающей напряженности не только на территории Южного Кавказа, но и на прилегающих к нему территориях, в условиях сохраняющейся серьёзной конфронтации, носит исключительно позитивный характер.
Очевидно, взаимоотношения России и Азербайджана, равно как и России и Армении, важны не только для самих сторон, но и для региона в целом и президент Азербайджана в своём выступлении отметил это, заявив, что «отношения важны не только для наших стран, но и для регионов».