Значение газотранспортной системы (ГТС) Украины очевидно, но в конце 2008 — начале 2009 года Киев вдруг решил напомнить о нем, заняв максимально деструктивную позицию на переговорах с Россией. И пока эксперты подводили итоги новой российско-украинской «газовой войны», президент Ющенко анонсировал намеченную на 23 марта в Брюсселе международную инвестиционную конференцию по модернизации ГТС.
Похоже, в Москве не смогли вовремя оценить ни характер, ни возможные последствия этого мероприятия, полагая, что в условиях мирового кризиса Киеву вряд ли удаться найти желающих вложить деньги в столь затратный проект. По информации газеты «Коммерсант», вопрос о целесообразности участия российской делегации в конференции решался до позднего вечера 22 марта. В итоге представители России во главе с министром энергетики Шматко появились в Брюсселе и, сыграв отведенную им роль статистов, в знак протеста покинули заседание.
После этого демарша представители Украины, Еврокомиссии и ряда влиятельных международных финансовых структур сделали то, ради чего все, собственно, и затевалось — подписали совместное заявление, согласно которому на модернизацию ГТС планируется выделить более $2,5 млрд. В числе условий финансирования — независимость оператора ГТС, прозрачность и открытость заемщика, равный доступ к трубопроводам, а также доступ к газовым хранилищам. Кроме того, в заявлении упоминается возможность закупок газа для европейских потребителей на российско-украинской границе. Об участии России в проекте модернизации украинской ГТС в документе нет ни слова.
Итоги конференции в Брюсселе официальный Киев объявил своей безусловной победой. По словам премьера Юлии Тимошенко, «на Украину ЕС смотрит и дальше как на единственного стратегического партнера по транспортировке (газа — ред.)». В свою очередь, в секретариате Ющенко отметили, что модернизация украинской ГТС «намного дешевле, чем любой другой возможный проект», упомянув при этом российские проекты строительства газопроводов «Южный поток» и «Северный поток».
В Москве брюссельскую декларацию восприняли иначе. Премьер Владимир Путин назвал документ непродуманным и непрофессиональным и заявил, что без России обсуждать вопросы модернизации украинской ГТС несерьезно. «Если интересы России будут игнорироваться, то мы также будем вынуждены начать пересмотр принципов наших отношений с партнерами. Очень бы хотелось, чтобы до этого дело не дошло», — отметил российский премьер.
Заявления Путина не оставили сомнений в том, что российские интересы были проигнорированы со знанием дела. Достаточно упомянуть несколько аспектов, которые, судя по всему, вызвали особое раздражение Москвы. Во-первых, брюссельская декларация ставит под удар давний проект международного газотранспортного консорциума, вернуться к которому Россия предлагала в последнее время. Во-вторых, перспектива продавать газ для Европы на восточной границе Украины вряд ли порадовала «Газпром», вложивший немалые средства в европейские газотранспортные сети. В-третьих, подписание декларации является для инвесторов сигналом, который может снизить их интерес к альтернативным российским проектам. Кроме того, формулировки декларации наводят на мысль о существовании других договоренностей, содержание которых не разглашается.
Следует отдать должное президенту Ющенко и его советникам — им удалось преподнести Москве крайне неприятный сюрприз. Как сообщила накануне конференции в Брюсселе пресс-секретарь президента Украины, сам он расценивает этот форум «как результативную точку трехлетней дипломатической работы», направленной на интеграцию страны в европейское энергетическое пространство. Пресс-секретарь отметила, что, по мнению Ющенко, этот проект является компонентом политики европейской интеграции, стратегическая цель которой — членство страны в Евросоюзе.
Если итоги конференции в Брюсселе и стали неожиданностью для Москвы, то внешнеполитическая стратегия официального Киева давно не является секретом. Ющенко не раз демонстрировал, что для него средством достижения заявленных целей является конфронтация с Россией и что в этой конфронтации он готов к любым издержкам. Такую позицию ценят и Евросоюз, и Вашингтон, которые в конфликтных ситуациях неизменно встают на сторону Киева.
Естественно, что в таких условиях режим Ющенко имеет возможность регулярно обострять российско-украинские отношения, продвигаясь таким образом в нужном ему направлении. В этом плане проект модернизации ГТС Украины является частью более масштабного антироссийского сценария. Что же касается России, то в конфликтах с Киевом она регулярно выступает в роли пассивной стороны, выдавая предсказуемую реакцию лишь в том случае, если ситуация напрямую угрожает ее экономическим интересам.
В распоряжении Москвы достаточно рычагов влияния для того, чтобы с выгодой для себя повлиять на реализацию положений брюссельской декларации, однако главная задача, как представляется, состоит не в этом. Из преподнесенного России урока прямо вытекает вывод о необходимости инициативной, последовательной и комплексной политики в отношении Украины, в которой экономическая составляющая была бы тесно связана с вопросами безопасности, а также информационного и гуманитарного взаимодействия.
Остается надеется, что такой вывод уже сделан. 24 марта на заседании Совбеза России было решено отложить запланированные ранее российско-украинские межправительственные консультации, на которых должен был обсуждаться вопрос о предоставлении Украине кредита в размере $5 млрд. Решение было принято в связи с вопросами, возникшими у Москвы после принятия брюссельской декларации. По словам президента России Медведева, «консультации состоятся после обсуждения нами этих вопросов — насколько они комплексны и насколько увязаны с нашей повесткой дня».