×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/rossiya-i-ukraina-v-amerikanskoy-sisteme-okazaniya-strategicheskogo-vliyaniya/
Новости
6 августа
4 августа
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
Россия и Украина в американской системе оказания стратегического влияния
15:22, 6 июля 2010  
62
0

В феврале 2009 года американский вице-президент Джозеф Байден заявил, что в отношениях с Россией необходимо нажать «кнопку перезагрузки». Это было воспринято, как призыв улучшить взаимоотношения между двумя странами. Как же обстоят дела на самом деле?

Приход к власти кабинета Обамы привел к тому, что внешнеполитические подходы предыдущей администрации подверглись значительной ревизии. В частности, превентивная силовая политика, построенная преимущественно на односторонних действиях, показавшая свою неэффективность при решении целого ряда конфликтов от Ирака и Афганистана, до организации «цветных революций» и их логического финала в Южной Осетии, была трансформирована в так называемую политику «умной силы». Принципы этой политики были озвучены госсекретарем Х. Клинтон в июле 2009 года:

— создавать мощные механизмы взаимодействия с историческими союзниками;

— стараться разрешать конфликтные ситуации дипломатическими средствами;

— оказывать поддержку в развитии дружественным силам за рубежом. Это должно стать краеугольным камнем американской мощи;

— координировать военные и гражданские усилия в регионах, где США участвуют в конфликтах;

— усилить свои традиционные инструменты влияния.

Таким образом, слова о перезагрузке отношений относились главным образом к американскому истэблишменту и означали призыв к пересмотру тактики отношений с Россией для достижения стратегических целей в ее отношении, которые на ближайшую перспективу сводятся к трем основным направлениям:

— привлечению России к программам нераспространения ОМУ и продолжению сокращений стратегических ядерных вооружений в рамках договора СНВ;

— обеспечению транзита военных грузов в Афганистан и, возможно, более плотного привлечения России к этой операции;

— недопущению восстановления влияния России, в какой бы то ни было форме, в республиках СНГ.

На последнем направлении хотелось бы остановиться несколько подробнее.

В июле прошлого года в Киеве Байден заявил, что улучшение отношений между США и Россией не будет происходить за счет отношений Вашингтона с Украиной. И это действительно так. Соединенные Штаты не отказываются от своих планов по включению Украины, в той или иной мере, в евроатлантические институты безопасности и, тем самым, стремятся вывести ее из орбиты влияния России. Однако линия администрации Буша, направленная на поддержку т.н. «оранжевых режимов» с явным антироссийским уклоном в их политике в настоящее время претерпевает изменения. Соединенные Штаты нуждаются в поддержке России как в вопросах ОМУ, так и Афганистана, и не хотят идти на прямую конфронтацию с российским руководством. Поэтому основной их задачей на ближайшую перспективу станет подготовка почвы, как в самой России, так и в ее ближайшем окружении для продвижения американских интересов.

Для этого администрации Обамы требуется решить ряд задач, сформулированным экспертом «Фонда Наследия» Ариэлем Коэном:

— использовать средства публичной дипломатии для достижения стратегической цели – ликвидации антиамериканских проявлений в действиях российских государственных и общественных организаций. При этом основные действия должны сосредотачиваться на том, чтобы добиться поддержки со стороны российских широких общественных кругов, что позволит влиять и на действия официальной власти.

— провести всесторонний аудит российского влияния в американских и международных СМИ для того, чтобы избежать в дальнейшем негативных последствий. Для этих целей привлечь государственные исследовательские центры, такие как Корпорацию анализа зарубежного общественного мнения, а также использовать возможности ЦРУ и ФБР;

— продолжить проведение и финансирование программ содействия «в интересах свободы и демократии» в странах центральной и восточной Европы. Уделять особое внимание Украине и Грузии. Закрепить там влияние Запада и «недопустить сползание этих республик вновь в сферу влияния России. Эта угроза существует и она реальна».

Одной из наиболее серьезных угроз, требующих нейтрализации, в связи с этим американским экспертам видится расширение присутствия российских СМИ в постсоветских республиках.

Неудивительно поэтому, что публичная дипломатия, как наиболее действенный инструмент оказания политического влияния становится в центре внимания американской администрации. Об этом ярко свидетельствуют рост расходов, связанных с осуществлением программ влияния. Если в 2009 г. на эти цели выделялось 930 млн. долл., в 2010 – 1,13 млрд., в 2011 будет запрошено 1, 29 млрд. Т.е ежегодный прирост расходов составляет соответственно 8,5%, 21,5%, 13,6%.

Приведенные цифры, а также смещение приоритетов в отношении России и Украины наглядно свидетельствуют, что США в ближайшей перспективе будут стремиться создать почву в среде государственного управления, бизнес-структур и среди деятелей культуры для дальнейшего продвижения собственных интересов, направленных на достижение глобального доминирования.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

6 ноября 2024

Президентом США избран Дональд Трамп. По логике здорового русского человека, любые итоги выборов на другом конце света не могут иметь определяющего влияния на нашу страну. Но та часть элиты, которая любой ценой желает поклониться Западу, пресловутая партия похабного мира безумно …

5 ноября 2024

На границе между Казахстаном и Россией, на пункте пропуска «Курмангазы», наблюдается скопление около 280 грузовых автомобилей. Об этом сообщил комитет государственных доходов Министерства финансов Казахстана. «На пункте пропуска „Курмангазы“ Атырауской области [Казахстана] наблюдается скопление порядка 280 грузовых автотранспортных средств, следующих …

5 ноября 2024

Глава офиса Владимира Зеленского Андрей Ермак заявил, что Киев хотел бы достичь соглашения с Москвой о прекращении взаимных ударов по объектам энергетики, но только при участии третьих стран, в частности Катара, при этом он сказал, что сейчас такие переговоры не …


Ваш браузер устарел! Обновите его.