Глобальный финансовый кризис глубоко затронул украинскую и российскую экономики. Основные причины экономического кризиса в Украине схожи с причинами кризиса в России – во-первых, падение цен на основные экспортные товары (продукция черной металлургии и химической промышленности), во-вторых, сокращение источников внешнего финансирования (отток иностранного капитала).
С падением экспорта резко упали доходы многих экспортно-ориентированных предприятий. В результате, – снижение выпуска или даже остановка ряда промышленных предприятий; ухудшение торгового баланса, отток иностранных кредитов и спекулятивного капитала; всплеск инфляции и угроза макроэкономической дестабилизации; глубокое падение уровня жизни населения.
В особенно трудном положении оказалась украинская экономика, обремененная дефицитом торгового баланса и критической зависимостью от иностранных кредитов. Свертывание последних создало угрозу банкротства банковской системы Украины, неконтролируемой девальвации национальной валюты, остановки локомотивов экономического роста. Причина заключается в сильной завязанности структуры экономики на инвестиционный спрос (строительство, металлы, коксующийся уголь), который из-за кредитного кризиса в мире сжимается особенно сильно.
В октябре 2008 года промышленное производство сократилось на 20% (по отношению к октябрю 2007 года), а спад производства в ключевой экспортной отрасли Украины, металлургии, достиг 36% (октябрь 2008 года по сравнению с октябрем 2007 года). В ноябре промышленность рухнула уже на 28,6% по сравнению с ноябрем 2007 г.
· Горно-металлургический комплекс Украины дает 27% ВВП и 15% рабочих мест. При общем спаде промышленности на треть украинские металлурги в ноябре сократили производство вдвое. На очереди угольщики, которые не смогут продать на меткомбинаты кокс.
Внешний долг Украины составляет 100 млрд. долл. Страна близка к дефолту.
· Структура внешнего долга Украины следующая: общий размер внешнего долга – 105,4 млрд долларов США (56,4 % от ВВП), государственный долг – 14,2 млрд долларов, долг банковского сектора – 42,1 млрд долларов США, долг прочих секторов экономики – 49 млрд. долларов (данные НБУ).
Данные экономической статистики за ноябрь, обнародованные Росстат окончательно подтвердили: российская экономика столкнулась так же с большими трудностями. Объемы промышленного производства по сравнению с прошлым ноябрем упали на рекордную для последних десяти лет величину – 8,7%. Наиболее резким разворот конъюнктуры – от роста в 3 квартале до спада в ноябре – оказался в ряде системообразующих видов деятельности. Не лучше и в других отраслях.
· В металлургии производство упало на 10% к прошлому ноябрю. Наиболее острая ситуация – в производстве готового проката черных металлов (спад на 44,3%), кокса (–38,7%), стальных труб (– 36,9%).
· На 4% сократился выпуск стройматериалов. Производство цемента в ноябре упало на 29,6%, железобетонных конструкций и изделий – на 28,5%, стеновых блоков – на 24%, производство кирпича – на 9,5%.
· На 1,0% снизился выпуск машин и оборудования. Обвальное сокращение выпуска наблюдается в производстве подъемно-транспортного оборудования (на 37,8%) и строительно-дорожной техники (на 24,2%).
· Химическое производство упало на 6,6%. Это связано главным образом с резким снижением производства минудобрений (14,6%).
2009-м рост мировой экономики будет самым низким за последние 20 лет: в развитых странах ожидаются отрицательные темпы экономического роста, ВВП Америки уменьшится на 0,7%, еврозоны – на 0,5%. В этих условиях снизится спрос и на другое вывозимое из России и Украины сырье, в том числе металлы.
Несмотря на энергичные действия властей, скорее всего Украину ждет более жесткая посадка, чем остальные страны Центральной и Восточной Европы.
В отличие от российского украинский экспорт все же не был столь велик, чтобы обеспечить стране финансовую подушку безопасности. Российские методы – щедро наделять госденьгами банки из стабфонда и рефинансировать корпоративные кредиты – Украина использовать не может. Правда в ноябре 2008 г. был принят закон о создании стабилизационного фонда – его предполагается формировать за счет доходов от приватизации. Но источник явно ненадежный: к 1 ноября приватизационный план на год выполнили всего на 4,5%, теперь же на фоне всеобщей экономии найти покупателя на госактивы будет еще сложнее.
Больше надежды, как в старые добрые времена, на МВФ. 5 ноября фонд одобрил предоставление Украине $16,5 млрд под 4% годовых. Эта сумма равна половине золотовалютных резервов украинского Нацбанка.
Украинская экономика, достаточно серьезно зависит от мировых спроса и цен на свои экспортные товары – в первую очередь, продукцию металлургию (а также продукцию химической отрасли и сельского хозяйства). Но не металл, не другая продукция сырьевых отраслей не нужен мировой экономике в прежних количествах.
Отличительная и, разумеется, положительная черта ситуации в России в том, что у Центрального банка и государства есть большие денежные ресурсы, которые они хотят и готовы использовать для стабилизации ситуации. Стабильность политического режима России гарантирована, на Украине – нет.
Поэтому при сохранении существующей структуры экономики России и Украины выход из кризиса может быть связан только с ростом мировой экономики, за которым, очевидно, последует рост спроса на основные товары российско-украинского экспорта. Но прогнозы международных финансовых институтов (МФВ, Мировой Банк) говорят о замедлении темпов мирового экономического роста в 2009-2010 гг., а, следовательно, говорить о выходе российской и украинской экономики из кризиса без проведения серьезных структурных и институциональных реформ не приходится.
Антикризисные меры, предпринимаемые правительствами наших стран для стабилизации экономики, не выходят за пределы традиционных программ макроэкономической стабилизации, не затрагивают глубинных причин кризиса, а поэтому и не способны предотвратить его перерастания в масштабную длительную депрессию.
Кризис воочию показал уязвимость наших экономик от колебаний мировой финансовой конъюнктуры в следствии их чрезмерной ориентации на внешние рынки. Поэтому, никакие «обезличенные» финансовые вливания в банковский сектор, никакие стабилизационные кредиты извне с целью выполнения внешних обязательств за счет роста государственного долга, не смогут заменить совместные усилия по расширению внутреннего рынка, повышению устойчивости и конкурентоспособности наших экономик.
Повторюсь еще раз – для обеспечения устойчивого развития необходимо восстановление емкого внутреннего рынка.
Меры по преодолению глобального кризиса должны быть направлены, в первую очередь, на укрепление разрушенных внутренних кооперационных связей, восстановление технологических цепочек по производству сложных видов продукции, устранение неожиданно возникших таможенных границ между Россией и Украиной. Необходима глубокая модернизация и повышение конкурентоспособности наших экономик на новой технологической основе.
Совместная программа по выходу из кризиса должны, в первую очередь, учитывать специфику украино-российских отношений. В чем они заключаются?
Вначале перечислю факторы, способствующие российско-украинскому сотрудничеству.
1) Россия и Украина являлись частью единого экономического пространства СССР. Благодаря этому производственная и транспортная инфраструктура Украины ориентирована на Россию.
2) Взаимовыгодное сотрудничество России и Украины обусловлено исключительной степенью интеграции, которая сложилась в течение многих десятилетий и общей системы отраслевого и территориального разделения труда и кооперирования производства.
Российские и украинские предприятия по сложившейся специализации являются монопольными поставщиками важнейших промышленных изделий в рамках межгосударственной кооперации. Разрыв связи России и Украины может существенно повлиять на положение, как в российской экономике, так и в украинской. Создание аналогичных производств и в России и на Украине потребует значительных временных и финансовых затрат.
3) Россия является крупнейшим торговым партнером Украины. По данным Росстат Внешнеторговый оборот Российской Федерации с Украиной составил за Январь-октябрь 2008 г. 36,170 млрд. долларов США (или 5,7% к общему итогу), увеличившись на 150% к аналогичному периоду прошлого года. Объем украинского экспорта в Россию увеличился на 36,5 %, а объем российского импорта в Украину вырос на 30,2 %.
4) Россия занимает 6-е место в украинской экономике среди стран инвесторов (после Кипра, Германии, Голландии, Австрии и Великобритании). Но эта цифра обманчива: первым в списке стран-инвесторов значится любимый российскими бизнесменами Кипр, седьмым – тоже родные для наших олигархов Виргинские и Британские острова.
· По данным Росстат объемы накопленных российских инвестиций в украинскую экономику на конец сентября 2008 г. составили $1,296 млрд.
· По данным украинской статистики, объем накопленных прямых иностранных инвестиций из России в украинскую экономику на 1октября 2008 года составил 2,1 млрд. долларов США.
5) Присутствие – российского бизнеса на Украине сложно переоценить даже без учета «Газпрома» – это мобильная связь и товары широкого потребления, химическая и пищевая промышленность, энергетика и автомобилестроение, банковский бизнес.
В мобильной связи, нефтепереработке и производстве алюминия/глинозема доля российского бизнеса превышает 80%.
· Российская госсобственность на Украине оценивается приблизительно в 10 млрд. долларов; это 223 объекта, в том числе 150 объектов в Крыму (из них 61 здравница).
6) Россия, в свою очередь, зависима от Украины в части транзита через ее территорию грузов, в первую очередь, энергоносителей, направляемых в Европу. Кроме того, у России нет приличных глубоководных незамерзающих коммерческих портов на Балтике. Нет их и на Севере, если не считать Мурманского торгового порта, возможности которого резко ограничены возможностями железной дороги, а коммерческая эффективность – высокими ставками фрахта в зимнее время и теми же железнодорожными тарифами. Единственный глубоководный порт в Европейской части России – Новороссийск. Но и там есть ограничения по железной дороге и физические ограничения развития структуры порта. Отсюда еще одно особое значение Украины, делающее неизбежным ее объективное вхождение в зону жизненных интересов России: порты Одесса, Ильичевск, Южный, Мариуполь, через которые осуществлялась значительная доля внешнеторгового оборота Советского Союза и которые развивались именно как стратегические общесоюзные структуры.
Разрыв связи России и Украины, особенно в машиностроительном комплексе, может существенно повлиять на положение в народном хозяйстве России, так как по сложившейся специализации многие украинские предприятия являются монопольными поставщиками в Россию важнейших изделий.
7) В свою очередь Украина так же зависима от России. Украина относится к энергодефицитным странам, поскольку за счет собственных источников удовлетворяет свои потребности в топливно-энергетических ресурсах лишь на 47-49%. Россия сегодня сохраняет лидирующие позиции на европейском газовом рынке, является одним из крупнейших поставщиков нефти на мировой рынок. За счет российских энергоносителей покрывается 100% потребностей Украины в ядерном топливе, около 75% потребностей в сырой нефти и около 50% – в природном газе. Собственная добыча покрывает 10-12 % потребностей в нефти и 20-25 % – в природном газе.
8) Тесная экономическая интеграция в прошлом помогает российским и украинским предприятиям в ряде случаев активно развивать производственную кооперацию в настоящее время.
Перечислю лишь основные отрасли сотрудничества.
Судостроение. Что касается судостроительной промышленности Украины, то здесь насчитывается примерно 45 предприятий. В настоящее время 75 аналогичных предприятий России получают по кооперационным поставкам с предприятий Украины свыше полутора тысяч комплектующих судостроительных изделий.
И самое последние, о чем нельзя забывать ни при каких условиях. Важным факторам, способствующим российско-украинскому сотрудничеству, являются проживание на Украине значительного числа этнических русских и меньшего, но тоже приличного числа этнических украинцев в России.
Теперь, несколько слов о проблемных моментах в российско-украинском сотрудничестве.
1) Развитию экономических отношений двух стран мешает невысокий уровень взаимных прямых инвестиций (в основном, инвестиции идут со стороны России в отрасли украинского ТЭК – прежде всего, в нефтепереработку), а также «политизация» экономического сотрудничества, когда российские инвестиции рассматриваются политическими элитами обеих стран как способ оказания влияния на политический процесс в Украине.
2) На Украине отсутствует реально работающее законодательство в области создания международных бизнес-структур, что не позволяет осуществлять совместную работу в налаживании устойчивых кооперационных связей в выпуске необходимой сельскохозяйственной техники, в химической промышленности, производстве удобрений и др. Не работает на деле и правовой механизм в области законодательства о разделе продукции. Это приводит, в частности, к тому, что российские компании иногда лишены возможности участвовать в крупных инвестиционных проектах, представляющих взаимный интерес (к примеру, разведка и добыча газа на шельфе Азово-Черноморского бассейна).
3) В области экспорта ряда отраслей российской и украинской экономики: некоторых видов вооружений, в первую очередь, танков, продукции черной металлургии, химической промышленности, машиностроения мы – прямые конкуренты на рынках третьих стран (прежде всего, стран Европы).
Но все же, стимулов к сотрудничеству, даже жестко прагматичному намного больше, чем проблемных моментов. Поэтому успешное развитие наших экономик с учетом разразившегося финансового кризиса во многом будет зависеть от того, насколько успешно России и Украине удастся задействовать потенциал двустороннего взаимодействия. Особенно, в условиях кризиса, необходимы совместные, согласованные действия.
С учетом российско-украинской специфики рассмотрим схематично подходы к разработке совместных антикризисных мер.
Целью сотрудничества должно стать дальнейшее оживление связей в торговой сфере, последовательное наращивание объема товарооборота, оказание содействия в создании межгосударственных корпораций, совместных предприятий и других организационно-хозяйственных структур, позволяющих привлекать внебюджетные средства, быстро реагировать на изменение конъюнктуры внешнего и внутренних рынков.
Согласно национальным интересам Украины и России, их экономической безопасности, приоритетными направлениями стратегического партнерства должно являться:
· сотрудничество в энергетической отрасли, в частности, развитие единой энергетической системы, совместное использование нефтеперерабатывающих и других производств топливно-энергетического комплекса (ТЭК);
· научно-техническое, инвестиционное и инновационное сотрудничество;
· развитие и модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры на Украине в интересах обеих государств;
· развитие совместных производственных структур, кооперационных и технологических связей, формирование совместных промышленно-финансовых групп в таких приоритетных отраслях как энергетика; наукоемкая промышленность; а так же в сфере развития транспортной и телекоммуникационной сети и в агропромышленном комплексе.
Основу совместных мероприятий по выходу из кризиса должны составлять следующие моменты, как на макро-, так и на микроуровнях.
1) Устранение всех барьеров, препятствующих взаимным инвестициям.
Прямое и косвенное инвестирование Россией украинских промышленных предприятий относящихся к сфере совместных интересов наших стран (так называемых локомотивов роста), а так же в модернизацию транзитных газопроводов. Активное привлечение российских инвестиций в объекты экономики Украины и украинских – в Россию, включая специальные (свободные) экономические зоны.
2) Организация льготного режима для экспортно-импортных операций между Россией и Украиной, снижение тарифных и нетарифных барьеров, упрощение административных процедур, усовершенствования таможенного регулирования.
3) Усиление производственной кооперации, восстановление в полном объеме интеграционно-производственных процессов на уровне отдельных предприятий путем создания мощных совместных российско-украинских корпораций, основанных на кооперационных и технологических связях. Приоритетное значение имеет создание в ключевых отраслях судостроении, цветной металлургии, автомобилестроении, сельхозмашиностроения, тяжелого машиностроения, авиационной и ракетно-космической промышленности.
4) Образование совместных консорциумов и совместных предприятий в стратегически важных отраслях экономики (металлургия, энергетика) в целях:
· развития межрегионального и приграничного сотрудничества,
· координации деятельности в области взаимного инвестирования,
· выработки общих позиций для совместного выступления и устранения конкуренции на рынках третьих стран.
Увеличившийся объем товарооборота между нашими странами, а также широкие связи в области кооперации производства могут стать предпосылками для создания зоны свободной торговли между Россией и Украиной.
При этом, принципиально важным остается последовательное продвижение по всем этапам экономической интеграции от льготных условий режима торговли вплоть до создания единого экономического пространства, проведения совместной налоговой, финансовой и таможенной политики.
Успешное развитие наших экономик во многом будет зависеть от того, насколько успешно России и Украине удастся задействовать потенциал двустороннего взаимодействия.
Как свидетельствуют предварительные расчеты, принести ощутимые экономические преимущества и одновременно снять большую часть проблем, накопившихся в торгово-экономических отношениях России и Украины, могло бы полноформатное участие последней в работе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), куда уже входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Действующие в этом интеграционном объединении механизмы позволили бы практически полностью преодолеть торговые барьеры между Россией и Украиной.
· Уставом ВТО предусмотрено присоединение к ней как отдельных стран, так и интеграционных группировок различного типа: зон свободной торговли, таможенных союзов. Тем более, когда в состав этой группы уже сегодня входит государства-члены ВТО – Киргизия и Казахстан, а другой член ВТО – Молдавия – уже приобрела статус наблюдателя при ЕврАзЭС одновременно с Украиной.
Сообщество как международная экономическая структура делает основной акцент на интеграцию прежде всего в экономической области. Такой подход нацелен на решение основной задачи, провозглашенной при создании ЕврАзЭС, – формирование полноценного таможенного союза и в дальнейшем – единого экономического пространства.
Теснейшее российско-украинское сотрудничество в экономической сфере – не случайное стечение обстоятельств. Это прямое наследие общей истории, а точнее – органичное и закономерное ее продолжение. Многоуровневых кооперационных связей, взаимопереплетение и взаимодополняемость республиканских экономик, общность научно-технического потенциала, производственной базы и методов хозяйствования – все это и сегодня предопределяет наличие мощной стратегической составляющей российско-украинского партнерства, направляет двустороннее сотрудничество в долгосрочное русло. При правильной политике в результате кризиса наши страны могла бы существенно улучшить свое положение в мировой экономике, добившись многократного повышения мощности отечественной банковско-инвестиционной системы, опережающего становления нового технологического уклада и подъема экономики на длинной волне его роста.