×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/rossiya-i-ukraina-perspektivy-sotrudnichestva/
Новости
22 ноября
21 ноября
20 ноября
19 ноября
18 ноября
Россия и Украина: перспективы сотрудничества
12:37, 3 марта 2009  
59
0

Глобальный финансовый кризис глубоко затронул украинскую и российскую экономики. Основные причины экономического кризиса в Украине схожи с причинами кризиса в России – во-первых, падение цен на основные экспортные товары (продукция черной металлургии и химической промышленности), во-вторых, сокращение источников внешнего финансирования (отток иностранного капитала).

С падением экспорта резко упали доходы многих экспортно-ориентированных предприятий. В результате, – снижение выпуска или даже остановка ряда промышленных предприятий; ухудшение торгового баланса, отток иностранных кредитов и спекулятивного капитала; всплеск инфляции и угроза макроэкономической дестабилизации; глубокое падение уровня жизни населения.

В особенно трудном положении оказалась украинская экономика, обремененная дефицитом торгового баланса и критической зависимостью от иностранных кредитов. Свертывание последних создало угрозу банкротства банковской системы Украины, неконтролируемой девальвации национальной валюты, остановки локомотивов экономического роста. Причина заключается в сильной завязанности структуры экономики на инвестиционный спрос (строительство, металлы, коксующийся уголь), который из-за кредитного кризиса в мире сжимается особенно сильно.

В октябре 2008 года промышленное производство сократилось на 20% (по отношению к октябрю 2007 года), а спад производства в ключевой экспортной отрасли Украины, металлургии, достиг 36% (октябрь 2008 года по сравнению с октябрем 2007 года). В ноябре промышленность рухнула уже на 28,6% по сравнению с ноябрем 2007 г.

· Горно-металлургический комплекс Украины дает 27% ВВП и 15% рабочих мест. При общем спаде промышленности на треть украинские металлурги в ноябре сократили производство вдвое. На очереди угольщики, которые не смогут продать на меткомбинаты кокс.

Внешний долг Украины составляет 100 млрд. долл. Страна близка к дефолту.

· Структура внешнего долга Украины следующая: общий размер внешнего долга – 105,4 млрд долларов США (56,4 % от ВВП), государственный долг – 14,2 млрд долларов, долг банковского сектора – 42,1 млрд долларов США, долг прочих секторов экономики – 49 млрд. долларов (данные НБУ).

Данные экономической статистики за ноябрь, обнародованные Росстат окончательно подтвердили: российская экономика столкнулась так же с большими трудностями. Объемы промышленного производства по сравнению с прошлым ноябрем упали на рекордную для последних десяти лет величину – 8,7%. Наиболее резким разворот конъюнктуры – от роста в 3 квартале до спада в ноябре – оказался в ряде системообразующих видов деятельности. Не лучше и в других отраслях.

· В металлургии производство упало на 10% к прошлому ноябрю. Наиболее острая ситуация – в производстве готового проката черных металлов (спад на 44,3%), кокса (–38,7%), стальных труб (– 36,9%).

· На 4% сократился выпуск стройматериалов. Производство цемента в ноябре упало на 29,6%, железобетонных конструкций и изделий – на 28,5%, стеновых блоков – на 24%, производство кирпича – на 9,5%.

· На 1,0% снизился выпуск машин и оборудования. Обвальное сокращение выпуска наблюдается в производстве подъемно-транспортного оборудования (на 37,8%) и строительно-дорожной техники (на 24,2%).

· Химическое производство упало на 6,6%. Это связано главным образом с резким снижением производства минудобрений (14,6%).

2009-м рост мировой экономики будет самым низким за последние 20 лет: в развитых странах ожидаются отрицательные темпы экономического роста, ВВП Америки уменьшится на 0,7%, еврозоны – на 0,5%. В этих условиях снизится спрос и на другое вывозимое из России и Украины сырье, в том числе металлы.

Несмотря на энергичные действия властей, скорее всего Украину ждет более жесткая посадка, чем остальные страны Центральной и Восточной Европы.

В отличие от российского украинский экспорт все же не был столь велик, чтобы обеспечить стране финансовую подушку безопасности. Российские методы – щедро наделять госденьгами банки из стабфонда и рефинансировать корпоративные кредиты – Украина использовать не может. Правда в ноябре 2008 г. был принят закон о создании стабилизационного фонда – его предполагается формировать за счет доходов от приватизации. Но источник явно ненадежный: к 1 ноября приватизационный план на год выполнили всего на 4,5%, теперь же на фоне всеобщей экономии найти покупателя на госактивы будет еще сложнее.

Больше надежды, как в старые добрые времена, на МВФ. 5 ноября фонд одобрил предоставление Украине $16,5 млрд под 4% годовых. Эта сумма равна половине золотовалютных резервов украинского Нацбанка.

Украинская экономика, достаточно серьезно зависит от мировых спроса и цен на свои экспортные товары – в первую очередь, продукцию металлургию (а также продукцию химической отрасли и сельского хозяйства). Но не металл, не другая продукция сырьевых отраслей не нужен мировой экономике в прежних количествах.

Отличительная и, разумеется, положительная черта ситуации в России в том, что у Центрального банка и государства есть большие денежные ресурсы, которые они хотят и готовы использовать для стабилизации ситуации. Стабильность политического режима России гарантирована, на Украине – нет.

Поэтому при сохранении существующей структуры экономики России и Украины выход из кризиса может быть связан только с ростом мировой экономики, за которым, очевидно, последует рост спроса на основные товары российско-украинского экспорта. Но прогнозы международных финансовых институтов (МФВ, Мировой Банк) говорят о замедлении темпов мирового экономического роста в 2009-2010 гг., а, следовательно, говорить о выходе российской и украинской экономики из кризиса без проведения серьезных структурных и институциональных реформ не приходится.

Антикризисные меры, предпринимаемые правительствами наших стран для стабилизации экономики, не выходят за пределы традиционных программ макроэкономической стабилизации, не затрагивают глубинных причин кризиса, а поэтому и не способны предотвратить его перерастания в масштабную длительную депрессию.

Кризис воочию показал уязвимость наших экономик от колебаний мировой финансовой конъюнктуры в следствии их чрезмерной ориентации на внешние рынки. Поэтому, никакие «обезличенные» финансовые вливания в банковский сектор, никакие стабилизационные кредиты извне с целью выполнения внешних обязательств за счет роста государственного долга, не смогут заменить совместные усилия по расширению внутреннего рынка, повышению устойчивости и конкурентоспособности наших экономик.

Повторюсь еще раз – для обеспечения устойчивого развития необходимо восстановление емкого внутреннего рынка.

Меры по преодолению глобального кризиса должны быть направлены, в первую очередь, на укрепление разрушенных внутренних кооперационных связей, восстановление технологических цепочек по производству сложных видов продукции, устранение неожиданно возникших таможенных границ между Россией и Украиной. Необходима глубокая модернизация и повышение конкурентоспособности наших экономик на новой технологической основе.

Совместная программа по выходу из кризиса должны, в первую очередь, учитывать специфику украино-российских отношений. В чем они заключаются?

Вначале перечислю факторы, способствующие российско-украинскому сотрудничеству.

1) Россия и Украина являлись частью единого экономического пространства СССР. Благодаря этому производственная и транспортная инфраструктура Украины ориентирована на Россию.

2) Взаимовыгодное сотрудничество России и Украины обусловлено исключительной степенью интеграции, которая сложилась в течение многих десятилетий и общей системы отраслевого и территориального разделения труда и кооперирования производства.

Российские и украинские предприятия по сложившейся специализации являются монопольными поставщиками важнейших промышленных изделий в рамках межгосударственной кооперации. Разрыв связи России и Украины может существенно повлиять на положение, как в российской экономике, так и в украинской. Создание аналогичных производств и в России и на Украине потребует значительных временных и финансовых затрат.

3) Россия является крупнейшим торговым партнером Украины. По данным Росстат Внешнеторговый оборот Российской Федерации с Украиной составил за Январь-октябрь 2008 г. 36,170 млрд. долларов США (или 5,7% к общему итогу), увеличившись на 150% к аналогичному периоду прошлого года. Объем украинского экспорта в Россию увеличился на 36,5 %, а объем российского импорта в Украину вырос на 30,2 %.

4) Россия занимает 6-е место в украинской экономике среди стран инвесторов (после Кипра, Германии, Голландии, Австрии и Великобритании). Но эта цифра обманчива: первым в списке стран-инвесторов значится любимый российскими бизнесменами Кипр, седьмым – тоже родные для наших олигархов Виргинские и Британские острова.

· По данным Росстат объемы накопленных российских инвестиций в украинскую экономику на конец сентября 2008 г. составили $1,296 млрд.

· По данным украинской статистики, объем накопленных прямых иностранных инвестиций из России в украинскую экономику на 1октября 2008 года составил 2,1 млрд. долларов США.

5) Присутствие – российского бизнеса на Украине сложно переоценить даже без учета «Газпрома» – это мобильная связь и товары широкого потребления, химическая и пищевая промышленность, энергетика и автомобилестроение, банковский бизнес.

В мобильной связи, нефтепереработке и производстве алюминия/глинозема доля российского бизнеса превышает 80%.

· Российская госсобственность на Украине оценивается приблизительно в 10 млрд. долларов; это 223 объекта, в том числе 150 объектов в Крыму (из них 61 здравница).

6) Россия, в свою очередь, зависима от Украины в части транзита через ее территорию грузов, в первую очередь, энергоносителей, направляемых в Европу. Кроме того, у России нет приличных глубоководных незамерзающих коммерческих портов на Балтике. Нет их и на Севере, если не считать Мурманского торгового порта, возможности которого резко ограничены возможностями железной дороги, а коммерческая эффективность – высокими ставками фрахта в зимнее время и теми же железнодорожными тарифами. Единственный глубоководный порт в Европейской части России – Новороссийск. Но и там есть ограничения по железной дороге и физические ограничения развития структуры порта. Отсюда еще одно особое значение Украины, делающее неизбежным ее объективное вхождение в зону жизненных интересов России: порты Одесса, Ильичевск, Южный, Мариуполь, через которые осуществлялась значительная доля внешнеторгового оборота Советского Союза и которые развивались именно как стратегические общесоюзные структуры.

Разрыв связи России и Украины, особенно в машиностроительном комплексе, может существенно повлиять на положение в народном хозяйстве России, так как по сложившейся специализации многие украинские предприятия являются монопольными поставщиками в Россию важнейших изделий.

  • Например, удельный вес ввоза из Украины в Россию свеклоуборочных и кукурузоуборочных машин составляет 100 процентов, то есть практически мы все ввозим из Украины, жаток рядовых, насосов паровых, поршневых и других – тоже 100%, кранов на пневмоколесоходу – 80%.

7) В свою очередь Украина так же зависима от России. Украина относится к энергодефицитным странам, поскольку за счет собственных источников удовлетворяет свои потребности в топливно-энергетических ресурсах лишь на 47-49%. Россия сегодня сохраняет лидирующие позиции на европейском газовом рынке, является одним из крупнейших поставщиков нефти на мировой рынок. За счет российских энергоносителей покрывается 100% потребностей Украины в ядерном топливе, около 75% потребностей в сырой нефти и около 50% – в природном газе. Собственная добыча покрывает 10-12 % потребностей в нефти и 20-25 % – в природном газе.

8) Тесная экономическая интеграция в прошлом помогает российским и украинским предприятиям в ряде случаев активно развивать производственную кооперацию в настоящее время.

Перечислю лишь основные отрасли сотрудничества.

  • Нефтепереработка. Украинские нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) строились для переработки именно российской нефти, чтобы обеспечить высокую эффективность экспорта нефтепродуктов к Европе.
  • Атомная энергетика. Собственная промышленность Украины удовлетворяет лишь 15% потребностей ядерно-энергетического комплекса в оснащении, материалах, приборах, остальное поставляется из России, стран СНГ и Запада. Вместе с тем 20% уранового сырья, что поступает в РФ, добывается в Украине
  • Автомобилестроение. Украинские заводы в Запорожье, Луцке, Львове, Кременчуге, Херсоне, Симферополе и других украинских городах работают, используя поставки узлов и деталей из России. Производственное взаимодействие основано на поузловой и подетальной специализации предприятий и на последующей кооперации в сборке готовых машин.
  • Аэрокосмическая отрасль. На международном уровне реализуются два крупных проекта по сотрудничеству в ракетно-космической отрасли с участием Украины, России, США и Норвегии: «Морской старт» («Sea Lauch») и «Глобал стар» («Global Star»). Совместное российско-украинское производство ракеты-носителя «Зенит» (более 63% ее стоимости приходится на наши комплектующие) положено в основу второго проекта, касающегося коммерческого запуска космических аппаратов (запуск «Зенита» осуществляют российские военно-космические силы с арендуемого Россией космодрома «Байконур» в Казахстане). Основой сотрудничества в отрасли является межправительственное соглашение о льготном трансграничном перемещении кооперационной продукции и материалов, используемых в процессе производства (так, взаимные пошлины и НДС оплачиваются из госбюджетов).
  • Авиастроение. Авиапромышленность Украины получает из РФ почти 70% готовых изделий и 95% материалов и полуфабрикатов; в кооперации участвуют около 100 российских предприятий.В свою очередь материалы и комплектующие изделия к двигателям украинского производства поставляют более 400 заводов-смежников из СНГ, преимущественно из России, откуда идут 80% всех комплектующих (без электроники) и 38% материалов.Сотрудничество в области авиакосмической промышленности является одной из наиболее перспективных сфер, поскольку здесь обе страны, действительно, конкурентоспособны и могут выходить на мировые рынки. Интересам России и Украины отвечает создание и продвижение на внутренних и внешних рынках перспективных образцов авиационной техники.
  • Военно-промышленный комплекс. Комплекс ВПК на Украине был вторым по величине в бывшем СССР. Здесь были и сейчас есть очень интересные разработки. Многие предприятия ВПК РФ сотрудничают по кооперации с предприятиями ВПК Украины. Основными смежниками российских оборонных предприятий с украинской стороны являются более 100 предприятий-монополистов. Например, по ракетно-космической промышленности Украины монополистом является НПО «Южное», город Днепропетровск, главный разработчик и изготовитель ракетных комплексов, ракетоносителей и орбитальных космических станций для проведения научных исследований земной поверхности и космического пространства.

Судостроение. Что касается судостроительной промышленности Украины, то здесь насчитывается примерно 45 предприятий. В настоящее время 75 аналогичных предприятий России получают по кооперационным поставкам с предприятий Украины свыше полутора тысяч комплектующих судостроительных изделий.

И самое последние, о чем нельзя забывать ни при каких условиях. Важным факторам, способствующим российско-украинскому сотрудничеству, являются проживание на Украине значительного числа этнических русских и меньшего, но тоже приличного числа этнических украинцев в России.

Теперь, несколько слов о проблемных моментах в российско-украинском сотрудничестве.

1) Развитию экономических отношений двух стран мешает невысокий уровень взаимных прямых инвестиций (в основном, инвестиции идут со стороны России в отрасли украинского ТЭК – прежде всего, в нефтепереработку), а также «политизация» экономического сотрудничества, когда российские инвестиции рассматриваются политическими элитами обеих стран как способ оказания влияния на политический процесс в Украине.

2) На Украине отсутствует реально работающее законодательство в области создания международных бизнес-структур, что не позволяет осуществлять совместную работу в налаживании устойчивых кооперационных связей в выпуске необходимой сельскохозяйственной техники, в химической промышленности, производстве удобрений и др. Не работает на деле и правовой механизм в области законодательства о разделе продукции. Это приводит, в частности, к тому, что российские компании иногда лишены возможности участвовать в крупных инвестиционных проектах, представляющих взаимный интерес (к примеру, разведка и добыча газа на шельфе Азово-Черноморского бассейна).

3) В области экспорта ряда отраслей российской и украинской экономики: некоторых видов вооружений, в первую очередь, танков, продукции черной металлургии, химической промышленности, машиностроения мы – прямые конкуренты на рынках третьих стран (прежде всего, стран Европы).

Но все же, стимулов к сотрудничеству, даже жестко прагматичному намного больше, чем проблемных моментов. Поэтому успешное развитие наших экономик с учетом разразившегося финансового кризиса во многом будет зависеть от того, насколько успешно России и Украине удастся задействовать потенциал двустороннего взаимодействия. Особенно, в условиях кризиса, необходимы совместные, согласованные действия.

С учетом российско-украинской специфики рассмотрим схематично подходы к разработке совместных антикризисных мер.

Целью сотрудничества должно стать дальнейшее оживление связей в торговой сфере, последовательное наращивание объема товарооборота, оказание содействия в создании межгосударственных корпораций, совместных предприятий и других организационно-хозяйственных структур, позволяющих привлекать внебюджетные средства, быстро реагировать на изменение конъюнктуры внешнего и внутренних рынков.

Согласно национальным интересам Украины и России, их экономической безопасности, приоритетными направлениями стратегического партнерства должно являться:

· сотрудничество в энергетической отрасли, в частности, развитие единой энергетической системы, совместное использование нефтеперерабатывающих и других производств топливно-энергетического комплекса (ТЭК);

· научно-техническое, инвестиционное и инновационное сотрудничество;

· развитие и модернизация транспортной и энергетической инфраструктуры на Украине в интересах обеих государств;

· развитие совместных производственных структур, кооперационных и технологических связей, формирование совместных промышленно-финансовых групп в таких приоритетных отраслях как энергетика; наукоемкая промышленность; а так же в сфере развития транспортной и телекоммуникационной сети и в агропромышленном комплексе.

Основу совместных мероприятий по выходу из кризиса должны составлять следующие моменты, как на макро-, так и на микроуровнях.

1) Устранение всех барьеров, препятствующих взаимным инвестициям.

Прямое и косвенное инвестирование Россией украинских промышленных предприятий относящихся к сфере совместных интересов наших стран (так называемых локомотивов роста), а так же в модернизацию транзитных газопроводов. Активное привлечение российских инвестиций в объекты экономики Украины и украинских – в Россию, включая специальные (свободные) экономические зоны.

2) Организация льготного режима для экспортно-импортных операций между Россией и Украиной, снижение тарифных и нетарифных барьеров, упрощение административных процедур, усовершенствования таможенного регулирования.

3) Усиление производственной кооперации, восстановление в полном объеме интеграционно-производственных процессов на уровне отдельных предприятий путем создания мощных совместных российско-украинских корпораций, основанных на кооперационных и технологических связях. Приоритетное значение имеет создание в ключевых отраслях судостроении, цветной металлургии, автомобилестроении, сельхозмашиностроения, тяжелого машиностроения, авиационной и ракетно-космической промышленности.

4) Образование совместных консорциумов и совместных предприятий в стратегически важных отраслях экономики (металлургия, энергетика) в целях:

· развития межрегионального и приграничного сотрудничества,

· координации деятельности в области взаимного инвестирования,

· выработки общих позиций для совместного выступления и устранения конкуренции на рынках третьих стран.

Увеличившийся объем товарооборота между нашими странами, а также широкие связи в области кооперации производства могут стать предпосылками для создания зоны свободной торговли между Россией и Украиной.

При этом, принципиально важным остается последовательное продвижение по всем этапам экономической интеграции от льготных условий режима торговли вплоть до создания единого экономического пространства, проведения совместной налоговой, финансовой и таможенной политики.

Успешное развитие наших экономик во многом будет зависеть от того, насколько успешно России и Украине удастся задействовать потенциал двустороннего взаимодействия.

Как свидетельствуют предварительные расчеты, принести ощутимые экономические преимущества и одновременно снять большую часть проблем, накопившихся в торгово-экономических отношениях России и Украины, могло бы полноформатное участие последней в работе Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), куда уже входят Белоруссия, Казахстан, Киргизия, Россия и Таджикистан. Действующие в этом интеграционном объединении механизмы позволили бы практически полностью преодолеть торговые барьеры между Россией и Украиной.

· Уставом ВТО предусмотрено присоединение к ней как отдельных стран, так и интеграционных группировок различного типа: зон свободной торговли, таможенных союзов. Тем более, когда в состав этой группы уже сегодня входит государства-члены ВТО – Киргизия и Казахстан, а другой член ВТО – Молдавия – уже приобрела статус наблюдателя при ЕврАзЭС одновременно с Украиной.

Сообщество как международная экономическая структура делает основной акцент на интеграцию прежде всего в экономической области. Такой подход нацелен на решение основной задачи, провозглашенной при создании ЕврАзЭС, – формирование полноценного таможенного союза и в дальнейшем – единого экономического пространства.

Теснейшее российско-украинское сотрудничество в экономической сфере – не случайное стечение обстоятельств. Это прямое наследие общей истории, а точнее – органичное и закономерное ее продолжение. Многоуровневых кооперационных связей, взаимопереплетение и взаимодополняемость республиканских экономик, общность научно-технического потенциала, производственной базы и методов хозяйствования – все это и сегодня предопределяет наличие мощной стратегической составляющей российско-украинского партнерства, направляет двустороннее сотрудничество в долгосрочное русло. При правильной политике в результате кризиса наши страны могла бы существенно улучшить свое положение в мировой экономике, добившись многократного повышения мощности отечественной банковско-инвестиционной системы, опережающего становления нового технологического уклада и подъема экономики на длинной волне его роста.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

6 ноября 2024

Президентом США избран Дональд Трамп. По логике здорового русского человека, любые итоги выборов на другом конце света не могут иметь определяющего влияния на нашу страну. Но та часть элиты, которая любой ценой желает поклониться Западу, пресловутая партия похабного мира безумно …

5 ноября 2024

На границе между Казахстаном и Россией, на пункте пропуска «Курмангазы», наблюдается скопление около 280 грузовых автомобилей. Об этом сообщил комитет государственных доходов Министерства финансов Казахстана. «На пункте пропуска „Курмангазы“ Атырауской области [Казахстана] наблюдается скопление порядка 280 грузовых автотранспортных средств, следующих …

5 ноября 2024

Глава офиса Владимира Зеленского Андрей Ермак заявил, что Киев хотел бы достичь соглашения с Москвой о прекращении взаимных ударов по объектам энергетики, но только при участии третьих стран, в частности Катара, при этом он сказал, что сейчас такие переговоры не …


Ваш браузер устарел! Обновите его.