Религиовед, доктор исторических наук, профессор Московского государственного лингвистического университета Роман Силантьев рассказал о причинах отказа ряда православных церквей от участия в Соборе на Крите.
— В Православной Церкви никогда не было административного единства. Насколько соответствуют действительности опасения, что на базе Критского Собора может быть создан такой административный центр?
— Такой административный центр создать, конечно, можно, но никакого значения он иметь не будет. На Собор приехали церкви, которых меньшинство в православии. Это Собор абсолютного меньшинства. Поэтому без консенсуса, без учета интереса всех церквей ничего создать, конечно, невозможно.
— В чем причина отказа ряда православных церквей, в том числе и Русской Православной Церкви от участия в Соборе. Какие именно существуют камни преткновения?
— Главная причина — плохая подготовка, нежелание организаторов прислушиваться к доводам всех церквей. Плохо проработаны документы, нет возможности их редактировать, наличествуют и иные проблемы, такие как неурегулированные конфликты между церквями. Все это затрудняет проведение Собора и делает его невозможным.
— Насколько оправданным было решение именно Русской Православной Церкви не принимать участие в Соборе на вот этих условиях? Насколько важен вообще отстаиваемой Русской Православной Церковью принцип консенсуса?
— Не имеет смысла ездить на Крит такой делегацией, тратить деньги и время, если это будет просто конференция, под эгидой Патриарха Варфоломея. У Патриарха Кирилла и его сподвижников есть более серьезные дела, поэтому просто скататься на Крит, провести там несколько дней, поговорив ни о чем, смысла не имеет.
— Чем объясняется отказ Константинопольского Патриархата пойти на перенос Собора?
— Сложно сказать. Это надо спросить у Константинопольского Патриархата, почему у них такая негибкая позиция. Возможно, это связано с каким-то внешним влиянием на них — с американским или турецким. Может быть просто, в виду очень преклонного возраста Патриарх Варфоломей переносить ничего не хочет, так как полагает, что может просто не дожить до этого Собора. Разные могут быть причины, я затрудняюсь сказать какая именно основная.
— Какую роль в последних событиях вокруг Собора сыграла позиция Афона?
— Сложно сказать, лично я не вижу прямой связи.
— Как вы прокомментируете заявление о том, что события, связанные с Собором, свидетельствуют о кризисе в православии?
— Для людей широкого круга, не свидетельствуют, для тех, кто в этом разбирается, ничего нового они не узнали. Проблемы во взаимоотношениях между Москвой и Константинополем существовали, сколько я себя помню. Двадцать лет я этим занимаюсь, и двадцать лет эти проблемы. Они бывают острее, бывают менее острыми, но они всегда были.
— Возможно ли признание этим усеченным Собором автокефалии Украинской Церкви?
— Такие вопросы не должны подниматься, они не входили в повестку дня. На предварительной встрече в Шамбези было подтверждено, что Русская Православная Церковь имеет право на эту экуменическую территорию. Если это случится, то это уже будет откровенным вероломством и поводом для разрыва отношений.
— Чем объясняется упорное стремление незалежной Украины к созданию отдельной поместной церкви? К каким последствиям для православия на Украине и русского мира в целом это может привести?
— На Украине наличествует государственная русофобия, и естественно, Церковь Московского Патриархата по факту вызывает ненависть. Это еще со времен Кравчука пошло, и при Порошенко все это продолжилось. Естественно, церковь будет испытывать максимальные проблемы, поскольку пока есть Московский Патриархат на Украине, Украина этого не потерпит, а стало быть, её надо уничтожить любой ценой. Так что я не удивлен тому обстоятельству, что Украина апеллирует именно Варфоломею, и для меня, в общем-то, это хороший признак, ведь это означает, что они не имеют возможности повлиять на ситуацию исчерпывающе.
— В случае принятия на Крите решений, которые не приемлемы для Русской Православной Церкви, какие могут быть ответные действия Московского Патриархата?
— Если какие-то документы богословского характера будут приняты, Церковь их просто не подпишет, и для нее они значения иметь не будут. Если что-то по Украине и произойдет, то надо смотреть что именно, и в зависимости от этого реагировать.
— Какую роль в ситуации с Собором сыграл кризис во взаимоотношениях России с Западом, и, в частности, с Турцией, на территории которой находится Константинопольский Патриархат? Вообще борьба вокруг Собора, что в ней больше, геополитики или каких-то богословских вещей?
— Здесь совокупность факторов, сложно сказать, чего больше, да. Кризис все-таки имел значение, ведь Константинопольский Патриархат имеет подавляющее большинство прихожан, на территории или Западного мира, или Турции. И это конечно влияет на его настроение.