×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/rol-tradicionnyh-religiy-rossii-v-garmonizacii-obshchestvennyh-processov/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
Роль традиционных религий России в гармонизации общественных процессов
17:41, 11 июня 2015  
28
0

09 июня 2015 года в Санкт-Петербургском государственном университете под эгидой Комиссии Общественной Палаты РФ по гармонизации межнациональных и межрелигиозных отношений, Санкт-Петербургской митрополии РПЦ, а также Духовного управления мусульман Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона России состоялась Всероссийская Конференция «Роль традиционных религий России в противодействии экстремизму в Северо-Западном регионе».

Помимо российских высоких гостей и экспертов в работе представительного общественно-политического форума принял участие и Верховный муфтий Сирии шейх Ахмад Бадр эд-Дин Хассуна.

Представляем доклад директора Фонда поддержки христианских церквей «Международный фонд Христианская Солидарность», сопредседателя Международной Ассоциации «Христианство и Ислам» Дмитрия Пахомова: «Роль Традиционных Религий России в Гармонизации Общественных Процессов»:

Исторически сложилось так, что в России на протяжении столетий представители различных религий жили рука об руку, совместными усилиями строя наше великое государство, самую большую страну в мире!

«От южных морей до полярного края

Раскинулись наши леса и поля.

Одна ты на свете! Одна ты такая —

Хранимая Богом родная земля»

(Гимн Российской Федерации)

В 20 веке, в период господства атеистической идеологии, роль религии в общественных процессах существенным образом сократилась, но в последние десятилетия, после краха коммунистической идеологии и сопутствовавшего ей «научного атеизма», религия вновь возвращается в «большую игру», оказывая все более возрастающее влияние на умы людей.

Объективный анализ актуальной межнациональной и межрелигиозной ситуации, как в самой Российской Федерации, так и в государствах образовавшихся после распада Советского Союза, а также вопрос, связанный с распространением экстремистских идей в исламской упаковке, увы, неутешителен!

Несмотря на купирование, в большинстве случаев, наиболее радикальных форм экстремистских проявлений – прежде всего, террористической деятельности радикальных групп исламистского толка – уровень бытовой ксенофобии среди русского населения, равно как и проникновения экстремистских учений в исламскую среду, следует признать достаточно высоким. Этническое и религиозное разнообразие России является как преимуществом, так и уязвимостью: продвижение экстремистских националистических и религиозных идей в таком обществе значительно облегчается, а при значительном ухудшении социально-экономической обстановки с высокой вероятностью приводит к внутриполитическому взрыву. Примером такого негативного варианта развития событий может служить история межнациональных конфликтов на пространстве СССР – постсоветском пространстве в период конца 80-х – начала 90-х годов. При этом в настоящее время, в отличие от указанного периода, значительно большую роль приобретает не национальный, а религиозный фактор.

На территории России экстремисты исламистского толка наиболее активны на территории Северо-Кавказского Федерального округа (Северного Кавказа). Именно на этой территории наиболее часты проявления самой радикальной формы экстремистской деятельности – терроризма. Такое положение дел обусловлено как историческими причинами (первая война в Чечне, период существования независимой «Ичкерии», контртеррористическая операция и стабилизация ситуации в Чеченской республике с последовавшим затем уходом исламистских радикалов, в частности, представителей «Имарата Кавказ», в другие регионы Северного Кавказа), так и специфическими условиями существования республик Северного Кавказа. Таковыми условиями являются демографические (высокая доля молодежи среди населения), социальные (высокое значение этно-клановых и родственных связей, в том числе при формировании органов власти и бизнес-элиты, и, как следствие, ограниченность социальных лифтов для молодежи) и культурно-исторические (традиционный уклад жизни, уважение личной силы и смелости, исторический опыт межнациональных конфликтов и конфликтов с Российской Империей) особенности региона. В этих условиях преимущественно исламские республики Северного Кавказа оказались восприимчивы к влиянию салафитских проповедников и пропаганде экстремистских организаций салафитского и ваххабитского толка (в том числе и уже упомянутого «Имарата Кавказ»), призывавших к джихаду — под которым они понимали борьбу с властями Российской Федерации за построение в будущем на территории Северного Кавказа независимого исламского государства.

В преимущественно исламских регионах Северного Кавказа наблюдаются две противоположные тенденции – внешняя стабилизация ситуации, выражающаяся в формировании жестких региональных политических систем и снижения количества радикальных силовых проявлений исламского экстремизма (в том числе терактов) и скрытая экспансия экстремистских и джихадистских идей на фоне общей исламизации молодежи. Наиболее активен этот процесс в Дагестане, где смена власти и последовавшая попытка нового руководителя Рамазана Абдулатипова переформатировать систему неформальных клановых и властных квот в региональной власти в значительной степени потерпела неудачу. В настоящее время процесс скрытой экспансии экстремизма джихадистского толка конвертируется в повышение силовой экстремистской активности. Примером подобной тенденции можно назвать теракты в г. Грозном в декабре 2014 года. Таким образом, минимум вооруженной и террористической активности экстремистов, достигнутый в результате подавления прежних, существовавших ещё с «чеченского» периода, радикальных движений, оказывается преодолен вследствие нарастания новых негативных тенденций в исламском сообществе Северного Кавказа.

На глубокое вовлечение молодежи республик Северного Кавказа с преимущественно исламским населением (Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия) в религиозную жизнь Ислама накладывается значительное повышение роли интернета и социальных сетей, делающих доступными агитацию иностранных радикальных джихадистских движений, а также агитация «миссионеров» этих движений непосредственно «на местах». Также негативную роль оказывает симпатия некоторой части имамов этих республик к салафитской версии Ислама, при этом данные представители духовенства не формируют негативное отношение к экстремистским джихадистским движениям и вооруженному экстремистскому подполью.

Особая ситуация сложилась в Чеченской Республике. Благодаря жесткой позиции руководства Чечни инфильтрация проповедников экстремистских структур практически полностью пресекается республиканскими силовыми структурами, а высокий уровень внимания руководства республики и республиканского исламского духовенства к религиозному образованию населения обеспечивает высокий уровень религиозной грамотности и профилактику вовлечения в экстремистскую деятельность.

Вместе с тем, экспансия экстремистов исламистского и джихадистского толка не исчерпывается Северо-Кавказским регионом. Схожим образом, посредством возможностей интернета и через агитацию миссионеров-экстремистов, происходит вовлечение в экстремистскую деятельность и в центральных регионах России. Здесь условиями, благоприятствующими такому процессу, является нелегальная миграция из государств Средней Азии и Закавказья с преимущественно мусульманским населением, влекущая формирование изолированных поселений мигрантов на производствах, строительных объектах, рынках и т.п., все более приобретающих признаки гетто. Необходимость отправления коллективной молитвы при небольшом количестве мечетей в столичных городах (Москва, Санкт-Петербург) и областных центрах центральной России, с одной стороны, формирует массовые скопления людей во время главных мусульманских праздников у мечетей, с другой – вынуждает создавать в мигрантских поселениях молитвенные дома, закрытые от внешнего мира, имамами в которых становятся либо некомпетентные в Исламе лица, либо непосредственно миссионеры экстремистских организаций. Возникает парадоксальная ситуация, когда исходно малорелигиозные мигранты из государств Средней Азии со светским режимом становятся сторонниками экстремистских исламистских движений в Москве или центральных регионах России.

В настоящее время в деятельности исламистского подполья в России и на постсоветском пространстве наблюдаются значимые негативные изменения. В основном они связаны со значительным усилением группировки «Исламское государство» (ранее известная как ИГИЛ)(запрещена на территории РФ), захватывающей новые территории в Ираке и Сирии и приобретающей черты реального государства – в частности, получающей контроль над нефтяными месторождениями и возможность финансировать свою деятельность за счет продажи нефти по сверхнизким ценам. Вторая важнейшая причина, актуальная для России – резкое увеличение спонсорской поддержки исламистских экстремистов в России из-за рубежа. В настоящее время США заинтересованы в дестабилизации ситуации в России и на постсоветском пространстве в целом. Таким образом, деятельность по стимулированию экстремистских движений исламистского и джихадистского толка в России и на территории постсоветского пространства осуществляется в соответствии с интересами США и имеет очевидную тенденцию к активизации.

Наибольшую опасность в этой связи представляет усиление центрально-азиатских исламистских движений, таких, как «Исламское движение Туркестана», «Исламское движение Узбекистана», «Джамаат Ансарулла» а также формирующееся в настоящее время движение «Хорасан». В исламистских движениях Средней Азии в настоящее время наблюдается перегруппировка и переход от прежней лояльности и подчинения Талибану (и, соответственно, его лидеру Мулле Омару) к непосредственному подчинению «Исламскому Государству». Так, лидер «Исламского движения Узбекистана» Усман Гади публично присягнул на верность главарю «ИГ» Абу Бакру аль-Багдади и признал его в качестве халифа.

Исходя из приведенных выше фактов можно с уверенностью констатировать, что в настоящее время проходит стадия укрепления экстремистского подполья. Неизбежен переход этого подполья к активным действиям – особенно в условиях публично декларируемой заинтересованности США в смене политического режима в Российской Федерации. Участники этого подполья могут быть задействованы в самых различных мероприятиях, в том числе в массовых беспорядках и террористической деятельности.

В 2014 году Россия вступила в жесткий геополитический конфликт с США, имеющий тенденцию к углублению. Активность антироссийской кампании в глобальных мировых СМИ, политическое давление на ЕС и мировое сообщество в целом, направленное на экономическую изоляцию России, а также попытки дипломатического «перехвата» союзников России указывают на глобальный характер и системность антироссийской политики США.

События 2014-2015 гг. показывают, что действующая администрация США перешла к системной антироссийской политике, ставшей приоритетом её внешнеполитической деятельности. В публичных заявлениях Президент США Барак Обама неоднократно ставил нынешнюю российскую политику в один ряд с такими угрозами миру, как деятельность ИГИЛ и лихорадка Эбола. Бараку Обаме в унисон вторят и некоторые европейские союзники Соединенных Штатов, вспомним хотя бы недавнее выступление Канцлера Германии Ангелы Меркель. Политика США, вопреки оценкам ряда российских политических экспертов, ставит своей целью не «сдерживание» России и тем более не достижение уступок с её стороны на украинском направлении, а свержение действующего Президента РФ с заменой высшего политического руководства страны на лояльную США фигуру, с последующей ликвидацией Российской Федерации в качестве единого государственного образования. Фактически мир вернулся к состоянию «холодной войны» — при этом военный и экономический потенциал России значительно слабее СССР. США перешли к полномасштабной экономической и политико-дипломатической войне против России – и, к сожалению, Россия оказалась слабо подготовленной к новым вызовам времени. Масштаб, глобальный характер и системность антироссийской деятельности действующей администрации США свидетельствуют, что она стремится решить «российский вопрос» радикально и в краткосрочной перспективе, в том числе и с применением радикальной исламистской компоненты.

Основная деятельность по предотвращению внутриполитических и внешнеполитических угроз для Российской Федерации в настоящее время возложена на уполномоченные органы государственной власти. Вместе с тем, в практической реализации указанных выше деструктивных влияний значительно возрастает роль технологии сетевых войн — для купирования угроз такого типа требуются неклассические подходы. Соответственно, повышается роль традиционных религиозных организаций, а также организаций гражданского общества, без содействия которых предотвращение политических угроз и продвижение интересов России в политической и гуманитарной сфере уже не представляется возможным!

Дмитрий Пахомов,

директор Фонда поддержки христианских церквей

«Международный фонд Христианская Солидарность»

09 июня 2015 г., Санкт-Петербург



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

6 ноября 2024

Президентом США избран Дональд Трамп. По логике здорового русского человека, любые итоги выборов на другом конце света не могут иметь определяющего влияния на нашу страну. Но та часть элиты, которая любой ценой желает поклониться Западу, пресловутая партия похабного мира безумно …

5 ноября 2024

На границе между Казахстаном и Россией, на пункте пропуска «Курмангазы», наблюдается скопление около 280 грузовых автомобилей. Об этом сообщил комитет государственных доходов Министерства финансов Казахстана. «На пункте пропуска „Курмангазы“ Атырауской области [Казахстана] наблюдается скопление порядка 280 грузовых автотранспортных средств, следующих …

5 ноября 2024

Глава офиса Владимира Зеленского Андрей Ермак заявил, что Киев хотел бы достичь соглашения с Москвой о прекращении взаимных ударов по объектам энергетики, но только при участии третьих стран, в частности Катара, при этом он сказал, что сейчас такие переговоры не …


Ваш браузер устарел! Обновите его.