×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/rol-irana-v-obespechenii-bezopasnosti-na-yujnom-kavkaze/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
Роль Ирана в обеспечении безопасности на Южном Кавказе
10 июля 2014  
27
0

10 июля 2014 г. в Институте стран СНГ прошел круглый стол «Роль Ирана в обеспечении безопасности на Южном Кавказе», где были представлены два доклада. Первый из них сделал заведующий отдела Кавказа Института стран СНГ Владимир Евсеев о российско-иранском сотрудничестве в сфере региональной безопасности. Второй доклад о ирано-азербайджанских отношениях сделал известный иранист Владимир Сажин.

В ходе проведения круглого стола были рассмотрены следующие вопросы:

1) военно-политическая обстановка на Южном Кавказе на фоне углубляющегося украинского кризиса;

2) возможность создания на Южном Кавказе новой внеблоковой системы региональной безопасности;

3) состояние и перспективы взаимоотношений Исламской Республики Иран (ИРИ) с расположенными в регионе государствами на фоне некоторого улучшения ирано-западных отношений;

4) возможность вовлечения Тегерана в инициированные Москвой интеграционные процессы (ОДКБ, Таможенный союз, Евразийский экономический союз);

5) деятельность ИРИ по разрешению региональных конфликтов.

Помимо докладчиков в работе круглого стола приняли участие руководитель Центра Азии и Ближнего Востока Российского института стратегических исследований (РИСИ) Елена Супонина, директор Центра изучения современного Афганистана во Франкфурте-на-Майне Азиз Арианфар, заведующий отдела Кавказа РИСИ Артур Атаев, президент Центра общественно-политических исследований Алексей Махлай, заместитель директора Института прогнозирования и урегулирования политических конфликтов Александр Кузнецов, старшие научные сотрудники сектора Ирана Института востоковедения РАН Елена Дунаева и Ирина Федорова, ведущий научный сотрудник Центра международной безопасности Института мировой экономики и международных отношений РАН Станислав Иванов, исполнительный директор АНО «Центр политических технологий “PolitContact”» Андрей Медведев, эксперты Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Андрей Арешев и Станислав Притчин, доцент кафедры политологии и социологии Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова Александр Перенжиев, заведующая отдела сравнительного законодательства Института стран СНГ Валентина Гойденко, а такжепредставители посольства Исламской Республики Иран в Российской Федерации.

Открыл заседание круглого стола и сделал первый доклад заведующий отделом Кавказа Института стран СНГ Владимир Евсеев. В своем докладе он отметил, что российско-иранское сотрудничество в сфере региональной безопасности все более укрепляется. Это позволяет уже сейчас говорить о «конструктивном» партнерстве между нашими странами и ставить вопрос о целесообразности выхода наших отношений в перспективе на уровень стратегического партнерства. В дальнейшем к этому процессу может быть подключена и Турция, где в условиях существенного сокращения западного влияния вполне возможно преобладание национальных интересов над союзническими в рамках НАТО. По его мнению, только после этого можно будет подойти к построению уже на трехсторонней основе новой системы региональной безопасности с целью установления на Большом Ближнем Востоке, включая Южный Кавказ, мира и стабильности, исключения любых вооруженных конфликтов, развития взаимовыгодного экономического сотрудничества и усиления интеграционных процессов, а также укрепления связей в области науки, культуры и спорта.

Второй доклад сделал старший научный сотрудник сектора Ирана Института востоковедения РАН, профессор Владимир Сажин. Он отметил, что сегодня Тегеран и Баку вполне способны преодолеть все трудности на пути укрепления взаимопонимания. Однако этот путь будет долгим, так как слишком глубоки корни недоверия между ними. В связи с этим политикам обоих стран необходимо сделать все, чтобы подрубить эту корневую систему. Ведь, добрососедские отношения между Ираном и Азербайджаном чрезвычайно важны не только для двух этих стран, для безопасности региона, но и для России, которая имеет хорошие партнерские связи, как с Исламской Республикой Иран, так и с Азербайджанской Республикой.

Ирина Федорова полагает, что нынешние итоги президентских выборов (2014 г.) в Афганистане не могут быть окончательными. В ИРИ это отчетливо понимают, поэтому стараются расширить свое влияние в этой стране, в первую очередь среди дружественных таджиков и хазарейцев. При этом учитывается, что сейчас в Афганистане не с кем договариваться, а центральная власть в Кабуле будет продолжать ослабляться. Это позволяет Тегерану поставить вопрос о создании на территории Афганистана этнических автономий, например, в центре этой страны для хазарейцев. С ее точки зрения ОДКБ и ИРИ могут установить рабочие контакты с целью разрешения этой проблемы.

Азиз Арианфар обратил внимание на то, что победа американского ставленника Ашрафа Гани Ахмадзай на президентских выборах в Афганистане была обусловлена многочисленными фальсификациями итогов президентских выборов. Это дает основание другому кандидату – Абдулле Абдулла не только потребовать пересмотра их итогов, но и начать борьбу за силовое отстранение от власти американского ставленника. Все это происходит на фоне планируемого к концу 2014 г. значительного сокращения численности иностранных войск в Афганистане и ухода американцев из Центра транзитных перевозок в международном аэропорту Манас. Это все настоятельнее требует формирования здесь единой системы безопасности, с участием всех заинтересованных государств, включая Россию, Иран, Пакистан, Индию, Узбекистан, Таджикистан и Туркменистан. Китай уклоняется от участия в этом процессе ввиду стремления договориться с афганскими талибами. Как полагается, это обеспечит Пекину значительные преимущества, если в некоторой перспективе движение «Талибан» придет к власти в Кабуле.

Елена Дунаева указала на следующие приоритеты внешней политики ИРИ: разрешение иранского ядерного кризиса, установление мира со своими соседями, включая аравийские монархии Персидского залива, а также улучшение отношений с Европой и, возможно, США. При этом Тегеран будет стараться соблюдать баланс собственных интересов и на Востоке, и на Западе. Одновременно учитывается, что Шанхайская организация сотрудничества до чих пор не сложилась, а Организация экономического сотрудничества себя не проявила. Подобное происходит и в отношении ОДКБ, чье сотрудничество с Ираном будет блокироваться со стороны Казахстана.

Андрей Арешев в своем выступлении отметил, что ИРИ выступает за сохранение нынешней ситуации по урегулированию проблемы Нагорного Карабаха ввиду, например, опасности появления здесь миротворцев со стороны государств-членов НАТО и пытается улучшить отношения со всеми государствами Южного Кавказа в экономической сфере и области развития транспортной инфраструктуры в приграничных районах. А для этого нужны как региональная стабильность, так и более тесное российско-иранское сотрудничество.

В ходе состоявшегося круглого стола все эксперты отметили необходимость дальнейшего углубления российско-иранских отношений, что на некотором этапе может вывести нас на уровень стратегического партнерства. Несомненно, что это будет способствовать повышению роли не только РФ, но и ИРИ в обеспечении безопасности на Южном Кавказе. 



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Ваш браузер устарел! Обновите его.