×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/rezolyuciya-kruglogo-stola-sostoyanie-i-perspektivy-ispolzovaniya-pozitivnogo-potenciala-tasavvufa-dlya-borby-s-etnoreligioznym-ekstremizmom/
Новости
22 ноября
21 ноября
20 ноября
19 ноября
18 ноября
Резолюция круглого стола «Состояние и перспективы использования позитивного потенциала тасаввуфа для борьбы с этнорелигиозным экстремизмом»

РЕЗОЛЮЦИЯ

круглого стола «Состояние и перспективы использования позитивного потенциала тасаввуфа для борьбы с этнорелигиозным экстремизмом»

(1 февраля 2016 г., г. Москва, Россия)

Ислам как великая мировая религия более тысячи лет является живой и неотъемлемой частью России как многонационального и поликонфессионального государства. Отечественные мусульмане, представляя многомиллионную долю мирового исламского сообщества, вносили и вносят немалый позитивный вклад в гармонизацию этноконфессиональных отношений, используя при этом миролюбивый потенциал своей религии и ее неотъемлемой духовной составляющей – тасаввуфа.

Однако следует с сожалением констатировать, что в настоящее время как в российском экспертном сообществе, так и исламском социуме нет однозначного позитивного отношения к тасаввуфу, относимому суннитскими богословами к легитимной области исламского знания. Связано это прежде всего с тем, что его отождествляют с более широким термином суфизм, в котором допускаются несоответствия с нормами шариата.

Данным обстоятельством умело манипулируют определенные деструктивные силы с целью «легитимизировать», используя неосведомленность широких слоев общественности, распространение на территории России и постсоветского пространства зарубежных исламских течений, исторически несвойственных для населяющих ее мусульманских этносов, что приводит к конфликтности в обществе и экстремизму.

В связи с этим необходимы системные усилия всего российского социума, и прежде всего мусульманского, в использовании положительного потенциала, заложенного в самом исламском вероучении и его легитимном разделе богословских знаний, называемом арабским термином тасаввуф.

Изъятие его из числа мусульманских богословских дисциплин – а это именно то, чем занимаются экстремисты и чуждые нашим традициям зарубежные исламские течения – подобно отделению души от тела, и превращает ислам из религии в свод формальных обрядов и догм, а мусульман из людей, покорных Всевышнему в послушное орудие всевозможных деструктивных сил.

В мусульманских регионах России и постсоветского пространства тасаввуф является частью многовековой традиции и потенциал этой богословской науки в прошлом обычно применялся в воспитательных целях.

Успешные примеры использования позитивного потенциала тасаввуфа в борьбе с этнорелигиозным экстремизмом имеются, и не только за рубежом, но и в России, а именно в Чеченской Республике, где задействование ее руководством мощного мобилизующего потенциала традиционного для данного региона кадирийского и накшбандийского тарикатов (течений тасаввуфа) позволило фактически свести на нет радикализм и вытеснить экстремистов с территории республики.

В этой связи для других регионов России на современном этапе в контексте создания действенной альтернативы экстремизму весьма актуален вопрос выбора, «селекции» тех течений тасаввуфа (тарикатов), которые бы гармонично вписались в их мусульманский социум. Это очень важно поскольку существует немалое количество псевдотечений, которые никоим образом не могут способствовать гармонии в любом обществе.

Следует признать, что и в исламе существуют псевдотарикаты, которые не в ладу с шариатом, и инфильтрация их в российское общество также не может способствовать гармонии. Разборчиво следует подходить и к тем течениям в тасаввуфе, которые излишне политизированы, хотя и соответствуют нормам шариата.

То есть необходим взвешенный комплексный подход, в реализации которого эффективно могли бы участвовать прежде всего российские духовные управления мусульман в тесном взаимодействии и контакте как с органами власти, так и экспертным сообществом и правоохранительными органами.

В течение последних пяти лет Институт стран СНГ совместно с представителями российских духовных управлений мусульман вел исследовательскую работу, изучая одно из направлений (турук) суфийского такриката Накшбандийя-Муджадидийя, установив контакты с его лидерами, проживающими в государствах Ближнего Востока, Южной Азии и Африки. Накопленные данные по широкому спектру деятельности данной структуры в том числе и в сети Интернет позволяют сделать вывод о возможности использования ее позитивного потенциала в качестве действенной альтернативы этнорелигиозному экстремизму. Этому способствует такая отличительная черта этого тариката как «жесткое» следование исламским канонам в соответствии с известной во всем мире деобандийской исламской школой (по названию всемирно известного университета Дар-уль-улум Деобанд в Индии). В связи с этим даже так называемые «ваххабиты» не могут предъявить последователям деобандийской школы «обоснованных» претензий по большинству считающихся дискуссионными вопросов исламского вероучения. Это создает объективные предпосылки для возможной «положительной» идеологической трансформации потенциальных экстремистов и перехода их в «лоно» традиционного ислама. Многочисленные практические примеры такого рода трансформаций имели и имеют место как в России, так и за рубежом. Они описаны в презентованном на этом круглом столе сборнике статей и выступлений заведующего отделом исламских исследований Института стран СНГ Ильдара Сафаргалеева «Бесценная духовная традиция» .

В ходе прошедшего мероприятия были проанализированы и обсуждены промежуточные итоги использования позитивного потенциала традиционного ислама в качестве действенной альтернативы религиозному экстремизму на примере конкретной практики одного из направлений (турук) суфийского такриката Накшбандийя-Муджадидийя, в течение многих веков широко распространенного на постсоветском пространстве вплоть до 30-х годов прошлого века.

Заслушав и обсудив выступления: заместителя директора Фонда поддержки исламской культуры, науки и образования Волкова Р.Ш., руководителя Управления международных связей Центрального исполнительного комитета Всероссийской политической партии «Единая Россия» Петриченко К.К., председателя Правления Организации по содействию развитию сотрудничества со странами евразийского пространства «Евразийское Содружество» Махмутова Р.Р., заместителя директора Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева Бахревского Е.В., руководителя службы стратегического планирования Ассоциации приграничного сотрудничества Собянина А.Д., заведующего отделом исламских исследований Института стран СНГ Сафаргалеева И.Ф., первого заместителя «Объединенного Исламского Конгресса России» (Объединенный муфтият) Аляутдинова Р.Р., главы Ассоциации Православных Экспертов Фролова К.А., президента Ассоциации содействия реализации социальных и культурных проектов в Республике Крым «Созидание» Тахи А.М., эксперта Международной исламской миссии Шубина Д.С., а также представителей татарской, башкирской, чеченской, дагестанской, азербайджанской диаспор,

участники круглого стола пришли к следующим выводам:

— в целом, тасаввуф, являясь традиционной и полноценной мусульманской богословской наукой, обладает значительным позитивным потенциалом в плане «идеологического» противодействия этнорелигиозному экстремизму;

— необходимы дополнительные исследовательские усилия экспертного сообщества с целью изучения практики конкретных школ тасаввуфа в их борьбе с человеческими страстями и пороками, в числе которых и склонность к экстремизму;

— целесообразно через распространение презентованного сборника «Бесценная духовная традиция» более развернуто ознакомить российскую общественность с тасаввуфом на примере деятельности конкретного направления Накшбанди-Муджаддеди и метода духовного очищения, который оно практикует;

— необходимо включение изучения науки тасаввуфа в образовательные программы исламского образования всех уровней.

Участники круглого стола призвали:

— органы государственной власти Российской Федерации в целях организации эффективного «идеологического» противодействия этнорелигиозному экстремизму обратить самое пристальное внимание на вопросы, связанные с использованием позитивного миролюбивого потенциала, заложенного в исламском вероучении и его легитимной части, относимой к тасаввуфу;

— российские научные и экспертные круги в координации с мусульманским сообществом провести комплексные исследования, на основе которых выработать рекомендации для российских органов государственной власти с целью принятия действенных мер по использованию позитивного потенциала тасаввуфа для борьбы в этнорелигиозным экстремизмом;

— российские духовные управления мусульман, исламские учебные заведения всех уровней включить тасаввуф в программы обучения в качестве отдельной дисциплины;

— Фонд поддержки исламской культуры, науки и образования оказать содействие в организации и проведении в Москве международной научно-практической конференции по тематике настоящего круглого стола с привлечением более широкого круга экспертов, официальных и неофициальных мусульманских лидеров из ближнего и дальнего зарубежья.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

29 июня 2023

23 июня в Институте стран СНГ в формате научно-практической конференции прошел семинар на тему «Россия и Турция в изменившемся геоцивилизационном контексте: роль этноконфессиональной составляющей в развитии сотрудничества», организованный совместно с Расулевским клубом. Мероприятие явилось логическим продолжением проведенного в 2018 году …

10 октября 2022

22 сентября в Уфе прошли торжества, посвященные 1100-летию принятия Ислама Волжской Булгарией и 40-летию служения Шейх-уль-Ислама Талгата Сафа Таджуддина на посту Председателя ЦДУМ России. В них приняли участие религиозные, государственные и общественные деятели России, делегаты от духовных управлений Турции, Бахрейна, …

5 марта 2022

25 февраля в Институте стран СНГ прошел круглый стол «Суфизм на евразийском пространстве как фактор стабильности и гармонии» (https://i-sng.ru/novosti/rol-sufizma-v-garmonii-i-stabilnost/), организованный совместно с Расулевским клубом. На мероприятии с заключительным словом выступил заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ, координатор Расулевского клуба Ильдар Сафаргалеев.


Ваш браузер устарел! Обновите его.