На сайте /REGULATION.GOV.RU/ опубликован проект указа Президента России «О внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации».
Проектом предлагаются изменения в Госпрограмму по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (далее Госпрограмма). В чем эти изменения?
Первое из этих изменений то, что Госпрограмма приобретает второе крыло — репатриацию. Дается определение, кто является репатриантом:
«репатриант — соотечественник, изъявивший желание переселиться в Российскую Федерацию, из числа:
граждан Российской Федерации, постоянно проживавших за рубежом по состоянию на 24 февраля 2022 года;
бывших граждан Российской Федерации;
лиц, родившихся или постоянно проживавших на территории РСФСР и состоявших в прошлом в гражданстве бывшего СССР;
лиц, имеющих родственников по прямой восходящей линии, родившихся или постоянно проживавших на территории РСФСР либо территории, относившейся к Российской империи или СССР, в пределах Государственной границы Российской Федерации и имевших соответствующую гражданскую принадлежность«.
Если сравнить с определением соотечественника из ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом»:
«3. Соотечественниками также признаются лица и их потомки, проживающие за пределами территории Российской Федерации и относящиеся, как правило, к народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации, а также сделавшие свободный выбор в пользу духовной, культурной и правовой связи с Российской Федерацией лица, чьи родственники по прямой восходящей линии ранее проживали на территории Российской Федерации, в том числе:
лица, состоявшие в гражданстве СССР, проживающие в государствах, входивших в состав СССР, получившие гражданство этих государств или ставшие лицами без гражданства;
выходцы (эмигранты) из Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР и Российской Федерации, имевшие соответствующую гражданскую принадлежность и ставшие гражданами иностранного государства или лицами без гражданства.», —
то видно, что репатриантом могут быть признаны соотечественники, имевшие в своей жизненной истории или родословной связь с территорией Российской Федерации, что, естественно должно быть подтверждено документально. Этнический фактор – принадлежность к «народам, исторически проживающим на территории Российской Федерации» для репатриантов значения не имеет.
Репатриант вправе принять участие в Государственной программе с учетом особенностей, установленных в новом специальном разделе Госпрограммы для репатриантов, либо в общем порядке, предусмотренном Государственной программой.
Для репатриантов открывается возможность переехать в любой субъект Российской Федерации. В том числе и в тот, который не участвует в реализации Государственной программы, т.е. в Москву с Московской областью, и в Санкт-Петербург. При этом заявление на участие в Госпрограмме репатриант подает за рубежом, и одновременно может подать заявление на получение вида на жительство. Т.е. предлагается как раз то, что содержится в проекте закона «О репатриации в РФ», внесенного К.Затулиным в 2021 году. Его инициатива сработала – подтолкнула изменения законодательства в правильном направлении. Так было и с вопросом о политическом убежище, когда законопроект депутата «О политическом убежище в РФ», внесенный в 2017 году, не пропускали, но затем накануне 2019 года Указом Президента было изменено «Положение о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища», как раз так, как и предлагал Затулин в своем проекте.
Нужно отметить, что Госпрограмма для репатриантов дает и некоторую материальную помощь. Репатриант, получивший статус участника Государственной программы, и члены его семьи имеют право на:
«а) компенсацию уплаты консульского сбора и сбора в счет возмещения фактических расходов, связанных с оформлением визы и приемом заявления о выдаче вида на жительство, а также на компенсацию расходов на уплату государственной пошлины за оформление документов, определяющих правовой статус переселенцев на территории Российской Федерации;
б) освобождение от уплаты таможенных платежей в соответствии с правом Евразийского экономического союза и законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании при ввозе товаров для личного пользования, включая транспортные средства».
Другие государственные гарантии и социальная поддержка, предусматривающие траты федерального или местного бюджетов репатриантам не предоставляются, в отличие от других участников Госпрограммы, согласующих свое переселение с властями регионов. .
Второе изменение, которое предлагает опубликованный проект указа, — это новая редакция пункта, в котором перечислены условия отказа в статусе участника Госпрограммы или члена его семьи. Перечень из дюжины пунктов содержит и требование пройти дактилоскопическую регистрацию, представить медицинские документы, подтверждающие отсутствие опасных заболеваний. Это хороший предвестник подвижек и в процедуре получения гражданства для участников Госпрограммы. Сейчас перед подачей заявления на гражданство участники Госпрограммы должны получить разрешение на временное проживание в регионе вселения. Как объясняли миграционщики, при получении РВП требуется медосвидетельствование, тем самым приехавший соотечественник еще до заявки на гражданство будет проверен по здоровью. Но если участник Госпрограммы должен будет в отведенные сроки получить медицинские заключения о своем здоровье, то получение РВП на пути к гражданству уже теряет смысл. Тогда соотечественник, ставший участником Госпрограммы, сможет подавать заявление на гражданство сразу по прибытию в регион вселения.
Еще одно существенное изменение, которое предлагается проектом указа, состоит в том, что снимается коллективная ответственность, когда за совершение одним из членов семьи участника Госпрограммы или им самим нарушения, несовместимого с участием в Госпрограмме, наказывается вся семья. Только за две позиции из дюжины оставлена общая ответственность — если хотя бы один из членов семьи:
«а) выступает за насильственное изменение основ конституционного строя Российской Федерации, иными действиями создает угрозу безопасности Российской Федерации или граждан Российской Федерации;
б) финансирует, планирует террористические (экстремистские) акты, оказывает содействие в совершении таких актов или совершает их, а равно иными действиями поддерживает террористическую (экстремистскую) деятельность».
Снятия принципа коллективной ответственности 15 лет добивались правозащитники, не раз на это обращали внимание на семинарах в Институте стран СНГ, и, наконец, наш голос услышан. Ответственность, которая ложится за одного на всю семью за покушение на государственность и терроризм, в нынешних условиях можно понять. Но, из-за двух административных штрафов или досрочного выезда одного члена семьи из региона, только он и будет отвечать. И это — справедливо.
Остается дождаться окончания доработки указа и его подписания.