×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/regionalnyy-treugolnik-rossiya-azerbaydjan-iran/
Новости
1 апреля
28 марта
27 марта
26 марта
25 марта
21 марта
Региональный треугольник Россия-Азербайджан-Иран

Начало 2017 г. ознаменовалось внешнеполитической активностью России. Это стало логичным продолжением прошлого года, который оказался исключительно важным в плане двухсторонних контактов и официальных визитов на высшем уровне, причем не только в Японию. При этом политическим трендом стали трехсторонние саммиты региональных лидеров, которые являются столь необходимыми для укрепления региональной безопасности и служат обеспечению экономического развития стран на фоне снижения цен на энергетические и другие ресурсы.

Следует заметить, что Кавказский регион подвержен вызовам и угрозам со стороны Ближнего и Среднего Востока. Поэтому руководство государств Южного Кавказа с особым вниманием относится к исходящим оттуда опасностям. Так, угроза терроризма и экстремизма становится объединяющим фактором, порой преуменьшая значение межгосударственных противоречий граничащих между собой государств. В связи с этим можно задаться вопросом, насколько жизнеспособны региональные политические треугольники? И очевидна ли экономическая выгода при реализации в регионе крупных инфраструктурных проектов? Ответ на этот вопрос может быть дан на основе анализа политических взаимоотношений государств между собой, а также развития их отношений в региональных треугольниках и будущих перспективах сотрудничества расположенных в регионе государств.

Успешным примером развития трехстороннего сотрудничества может служить взаимодействие России, Ирана и Азербайджана. Так, в августе 2016 г. в Баку по инициативе азербайджанской стороны состоялся первый трехсторонний саммит президентов указанных государств. Благодаря достигнутым договоренностям, зафиксированным в Бакинской декларации, между странами активизировалось сотрудничество по совместной борьбе с терроризмом и развитию перспективных экономических проектов. Например, таких как реализация Международного транспортного коридора (МТК) «Север-Юг». Осуществление этого проекта будет способствовать достижению региональной стабильности и безопасности не только на Южном Кавказе, но и в перспективе на сопредельных территориях. Рассмотрим развитие отношений между этими странами в текущем году.

5 марта 2017 г. президент Азербайджанской республики (АР) И. Алиев посетил с официальным визитом Исламскую Республику Иран (ИРИ). За последние три года такие саммиты президентов ИРИ и АР проходили несколько раз. Как следствие, в период 2016-2017 гг. между странами было подписано 20 межгосударственных документов. В частности, по итогам мартовских переговоров с президентом ИРИ Х. Роухани, был подписан Меморандум взаимопонимания о сотрудничестве между Палатой по контролю за финансовыми рынками Азербайджанской республики и Управлением финансового мониторинга при Министерстве экономических вопросов и финансов Исламской Республики Иран в области борьбы с легализацией денежных средств и другого имущества, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

В ходе встречи особое внимание президент Ирана Х. Роухани уделил тому, что терроризм происходит из салафитской и ваххабитской идеологий и представляет серьезную угрозу региональной безопасности. Следовательно, проявление экстремистских элементов в некоторой степени ставит под угрозу реализацию совместных проектов. С другой стороны, по итогам переговоров был подписан Меморандум по строительству железной дороги между Ираном и Азербайджаном, которой направлен на динамичное развитие торгово-экономических ирано-азербайджанских отношений. Отметим, что за 2016 г. товарооборот между Азербайджаном и Ираном увеличился на 70%.

Достигнуты определенные успехи и в энергетической сфере. В частности, Национальная иранская нефтяная компания является инвестором проекта второй очереди газового месторождения «Шахдениз». Тем не менее, Верховный лидер ИРИ А. Хаменеи на встрече с президентом Азербайджана И. Алиевым отметил, что уровень экономического сотрудничества между странами остается на достаточно на низком уровне. Действительно, эти страны имеют различных торгово-экономических партнеров. Так, после введения финансово-экономических санкций и отключения в 2012 г. ИРИ от международной электронной системы SWIFT основным торгово-экономическим партнером Ирана стал Китай. А для Азербайджана таковым является Европейский союз.

Отметим что в преддверие посещения ИРИ азербайджанским лидером в тестовую эксплуатацию был введен участок железной дороги Астра (Иран) – Астра (Азербайджан) МТК «Север-Юг». С иранской стороны на этом участке ведется ускоренная работа. Причем этот проект имеет важное экономическое значение для всех государств-участников трехстороннего формата. Вместе с этим иранский президент Х. Роухани подчеркнул значимость трехсторонних форматов взаимодействия с другими государствами региона. В частности, наряду с рассматриваемым региональным треугольником в рамках проекта МТК «Север-Юг» он обозначил необходимость развития отношений в таких региональных треугольниках как Иран–Азербайджан–Турция и Иран–Азербайджан–Грузия.

Нужно обратить внимание, что между Россией и Азербайджаном ведутся скоординированные действия по борьбе с терроризмом и религиозным экстремизмом. При этом в Баку уделяется пристальное внимание вопросам обеспечения национальной безопасности для обеспечения внутренней стабильности и экономического развития.

Помимо этого, между нашими странами ведется активный политический диалог по мирному разрешению проблемы Нагорно-Карабаха. Так, 6-7 марта 2017 г. состоялся официальный визит министра иностранных дел Азербайджанской республики Э. Мамедъярова в Москву. Тогда обсуждались пути урегулирования отношений между Арменией и Азербайджаном и перспективы сотрудничества в рамках ежегодного Российско-азербайджанского межрегионального форума. Проведение такого очередного мероприятия запланировано на осень в столице Северокавказского федерального округа – Ставрополе.

Отметим, что динамика товарооборота между нашими странами достигла своего максимума в 2014 г. и составила 4 млрд долл. В 2015-2016 гг. двусторонний товарооборот сократился в два раза. В таких условиях реализация МТК «Север-Юг» будет способствовать не только улучшению экономической ситуации в Азербайджанской республике, но и более тесной трехсторонней экономической и политической интеграции.

27-28 марта 2017 г. по приглашению российской стороны состоялся официальный визит в Россию президента Ирана Х. Роухани. Тогда стороны отметили повышение уровня торгово-экономических отношений на 70% (в 2016 г. товарооборот между нашими странами составил 2,2 млрд долл., но это не так много, учитывая имеющийся потенциал). Для дальнейшего развития экономических отношений президентами России и Ирана было принято решение о проведении в г. Астрахани до конца 2017 г. форума по межрегиональному сотрудничеству с участием руководителей регионов и представителями деловых кругов двух государств. Помимо этого, в рамках указанного визита рассматривалась возможность создании «зеленого коридора», то есть Зоны свободной торговли между ЕАЭС и ИРИ.

По итогам переговоров на высшем уровне было подписано 15 соглашений и меморандумов о двустороннем сотрудничестве. Обсуждались пути расширения кооперации в машиностроении и в сфере гражданской авиации. Например, о возможности поставок в Иран российских среднемагистральных самолетов типа «Сухой Суперджет–100» и вертолетов для санитарной авиации страны. Кроме того, были подписаны Соглашение о предоставлении государственного экспортного кредита от российской стороны для финансирования строительства тепловой электростанции «Сирик» в Бендер-Аббасе на берегу Персидского залива и Соглашение между Правительством РФ и Правительством ИРИ на электрификацию железнодорожного участка Гамсар – Инче Бурун на севере страны на общую сумму 2,2 млрд евро.

Особое внимание на переговорах было уделено расширению сотрудничества в нефтегазовой сфере. В частности вопросам реализации совместных проектов на территории Ирана в области разведки, добычи, транспортировки углеводородного сырья, передаче технологий, своповых операций и сооружения сопутствующей инфраструктуры. При этом российская сторона отметила интерес к развитию газовой отрасли и модернизации газотранспортной системы ИРИ. На переговорах рассматривалось использование газа в качестве моторного топлива на иранской территории и совместное строительство СПГ-заводов. Ранее между правительствами наших стран была достигнута договоренность о ежесуточных поставках в Россию 100 тыс. барр. иранской нефти. Одновременно Тегеран продолжает обсуждать с Москвой схему бартерных поставок нефти в обмен на товары народного потребления. Со своей стороны, РФ склоняется к обсуждению более выгодных своповых поставок нефти в ИРИ и участию российских нефтяных компаний в ее добыче на иранской территории.

В связи с постепенным выходом ИРИ из санкционного режима и необходимостью развития национальных производственных мощностей наши страны обсудили проекты в области атомной энергетики. При этом иранская сторона подтвердила, что первый энергоблок АЭС «Бушер» вышел на проектную мощность и производит необходимую энергию для экономики страны. Отметим, что началась реализации вторая стадия АЭС «Бушер», торжественная церемония открытия которой состоялась еще в сентябре 2016 г.

С целью популяризации туризма и обеспечения культурно-гуманитарного обмена между Россией и Ираном было подписано Соглашение о безвизовых групповых туристических поездках (для групп от 5 до 50 чел.).

Не менее важным моментом двусторонних переговоров стало подтверждение министром иностранных дел ИРИ М. Зарифом возможности использования Россией на временной основе военных баз Ирана с оговоркой «в зависимости от «конкретного случая» для осуществления борьбы с террористами в Сирии. Это существенное недопонимание, которое возникло между сторонами в августе 2016 г. по вопросу использования российскими военными в качестве временного базирования 3-й тактической авиабазы Шахид Ноже.

Несомненно, что в настоящее время отношения России как с Ираном, так и с Азербайджаном превалируют в военной и военно-технических областях, в том числе ввиду сопредседательства России в Международной группе по примирению в Сирии и активного ее участия в урегулировании сирийского кризиса. Помимо этого, РФ является сопредседателем Минской группы ОБСЕ по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. В настоящее время кооперация указанных в экономике значительно уступает сотрудничеству в сфере безопасности.

Тем не менее, перспективным лейтмотивом экономического развития и последующей экономической и политической интеграции треугольника Россия – Азербайджан – Иран является запуск МТК «Север-Юг». Его эффективное функционирование начнется в 2018 г. после завершения строительства железной дороги Астара (ИРИ) – Решт. Особый интерес представляет этот международный проект для Азербайджана, так как позволяет решить некоторые социально-экономические проблемы. В настоящее время республика сокращает добычу энергоресурсов и развивает не нефтяной сектор и транзитно-логистический потенциал в направлении «север-юг» и «запад-восток». Ее руководство считает возможным получение миллиардов долл. от транзита грузов из Ирана в Россию и обратно.

Безусловно, активизация ирано-азербайджанских и ирано-российских отношений связана с проводимым президентом Х. Роухани умеренно либеральным внешнеполитическим курсом. Поэтому существенным риском для сохранения треугольника Россия-Азербайджан-Иран являются предстоящие (19 мая 2017 г.) президентские выборы в ИРИ. По их итогам к власти в стране может прийти более консервативный президент. Однако, даже в условиях недовольства некоторой части местного населения относительно проводимого экономического курса действующего президента Х. Роухани, который сократил некоторые социальные выплаты и не добился поступления в страну значительного потока инвестиций даже в условиях процесса снятия международных санкций, от консерваторов до настоящего времени не выдвинуто единого кандидата. Кроме того, Верховный лидер ИРИ А. Хаменеи порекомендовал экс-президенту М. Ахмадинежаду не участвовать в президентской гонке, опасаясь поляризации общества на будущих президентских выборах. Как следствие, при отсутствии харизматичного лидера у консерваторов создаются достаточно уверенные перспективы для переизбрания действующего президента Х. Роухани на второй срок.

Другим вызовом дальнейшего существования треугольника Россия-Азербайджан-Иран является израильский фактор. Причем и у России, и у Азербайджана сложились хорошие отношения с Государством Израиль. Иран в свою очередь отказывается признать сам факт его права на существование. При этом следует учитывать, что Баку все еще не открыл посольство в Тель-Авиве, несмотря на значительное военно-техническое сотрудничество. В свою очередь Москва не ставит для себя целью занять произраильскую позицию и сменить политические ориентиры при разрешении сирийского кризиса, несмотря на доверительные отношения между В. Путиным и Б. Нетаньяху. Наоборот, позиция России заключается в выстраивании военно-политического сотрудничества с Ираном, в том числе как действующим партнером в борьбе с «Исламским государством» (запрещенная в России террористическая организация) на территории Сирии. Такая деятельность подкрепляется политическим диалогом в рамках «астанинского формата», гарантирующего достижение реального перемирия и существенного снижения интенсивности военных действий, а также предлагающего варианты послевоенного устройства в Сирийской Арабской Республике.

Таким образом, даже в среднесрочной перспективе треугольник Россия-Азербайджан-Иран сохранит свое существование. Причем не только как экономическое объединение, инициатором которого станет эффективное действие МТК «Север-Юг», но и как площадка политического диалога между нашими странами. Задача последнего заключается в реальной военной и гуманитарной помощи в борьбе с международным терроризмом как на территории своих государств, так и стран-соседей Ближнего и Среднего Востока.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

13 марта 2025

Армения приняла предложения Азербайджана касательно двух спорных пунктов мирного соглашения, сообщил глава азербайджанского МИДа Джейхун Байрамов. По его словам, переговоры по согласованию текста документа завершены. «На следующем этапе ожидания Баку таковы — Армения должна внести поправки в свою конституцию, в …

5 марта 2025

Институт стран СНГ совместно с филиалом института в г. Ереване и Международным «Лазаревским клубом» провели Круглый стол на тему «Суд в Баку: к чему приведет стремление к мести», который состоялся 26 февраля 2025 года в форме видео-конференции Заседание было посвящено начавшемуся …

6 февраля 2025

Баку направил уведомление США о прекращении работы офиса USAID в Азербайджане, сообщил сегодня, 6 февраля, представитель МИД Айхан Гаджизаде. Ранее глава МИД Джейхун Байрамов заявлял, что де-юре нет никаких правовых оснований для деятельности USAID в Азербайджане с 1 июня 2024 …


Ваш браузер устарел! Обновите его.