×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/rasulevskiy-klub-istoki-i-stanovle/
Новости
22 января
21 января
20 января
19 января
18 января
15 января
14 января
13 января
12 января
11 января

 Ежегодно, начиная с 2012 года в г. Троицке Челябинской области проводятся Расулевские чтения, как дань памяти великому суфийскому духовному наставнику мусульман постсоветского пространства Зейнулле Расулеву (1833 – 1917).

Чтения 2018 года ознаменовались открытием в Троицке после почти 100-летнего перерыва медресе «Расулия», которое благодаря Зейнулле ишану приобрело всемирную известность.

Особенностью восьмых по счёту Чтений 2019 года стал более широкий состав представителей научного и экспертного сообщества, а также органов власти в ходе Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Расулевские чтения: ислам в истории и современной жизни России».

На данном Форуме заведующий отелом исламских исследований Института стран СНГ Ильдар Сафаргалеев в ходе своего пленарного доклада предложил на обсуждение идею создания Расулевского клуба, в деятельности которого могли бы на постоянной основе участвовать неравнодушные к наследию Зейнуллы ишана религиозные лидеры, отечественные и зарубежные ученые, а также представители органов государственной власти, все, заинтересованные в популяризации традиционного понимания ислама на евразийском пространстве.

И вот, 10 сентября 2019 года в Москве, в Институте стран СНГ состоялось заседание инициативной группы с целью обсуждения и возможной реализации предложенной идеи. Ее участники, среди которых первый заместитель директора Института стран СНГ, доктор исторических наук, доктор экономических наук, профессор Владимир Егоров, заместитель директора Института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева, кандидат филологических наук Евгений Бахревский, заместитель директора Института стран СНГ, помощник специального представителя Госдумы РФ по вопросам миграции и гражданства Александра Докучаева, официальный представитель ЦДУМ России в г. Москве Шамиль Кадыргулов, представитель Муфтията Республики Дагестан в г. Москве Хабиб хаджи Магомедов, глава Ассоциации Православных Экспертов Кирилл Фролов, востоковед-арабист, главный специалист службы внешних коммуникаций телеканала «Russia Today» Анна Беликова, декан факультета Евразии и Востока Челябинского государственного университета (ЧелГУ), кандидат педагогических наук Эльвина Ягнакова, доцент Школы социологии Высшей Школы Экономики Лили Ди Пуппо (Франция), заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ Ильдар Сафаргалеев, исследователь текстов священных писаний Гасан Гасанов, руководитель интернет-проекта «Онлайн медресе» (iMedrede) Ринат Аляутдинов, магистрант Института Востока Марина Крижановская, в своих выступлениях поддержали идею создания Расулевского клуба и высказали свои предложения и замечания.

Модератором мероприятия и непосредственным организатором Клуба Ильдаром Сафаргалеевым на основе опыта работы различных клубных организаций в России было предложено учредить Совет клуба, в который могли бы войти авторитетные представители экспертного сообщества как из России, так и из-за рубежа, религиозные деятели, а также представители отечественных органов государственной власти.

К настоящему моменту в состав Совета Расулевского клуба вошли Кирилл Фролов, Эльвина Ягнакова, Анна Беликова, Ильдар Сафаргалеев (председатель организационного комитета) и правнучка Великого Шейха Зейнуллы ишана Нелюфарь Расулева.

Выступающие также рекомендовали направить предложения войти в состав Совета либо делегировать в него своих представителей: председателю ЦДУМ России, Верховному Муфтию Шейх уль-Ислам Талгату хазрату Таджуддину, Муфтию Челябинской и Курганской областей в юрисдикции ЦДУМ России Ринату хазрату Раеву, Председателю ДУМ Республики Дагестан, муфтию Ахмад хаджи Абдуллаеву, руководителю ФАДН России Игорю Баринову, председателю Экспертного совета при Патриархе по взаимодействию с исламским миром иеромонаху Григорию (Матрусову), губернатору Челябинской области Алексею Текслеру.

Учреждение Расулевского клуба по сути было организационным закреплением того, что в течение ряда лет в Институте стран СНГ от мероприятия к мероприятию (круглого стола, научно-практического семинара, конференции), проводимыми отделом исламских исследований, постепенно оформилось в команду единомышленников, которых объединил интерес к традиционному пониманию Ислама, Тасаввуфу, или суфизму, и осознание необходимости его возрождения и популяризации как в России, так и на евразийском пространстве в целом.

Идея же учреждения Клуба пришла к его организаторам в ходе Расулевских чтений и если провести краткий анализ этих регулярно проводимых мероприятий, то следует отметить ряд их особенностей.

Во-первых, это относительно постоянный состав участников как из числа мусульманских религиозных деятелей в основном из Челябинской области, а также соседнего Башкортостана в юрисдикции Центрального Духовного Управления Мусульман России, возглавляемого Талгатом хазратом Таджуддином, так и экспертного сообщества и органов местной власти.

Во-вторых, это традиционное и не формальное активное участие делегации Духовного управления мусульман Республики Дагестан, которому близка фигура Зейнуллы Расулева как передатчика накшбандийской цепи преемственности (сильсили) шейху Сейфулле кади Башларову в начале прошлого века.

В-третьих, это привлечение к участию представителей пограничного с Челябинской областью Казахстана.

Вместе с тем, следует отметить, что на безусловно полезной для консолидации здоровых сил российского общества площадке Расулевских чтений в силу как объективных так и субъективных причин как правило отсутствуют представители других российских духовных управлений мусульман, для которых наследие Зейнуллы Расулева не менее ценно и востребовано. В частности, здесь можно упомянуть Духовное управление мусульман Республики Татарстан, для представителей которого суфизм – это далеко не пустой звук. То же самое, наверное, можно отметить и в отношении крымских мусульман и других, помимо Дагестана, северокавказских республик.

Как было упомянуто выше, на восьмых по счёту Чтениях 2019 года был относительно более широкий состав представителей научного и экспертного сообщества, а также органов власти в ходе Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Расулевские чтения: ислам в истории и современной жизни России». Вместе с тем, этот охват мог бы быть еще более широким, в том числе и в международном плане, а также более регулярным и действенным в рамках учрежденного Расулевского клуба.

По мнению заведующего отделом исламских исследований Института стран СНГ Ильдара Сафаргалеева, который в третий раз участвует в Расулевских чтениях, после каждого такого мероприятия назревала реальная необходимость сформировавшейся команде единомышленников еще раз собраться для того чтобы, обсудив его итоги, сосредоточиться на оставшихся за «бортом» проблемах.

Так, в 2018 году данный состав экспертов собрался для того чтобы в экстренном порядке попытаться помочь решить проблему завершения в срок строительства медресе «Расулия». Были сделаны весьма дельные предложения, опубликован расчетный счет для сбора недостающих средств, принята и разослана в заинтересованные Инстанции информация о проведенном мероприятии.

Трудно оценить насколько все это в действительности эффективно сработало, но результат, наверное, общих усилий мусульманского социума, и не только мусульманского, был в том, что в июле 2018 года медресе «Расулия» в очень презентабельном виде торжественно открылось и успешно действует.

Можно также привести и другой пример общей продуктивной работы, который уже выходит за рамки темы Расулевских чтений, когда в феврале 2019 года костяк создаваемого Клуба, собравшись на научно-практическом семинаре пытался помочь действующему шейху Тасаввуфа в Донецке Ринату хазрату Айсину решить проблемы мусульман конфликтного региона. Трудно сказать насколько конкретно удалось это осуществить. Однако оказать содействие в паспортизации жителей ДНР и ЛНР по родившемуся на этом мероприятии предложению Александры Докучаевой обратиться к Президенту Владимиру Путину в определенной степени удалось поспособствовать.

И если проанализировать процесс, каким образом в деталях это далеко непросто происходило, то следует признать востребованность создания неформальной структуры, такой как Расулевский клуб, отличной от статусного Института стран СНГ, которая могла бы взять на себя ответственность и выступить инициатором и подписантом общественно полезной и креативной идеи.

Следует отметить, что в немалой степени идее Расулевского клуба, сам того не ведая, поспособствовал и руководитель Института, депутат Госдумы Константин Затулин, который относительно недавно как раз по следам известных кризисных событий в Армении учредил Лазаревский клуб. И вполне очевидно с какой целью – попытаться нейтрализовать антироссийский тренд пришедших к власти прозападных лидеров этой республики.

Что касается Расулевского клуба, актуальность его учреждения диктуется и идеологическим противодействием продолжающемуся скрытому наступлению ваххабитского (салафитского) лобби как внутри России, так и из-за рубежа.

С момента учреждения данного неформального объединения в его «копилке» помимо вышеперечисленных уже немало и других не менее значимых мероприятий. Это и презентация книги дагестанского ученого-подвижника Гасана Гасанова «Преемственность священных писаний», и заседание Расулевского клуба, прошедшее в январе 2020 года в формате научно-практической конференции по теме «Суфийское наследие Ирана и его значение для углубления партнерских отношений с Россией», и недавний октябрьский круглый стол «Мусульманское образование и внешнеполитические приоритеты России», а также доклады, статьи и выступления председателя организационного комитета по созданию Клуба Ильдара Сафаргалеева на значимых международных мероприятиях.

Так, 16 октября 2019 года в Москве в ходе международной научно-практической конференции «Центральная Азия и Россия: перспективы взаимовыгодного сотрудничества», заведующий отделом исламских исследований Института стран СНГ в своем докладе «Позитивный потенциал Тасаввуфа как действенная альтернатива распространению идеологии псевдорелигиозного экстремизма в России и странах Центральной Азии» призвал представительную аудиторию зарубежных участников мероприятия рассмотреть возможность участия в Расулевском клубе. И этот призыв не остался без внимания и вызвал отклик взыскательной аудитории форума.

Таким образом, идея создания полноценного Расулевского клуба, родившаяся в ходе Расулевских чтений постепенно начинает воплощаться в жизнь и наполняться в соответствии со «злобой дня» новым содержанием и смыслом.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

21 января 2021

К власти в США прорвался откровенно антихристианский политик Джо Байден, который назвал активистов ЛГБТ «лучшей частью нации», чья соратница спикером Конгресса Пелоси предлагает выкинуть из законодательства термины «отец», «мать», определяющие христианский характер семьи и общества. Идеологом Байдена, Демпартии являются антихристианский …

19 января 2021

4 января наступившего 2021 года в греческой газете TO BHMA было опубликовано интервью Святейшего патриарха Константинопольского Варфоломея, данное им журналисту Марии Антониаду[1]. 8 января русский перевод[2] был размещен на украинском интернет-ресурсе Церквариум,   принадлежащему, как заявлено на сайте, “общественной организации «Центр …

18 января 2021

Сенсационным событием для многих в исламском сообществе России и не только явилась недавняя отставка ректора Болгарской Исламской Академии Данияра Абдарахманова. Однако неожиданной она не стала для Института стран СНГ, который уделял самое пристальное внимание БИА с момента ее учреждения. Впрочем, …


Ваш браузер устарел! Обновите его.