С 17 по 18 февраля пройдёт четвертый раунд женевских переговоров. По результатам первых трёх раундов, которые проходили под совместным председательством Европейского Союза, ООН и ОБСЕ, говорить, о каких-либо существенных и даже не существенных изменений, не приходится. Участниками переговоров являются представители восьми сторон — Грузия, Южная Осетия, Абхазия, Россия, США, Евросоюз, ОБСЕ, ООН. По сообщениям участников процесса, третий раунд переговоров чуть не стал результативным. Стороны, принимавшие участие в консультациях, остановились в шаге от подписания первого документа. Он назывался «Механизм предотвращения пограничных инцидентов». Вероятнее всего, на предстоящих переговорах стороны приложат усилия для подписания этого соглашения. Вместе с тем, данный механизм, скорее всего, разработанный европейскими союзниками Тбилиси, будет направлен на обеспечение интересов Грузии.
Все стороны накануне переговорного процесса вновь обозначили свои позиции.
Грузинскую делегацию, как и в предыдущий раунд переговоров, возглавит Гига Бокерия. Членами грузинской делегации вновь станут представители так называемых автономных образований, соответственно, позиции официального Тбилиси не претерпели изменений. Вместе с тем накануне предстоящих переговоров власти Грузии рекомендовали исключить из состава комиссии ЕС, расследующей причины российско-грузинской войны, нескольких экспертов, которых официальный Тбилиси считает необъективными. Кроме того, по мнению грузинской стороны, в частности, госминистра республики по реинтеграции Темура Якобашвили, некоторые из членов комиссии связаны с российским «Газпромом». Соответственно, позиция членов ЕС, на взгляд официального Тбилиси, может, в свою очередь, оказать негативное влияние не только на итоговый отчет, но и на участников женевского переговорного процесса. В то же время грузинская сторона, по словам вице-премьера Грузии Гиоргия Барамидзе, «придает большое значение Женевскому формату переговоров». Союзники Грузии рассматривают также Женевский переговорный процесс, и не исключено, что Грузия и ЕС, намереваются путем проведения Женевских переговоров создать некий международный механизм обеспечения мира, что позволит им взять под контроль весь дальнейший процесс урегулирования.
В свою очередь, глава Грузии, Михаил Саакашвили, сохраняет уверенность в том, что «позиция Евросоюза и НАТО однозначна — Европа никогда не допустит компромисса в отношении нашей территориальной целостности».
Между тем, позиция абхазской стороны, в ближайшем будущем, возможно, претерпит некоторые изменения в отношении формата женевских переговоров. После завершения третьего раунда переговоров вице-президент Абхазии Рауль Хаджимба, а через месяц и секретарь Совета Безопасности Станислав Лакоба, в достаточно категоричной форме, высказали своё мнение относительно внешнеполитического курса абхазского руководства. Напомним, вице-президент Рауль Хаджимба, после третьего раунда женевских переговоров заявил, что не видит перспектив в продолжении женевских встреч. По его словам «Евросоюз, и ОБСЕ, и другие международные игроки должны исходить из того факта, что после признания независимости Абхазии Россией ситуация качественно изменилась. И мы должны демонстрировать это. Поэтому нам необходимо выходить на прямой диалог с международным сообществом без участия Грузии по вопросу признания независимости Абхазии «. Не менее категоричен был и секретарь Совета Безопасности Станислав Лакоба. Правда его заявление не имело прямого отношения к процессу в Женеве и, тем не менее, он отметил, что властям, в процессе урегулирования, необходимо прекратить идти на постоянные уступки.
Незадолго до начала четвёртого раунда Женевских переговоров, вслед за суждением вице-президента и секретаря Совбеза, последовали запоздалые высказывания президента и министр иностранных дел Абхазии.
26 января глава внешнеполитического ведомства Абхазии Сергей Шамба был вынужден признать и присоединиться к высказываниям вице-президента и секретаря Совбеза Абхазии и заявить, что их мнения вполне обоснованны. Что касается женевского переговорного процесса, глава МИД Абхазии высказал сомнение в дальнейшем их проведении. Как заявил Сергей Шамба «остается много непонятного» в цели и дальнейшей судьбе этих консультаций. «В случае изменения и продления мандата Миссии наблюдателей ООН, можно будет реанимировать механизм четырехсторонних встреч в Гальском районе. Но тогда получится, что у нас два параллельных процесса с двумя параллельными механизмами, которые выполняют одну и ту же функцию». Далее он добавил, что в случае решения проведения Женевских консультации на постоянной основе необходимо «четко определить формат встреч».
В свою очередь, президент Абхазии Сергей Багапш отметил, что «Абхазия поддерживает проведение дискуссий в женевском формате, но они должны быть рассчитаны на какой-то определенный срок. Необходимо также определить статус участников этого процесса, потому что в нынешнем формате нам становится понятно, что перспективы малозначительны». Кроме того, он отметил, что эти дискуссии не могут принести реальной пользы, так как участники представляют сами себя в переговорном процессе, но не страну. Таким образом, рекомендации и решения, которые, быть может, будут выработаны в рамках этого процесса, не будут иметь необходимой силы. А если учитывать, что всякий переговорный процесс должен привести к положительному результату, то, конечно остается понятным, что Женевский процесс долго продолжаться не может. Подобное заявление им было сделано 11 февраля сего года.
В связи с женевским процессом, также, следует обратить, внимание на прогрузинскую резолюцию ПАСЕ, принятую 28 января 2009 года. Согласно резолюции, члены парламента Совета Европы, фактически легитимизировали участие представителей, официальных властей Грузии в автономных образованиях, т.е., тех, кто выступает в пользу интеграции с Грузией в Женевских переговорах. А это значит, что представители «автономистов», Абхазии и Южной Осетии, во главе с Малхазом Акишбая и Дмитрием Санакоевым, стали долгосрочными участниками различных встреч и впредь будут являться непременным атрибутом грузинской делегации на переговорах связанных с вопросами урегулирования. В дальнейшем они и европейские представители, без сомнения, станут ссылаться на опыт Женевских переговоров. Это значит, что Абхазия и Южная Осетия посадили себя за стол переговоров не с Грузией, а с их сателлитами. Долгое время грузинские власти пытались организовать подобный формат, однако власти, тогда ещё непризнанных властей Абхазии и Южной Осетии, были категоричны в этом отношении. Между тем, грузинские представители на переговорах, проявив максимум упорства и решительности, вынудили практически всех участников Женевского переговорного процесса легитимизировать статус так называемых представителей автономных образований. Очевидно, что такой процесс полностью устраивает грузинскую и европейскую стороны, ведь уровень признания «автономистов» приравнен к уровню официальных властей Абхазии и Южной Осетии.
По всей вероятности, внешнеполитические ведомства Абхазии и Южной Осетии просчитались, согласившись принять участие в переговорах, которые не дают им ровным счетом ничего. Нельзя не согласиться с мнением вице-президента Абхазии Раулем Хаджимбой, который заявил, что «формат женевских встреч и вопросы, которые на них обсуждаются, ставят под сомнение целесообразность продолжения такого диалога». По его словам, «это связано с тем, что за Абхазией отказываются признать международно-правовой статус равноправной стороны переговоров, тогда как на протяжении всего процесса мирного урегулирования за нами этот статус признавался. Грузия и ее союзники не скрывают своей заинтересованности в создании неких международных механизмов обеспечения мира».
В этой связи следует отметить, что переговорный формат, необходимо срочно изменить и придать ему более серьёзные функции, и, учитывая мнение абхазской стороны, возможно, уже в ближайшее время процесс переливания «из пустого в порожнее» приобретёт реальное наполнение. Иначе всё превращается в пустую трату времени.