Несмотря на появившиеся в конце прошлой неделе в молдавских СМИ рассуждения о возможности достижения компромисса между коммунистами и одной из оппозиционных партий – Альянсом «Наша Молдова» относительно ее конструктивного участия в выборах президента страны, назначенных на 3 июня с.г., эти надежды не оправдались. Впрочем, это было практически невозможно сделать, так как оппозиция и АНМ, в том числе, так и не выставили своих кандидатов на пост главы государства, и, в любом случае, должны были голосоваться кандидатуры, выдвинутые только от правящей партии – Партии коммунистов Республики Молдова.
Прорумынские радикальные оппозиционные партии – Либеральная, Либерально-демократическая и упоминавшийся выше Альянс «Наша Молдова», потерпев поражение на парламентских выборах 5 апреля 2009 года, поставили своей задачей под предлогом якобы имевших место подтасовок и сфальсифицированных результатов голосования добиться непризнания итогов прошедших выборов, а главное – проведения новых досрочных выборов в законодательный орган страны. И это, несмотря на то, что присутствовавшие на выборах международные наблюдатели от различных европейских структур (ОБСЕ, Евросоюз, Совет Европы, Европарламент, СНГ и др.) сделали общий вывод о соответствии выборов 5 апреля европейским демократическим стандартам, хотя и не были свободны от недостатков, которые, однако, существенно на их результаты не повлияли.
Чтобы доказать свою «правоту» оппозиционные партии сочли, что для достижения своих планов все средства хороши. Начали они с организации т.н. актов протеста, которые «плавно» переросли в агрессивные антиправительственные и антикоммунистические манифестации, погромы и поджог зданий парламента и президентской администрации, чтобы таким путем попытаться заставить коммунистов отказаться от победы. Затем, когда стало ясно, что соответствующие инстанции (Центральная избирательная комиссия, Конституционный суд Молдовы и др.) после проведения правовых процедур повторной проверки результатов голосования посчитали необоснованными претензии политических оппонентов Компартии и окончательно утвердили итоги выборов, оппозиция решила прибегнуть к тактике неучастия в выборах президента страны, с целью их срыва. Она воспользовалась тем, что у коммунистов для беспрепятственного избрания своего представителя на этот пост не хватало одного голоса (в парламенте у них на этот раз было 60 депутатов, тогда как по закону о процедуре избрания президента требуется три пятых голосов от 101, то есть 61).
Оппозиционные депутаты сорвали голосование 20 мая с.г., когда в полном составе покинули зал, где проходило пленарное заседание парламента, 3 июня, кроме депутатов от ПКРМ, никто из оппозиционных парламентариев, теперь уже практически бывших, в голосовании участия не принял. И 20 мая, и 3 июня кандидат в президенты от коммунистов действующий премьер-министр Молдовы Зинаида Гречаная набрала 60 голосов, ее оппоненты, также представленные Компартией, не получили ни одного голоса, что в общем ожидалось – коммунисты не могли рисковать ни при каких других возможных вариантах голосования. Действующий президент В.Воронин, который сохранит свои полномочия до избрания нового президента после проведения повторных парламентских выборов, заявил, что «так как избрание было заблокировано как 20 мая, так и сегодня, 3 июня, существуют определенные обстоятельства для роспуска парламента». Согласно Конституции, президент обязан теперь распустить парламент и в своем указе об этом он назначит день выборов, которые должны быть не позднее 45 дней со дня вступления указа в силу.
Можно предположить, что поначалу «друзья Молдовы» из европейских организаций, главным образом, из Евросоюза и Европарламента, не ожидали такого поворота событий. Они даже пытались склонить лидеров оппозиционных партий к признанию результатов парламентских выборов и к участию в работе вновь избранного парламента, оказывая в то же время давление на коммунистов, чтобы те поделились своей властью с оппозицией. Они даже осудили проявления вандализма и агрессии со стороны участников антиправительственных демонстраций, но затем перешли в основном к осуждению «репрессивных» действий властей по отношению к манифестантам, ссылаясь при этом на факты, которые, однако, как выяснилось, им подсунули те же самые оппозиционеры, пытаясь переложить вину за организованные ими беспорядки на коммунистов.
Руководство Молдовы, стремясь заручиться поддержкой европейцев в его противостоянии с оппозицией и не сомневаясь, что оно действовало в соответствии с законом, согласилось на создание комиссии ЕС по проверке фактов противоправных действий манифестантов и фактов злоупотребления силой со стороны правоохранительных органов. Но, видимо, не учло того, что комиссия будет не столько искать криминал в действиях оппозиции, которая, в конце концов, является стратегическим союзником Запада, сколько собирать факты, доказывающие «вину» властей в возникшей внутриполитической напряженности в стране.
Вскоре затихли робкие «советы» в адрес оппозиции искать компромиссы с компартией и нынешним президентом Молдовы. Надо полагать, что в Брюсселе решили, чем больше будет у Воронина трудностей, тем больше он будет искать помощи со стороны Евросоюза, тем легче будет не допустить усиления влияния России, которая, как полагают многие эксперты, в предвыборный период симпатизировала В.Воронину и его команде.
Некоторые молдавские эксперты-политологи также перестали высказываться в пользу нахождения мостов между коммунистами и оппозицией, но продолжали в то же время яростно критиковать существующую власть и лично В.Воронина, обвиняя их во всех грехах. И если еще и раздавались голоса в пользу необходимости поисков компромиссов, то только на основе уступок идущей напролом оппозиции, которая выборы то, на самом деле, проиграла, а не выиграла.
И еще не маловажен такой факт, что Бухарест, так или иначе имевший отношение к известным событиям в Кишиневе 7 апреля, не прекратил оказывать моральную поддержку и, вероятно, не только моральную, своим подопечным в Молдове. Заявление президента Румынии Т.Бэсеску о том, что с Молдовой никакого соглашения о границах подписываться не будет, подтверждает, что идея Великой Румынии еще жива. Недаром в Кишиневе 7 апреля погромы и поджоги зданий молдавского парламента и канцелярии молдавского президента проходили под румынскими флагами и картой Великой Румынии.
По нашему мнению, двойственная, мягко говоря, позиция европейских организаций, настойчивые пропагандистские и политические антимолдавские акции Бухареста сыграли свою роль в том, что радикальная оппозиция не шла ни на какие компромиссы с властью, наоборот, делала все возможное, чтобы дестабилизировать обстановку в стране. И, к сожалению, при негласной поддержке западников, она своего добилась.
Удастся ли ей воспользоваться этой своей удачей, пока не известно. Здесь очень много неясного. Как, например, будет развиваться экономическая ситуация в стране с учетом мирового финансового кризиса, который вплотную подобрался к Молдове, сможет ли оппозиция в лице Либеральной, Либерально-демократической партий и Альянса «Наша Молдова» объединиться и сообща вести предвыборную кампанию, а также привлечь на свою сторону другие оппозиционно настроенные по отношению к коммунистам партии и т.д.
У Компартии также есть необходимость подумать о возможных союзниках.
Поэтому сегодня трудно говорить о том, как могут закончиться досрочные парламентские выборы в Молдове. Сначала подождем указа президента на этот счет. Посмотрим, чем закончится борьба за должность премьер-министра, на которую коммунисты уже выдвинули кандидатуру – это действующий глава молдавского правительства Зинаида Гречаная, за посты министров, особенно, ключевых министерств и т.д.
Президентский указ о роспуске парламента и назначении даты новых выборов появится, надо полагать, после сформирования правительства. Поэтому ожидать выборов раньше августа, видимо, не приходится.