2 ноября, в городе Екатеринбурге при участии и поддержке Правительства Свердловской области состоялся Форум соотечественников – участников Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
В работе форума приняли участие представители Минтруда, аппарата Уполномоченного по правам человека в РФ, Института стран СНГ, исполнительных органов государственной власти 37 субъектов РФ, территориальных подразделений МВД России, Свердловского МОД «Форум переселенческих организаций» и других общественных объединений, а также соотечественники, ставшие участниками Госпрограммы в Свердловской области.
В рамках Форума состоялось пленарное заседание и секции, на которых рассматривались вопросы государственного регулирования переселения соотечественников, их адаптации и интеграции в принимающее сообщество, а также участия институтов гражданского общества в реализации программ переселения.
Участники форума обменялись опытом и назвали ключевые проблемы, возникающие при выполнении региональных программ переселения. Предложили варианты их решения, которые войдут в резолюцию форума.
С докладом «Проблемы реализации программы переселения соотечественников» на форуме выступил старший научный сотрудник отдела диаспоры Михайлов В.П..
09 ноября 2017 года под заголовком «На Родине встретит чиновник»
«Российская газета — Экономика УРФО» №7419 (253) опубликовала краткое изложение его выступления, которое мы публикуем ниже.
Виктор Михайлов (старший научный сотрудник отдела диаспоры и интеграции Института стран СНГ)
Исследования, проведенные нашим институтом, показали: несмотря на значительные успехи регионов в реализации госпрограммы по содействию переселению соотечественников, в ней есть ряд существенных упущений, если не сказать провалов.
Один из главных — бюрократические проволочки и хамское отношение чиновников к переселенцам, которые жалуются, что сотрудники миграционной службы заявляют, что идти им навстречу не обязаны, ведь решение об участии в программе они принимали добровольно, а значит, должны радоваться тому, что дают. Соотечественники жалуются, что практически невозможно записаться на подачу документов или на прием к инспектору — очередь на два месяца. У людей, уставших от мытарств, возникает желание ускорить процедуры за деньги, через сомнительные частные фирмы. Такая ситуация, на мой взгляд, неминуемо приводит к росту коррупции. Не улучшает положение и чехарда с созданием и упразднением ФМС. Новая структура — ГУВМ — всячески открещивается от миграционной работы, оставляя себе только контроль.
Существуют проблемы и с трудоустройством переселенцев, особенно высококвалифицированных. Дело в том, что рабочие места с достойным уровнем заработка есть далеко не во всех регионах. В некоторых субъектах Федерации придумали удобную легенду, дескать, власти и бизнес обеспечили все необходимые условия для приезда переселенцев, но «качество» приезжих не соответствует требованиям к возрасту, квалификации и уровню образования. Но организованное переселение соотечественников на родину — это репатриация. А при репатриации не спрашивают ни о возрасте, ни об образовании, ни о специальности.
Переселенец ходит по замкнутому кругу: нет регистрации — нет гражданства — нет нормальной работы — нет возможности купить жилье и зарегистрироваться в нем.
Кроме того, бремя предоставления жилья переселенцам легло на плечи региональных властей. Но на поверку оказалось, что реальные возможности субъектов Федерации с их худыми бюджетами слишком малы. В результате лишь 10 процентов участников госпрограммы имеют постоянное жилье. Остальные либо снимают квартиры, либо заселяются в центры временного размещения, находиться в которых дозволено не более двух лет.
И вот тут-то возникает еще одна серьезная препона. Гражданство сегодня оформляют только при наличии регистрации. А если ее нет, то переселенец вынужден ходить по замкнутому кругу: нет прописки — нет гражданства — нет нормальной работы — нет возможности купить свое жилье и зарегистрироваться в нем. Именно эта проблема наиболее болезненно воспринимается соотечественниками и именно она, на мой взгляд, ведет к дискредитации госпрограммы. Но ситуация не меняется уже десятилетие.
Я считаю, что многих бед удалось бы избежать, если бы гражданство предоставляли параллельно с оформлением статуса переселенца в посольствах России за рубежом. Кроме того, необходимо создать в структуре ГУВМ отдел, который бы непосредственно взаимодействовал с участниками программы: встречал их в аэропортах, размещал, готовил документы, трудоустраивал. Эти функции государство могло бы передать и частным коммерческим структурам, работающим по контрактам, как делается во всем цивилизованном мире.