×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/problema-tehnologicheskoy-zavisimosti-rossiyskih-neftegazovyh-kompaniy-ot-amerikanskih-razrabotchikov-programmnogo-obespecheniya/
Новости
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
Проблема технологической зависимости российских нефтегазовых компаний от американских разработчиков программного обеспечения
16:41, 6 апреля 2018  
23
0

В начале 2018 года в новостных лентах российских информационных агентств появилась информация о прекращении поставок в Россию программного обеспечения (ПО) для компаний нефтегазовой отрасли отдельными американскими корпорациями. Насколько критично это для отрасли и какой будет реакция российских нефтяников? Смогут ли российский бизнес найти новых поставщиков или же придется искать новые схемы сотрудничества с американскими компаниями?

Отличительной особенностью нефтегазового сектора России является значительная зависимость от импорта оборудования, технологий, а в ряде случаев — материалов и комплектующих. В результате чего возможности нефтегазового сектора по влиянию на развитие отраслей-поставщиков оборудования и технологий сводятся к минимуму. Иностранные поставщики, а в частности американские компании, разрабатывающие ПО для нефтегазовой отрасли, могут диктовать «правила игры» российским потребителям их продукции.

В связи с введением новых санкционных требований США, направленных на заказчиков нефтегазового сектора, американским компаниям запрещается предоставлять, экспортировать или реэкспортировать товары, услуги и технологии в поддержку глубоководной и арктической шельфовой разведки, добычи или сланцевых проектов, имеющих потенциал нефтедобычи, если в них вовлечено лицо, подпадающее под действие американской директивы №4[1].

Стоит отметить, что в 2014 году ограничения вводились только в отношении проектов по разработке глубоководных, морских арктических и сланцевых месторождений в РФ или в ее территориальных водах, принадлежащих российским компаниям, внесенным в санкционный список, а в 2017 году ограничения распространили на проекты независимо от их местонахождения, если компании, внесенной в санкционный список на основании директивы №4, принадлежит не менее 33% доли участия или большинство прав голоса.

Так американская компания Oracle в письме от 12 января 2018 года предупредила российских партнеров о соблюдении ей санкций, а с 29 января ужесточила условия предоставления продуктов и услуг российским клиентам из нефтегазовой отрасли, которые включены в санкционный список США. Oracle запретила не только новые сделки, а также продление, изменение и обновление уже действующих контрактов с российскими компаниями. Запрет распространяется на проекты, начавшиеся 29 января и позже, но не распространяется на предоставление финансовых услуг, например по бухучету или страхованию. Сделки, не соответствующие требованиям, не состоятся, предупредила Oracle. К письму приложен список 283 компаний, подпадающих под санкции. Запрет коснулся в том числе таких крупнейших компаний отрасли, как «Газпром», «Сургутнефтегаз», ЛУКойл» и «Роснефть», их дочерних предприятий и зарубежных проектов.

Крупные российские нефтяники применяют для управления проектами, в том числе в добыче, Oracle Primavera. Полный запрет ПО от Oracle нанесет отрасли большой ущерб, зависимость российской нефтегазовой отрасли от иностранного ПО все еще очень высока. В отрасли используется много решений Oracle. Это могут быть отдельные решения или в связке с продуктами других разработчиков, например использование СУБД Oracle для решений SAP, которые внедрены почти во всех нефтяных компаниях России. В то же время, у крупных заказчиков ПО Oracle, таких как «Роснефть» или «Газпром», немало структур и сторонних бизнесов, не связанных напрямую с нефтедобычей, которые могут и не столкнуться с ограничениями.

Oracle — не первая американская компания, ужесточившая работу с российскими заказчиками из-за санкций. По информации Reuters, в конце 2017 года Merlion и RRC, российские дистрибуторы Microsoft, ввели новые ограничения на продажу ее софта для более чем 200 фирм в России.

Введение санкций подтолкнуло российское правительство объявить курс на импортозамещение, но отечественные разработчики пока не воспользовались им в полной мере. Федеральные государственные информационные системы продолжают работать в основном на системах управления базами данных Microsoft (38,6%) и Oracle (25,4%), тогда как российские аналоги используют только 2,9%.

Проектов, подпадающих под запрет, в России примерно 1% от общего числа. Иностранное ПО очень распространено в российских нефтяных компаниях. По части геологии до 90% работ может осуществляться только на американском ПО, а попытки создать российские аналоги пока не очень успешны. Oracle используется примерно в 30—40% продуктов, в то время как отечественное ПО пока не соответствует требованиям, предъявляемым российскими нефтегазовыми компаниями.

Таким образом, в условиях ужесточения санкций в отношении российских нефтегазовых компаний и их сильной технологической зависимости от американских разработчиков ПО, есть несколько вариантов развития событий. Во-первых, импортерозамещение: поиск новых поставщиков ПО в странах, которые не поддержали санкции (решение предложить попавшим под санкции российским организациям свою альтернативу СУБД Oracle на льготных условиях уже приняли в работающей на российском рынке южнокорейской компании TmaxSoft). Во-вторых, импортозамещение: поиск аналогов на отечественном рынке разработчиков ПО (такие компании, как «Диасофт», Postgres Professional, «Релэкс» и «Ред софт» уже готовы предложить отечественному нефтегазовому рынку свою продукцию). И в-третьих, поиск новых путей и инструментов сотрудничества с американскими компаниями в обход санкционных запретов. Хотя третий сценарий видится нам совсем нереалистичным.

Шавина Евгения Викторовна, старший научный сотрудник, доцент кафедры политической экономии и истории экономической науки РЭУ им. Г.В. Плеханова, кандидат экономических наук.


[1] Директива №4 секторальных санкций от 12 сентября 2014 года вышла во исполнение указа президента США №13662 от 20 марта 2014 года и была посвящена экспортному контролю в отношении нефтегазовой отрасли РФ. Минфин США обновил директиву 31 октября 2017 года. 



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

6 ноября 2024

Президентом США избран Дональд Трамп. По логике здорового русского человека, любые итоги выборов на другом конце света не могут иметь определяющего влияния на нашу страну. Но та часть элиты, которая любой ценой желает поклониться Западу, пресловутая партия похабного мира безумно …

5 ноября 2024

На границе между Казахстаном и Россией, на пункте пропуска «Курмангазы», наблюдается скопление около 280 грузовых автомобилей. Об этом сообщил комитет государственных доходов Министерства финансов Казахстана. «На пункте пропуска „Курмангазы“ Атырауской области [Казахстана] наблюдается скопление порядка 280 грузовых автотранспортных средств, следующих …

5 ноября 2024

Глава офиса Владимира Зеленского Андрей Ермак заявил, что Киев хотел бы достичь соглашения с Москвой о прекращении взаимных ударов по объектам энергетики, но только при участии третьих стран, в частности Катара, при этом он сказал, что сейчас такие переговоры не …


Ваш браузер устарел! Обновите его.