×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/prinyat-trehletniy-plan-raboty-s-sootechestvennikami-za-rubejom/
Новости
22 ноября
21 ноября
20 ноября
19 ноября
18 ноября

О программе работы с соотечественниками на три года и ее финансировании в 2009 году

Комиссия обсудила и приняла Программу работы с соотечественниками за рубежом на 2009–2011 годы (далее – Программа) и подготовленный в соответствии с этой Программой Перечень направлений использования бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих за рубежом, и соответствующих расходов в 2009 году. Программа работы с соотечественниками на следующие три года, как и та, что завершается в этом году, имеет пять разделов:

— содействие консолидации организацийсоотечественников, проведению ими скоординированных международных акций, форумов, фестивалей;

развитие информационного обеспечения соотечественников;

— развитие образовательных, культурных и научных связей с соотечественниками, содействие сохранению русской языковой и культурной среды в русскоязычных диаспорах соотечественников;

— меры по поддержке молодежи российской диаспоры;

— защита прав и свобод соотечественников, поддержка социально незащищенных слоев соотечественников.

Каждый раздел Программы включает несколько направлений работы, которые, в свою очередь, ежегодно наполняются конкретными мероприятиями.

Направления работы с соотечественниками за рубежом на 2009 – 2011 годы

 

I. Содействие консолидации организацийсоотечественников, проведению ими скоординированных международных акций, форумов, фестивалей

1.

Содействие укреплению координирующих структур:

          проведение Всемирного конгресса соотечественников (2009 г.),

          проведение Всемирных конференций соотечественников (2010, 2011г.г.),

          проведение региональных конференций организаций соотечественников,

          проведение в Российской Федерации международных тематических конференций по наиболее актуальным для соотечественников проблемам,

          содействие работе Координационного совета российских соотечественников, обеспечению эффективного сотрудничества органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, общественных и религиозных объединений с Координационным советом,

          содействие проведению в странах проживания соотечественников конференций, круглых столов, заседаний координационных советов организаций соотечественников.

2.

Содействие проведению организациями соотечественников комплексных скоординированных мероприятий, в том числе:

— фестивалей, посвященных Дню России: «Великое русское слово», «Виват, Россия!», «С Россией в сердце» и др.,

— международной акции «Георгиевская ленточка», форумов, выставок и других мероприятий, посвященных Дню Победы,

— форумов и фестивалей, посвященных Дню народного единства, включая награждение соотечественников, внесших особый вклад в развитие сотрудничества с Российской Федерацией и налаживание жизнедеятельности российской диаспоры за рубежом.

Обеспечение организаций соотечественников российской государственной символикой, материалами с государственной символикой и другими средствами.

 

II. Развитие информационного обеспечения соотечественников

3.

Проведение исследований зарубежной российской диаспоры, подготовка, издание и распространение аналитических и справочных материалов о положении соотечественников, вкладе выходцев из России в государственное строительство, экономику и культуру стран проживания, об опыте работы иностранных государств со своими диаспорами и возможностях применения этого опыта Российской Федерацией.

В том числе в 2009 году:

содействие изданию за рубежом серии книг «Русские в (стране пребывания)».

4.

Содействие созданию и сопровождению русскоязычных информационных ресурсов для соотечественников: печатных СМИ, веб-сайтов, интернет-порталов.

В том числе в 2009 году:

создание в России научно-практического журнала по проблематике соотечественников.

5.

Содействие подписке организаций соотечественников на российские периодические издания, издания, выходящие в странах проживания соотечественников на русском языке и языках народов России.

6.

Содействие подписке организаций соотечественников на адресные региональные издания для соотечественников.

7.

Содействие зарубежным русскоязычным СМИ в получении объективной информации о России и ее политике в отношении соотечественников, проведении круглых столов, семинаров и конференций.

 

III. Развитие образовательных, культурных и научных связей с соотечественниками, содействие сохранению русской языковой и культурной среды в русскоязычных диаспорах соотечественников

8.

Обеспечение организаций соотечественников научно-популярной, справочной и художественной литературой, электронными аудио- и видеоматериалами на языках народов России.

Обеспечение зарубежных образовательных учреждений, учебной, методической, научной и справочной литературой, наглядными пособиями, электронными аудио- и видеоматериалами, техническими средствами для изучения русского языка.

Содействие участию российских издателей и книго-распространителей в зарубежных книжных ярмарках, проведению в их рамках Фестивалей и Дней русской книги с последующей передачей книг, в том числе организациям соотечественников.

9.

Организация и проведение курсов повышения квалификации и переподготовки кадров для образовательных учреждений с обучением на языках народов России.

10.

Содействие организации и проведению конкурсов педагогов школ с русским языком обучения из зарубежных стран.

11.

Поддержка театров, профессиональных и самодеятельных творческих коллективов и театров-студий, действующих за рубежом и пропагандирующих российскую культуру, организация гастролей в России, творческих семинаров, встреч и мастер-классов для творческих деятелей – соотечественников.

12.

Содействие проведению в России и за рубежом фестивалей русских драматических театров, фольклорных, детских и других творческих коллективов соотечественников, концертов, художественных выставок, ярмарок, конкурсов.

В том числе в 2009 году:

— II Международного фестиваля российских соотечественников «Русская песня»;

— Международного фестиваля татарской песни «Семь звезд».

13.

Содействие проведению за рубежом мероприятий, посвященных памятным датам российской истории, культуры, юбилейным датам выдающихся деятелей российской культуры.

14.

Содействие проведению в странах проживания соотечественников мероприятий по поддержке языков, культуры и национальных традиций народов России.

 

IV. Меры по поддержке молодежи российской диаспоры

15.

Содействие привлечению молодых соотечественников к обучению в образовательных учреждениях Российской Федерации (школах, лицеях, университетах и др.), включая создание условий для очного и дистанционного обучения.

 

16.

Содействие реализации инициатив молодежных организаций соотечественников по проведению в России и за рубежом фестивалей, творческих конкурсов, выставок, спортивных соревнований соотечественников.

В том числе в 2009 году:

— фестиваля «Молодежь против террора» (Литва),

— фестиваля школьных команд КВН стран Балтии «Москва – столица дружбы и тепла».

 

17.

Организация и проведение для молодых соотечественников – победителей конкурсов на знание истории и культуры России – учебно-образовательных экскурсионных поездок по историческим местам Российской Федерации.

 

18.

Проведение в России международной олимпиады молодых соотечественников по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам.

Содействие проведению в странах проживания соотечественников отборочных олимпиад по гуманитарным и естественнонаучным дисциплинам.

 

V. Защита прав и свобод соотечественников.

Поддержка социально незащищенных слоев соотечественников

19.

Оказание экстренной гуманитарной и другой необходимой помощи соотечественникам. Содействие защите законных прав соотечественников в правоохранительных органах, судах в странах их проживания и международных организациях, в т.ч. юридическое сопровождение судебных исков в случае ограничений и нарушений их гражданских прав и свобод. Содействие распространению информации правозащитных организаций соотечественников о положении российской диаспоры.

20.

Оказание в России экстренной медицинской помощи соотечественникам.

21.

Осуществление мер медицинской реабилитации в санаторно-лечебных учреждениях России и стран проживания соотечественников – ветеранов Великой Отечественной войны и труда.

Организация в странах проживания соотечественников оздоровительного отдыха и лечения детей соотечественников из социально незащищенных семей.

 

Головным исполнителем Программы является МИД России. К выполнению различных ее мероприятий также привлекаются Россотрудничество, Минкомсвязи России, Роспечать, Минобрнауки России, Минюст России, Минздравсоцразвития России, РАМИ «РИА-Новости», ИТАР-ТАСС и заинтересованные органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

На каждый год Программа конкретизируется, утверждается Перечень направлений использования бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих за рубежом. В нем прописываются наиболее крупные мероприятия, планируемые на предстоящий год, и закрепляются средства, выделяемые в российским бюджете на поддержку соотечественников по различным направлениям расходов. Утверждение такого перечня происходило, обычно, в конце года. Это создавало трудности при реализации годичной программы, поскольку реальное выделение средств, как правило, задерживалось и происходило не раньше второго квартала. В этот раз Комиссия заблаговременно утвердила проект Перечня направлений использования бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих за рубежом, и соответствующих расходов в 2009 году, и есть надежда, что работа в новом году начнется уже в январе.

Сумма расходов, выделяемых в бюджете на поддержку соотечественников, остается такой же, как в 2008 году: 406,7014 миллионов рублей. С учетом инфляции, изменения курса валют реальные расходы несколько снижаются. На это обратил внимание членов Комиссии К.Ф.Затулин, первый заместитель председателя Комитета Госдумы по делам СНГ и связям с соотечественниками, директор Института стран СНГ. Решено подготовить обращение в Правительство о дополнительном финансировании программы поддержки соотечественников, чтобы компенсировать инфляционные потери. Конечно, реальные государственные расходы по данному направлению значительно выше, чем обозначенная цифра. Год от года растет финансирование программ работы с соотечественниками из региональных бюджетов. Так, только Москва выделяет в следующем году 235 миллионов рублей по «Комплексной целевой среднесрочной программе осуществления государственной политики в отношении соотечественников за рубежом на 2009-2011 годы». Большая программа работы с татарской диаспорой за рубежом есть у Татарстана, активно помогает соотечественникам Санкт-Петербург, начала работать в этом направлении Московская область, подключаются другие регионы России.

Финансирование работы с соотечественниками идет также по линии министерств и ведомств, являющихся соисполнителями Программы. Источниками этой деятельности кроме бюджетных средств, распределяемых Комиссией, являются различные федеральные программы: по русскому языку, по образованию, по культуре. К.Ф.Затулин обратил внимание, что для оценки той работы, которая ведется в России, для ее координации Комиссия не имеет информации, остается в неведении о ситуации в целом. А значит — не может выполнять свою главную функцию, для которой создана – быть «координационным органом Правительства Российской Федерации, обеспечивающим согласованные действия заинтересованных органов исполнительной власти по реализации государственной политики Российской Федерации в отношении соотечественников, проживающих за рубежом», как определено Положением о Комиссии.

К.Ф.Затулин также напомнил, что 4 июня с.г. Госдума в своем Обращении к Президенту Российской Федерации и Правительству Российской Федерации, принятом в связи с рассмотрением вопроса по Договору о дружбе, сотрудничестве и партнерстве между РФ и Украиной, рекомендовала: «поддержать, в том числе путем выделения средств из федерального бюджета, создание филиалов российских вузов и других образовательных учреждений на Украине. Рассмотреть вопрос о финансировании создания образцовых российских гимназий в Киеве, Харькове, Донецке, Луганске, Севастополе, Одессе и других городах Украины». Однако, в новой трехлетней программе это предложение не нашло отражения. Не известно включило ли эту работу в свои планы Министерство образования и науки. Отсутствие информации не дает возможности Комиссии контролировать исполнение рекомендаций даже такого высокого уровня, как Госдума.». Однако, в новой трехлетней программе это предложение не нашло отражения. Не известно включило ли эту работу в свои планы Министерство образования и науки. Отсутствие информации не дает возможности Комиссии контролировать исполнение рекомендаций даже такого высокого уровня, как Госдума.

Учитывая предложение К.Ф.Затулина, председатель Комиссии С.В.Лавров поручил секретариату аккумулировать всю информацию по исполнителям и государственным средствам, которые выделяются на поддержку соотечественников, чтобы дать членам Комиссии возможность оценить реальные возможности и перспективы в работе с диаспорой. Также было высказано предложение о переводе работы с соотечественниками за рубежом на уровень государственных программ, что позволит более эффективно использовать ресурсы всех госструктур, задействованных на этом направлении. Кроме того, еще раз поставлен вопрос о привлечении к этой работе крупного российского бизнеса, который мог бы взять на себя осуществление масштабных проектов по взаимодействию с соотечественниками за рубежом.

Самое большое внимание в планах на 2009 год уделяется процессам консолидации организаций соотечественников за рубежом, на это направление пойдет 34% от выделенных на год средств. Почти четверть (23,1%) — направляется на поддержку русской языковой и культурной среды в русскоязычных диаспорах за рубежом. Остальные средства распределяются почти поровну между тремя разделами программы: на информационное обеспечение (14,2%), работу с молодежью (15,3%), социальную и правовую поддержку соотечественников (13,5%).

Из всех денег, выделенных на 2009 год, почти три четверти будет израсходовано за рубежом. Через российские загранпредставительства будут профинансированы различные проекты, осуществляемые организациями соотечественников: конференции, праздники, посвященные памятным датам российской истории и культуры, мероприятия по поддержке русского языка и русскоязычного образования. Средства пойдут также на подписку российской периодики, на выпуск специальных изданий о жизни и роли выходцев из России за рубежом, на оказание экстренной материальной и правовой помощи соотечественникам. Программа содержит важное новшество, которое позволит с 2009 года поддерживать не только печатные СМИ, выпускаемые для соотечественников в странах проживания, но и веб-сайты, интернет-порталы, которые становятся важнейшими источниками информации для соотечественников.

Около четверти средств пойдет на мероприятия в России: организация для молодых соотечественников экскурсионных поездок по историческим местам – «Здравствуй Россия», закупка литературы, аудио- и видео-материалов для отправки соотечественникам за рубеж, организация гастролей и мастер-классов для русских театров из стран СНГ, работа портала и выпуск журнала «Русский век», создание в России научно-практического журнала по проблематике соотечественников, проведение крупных форумов соотечественников. На будущий год намечено проведение Конгресса соотечественников, который будет собираться раз в три года. А на 2010 и 2011 годы запланированы всемирные конференции соотечественников.

Такая конференция пройдет и в нынешнем году: 31 октября – 1 ноября в Москве. Ход подготовки к ней также обсуждался на Комиссии. Ожидается приезд около 300 соотечественников из-за рубежа, представляющих организации российской диаспоры. Состав делегаций от стран формируется в российских посольствах по рекомендациям координационных советов объединений соотечественников.

На конференции состоится общая дискуссия о положении российских соотечественников за рубежом, их проблемах и нуждах, о работе России с диаспорой, а на пяти секционных заседаниях пройдет обсуждение по следующим темам: работа на ближайшие три года по принятой Программе и по защите прав соотечественников, в частности; деятельность соотечественников по сохранению российской культуры и русского языка за рубежом; участие российских регионов в поддержке соотечественников; внесение поправок в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»; реализация «Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом».

О консолидации российской диаспоры

Комиссия положительно оценила деятельность МИДа России по консолидации российской диаспоры. К настоящему времени при содействии российских загранучреждений в 65 странах созданы советы по координации работы общественных объединений соотечественников, которые провели около семидесяти конференций за 2008 год. Прошло два заседания Координационного совета российских соотечественников, созданного по решению Всемирного конгресса соотечественников 2006 года (31 марта – 2 апреля — в Москве и Казани, 25-26 сентября — в Париже). Третье заседание намечено провести в Москве накануне Всемирной конференции соотечественников. На конференциях соотечественники обсудили возможные поправки к Федеральному закону «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» и сделали предложения к новой российской программе работы с соотечественниками, рассчитанной на трехлетний период.

Процесс консолидации соотечественников идет не просто. В некоторых странах не обходится без конфликтов, но все-таки солидарность зарубежной российской диаспоры проявляется все чаще. Соотечественники выражают свою сопричастность к событиям, происходящим на исторической Родине. Показательными стали сбор средств на памятник Д.Ганину, погибшему во время трагических событий в Таллине в 2007 году, и активная позиция организаций соотечественников и многочисленных представителей российской диаспоры, проживающих в самых разных странах, в связи с событиями вокруг Южной Осетии и Абхазии.

В ряде стран инициативно началась работа по дальнейшему структурированию деятельности организаций соотечественников. Так координационные советы созданы во всех федеральных землях Германии, аналогичная деятельность проводится и в Казахстане.

В организациях соотечественников растет понимание необходимости рассчитывать в своей работе не только на гуманитарную помощь из России, но и шире использовать ресурсы своих организаций, а также возможности, предоставляемые властями стран проживания.

О поправках в закон о соотечественниках

Комиссии были доложены результаты работы межведомственной рабочей группы о ходе работы по внесению изменений в Федеральный закон «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Работа была начата весной этого года и вызвана претензиями к действующему закону, в основном из-за слишком широкого определения «соотечественник» и не исполнения положения закона о выдаче удостоверения соотечественника. Руководитель рабочей группы В.А.Густов, председатель комитета Совета Федерации по делам СНГ, сообщил, что подготовлен проект поправок в действующий закон, который учитывает результаты дискуссий в среде самих соотечественников, мнения экспертов рабочей группы. С по делам СНГ, сообщил, что подготовлен проект поправок в действующий закон, который учитывает результаты дискуссий в среде самих соотечественников, мнения экспертов рабочей группы. Состоявшиеся дискуссии были сконцентрированы на следующих основных моментах.

1. Понятие «соотечественники за рубежом». Большинство организаций соотечественников предлагает конкретизировать понятие «соотечественники за рубежом», определив их как лиц, относящих себя к национальностям Российской Федерации (тех, чьи основные территории расселения находятся в Российской Федерации. Варианты – принадлежат к одному из коренных народов РФ или -, «народу, который не является государствообразующим иностранного государства). При этом следует оставить право относить себя к соотечественникам всем выходцам из России/СССР, считающим Россию своим Отечеством, активно и бескорыстно участвующим в деятельности одной из организаций соотечественников.

2. Документ соотечественника. Выдача такого документа поддерживается большинством организаций соотечественников как важный элемент структурирования «ядра» зарубежного русского мира, актуальный и необходимый шаг.

При этом отмечается, что обладатель документа должен не только получить определенные льготы, но и нести ряд обязательств: участвовать в работе организаций соотечественников, солидарно защищать права соотечественников, способствовать повышению авторитета России в стране проживания.

По мнению большинства организаций соотечественников, вряд ли реально закладывать в закон обязательства социального характера. В числе желаемых преференций первое место занимает возможность упрощенного визового или безвизового въезда в Россию. Многих волнует возможность беспрепятственного получения работы или ведения бизнеса в России, приоритетность перед другими иностранцами в приеме детей соотечественников в российские учебные заведения, право на участие в Госпрограмме по переселению с упрощенным порядком получения российского гражданства.

3. Отражение роли координационных советов. Предлагается принимать решение о выдаче документа соотечественника с учетом мнения страновых координационных советов, организаций соотечественников. В законе важно зафиксировать место Всемирного конгресса соотечественников и Координационного совета российских соотечественников в качестве органа Конгресса.

4. О повышении роли органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области отношений с соотечественниками. В законопроект предлагается включить положения о создании при органах исполнительной власти субъектов Федерации комиссий по реализации государственной политики в отношении соотечественников за рубежом, поощрении партнерских отношений регионов с организациями соотечественников, возможности разработки региональных программ поддержки соотечественников и их финансировании.

В дискуссии, состоявшейся по этому вопросу член Комиссии К.Ф.Затулин обратил внимание на то, что полезно проанализировать опыт Польши, где принят закон «О карте поляка». В частности, претендент на карту поляка должен предоставить доказательства своей принадлежности к польскому народу, знать польский язык. Причем одним из доказательств «польскости» признается «справка польской или полонийной организации, подтверждающая активное участие и деятельность на благо польского языка и культуры, либо польского национального меньшинства». Есть много разумного и в процедуре получения карты поляка. В частности, степень владения польским языком оценивает консул или его представитель, к которому обратился соискатель карты поляка со своим заявлением. А в том, что специальное удостоверение соотечественникам нужно выдавать, что обязанности и права его обладателя должны быть прописаны в законе, депутат К.Ф.Затулина не сомневается. ». Есть много разумного и в процедуре получения карты поляка. В частности, степень владения польским языком оценивает консул или его представитель, к которому обратился соискатель карты поляка со своим заявлением. А в том, что специальное удостоверение соотечественникам нужно выдавать, что обязанности и права его обладателя должны быть прописаны в законе, депутат К.Ф.Затулина не сомневается.

В ближайшее время соберется группа заинтересованных депутатов Государственной Думы и членов Совета Федерации, которым поручено выработать тот вариант проекта поправок в закон, который представят участникам Всемирной конференции соотечественников в конце октября. Проект будет еще раз обсуждаться соотечественниками уже в Москве, после чего будет готовиться его внесение в Госдуму.

Коррекция расходов в 2008 году

В завершение своей работы Комиссия утвердила предложения по коррекции Перечня направлений использования бюджетных средств на поддержку соотечественников, проживающих за рубежом, и соответствующих расходов в 2008 году. Дело в том, что исполнители всех мероприятий, проводимых в России, определяются на конкурсной основе по итогам тендеров, которые объявляет и проводит МИД России. В соответствие с требованием закона выигрывает тот, кто берется за работу за меньшие деньги. От этого снижения цены работы, которое невозможно предусмотреть заранее, возникает экономия. В то же время выявилась необходимость увеличить расходы за рубежом на правовую защиту и гуманитарную помощь соотечественникам, на мероприятия, посвященные Дню народного единства, для своевременной подписки на газеты и журналы, в связи с общим ростом цен.

Эти предложения учтены. Экономия в 5,57 миллионов рублей направлена на другие статьи, которые требуют дополнительных средств за рубежом. Таким образом все деньги, выделенные для соотечественников, будут потрачены до конца года. Если этого не успеть, средства вернуться в казну, как неизрасходованные, и доказывать необходимость увеличения финансирования программ для соотечественников, когда не используются уже выделенные деньги, будет очень непросто. В прошлые годы так уже было не раз. В частности, именно этим Минфин объясняет, почему не увеличивается бюджетная статья на поддержку соотечественников. Кажется, в этом году такой отговорки не будет.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

20 сентября 2024

Указом Президента Российской Федерации от 18.09.2024 N 809 «О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 22 июня 2006 г. N 637» (далее – …

3 июля 2024

2 июля группа депутатов Госдумы внесла законопроект «О внесении изменения в статью 1 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом». Законопроект предлагает новую редакцию пункта 3 в определении понятия соотечественника, приведенного в ФЗ «О государственной …

4 марта 2024

29 февраля с.г. на Федеральном портале проектов нормативных правовых актов МВД России разместило проект Указа Президента РФ: «О внесении изменений в Государственную программу по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, утвержденную Указом Президента Российской Федерации …


Ваш браузер устарел! Обновите его.