В Институте стран СНГ 29 января 2016 года состоялся круглый стол на тему: «Приднестровье в условиях блокады: основные вызовы и угрозы»
В ходе круглого стола рассматривались вопросы:
1. Особенности политического процесса в Приднестровье при новом составе Верховного совета и правительства ПМР.
2. Состояние и основные факторы риска для экономики Приднестровья в условиях блокады.
3. Причины и возможные последствия решения ЕС о продлении автономных торговых преференций для Приднестровья.
4. Реализация российско-приднестровских меморандумов в сфере экономики: неиспользованные возможности.
5. Ситуация в Зоне безопасности: основные проблемы и вызовы.
6. Влияние политического кризиса в Кишиневе на жизнедеятельность Приднестровья.
В работе круглого стола приняли участие:
Директор Института стран СНГ, член Общественной палаты РФ К.Ф. Затулин;
Президент Торгово-промышленной палаты ПМР Ю. Г. Ганин;
Экс-министр иностранных дел ПМР В. В. Ястребчак;
Член президиума союза промышленников и предпринимателей Приднестровья, директор ОАО «Флоаре» Б. В. Кичук;
Зам. директора Института стран СНГ в г. Тираполь В. О. Ладункин;
Эксперт, доктор исторических наук, профессор В.Я. Гросул;
Эксперт, профессор факультета мировой политики МГУ им. Ломоносова А. Д. Цыганок;
Эксперт, ведущий научный сотрудник РИСИ В. Б. Каширин;
Кандидат исторических наук, заместитель заведующего кафедрой РАНХи ГС Н.И. Харитонова;
Зав. сектором Центра экономических исследований РИСИ Д.Н. Лыжин;
Эксперт Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья, Институт востоковедения РАН А.Г. Арешев;
Доцент кафедры конституционного и муниципального права МГЮА имени О.Е. Кутафина, кандидат юридических наук А.А. Сергеев;
Доцент Российского государственного гуманитарного университета А.А. Гущин;
Зав. отделом Молдовы и Приднестровья Института стран СНГ С.Я. Лавренов;
Эксперт, кандидат исторических наук С.М. Чистова;
Эксперт, кандидат исторических наук М. В. Палеолог;
Аналитик-блогер Г. Рожко и др.
Эксперты пришли к следующим выводам:
Текущая ситуация в Приднестровье характеризуется рядом тенденций, говорящих о сохранении в республике сложного положения, прежде всего, в экономической сфере.
К числу этих факторов относятся:
1. Скоординированная политика Бухареста, Кишинева, Киева (несмотря на то, что Украина является страной-гарантом в переговорном процессе по урегулированию приднестровского конфликта), с целью принуждения Приднестровья к реинтеграции в Молдову и, соответственно, в европейское пространство. Кишинев и Украина в настоящее время делают всё, чтобы создать пояс проблем для Тирасполя.
Это, в частности, проявляется в:
1) Постановлением Кабинета Министров Украины от 18 марта 2015 г. закрыты автомобильные пункты пропуска на приднестровско-украинской границе «Кучурган» и «Платоново», а также железнодорожный пункт «Кучурган», для подакцизных товаров, что затронуло интересы более 70 экономических агентов Приднестровья, значительно ограничив объем приднестровского экспорта. Предположительно потери бюджета ПМР от этого составят 20 миллионов долларов.
В отношении приднестровских экономических агентов, пытающихся ввезти сырье или продукцию на территорию ПМР, в обход установленного режима, Кишиневом открываются уголовные дела по обвинению в незаконной предпринимательской деятельности.
4 ноября 2015 г. Молдова и Украина в ходе заседания Консультативного совета Миссии Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдове и Украине (EUBAM) подписали 2 соглашения по трансграничному сотрудничеству. В соответствии с этими соглашениями, в международном пункте пропуска (ТПП) «Первомайск-Кучурган» в начале 2016 г. предполагается введение совместного таможенного контроля, где могут появиться представители ведомств и силовых структур Молдовы, присутствие которых на границе будет являться элементом угрозы безопасности Приднестровья. Данные соглашения противоречат основам переговорного процесса, не обладают легитимностью, приняты без обсуждения с приднестровской стороной, существенно ухудшает внешнеэкономическую деятельность приднестровских предприятий и может ее заблокировать.
Украинская и молдавская стороны приняли решение отремонтировать железнодорожный участок Березино — Бессарабка, идущий в обход территории Приднестровья и открывающий прямой путь из Молдовы к одесским портам. В конце 2015 года прекращено железнодорожное грузовое сообщение для экономических агентов Приднестровья через станцию «Слободка-экспорт», что вызвало необходимость следования грузов через север Молдовы, минуя территорию ПМР.
2) Со стороны Кишинева предприняты попытки ужесточить лицензионную процедуру для ряда приднестровских предприятий. В мае 2015 г. Лицензионная палата РМ отказала в продлении лицензий на импорт сырья и производство алкогольной продукции сначала одному из основных бюджетообразующих предприятий – ЗАО «ТВКЗ «КВИНТ», а затем ЗАО «Букет Молдавии». Они выдавались в начале на один, затем на три месяца, а сейчас усилиями предприятия — только до конца июня 2016 года. В соответствии с Законом РМ «О лицензировании» лицензии выдаются для предприятий, имеющих постоянную регистрацию в Молдове. А выполнить в полном объеме все требования Закона невозможно, поэтому отгрузка продукции на экспорт может прекратиться в любой момент.
Эффективному выходу на рынок России продукции завода препятствует отмена с 01.09.2014 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2014 года № 736 преференций на ввоз продукции из Республики Молдова. Исходя из этого, ЗАО «ТВКЗ «КВИНТ» (наравне с другими предприятиями Молдовы) вынужден уплачивать ввозную таможенную пошлину в размере 1, 67 евро на 1л коньяка и 20% от стоимости на ввозимое в РФ вино. Это делает продукцию неконкурентоспособной на российском рынке. Проблема еще более обострилась в связи с девальвацией российского рубля.
В результате вышеуказанных конфронтационных действий общий товарооборот Приднестровья в прошлом, 2015 г., году сократился на 26% по сравнению с 2014 годом, при этом экспорт республики упал на 17%, импорт — на 30%.
В 2015 г. приднестровский экспорт и импорт, в основном, осуществлялся по четырем направлениям: Таможенный Союз, Европейский Союз, Украина и Молдова. При этом, экспорт из ПМР в государства Таможенного Союза в 2015 г. в долларовом исчислении сократился, по сравнению с прошлым годом, более чем в два раза. В первую очередь, это было вызвано значительной девальвацией российского рубля и других валют ТС – белорусского рубля и казахстанского тенге, вследствие чего приднестровская продукция стала неконкурентоспособной на рынках Таможенного Союза. При этом курс приднестровского рубля удерживался на докризисном уровне.
Приднестровский товарооборот с Европейским союзом также снижался: например, экспорт, по сравнению с 2014 г.сократился более чем на четверть. Однако, если говорить о структуре внешнеторгового оборота, то на фоне Таможенного Союза она выглядит значительно более предпочтительно. Приднестровье в минувшем году вышло на паритет с ЕС: европейский импорт в ПМР составил практически ту же сумму, на какую было отправлено товаров на европейский рынок. Главными потребителями приднестровских товаров в Европе являются Румыния, Италия и ФРГ, на них приходится 83% поставок из ПМР в ЕС.
Значительный объем приднестровского товарооборота пришелся на соседние государства (Украина и Молдову), несмотря на напряженные политические отношения. Доля Молдовы здесь в прошлом году составила 22% (сопоставимой со всем Евросоюзом), Украины – 12%. Причем с Молдовой у Приднестровья, как и в прежние годы, явный торговый профицит – экспорт туда намного превышает импорт. В целом, положительное сальдо внешней торговли Приднестровью удалось сохранить лишь с Молдовой и ЕС.
2. Для экономики Приднестровья сложилась критическая ситуация в связи с завершением 1 января 2016 года действия автономных торговых преференций (АТП) при торговле с ЕС. Отказ ЕС от продления автономных торговых преференций привел бы к увеличению цены экспортируемой продукции из Приднестровья (вследствие уплаты таможенных пошлин) на 10-15% и сделал бы ее неконкурентоспособной.
В создавшихся условиях, в качестве оптимального варианта для ПМР рассматривалось создание зоны свободной торговли с правобережной Молдовой и установление специального режима торговли с ЕС, который частично включал бы элементы всеобъемлющей зоны свободной торговли: в частности, принятие технических стандартов ЕС, которые совпадали бы со стандартами Таможенного союза.
После долгих и трудных переговоров соглашение между ЕС и ПМР было достигнуто, однако его содержание в настоящее время носит, во многом, закрытый характер. По некоторым оценкам, это соглашение предполагает внедрение европейских техрегламентов, обнуление пошлин на товары из ЕС (50% от всей номенклатуры с 2017 года и еще 50% с 2018 года), усилении взаимодействия с госорганами Молдовы в сфере техрегламентов, фитосанитарного и ветеринарного контроля, сертификации продукции, а также в таможенной и в банковской сферах. Кроме того, ПМР должно гарантировать бесперебойный транзит российского газа в ЕС.
3. На практике на торговые отношения с европейскими партнерами по-прежнему влияет политика. Один из самых болезненных вопросов — банковские платежи. Из-за директив Нацбанка РМ и других зарубежных банков предприятиям Приднестровья приходится преодолевать массу искусственно чинимых препятствий при их проведении. Выход из этой ситуации – представление банкам Приднестровья соответствующего статуса и внесение их в мировую банковскую систему.
Если говорить о Евразийском направлении, то, как известно, руководство ПМР с 2012 г. активно продвигало концепцию «Евразийский регион Приднестровья», где, в качестве внешнеэкономического и политического приоритета был обозначен Таможенный союз. Однако последующие события создали немало препятствий на пути её реализации. Девальвация российского рубля нанесла существенный ущерб приднестровский предприятиям-экспортерам, в частности легкой, пищевой и машиностроительной промышленности.
Не менее сложная проблема заключается в том, что ряд из отраслей приднестровской экономики не так просто переориентировать на восток. В частности, швейные предприятия, которые работают с ЕС на давальческом сырье, направляя 80% производимой продукции в страны Евросоюза.
Ситуацию, по мнению президента Торгово-промышленной палаты Приднестровья Ю.Г. Ганина, мог бы изменить технический кредит для развития швейных и обувных предприятий Приднестровья или привлечение в эту сферу российских инвестиций, подключение приднестровских предприятий к государственному заказу Российской Федерации.
Режим автономных торговых преференций был предоставлен ЕС Молдове в марте 2008 г.– с очевидной целью привязать экономику региона к европейскому пространству. Данный процесс сопровождался неуклонным сокращением экспорта из ПМР в Россию: с 2012 г. по настоящее время доля РФ в приднестровском экспорте уменьшилась втрое.
Россия предпринимает шаги по выстраиванию эффективной экономической стратегии относительно ПМР. В 2014 г., как известно, между Россией и ПМР были заключены 14 долгосрочных межведомственных соглашений о сотрудничестве в сфере экономики, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, антимонопольной деятельности, образования и науки, культуры и др.
В марте 2015 г. в Москве был подписан протокол, зафиксировавший договоренности по экспорту приднестровской продукции в РФ. Он включил продукцию 23 приднестровских предприятий в программу импортозамещения России. Для того чтобы упростить процедуру продвижения товаров из ПМР на российский рынок, стороны договорились об открытии в Приднестровье российского центра сертификации продукции.
Подписание Меморандумов (протоколов) о межведомственном сотрудничестве между Россией и Приднестровьем является продолжением работы, которая проводилась в 2006-2007 гг., когда было заключено свыше десяти соглашений о взаимодействии в самых различных сферах. В результате, Россия, в этот период, стала главным экспортным партнером Приднестровья, закупив, соответственно, 49,5% и 43,5% произведенной в те годы в республике продукции. Сегодня же, в сложившихся политических и экономических реалиях, работа по реализации подписанных в 2014 г. меморандумов должна быть значительно активизирована.
Возможно, в Правительстве России следует создать межведомственную группу по работе с Приднестровьем, четко прописать ее работу, назначить ответственного за реализацию подписанных меморандумов. Во-вторых, рассмотреть вопрос о введении специального курса обмена валют для приднестровских предприятий-экспортеров для облегчения их доступа на российский рынок; создать механизм реального функционирования российского сертификационного центра на территории Приднестровья с выделением профильных специалистов и др.
В настоящее время экономика Приднестровья продолжает оставаться в сложном положении. Не работают или функционируют с неполной нагрузкой многие предприятия. С большими трудностями сталкиваются, в частности, промышленные предприятия (ММЗ, Рыбницкий цементный комбинат, «Молдавизолит», ЗАО «ТВКЗ «КВИНТ», ЗАО «ТИРОТЕКС», ОАО «Флоаре», ЗАО «Электромаш» и ряд других предприятий), которые осуществляют экспорт, в том числе и в Россию. Не полностью решена проблема продовольственной безопасности ПМР. Существенных проблем нет только в сфере производства хлебных продуктов, а также молока и молокопродуктов.
Серьезные проблемы сохраняются с транспортными коммуникациями. Заблокированными остаются авиасообщение с использованием аэродрома в Тирасполе и трансграничное судоходство по реке Днестр. В состоянии, не отвечающем потребностям жителей и предприятий, пребывает пассажирское и грузовое железнодорожное сообщение: через территорию Приднестровья функционирует всего два пассажирских маршрута – «Кишинёв-Одесса» и «Кишинёв-Москва».
В этой ситуации, принципиальным остается вопрос – не будут ли договоренности, достигнутые между Тирасполем и ЕС, использованы для последующего институционального принуждения Приднестровья к интеграции в молдавское и европейское пространство.
Зона безопасности
Попытка вынудить Приднестровье к реинтеграции с Молдовой предполагает выдавливание российской миротворческой миссии из непризнанной республики, необходимости её замены, что постоянно артикулируется властями Молдовы, на гражданскую полицейскую миссию с международным (ОБСЕ) мандатом. Несмотря на то, что в целом за последние 2 месяца наблюдается тенденция стабилизации ситуации вокруг миротворческой операции и в работе Объединённого военного командования наметился определённый прогресс, не прекращаются попытки правящей элиты РМ расшатать «несущие конструкции» миротворческой операции» на Днестре. Переговорный процесс в формате «5+2» уже как полтора года буксует. На фоне обострения украино-российских отношений и денонсации Киевом соглашений о транзите грузов для миротворческого контингента РФ Молдова стала проводить «фильтрацию» российских военнослужащих, прибывающих к месту несения службы в Зону безопасности молдавско-приднестровского конфликта. По оценке руководителя делегации ПМР в Объединенной контрольной комиссии Олега Белякова, в прошлом, 2015 г., было зафиксировано 47 фактов депортации российских военных, наряду с этим делегация РМ в ОКК на протяжении более четырех месяцев продолжает блокировать утверждение нового члена комиссии от Российской Федерации.
По мнению ряда экспертов, постоянные попытки то и дело меняющегося молдавского руководства проводить (по указаниям внешних сил) политику разбалансирования переговорного процесса будут продолжаться в случае сохранения в Кишиневе проевропейского правительства. В случае окончательной победы правоцентристской коалиции ее приднестровская политика будет исходить все из тех же постулатов: перманентного давления по всем направлениям, организацией Приднестровью всевозможных трудностей, ограничений, неудобств, блокад, выстраиванием вдоль украинско-приднестровской границы особой зоны молдавского контроля и пр.