×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/pridnestrove-v-usloviyah-blokady-osnovnye-vyzovy-i-ugrozy/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
Приднестровье в условиях блокады: основные вызовы и угрозы
13:17, 2 февраля 2016  
27
0

В Институте стран СНГ 29 января 2016 года состоялся круглый стол на тему: «Приднестровье в условиях блокады: основные вызовы и угрозы»

В ходе круглого стола рассматривались вопросы:

1. Особенности политического процесса в Приднестровье при новом составе Верховного совета и правительства ПМР.

2. Состояние и основные факторы риска для экономики Приднестровья в условиях блокады.

3. Причины и возможные последствия решения ЕС о продлении автономных торговых преференций для Приднестровья.

4. Реализация российско-приднестровских меморандумов в сфере экономики: неиспользованные возможности.

5. Ситуация в Зоне безопасности: основные проблемы и вызовы.

6. Влияние политического кризиса в Кишиневе на жизнедеятельность Приднестровья.

В работе круглого стола приняли участие:

Директор Института стран СНГ, член Общественной палаты РФ К.Ф. Затулин;

Президент Торгово-промышленной палаты ПМР Ю. Г. Ганин;

Экс-министр иностранных дел ПМР В. В. Ястребчак;

Член президиума союза промышленников и предпринимателей Приднестровья, директор ОАО «Флоаре» Б. В. Кичук;

Зам. директора Института стран СНГ в г. Тираполь В. О. Ладункин;

Эксперт, доктор исторических наук, профессор В.Я. Гросул;

Эксперт, профессор факультета мировой политики МГУ им. Ломоносова А. Д. Цыганок;

Эксперт, ведущий научный сотрудник РИСИ В. Б. Каширин;

Кандидат исторических наук, заместитель заведующего кафедрой РАНХи ГС Н.И. Харитонова;

Зав. сектором Центра экономических исследований РИСИ Д.Н. Лыжин;

Эксперт Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья, Институт востоковедения РАН А.Г. Арешев;

Доцент кафедры конституционного и муниципального права МГЮА имени О.Е. Кутафина, кандидат юридических наук А.А. Сергеев;

Доцент Российского государственного гуманитарного университета А.А. Гущин;

Зав. отделом Молдовы и Приднестровья Института стран СНГ С.Я. Лавренов;

Эксперт, кандидат исторических наук С.М. Чистова;

Эксперт, кандидат исторических наук М. В. Палеолог;

Аналитик-блогер Г. Рожко и др.

Эксперты пришли к следующим выводам:

Текущая ситуация в Приднестровье характеризуется рядом тенденций, говорящих о сохранении в республике сложного положения, прежде всего, в экономической сфере.

К числу этих факторов относятся:

1. Скоординированная политика Бухареста, Кишинева, Киева (несмотря на то, что Украина является страной-гарантом в переговорном процессе по урегулированию приднестровского конфликта), с целью принуждения Приднестровья к реинтеграции в Молдову и, соответственно, в европейское пространство. Кишинев и Украина в настоящее время делают всё, чтобы создать пояс проблем для Тирасполя.

Это, в частности, проявляется в:

1)​ Постановлением Кабинета Министров Украины от 18 марта 2015 г. закрыты автомобильные пункты пропуска на приднестровско-украинской границе «Кучурган» и «Платоново», а также железнодорожный пункт «Кучурган», для подакцизных товаров, что затронуло интересы более 70 экономических агентов Приднестровья, значительно ограничив объем приднестровского экспорта. Предположительно потери бюджета ПМР от этого составят 20 миллионов долларов.

​ В отношении приднестровских экономических агентов, пытающихся ввезти сырье или продукцию на территорию ПМР, в обход установленного режима, Кишиневом открываются уголовные дела по обвинению в незаконной предпринимательской деятельности.

4 ноября 2015 г. Молдова и Украина в ходе заседания Консультативного совета Миссии Европейского союза по оказанию приграничной помощи Молдове и Украине (EUBAM) подписали 2 соглашения по трансграничному сотрудничеству. В соответствии с этими соглашениями, в международном пункте пропуска (ТПП) «Первомайск-Кучурган» в начале 2016 г. предполагается введение совместного таможенного контроля, где могут появиться представители ведомств и силовых структур Молдовы, присутствие которых на границе будет являться элементом угрозы безопасности Приднестровья. Данные соглашения противоречат основам переговорного процесса, не обладают легитимностью, приняты без обсуждения с приднестровской стороной, существенно ухудшает внешнеэкономическую деятельность приднестровских предприятий и может ее заблокировать.

Украинская и молдавская стороны приняли решение отремонтировать железнодорожный участок Березино — Бессарабка, идущий в обход территории Приднестровья и открывающий прямой путь из Молдовы к одесским портам. В конце 2015 года прекращено железнодорожное грузовое сообщение для экономических агентов Приднестровья через станцию «Слободка-экспорт», что вызвало необходимость следования грузов через север Молдовы, минуя территорию ПМР.

2)​ Со стороны Кишинева предприняты попытки ужесточить лицензионную процедуру для ряда приднестровских предприятий. В мае 2015 г. Лицензионная палата РМ отказала в продлении лицензий на импорт сырья и производство алкогольной продукции сначала одному из основных бюджетообразующих предприятий – ЗАО «ТВКЗ «КВИНТ», а затем ЗАО «Букет Молдавии». Они выдавались в начале на один, затем на три месяца, а сейчас усилиями предприятия — только до конца июня 2016 года. В соответствии с Законом РМ «О лицензировании» лицензии выдаются для предприятий, имеющих постоянную регистрацию в Молдове. А выполнить в полном объеме все требования Закона невозможно, поэтому отгрузка продукции на экспорт может прекратиться в любой момент.

Эффективному выходу на рынок России продукции завода препятствует отмена с 01.09.2014 года в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 31 июля 2014 года № 736 преференций на ввоз продукции из Республики Молдова. Исходя из этого, ЗАО «ТВКЗ «КВИНТ» (наравне с другими предприятиями Молдовы) вынужден уплачивать ввозную таможенную пошлину в размере 1, 67 евро на 1л коньяка и 20% от стоимости на ввозимое в РФ вино. Это делает продукцию неконкурентоспособной на российском рынке. Проблема еще более обострилась в связи с девальвацией российского рубля.

В результате вышеуказанных конфронтационных действий общий то­ва­ро­обо­рот При­дне­стро­вья в про­шлом, 2015 г., году сократился на 26% по срав­не­нию с 2014 годом, при этом экспорт республики упал на 17%, импорт — на 30%.

В 2015 г. при­дне­стров­ский экс­порт и им­порт, в основном, осуществлялся по четыре­м на­прав­ле­ни­я­м: Та­мо­жен­ный Союз, Ев­ро­пей­ский Союз, Укра­и­на и Мол­до­ва. При этом, экс­порт из ПМР в го­су­дар­ства Та­мо­жен­но­го Союза в 2015 г. в долларовом исчислении со­кра­тил­ся, по срав­не­нию с прошлым годом, более чем в два раза. В первую оче­редь, это было вызвано зна­чи­тель­ной де­валь­ва­цией рос­сий­ско­го рубля и дру­гих валют ТС – бе­ло­рус­ско­го рубля и ка­зах­стан­ско­го тенге, вследствие чего при­дне­стров­ская про­дук­ция стала неконкурентоспособной на рынках Таможенного Союза. При этом курс приднестровского рубля удерживался на докризисном уровне.

При­дне­стров­ский то­ва­ро­обо­рот с Европейским союзом также сни­жа­лся: например, экс­порт, по срав­не­нию с 2014 г.со­кра­тил­ся более чем на чет­верть. Однако, если го­во­рить о структу­ре внеш­не­тор­го­во­го обо­ро­та, то на фоне Та­мо­жен­но­го Союза она выглядит значительно более предпочтительно. При­дне­стро­вье в ми­нув­шем году вышло на па­ри­тет с ЕС: ев­ро­пей­ский им­порт в ПМР со­ста­вил прак­ти­чески ту же сумму, на какую было от­пра­в­лено то­ва­ров на ев­ро­пей­ский рынок. Главными потребителями приднестровских товаров в Европе являются Ру­мы­ния, Ита­лия и ФРГ, на них при­хо­дит­ся 83% по­ста­вок из ПМР в ЕС.

Зна­чи­тель­ный объем при­дне­стров­ско­го то­ва­ро­обо­ро­та пришелся на со­сед­ние го­су­дар­ства (Украина и Молдову), несмот­ря на напряженные политические отношения. Доля Мол­до­вы здесь в про­шлом году со­ста­ви­ла 22% (сопоставимой со всем Ев­ро­со­ю­зом), Укра­и­ны – 12%. При­чем с Молдовой у При­дне­стро­вья, как и в преж­ние годы, явный тор­го­вый профицит – экс­порт туда на­мно­го пре­вы­ша­ет им­порт. В целом, положительное сальдо внешней торговли Приднестровью удалось сохранить лишь с Молдовой и ЕС.

2. Для экономики Приднестровья сложилась критическая ситуация в связи с завершением 1 января 2016 года действия автономных торговых преференций (АТП) при торговле с ЕС. Отказ ЕС от продления автономных торговых преференций привел бы к увеличению цены экспортируемой продукции из Приднестровья (вследствие уплаты таможенных пошлин) на 10-15% и сделал бы ее неконкурентоспособной.

В создавшихся условиях, в качестве оптимального варианта для ПМР рассматривалось создание зоны свободной торговли с правобережной Молдовой и установление специального режима торговли с ЕС, который частично включал бы элементы всеобъемлющей зоны свободной торговли: в частности, принятие технических стандартов ЕС, которые совпадали бы со стандартами Таможенного союза.

После долгих и трудных переговоров соглашение между ЕС и ПМР было достигнуто, однако его содержание в настоящее время носит, во многом, закрытый характер. По некоторым оценкам, это соглашение предполагает внедрение европейских техрегламентов, обнуление пошлин на товары из ЕС (50% от всей номенклатуры с 2017 года и еще 50% с 2018 года), усилении взаимодействия с госорганами Молдовы в сфере техрегламентов, фитосанитарного и ветеринарного контроля, сертификации продукции, а также в таможенной и в банковской сферах. Кроме того, ПМР должно гарантировать бесперебойный транзит российского газа в ЕС.

3. На практике на торговые отношения с европейскими партнерами по-прежнему влияет политика. Один из самых болезненных вопросов — банковские платежи. Из-за директив Нацбанка РМ и других зарубежных банков предприятиям Приднестровья приходится преодолевать массу искусственно чинимых препятствий при их проведении. Выход из этой ситуации – представление банкам Приднестровья соответствующего статуса и внесение их в мировую банковскую систему.

Если говорить о Евразийском направлении, то, как известно, руководство ПМР с 2012 г. активно продвигало концепцию «Евразийский регион Приднестровья», где, в качестве внешнеэкономического и политического приоритета был обозначен Таможенный союз. Однако последующие события создали немало препятствий на пути её реализации. Девальвация российского рубля нанесла существенный ущерб приднестровский предприятиям-экспортерам, в частности легкой, пищевой и машиностроительной промышленности.

Не менее сложная проблема заключается в том, что ряд из отраслей приднестровской экономики не так просто переориентировать на восток. В частности, швейные предприятия, которые работают с ЕС на давальческом сырье, направляя 80% производимой продукции в страны Евросоюза.

Ситуацию, по мнению президента Торгово-промышленной палаты Приднестровья Ю.Г. Ганина, мог бы изменить технический кредит для развития швейных и обувных предприятий Приднестровья или привлечение в эту сферу российских инвестиций, подключение приднестровских предприятий к государственному заказу Российской Федерации.

Режим автономных торговых преференций был предоставлен ЕС Молдове в марте 2008 г.– с очевидной целью привязать экономику региона к европейскому пространству. Данный процесс сопровождался неуклонным сокращением экспорта из ПМР в Россию: с 2012 г. по настоящее время доля РФ в приднестровском экспорте уменьшилась втрое.

Россия предпринимает шаги по выстраиванию эффективной экономической стратегии относительно ПМР. В 2014 г., как известно, между Россией и ПМР были заключены 14 долгосрочных межведомственных соглашений о сотрудничестве в сфере экономики, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, антимонопольной деятельности, образования и науки, культуры и др.

В марте 2015 г. в Москве был подписан протокол, зафиксировавший договоренности по экспорту приднестровской продукции в РФ. Он включил продукцию 23 приднестровских предприятий в программу импортозамещения России. Для того чтобы упростить процедуру продвижения товаров из ПМР на российский рынок, стороны договорились об открытии в Приднестровье российского центра сертификации продукции.

Подписание Меморандумов (протоколов) о межведомственном сотрудничестве между Россией и Приднестровьем является продолжением работы, которая проводилась в 2006-2007 гг., когда было заключено свыше десяти соглашений о взаимодействии в самых различных сферах. В результате, Россия, в этот период, стала главным экспортным партнером Приднестровья, закупив, соответственно, 49,5% и 43,5% произведенной в те годы в республике продукции. Сегодня же, в сложившихся политических и экономических реалиях, работа по реализации подписанных в 2014 г. меморандумов должна быть значительно активизирована.

Возможно, в Правительстве России следует создать межведомственную группу по работе с Приднестровьем, четко прописать ее работу, назначить ответственного за реализацию подписанных меморандумов. Во-вторых, рассмотреть вопрос о введении специального курса обмена валют для приднестровских предприятий-экспортеров для облегчения их доступа на российский рынок; создать механизм реального функционирования российского сертификационного центра на территории Приднестровья с выделением профильных специалистов и др.

В настоящее время экономика Приднестровья продолжает оставаться в сложном положении. Не работают или функционируют с неполной нагрузкой многие предприятия. С большими трудностями сталкиваются, в частности, промышленные предприятия (ММЗ, Рыбницкий цементный комбинат, «Молдавизолит», ЗАО «ТВКЗ «КВИНТ», ЗАО «ТИРОТЕКС», ОАО «Флоаре», ЗАО «Электромаш» и ряд других предприятий), которые осуществляют экспорт, в том числе и в Россию. Не полностью решена проблема продовольственной безопасности ПМР. Существенных проблем нет только в сфере производства хлебных продуктов, а также молока и молокопродуктов.

Серьезные проблемы сохраняются с транспортными коммуникациями. Заблокированными остаются авиасообщение с использованием аэродрома в Тирасполе и трансграничное судоходство по реке Днестр. В состоянии, не отвечающем потребностям жителей и предприятий, пребывает пассажирское и грузовое железнодорожное сообщение: через территорию Приднестровья функционирует всего два пассажирских маршрута – «Кишинёв-Одесса» и «Кишинёв-Москва».

В этой ситуации, принципиальным остается вопрос – не будут ли договоренности, достигнутые между Тирасполем и ЕС, использованы для последующего институционального принуждения Приднестровья к интеграции в молдавское и европейское пространство.

Зона безопасности

Попытка вынудить Приднестровье к реинтеграции с Молдовой предполагает выдавливание российской миротворческой миссии из непризнанной республики, необходимости её замены, что постоянно артикулируется властями Молдовы, на гражданскую полицейскую миссию с международным (ОБСЕ) мандатом. Несмотря на то, что в целом за последние 2 месяца наблюдается тенденция стабилизации ситуации вокруг миротворческой операции и в работе Объединённого военного командования наметился определённый прогресс, не прекращаются попытки правящей элиты РМ расшатать «несущие конструкции» миротворческой операции» на Днестре. Переговорный процесс в формате «5+2» уже как полтора года буксует. На фоне обострения украино-российских отношений и денонсации Киевом соглашений о транзите грузов для миротворческого контингента РФ Молдова стала проводить «фильтрацию» российских военнослужащих, прибывающих к месту несения службы в Зону безопасности молдавско-приднестровского конфликта. По оценке руководителя делегации ПМР в Объединенной контрольной комиссии Олега Белякова, в прошлом, 2015 г., было зафиксировано 47 фактов депортации российских военных, наряду с этим делегация РМ в ОКК на протяжении более четырех месяцев продолжает блокировать утверждение нового члена комиссии от Российской Федерации.

По мнению ряда экспертов, постоянные попытки то и дело меняющегося молдавского руководства проводить (по указаниям внешних сил) политику разбалансирования переговорного процесса будут продолжаться в случае сохранения в Кишиневе проевропейского правительства. В случае окончательной победы правоцентристской коалиции ее приднестровская политика будет исходить все из тех же постулатов: перманентного давления по всем направлениям, организацией Приднестровью всевозможных трудностей, ограничений, неудобств, блокад, выстраиванием вдоль украинско-приднестровской границы особой зоны молдавского контроля и пр.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

11 июня 2025

 Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова прокомментировала слова премьера Молдавии Дорина Речана о якобы существующих планах Москвы разместить в Приднестровье 10 тыс. военнослужащих. Госпожа Захарова заявила, что увеличения численности военных не требуется. Она уточнила, что сейчас в регионе находятся 1200 …

29 мая 2025

Вице-премьер Молдавии по вопросам реинтеграции, он же политический представитель Кишинева в переговорном процессе с Приднестровьем Олег Серебрян может покинуть свой пост. Его планируют назначить послом в Турцию, кто займет его должность, пока неясно. 30 мая кандидатура Серебряна будет обсуждаться в …

18 февраля 2025

Поступающего сейчас в Приднестровье газа достаточно для обеспечения нужд населения, организаций социальной и образовательной сфер, включая выработку тепла и электроэнергии для этих потребителей. Об этом телеканалу «Россия 24» заявил министр иностранных дел ПМР Виталий Игнатьев. Он добавил, что для работы …


Ваш браузер устарел! Обновите его.