Молдавская компартия, воссозданная в октябре 1993 г. под названием Партия коммунистов Республики Молдова, впервые приняла участие в парламентских выборах в 1998 г. и получила тогда депутатских мандатов больше, чем любая другая партия, участвовавшая в выборах — 40 мандатов из 104. Но она не стала правящей, т.к. все другие партии объединились в конституционный блок, и коммунисты оказались в оппозиции.
В феврале 2001 г. ПКРМ на досрочных парламентских выборах одерживает внушительную победу. У коммунистов в парламенте 71 голос из 101.
В 2005 г. успехи коммунистов на выборах в парламент не такие впечатляющие, но, тем не менее, у них снова парламентское большинство – 56 депутатов.
В 1996 г. ПКРМ на президентских выборах выдвигает кандидатуру председателя партии В.Воронина на пост главы молдавского государства. Но он терпит поражение, не пройдя во второй тур голосования. Однако по итоговым результатам выборов В.Воронин занимает 3-е место среди кандидатов в президенты страны.
В 2001 г. уже никто не мог помешать В.Воронину стать в государстве первым должностным лицом.
В 2005 г. В.Воронин вновь избирается президентом Молдовы, хотя и при поддержке депутатов других парламентских фракций – Христианско-демократической народной, Демократической и Социал-либеральной партий.
Сегодня в списке партий, претендующих на победу в выборах молдавского парламента весной 2009 г., первой, безусловно, идёт правящая Партия коммунистов Республики Молдова. Партия к предстоящим выборам постепенно набирала силы и практически восстановила доверие большей части населения страны. Большинство экспертов сходятся во мнении, что на данный момент ПКРМ является фаворитом предвыборной кампании.
И почти все политологи согласны с тем, что ПКРМ пройдёт в парламент без проблем и вновь наберёт наибольшее число голосов избирателей, далеко опередив всех своих политических конкурентов. Пока трудно сказать только одно, хватит ли коммунистам этих голосов, чтобы сформировать большинство в парламенте, которое позволило бы избрать не только «своего» председателя высшего законодательного органа страны, но и избрать «своего» президента и получить «своё» правительство. Иначе говоря, сохранить бразды правления в руках ПКРМ.
В любом случае, как показывают опросы общественного мнения, на данный момент в стране нет другой политической партии, которая могла противостоять коммунистам. Все другие партии и общественно-политические формирования, которые относят себя к конструктивной или непримиримой оппозиции, проигрывают Компартии по всем параметрам. И, прежде всего, в том, что ни у одной партии практически нет цельной программы действий, ни на ближайшее будущее, ни, тем более, на какую-то отдаленную перспективу.
Молдавское информационно-аналитическое электронное издание «AVA.MD», которое фактически ведет откровенную антиворонинскую и антикоммунистическую пропаганду, признает в одной из своих статей, что ПКРМ является монолитной, отмобилизованной, дисциплинированной партией, объединенной вокруг своего вождя, которая твердо знает свои интересы и их защищает…». В отличие от нее, «оппозиция в стране «выглядит слабой, если не сказать, бессильной, пассивной, безынициативной, трусливой, к тому же разобщенной….
И констатирует, что сегодня это, пожалуй, единственная молдавская партия, которая готова к предстоящим выборам. Она пользуется заслуженным авторитетом среди населения, как бы это не отрицали ее политические противники. И весьма важную роль в этом играет персональный авторитет её бессменного лидера В.Воронина. Пока в этом плане он на голову выше всех остальных политиков Молдовы.
ПКРМ обладает значительным административным ресурсом. Это и самая большая парламентская фракция, и рычаги в исполнительной власти (премьер-министр РМ З.Гречаная и ряд министров – члены партии).
Компартия имеет хорошую организационную базу, прежде всего, широко разветвленную сеть первичных партийных организаций, которая охватывает все населенные пункты страны. Партия насчитывает примерно 30 тысяч человек. Буквально на днях председатель партии В.Воронин вручил новому ее члену 30-и тысячный партийный билет.
У партии есть собственный финансовый ресурс. Кроме того, немалую поддержку в финансовом отношении оказывают коммунистам и симпатизирующие им состоятельные люди, некоторые из них являются членами партии.
ПКРМ располагает также солидным информационно- пропагандистским ресурсом. У нее есть своя партийная газета «Коммунист», с ПКРМ тесно сотрудничают государственное агентство «Молдпресс», Национальная общественная вещательная компания «Телерадио-Молдова», бывшие правительственные издания «Независимая Молдова» и «Молдова суверанэ», газеты «Кишиневские новости», «Молодежь Молдовы» и ряд других печатных изданий, а также еженедельник «Пульс».
Компартия имеет также возможность через Координационный совет по телевидению и радиовещанию оказывать определенное влияние на редакционную политику других молдавских СМИ. Вместе с тем, нельзя не отметить, что изданий, критически относящихся к нынешнему режиму в Молдове, примерно в два раза больше, чем лояльных к нему средств массовой информации.
Партия опирается и на солидный интеллектуальный ресурс. На последнем VI съезде партии, состоявшемся в марте 2008 г., эту особенность отметили присутствовавшие на форуме молдавских коммунистов представители ряда коммунистических, социал-демократических и рабочих партий других стран, по достоинству оценивших подготовленную к съезду новую Программу партии. В частности, украинские коммунисты заявили о том, что «…нужно перенимать опыт молдавских товарищей». Положительно отозвались о Программе, которая соединяет «прошлое и будущее», председатель Партии европейских левых сил Лотар Биски, председатель Президиума Института проблем глобализации, бывший член руководства партии «Родина» Михаил Делягин, директор Центра постиндустриальных исследований Владислав Иноземцев.
Надо сказать, что руководство партии умело использовало съезд, как один из важных пропагандистских этапов подготовки к парламентским выборам. Были задействованы средства массовой информации, чтобы, как можно доходчивее довести содержание своей Программы дальнейших действий на перспективу не только до членов партии, но также до населения страны.
«После принятия на съезде новой программы Партия коммунистов Республики Молдова идет в общество с пятью новыми стратегическими задачами. Они касаются всех сфер социальной, экономической и политической жизни», заявил на пресс-конференции после съезда председатель ПКРМ и президент РМ В.Воронин.
Коммунисты, как он сказал, предложили обществу программу построения социального государства с высоким уровнем социальных стандартов, мощным уровнем инвестиций в социальную сферу и прочной социальной защищенностью; задачу создания открытой инновационной и ориентированной экономики, основанной на знаниях и мощном человеческом потенциале; задачу формирования эффективной многоуровневой демократии, где власть всех уровней будет находиться под постоянным контролем со стороны общества; задачу повышения государственной конкурентоспособности Молдова; задачу перевода на долговременную перспективу фундаментальных принципов безопасности Молдовы — постоянный нейтралитет, территориальная целостность, интеграционная открытость.
По мнению председателя ПКРМ, принятие новой программы партии, рассчитанной на достаточно долгий период реализации, выдвижение пяти новых стратегических задач, равно как и идейное обновлении партии, говорят о том, что она действительно реформировалась. «Партия обладает стройной идеологией, списком прагматических задач — программой максимум, профессиональным кадровым потенциалом», — заявил он.
Надо сказать также, чторуководство партии (Политисполком ЦК ПКРМ) сочло необходимым принять специальный документ, в котором подчеркнуло важность обновления методов организационной и идеологической работы в контексте приближения парламентских выборов в стране и проведения такой предвыборной кампании, которая соответствовала бы международным избирательным стандартам, повысила авторитет ПКРМ в глазах избирателей и обеспечила бы безусловную победу партии на выборах.
В этой связи была отмечена целесообразность заблаговременного организационного, информационного и политического обеспечения подготовки ПКРМ и создания с этой целью Республиканского центра предвыборной подготовки «Выборы-2009».
Следует отметить, что, наряду с другими шагами, направленными на повышение рейтинга Компартии, эта разъяснительная работа дала свои плоды.
Если проанализировать результаты последних опросов общественного мнения, то можно констатировать рост авторитета коммунистов, который постепенно падал, начиная с 2005 года. На выборах в местные органы власти в 2007 г. ПКРМ, хотя, как говорят, и победила в общем зачете, но ее результаты были на много скромнее, чем на местных выборах 2003 года. Коммунисты получили в одной трети районов страны более 50% голосов, в другой трети — более 30% голосов, где влияние их значительно ослабло и перестало быть доминирующим. В остальных районах партия вообще утратила свои ведущие позиции. Но самым негативным последствием этих выборов для нее стала утрата власти в столице Кишиневе и в Гагаузии.
Приведем данные опросов общественного мнения, проведенных в 2008 году, которые свидетельствуют о том, что ПКРМ преодолела эту тенденцию и снова «набирает очки».
«Барометр (опрос) общественного мнения» от 23 апреля 2008 г., который был организован под эгидой Института публичной политики Молдовы, показал, что Партия коммунистов РМ выиграла бы парламентские выборы, если бы они состоялись в конце апреля, набрав 26,7% голосов своих сторонников. После ПКРМ следовали Альянс «Наша Молдова» (6,5%) и Демократическая партия (6,3%). Разрыв, как мы видим, весьма существенный.
Согласно данным опроса общественного мнения, опубликованным в Кишиневе 18 ноября 2008 г., Партия коммунистов набрала бы уже около 48% голосов, ее главный соперник Альянс «Наша Молдова» – 6,7%, а Демократическая партия набрала бы только 4,5%, что для прохождения в парламент явно недостаточно.
Опрос также показал, что наибольшим доверием населения пользуется президент РМ В.Воронин – 29%, далее следуют примар Кишинева Д.Киртоакэ – 11%, спикер парламента М.Лупу – 9%, лидер СДП Д.Брагиш – 5%, лидер ЦСМ В.Тарлев – 4%, лидер АНМ С.Урекян – 3,4%, лидер ЛДПМ В.Филат – 3%, премьер-министр РМ З.Гречаная – 3%, лидер ЛП М.Гимпу – 2,9%, лидер ХДНП Ю.Рошка – 2,1%.
Социологический опрос, проведенный примерно в это же время Центром CBS-AXA в рамках программы фонда «Евразия» по поддержке свободных и корректных выборов в 2009 году, в целом подтвердил результаты, полученные «Барометром общественного мнения», но выявил еще одну важную деталь: около 42% респондентов придерживаются социалистических и социал-демократических взглядов и лишь чуть больше 16% поддерживают движения праволиберального толка.
Согласно результатам опроса, если бы в это время состоялись выборы, ПКРМ получила бы 60 парламентских мест, то есть снова обеспечила бы себе парламентское большинство.
Кроме Компартии, по данным опроса, в парламент могли бы попасть представители еще трех-четырех политических формирований, среди которых Социал-демократическая и Либеральная партии, а также альянс «Наша Молдова».
Многочисленные оппоненты ПКРМ попытались было отмахнуться от итогов «Барометра общественного мнения», однако результаты нового опроса лишь подтвердили и даже усилили господствующую в обществе накануне парламентских выборов тенденцию.
Итоги опроса вряд ли можно подвергнуть сомнению. Ведь его проводил, как было сказано выше, Центр социологических и маркетинговых исследований CBS AXA. И эту организацию, так же как Институт публичной политики, по заказу которого проводился «Барометр общественного мнения», довольно сложно упрекнуть в симпатиях к Партии коммунистов.
Последнийпо времени опрос, проведенный CBS-AXA в середине декабря, определил все тех же лидеров: ПКРМ с 29,4%, ЛП с 6,2%, ЛДПМ с 4,8%, АМН с 4,5%, СДПМ с 3,4%, ДПМ с 2,6%, ХДНП с 2,5%. Не определились со своим выбором 35,8% («Молдавские ведомости» №2 от 11 марта 2009 г.).
Несмотря на достаточно сильные ресурсы и ряд других плюсов ПКРМ, молдавские коммунисты, и, прежде всего, руководство партии и государства понимает, что в стране сохраняется сложная социально-экономическая ситуация, что, конечно же, отрицательно сказывается на настроении населения и будущих избирателей.
Поэтому последние инициативы президента В.Воронина по повышению зарплат бюджетникам, в частности педагогам, стипендий студентам, индексация пенсий на 20%, снижение цен на сорта хлеба, имеющими наибольший спрос, и другие шаги в социальной облпати, естественно, были направлены на смягчение этого недовольства. Как и действия нового правительства Молдовы во главе с премьер-министром З.Гречаной по решению проблем, связанных с преодолением, в том числе с помощью иностранных государств, последствий постигшего страну стихийного бедствия, с продолжением работы по развитию инфраструктуры – строительству новых участков железных дорог и автомагистралей, дальнейшей газификации и водоснабжению сельских населенных пунктов и т.д., несмотря на наступление мирового финансового кризиса. В этой связи нельзя не отметить, что кризис пока не так затронул Молдову, видимо, по причине ее недостаточной интеграции в мировое хозяйство, а также в силу проводимого правительством экономического курса, который можно определить, как стремление «жить по средствам». В известной степени эту точку зрения разделяет постоянный представитель МВФ в Молдове Йохан Матисен, который, выступая на заседании клуба «Свободная экономическая зона», заявил: «С кризисом справляются только там, где создается стабильная ситуация в стране. В Молдове сложилась такая ситуация. И получилось, стабильность помогает экономике, а экономика — стабильности».
Следует подчеркнуть, что социальные затраты бюджета при коммунистах возросли более чем в четыре раза. В целом расходы на социальную сферу обойдутся бюджету в 65% всех его расходов.
В области внешней политики молдавское руководство, продолжая линию на европейскую интеграцию, тем не менее, признало, что без развития взаимовыгодного сотрудничества с Россией ему не удастся решить свои экономические проблемы, решить проблему приднестровского урегулирования, как и решить многие социальные вопросы.
Из обихода молдавских политиков исчезли обвинения в незаконной оккупации Молдовы российскими войсками и требования замены миротворческой операции, в которой российские миротворцы играют ведущую роль. Наоборот, публично признается, что благодаря России, в регионе сохраняется мир и стабильность. Что было подтверждено и в совместном заявлении президентов Молдовы, Приднестровья и России, подписанном в Москве по итогам трехсторонних переговоров по проблеме приднестровского урегулирования 18 марта с.г.
В 2008 году руководство Молдовы активизировало свою политику по урегулированию приднестровской проблемы. В 2008 году впервые за последние семь лет состоялись две встречи президента РМ В.Воронина и лидера ПМР И.Смирнова (в апреле и в декабре). Прямой диалог был продолжен на их недавней третьей встрече в Москве. Хотя из-за противоречащих друг другу позиций Кишинева и Тирасполя относительно путей решения молдавско-приднестровского конфликта, прорыва на переговорах, в том числе в Москве, не произошло. И тем не менее, действия В.Воронина находят понимание у большей части населения страны. Несмотря на то, что занимаемая молдавской стороной позиция основывается на трудновыполнимом и неприемлемом для ПМР законе о предоставлении региону статуса автономно-территориального образования, в целом линия на возвращение Приднестровье в Молдову находит в стране поддержку, включая и сторонников оппозиции.
В последнее время Кишинев акцентирует внимание мирового сообщества на статусе Республики Молдова как нейтральном государстве, которое не намерено присоединяться к каким-либо военным союзам, и даже предлагал подписать некий международный документ, где бы этот статус подтверждался. Москва готова была поддержать эту инициативу. Однако в силу того, что США и НАТО вынашивают другие планы в отношении Молдовы, молдавская сторона, в конце концов, была вынуждена от этой идеи отказаться. И в том, что касается участия Молдовы в ГУАМ, Кишинев по-прежнему настаивает на экономической составляющей деятельности организации и игнорирует попытки Киева и Тбилиси придать ГУАМ военно-политический характер. Такая позиция, и по вопросу нейтралитета страны, и по вопросу дальнейшего развития ГУАМ, безусловно, не может не импонировать Москве.
После известного застоя в российско-молдавских отношениях после 2003 года, когда президент В.Воронин не проявил политической воли и, поддавшись давлению со стороны ряда западных стран и, в первую очередь, США, а также радикальной оппозиции, не подписал подготовленный Москвой и согласованный с Тирасполем план по объединению Молдавии, сегодня наблюдается их активизация как в сфере внешнеполитических связей, так и в экономическо-торговой и культурно-гуманитарной областях.
В ходе визита в РМ председателя правительства РФ В.Путина в ноябре 2008 года были подписаны новые документы по развитию российско-молдавских связей на ближайшую перспективу. Это — Программа долгосрочного экономического сотрудничества между двумя странами на 2009-2020 гг. (предыдущая Программа действовала с 1999 г. по 2008 г.), Межправительственное соглашение о сотрудничестве между РФ и РМ в области информационных технологий и связи, Программа сотрудничества между министерством культуры РФ и министерством культуры и молодежи РМ на 2009-2011 гг.
В Кишиневе во время визита В.Путина было открыто Торговое представительство России в Молдове, которому отводится важная роль в координации торгово-экономического взаимодействия между двумя странами.
Представляется, что Россия определилась в своей позиции в отношении предстоящих в Молдове парламентских выборов. И визиты в Молдову председателя Совета Федерации С.Миронова, председателя Госдумы Б.Грызлова, председателя правительства России В.Путина в 2008 г., поездка в Кишинев мининдел С.Лаврова в феврале 2009 г., в ходе которой было подписано соглашение о сотрудничестве между двумя странами в гуманитарной сфере на 2009 — 2010 гг. и открыт Российский культурный центр, а также встречи президента России Д.Медведева и президента Молдовы В.Воронина в июне и августе 2008 г. в Санкт-Петербурге и в Сочи и, наконец, их встреча в Москве 18 марта нынешнего года свидетельствуют о том, что симпатии Москвы на стороне нынешнего молдавского лидера и его сторонников. Эти шаги российского руководства не остались незамеченными националистической и прозападной оппозицией, которая уже выразила свое недовольство контактами с Россией, в том числе, с целью поисков варианта решения застаревшего молдавско-приднестровского конфликта. Это, как известно, вызвало беспокойство и ряда западных стран. Но очков оппозиции такое отношение к попыткам сдвинуть с мертвой точки переговорный процесс по урегулированию молдавско-приднестровской проблемы не принесло.
По всем параметрам Компартия переигрывает своих политических оппонентов в борьбе за будущий парламент. И, по всей видимости, переиграет.
Вопрос, как было сказано выше, сегодня состоит в том, сколько партия получит депутатских мандатов. 51 мандат из 101, из которых состоит высший законодательный орган власти Республики Молдова, уже позволит коммунистам избрать и «своего» спикера, и «своего» премьер-министра, ибо и председатель парламента и председатель правительства выбираются простым большинством голосов.
Президент же избирается большинством голосов в три пятых числа избранных депутатов, то есть, для того, чтобы получить пост главы государства, коммунистам нужно иметь, как минимум, 61 голос. И если аналитики считают, что ПКРМ сможет провести в парламент 51 депутата, то 61 мандат ей получить будет проблематично, учитывая, что сегодня, в отличие от парламентских выборов 2005 года, Запад выступает, скорее, на стороне оппозиции, чем на стороне правящей партии.
Дальнейшие рассуждения о количестве голосов в парламенте, включая голоса возможных союзников, необходимых Компартии, чтобы решающим образом повлиять на нужный ей исход выборов президента страны, будут гаданиями «на кофейной гуще», поэтому подождем 5 апреля, прежде чем делать на этот счет еще какие-либо прогнозы.