До выборов в высший законодательный орган Республики Молдова остается меньше недели. С какими же результатами к этому важному событию в жизни страны подошли основные политические партии республики, и каковы их реальные шансы на прохождение в парламент?
После всех слияний, размежеваний, поисков новых и старых союзников в итоговый список партий, которые, согласно решению Центральной избирательной комиссии РМ, примут участие в заключительном раунде борьбы за депутатские мандаты, вошло 14 партий и 6 независимых кандидатов. Среди партий это: Социал-демократическая партия, Либеральная партия, Альянс «Наша Молдова», Христианско-демократическая народная партия, Партия коммунистов Республики Молдова, Либерально-демократическая партия Молдовы, Демократическая партия, Центристский союз Молдовы, Общественно-политическое движение «Европейское действие», Партия духовного развития «Единая Молдова», Партия консерваторов, Экологическая партия Молдовы «Зеленый альянс», Союз труда «Patria-Родина» и Республиканская партия Молдовы.
На начальной стадии регистрации политических формирований, которые были намерены участвовать в выборной гонке, было больше. Но общественно-политическое движение «Равноправие», возглавляемое предпринимателем и лидером одного из объединений русских общин Молдовы В.Клименко, не надеясь пройти в парламент самостоятельно, решило попытать счастья и сделать это «под знаменами» Центристского союза, председателем которого является ныне бывший премьер-министр В.Тарлев. А партия «За народ и отечество», уже будучи зарегистрированной ЦИК РМ как участник выборов, решила выйти из борьбы и призвала своих членов и сторонников голосовать за Альянс «Наша Молдова».
У последних шести в приведенном выше списке партий-конкурентов шансов провести в парламент своих представителей практически нет никаких. Республиканцы на парламентских выборах 2005 г. получили 0,04% голосов. Партия труда «Патрия – Родина» получила меньше одного процента голосов (0,92%). Партия «Единая Молдова» и Консервативная партия, созданные в 2006 г., пока не имеют широкой аудитории и будут ли ее иметь, неизвестно. На выборах в местные органы власти в 2007 г. за них голосовало соответственно 0,03% и 0,07% избирателей. Экологическая партия — более старая. Была образована в 1992 г. Ее численность, согласно данным ЦИК РМ, достигает 9 тыс. человек. Последние выборы, в которых партия принимала участие, были выборы местных органов власти 2007 г. Тогда «зеленые» набрали чуть больше 0,15% голосов. Непроходной процент и у Общественно-политического движения «Европейское действие» (ДЕД). И хотя в его ряды перешло большинство членов Национал-либеральной партии во главе с прорумынской деятельницей Виталией Павличенко, последний опрос общественного мнения относительно возможных результатов на предстоящих парламентских выборах дает движению 0,2%.
Точно также нет шансов попасть в парламент и у независимых кандидатов — С.Банаря, Ш.Урыту, А.Ломакина, В.Рэйляна, Т.Цымбалист, В.Кушнир. На прошлых парламентских выборах 2005 г. ни один из 12 независимых кандидатов в депутаты в парламент избран не был. Самый удачливый кандидат получил 0,2% голосов, самый неудачливый – лишь 0,02%. Скорее всего, и на выборах 2009 г. результаты у независимых кандидатов будут аналогичными, несмотря на то, что среди них сегодня присутствуют такие личности, как известный прорумынский националист, председатель Хельсинкского комитета по правам человека в МолдовеШтефан Урыту и предприниматель Сергей Банарь, антикоммунист по политическим взглядам, «прославившийся» в последние месяцы прошлого года организацией в Бельцах нескольких антиправительственных и антикоммунистических митингов, правда, не очень многочисленных. По этой причине мы рассмотрим в данной статье избирательные возможности на предстоящих 5 апреля выборах только тех партий, которые имеют реальные или гипотетические шансы, чтобы преодолеть 6% барьер для прохождения в парламент.
Аутсайдерами в этой группе партий являются Демократическая партия, Христианско-демократическая народная партия, Центристский союз Молдовы и Социал-демократическая партия.
До выборов, как было сказано выше, осталось менее недели, и если одним партиям за предвыборную кампанию удалось привлечь на свою сторону новых сторонников, таким как, например, Партия коммунистов Республики Молдова, Либерально-демократическая партия В.Филата, Либеральная партия М.Гимпу — Д.Киртоакэ и, в известной степени, Центристский союз Молдовы В.Тарлева, то другие, в лучшем случае, сохранили свои позиции. Это касается, в том числе, Демократической партии, рейтинг которой как бы замерз на уровне 4-5%.
Если к этому добавить, что из ДПМ вышел её вице-председатель и один из главных спонсоров партии В.Филат, который вместе с группой своих сторонников учредил собственную партию — Либерально-демократическую и который, располагая солидными финансовыми возможностями, уже переманил в нее немало функционеров и даже целые структуры ДПМ в регионах, то совершенно очевидно, что Д.Дьяков понес серьезный организационный, финансовый и моральный урон.
Поэтому расчеты нынешнего руководства Демпартии, что 10% голосов, которые она получила на местных выборах 2007 года, и 2% голосов Социал-либеральной партии на дадут на предстоящих выборах сумму в 12%, скорее всего, не сбудутся, и демократы в парламент не попадут.
По данным «Барометра (опроса) общественного мнения» от 23 апреля 2008 г., который был организован под эгидой Института публичной политики Молдовы, в парламент могли бы пройти ПКРМ (26,7%), а также Альянс «Наша Молдова» (6,5%) и Демократическая партия (6,3%). Согласно же соцопросу, проведенному Центром социологических исследований и маркетинга „CBS AXA» в ноябре 2008 года в рамках программы фонда «Евразия», среди партий, которые могли бы провести в законодательный орган страны своих депутатов, Демократической партии уже нет. Ее результаты были оценены в 4,5% голосов.
А последний опрос, проведенный с 28 февраля по 14 марта 2009 года «Барометром общественного мнения», вообще дал демократам обескураживающий результат – только 0,7% избирателей были готовы поддержать их на парламентских выборах. Представляется, что эта цифра все же не точно отражает рейтинг Демпартии в обществе, и за нее, безусловно, проголосует значительно больше избирателей, но, видимо, их будет недостаточно, чтобы быть представленной в новом парламенте.
Что касается Христианско-демократической народной партии Молдовы, бессменным лидером которой является Юрие Рошка, то надо сказать, что, хотя она и стала «союзником» Компартии, ее политика остается прежней, чуть подлакированной под нынешние реалии. Известный молдавский журналист Д.Чубашенко писал в газете «Молдавские ведомости»: «Основным идейным компонентом ХДНП является прорумынский курс, который должен, по логике, привести к объединению с Румынией. …Многие структуры, прямо или косвенно связанные с именем Ю.Рошки, финансируются частными и государственными структурами Румынии. Это финансирование имеет своей целью продвижение в обществе Республики Молдова румынской идентичности».
Информационно-аналитический портал «Евразийский дом» считает, что ХДНП — праворадикальная партия унионистского толка, выступающая за скорейшее вступление Молдавии в НАТО и ЕС. Только теперь Молдавия должна объединиться с Румынией в рамках Евросоюза. Партия активно выступала против повышения статуса русского языка в Молдове и в целом негативно воспринимает сближение Молдовы и России. Приоритетным для нее является западное, а не российское направление внешней политики. В силу проведения такой политики ХДНП, естественно, не может рассчитывать на поддержку большей части населения страны. И она всегда полагалась только на свой электорат, который достигал примерно 9-10 % от всех избирателей Молдовы. Однако в ходе нынешней избирательной кампании с конца 2008 г. и по сегодняшний день рейтинг христианских демократов имел явную тенденцию к понижению, в то время как Либерально-демократическая и Либеральная партии, проводящие ту же прорумынскую прозападную политику, сумели нарастить свой электоральный капитал. Ниже мы приведем причины такого явления, здесь же отметим одну из них. Часть сторонников ХДНП не смогла простить ее лидеру Ю.Рошке его голосование в апреле 2005 года в пользу лидера коммунистов В.Воронина, который баллотировался тогда на пост президента страны. И хотя руководство ХДНП до сих пор мотивирует эту позицию желанием не допустить политического кризиса в стране, роспуска и перевыборов парламента, значительная часть членов партии и симпатизирующих ей перешли в лагерь ЛП и ЛДПМ.
При известной неопределенности финального исхода предстоящих 5 апреля 2009 года парламентских выборов, некоторые эксперты все же склонны были считать, что ХДНП может пройти в новый парламент. Однако последние опросы общественного мнения показывают, что ее избирательного ресурса уже может не хватить, чтобы получить «заветные» депутатские мандаты.
Опрос, проведенный Центром социологических исследований и маркетинга CBS-AXA в середине декабря, отвел христианским демократам лишь 2,5% голосов, которых явно недостаточно для прохождения в законодательную власть. А «Барометр общественного мнения», который проводился Институтом публичной политики Молдовы с 28 февраля по 14 марта 2009 года, показал, что ХДНП могут поддержать всего 1,4% электората. Так что партия впервые за многие годы в число победителей на выборах, скорее всего, не войдет.
После объединения Социал-демократической партии Молдовы с Партией социальной демократии в декабре 2007 г. у новой партии под старым названием, руководителем которой стал бывший премьер-министр Молдовы Д.Брагиш, появились шансы впервые после 1994 года попасть в парламент. Численность объединенной Социал-демократической партии выросла до 20 тыс. человек. Ее организационные структуры покрывают около 50% населенных пунктов страны.
В пользу СДП работает и известность её нынешнего лидера Д.Брагиша.
Отметим, что партия никогда не имела такого административного и человеческого ресурса как в этот раз и не вела такой динамичной предвыборной кампании. Социологические опросы в конце 2008 года, когда наблюдался медленный, но уверенный рост ее популярности среди молдавского электората, давали партии 6%-9% возможных голосов. На мнение респондентов повлияло также сообщение о поддержке СДП со стороны части гагаузских избирателей во главе с мэром столицы автономии Н.Дудогло.
Социал-демократы разработали в целом достаточно удовлетворительную предвыборную программу и антикризисную программу. Они высказались за укрепление молдавской государственности, за всенародное избрание президента страны, за прямые выборы председателей районов, судей, членов Счетной палаты, что позволит, по ее мнению, в искоренении коррупции и бюрократии.
Партия считает необходимым сохранение статуса постоянного нейтралитета Республики Молдова, эффективное продвижения по пути европейской интеграции, развитие дружеских и добрососедских отношений с Румынией и Украиной, развитие стратегических партнерских отношений с Российской Федерацией, развитие конструктивных отношений с США.
Основным направлением социальной политики государства, как считает СДП, должна быть защита социально уязвимых слоев населения, всемерное развитие в стране здравоохранения и образования.
Что касается урегулирования приднестровской проблемы, то, безусловно, партия не могла пройти мимо этой темы. Большинство молдавских партий на данный момент считает, что проблему надо решать в рамках унитарного государства. СДП в этом не являлась исключением.
Надо сказать, что в целом предвыборная агитация в пользу СДП проходила достаточно успешно, но с декабря 2008 года она стала пробуксовывать, возможно, по причине некоторой самоуспокоенности лидеров партии, плюс усилившееся противодействие «друзей-конкурентов» из Альянса «Наша Молдова» и либеральных оппонентов – ЛП и ЛДПМ, у которых социал-демократы стали отбирать голоса. Компартия, в начале избирательной кампании подыгрывавшая СДП, перестала это делать, также обеспокоенная тем, что ее некоторые сторонники могут перейти в стан Д.Брагиша.
Опрос, проведенный Центром социологических исследований «CBS-AXA» в середине декабря 2008 года, принес социал-демократам только 3,4% возможных избирателей. Видимо, чувствуя изменения в настроениях электората по отношению к СДП и не желая «сдаваться», руководство партии решило предложить на обсуждение общества какую-либо новую и оригинальную идею.
В марте Д.Брагиш неожиданно выступил с экстравагантной идеей решения молдавско-приднестровского противостояния путем временной передачи Приднестровья в концессию Российской Федерации сроком на 30 лет. И если эксперты и политические наблюдатели, специализирующиеся на проблемах взаимоотношений Кишинева и Тирасполя, отнеслись к этой идее как к необычному, но новому подходу к урегулированию приднестровского вопроса, то для большинства избирателей разобраться в ней было весьма трудно, поэтому воспринята она была в основном отрицательно, в том числе и в Приднестровье. В Молдове многие это предложение посчитали практической передачей региона России, в Тирасполе «обиделись» власти, мол, Приднестровье – не «шкаф, чтобы его сдавать в аренду».
К этому времени новый опрос «Барометр общественного мнения» определил электоральные возможности СДП в 2,6% голосов, которых явно мало, чтобы заполучить депутатские мандаты.
Аналогичная ситуация сложилась и для Центристского союза Молдовы (ЦСМ), возглавляемого ныне опять же бывшим премьер-министром страны В.Тарлевым. У молдавских центристов вообще не было никаких шансов на то, чтобы пройти в парламент самостоятельно. В марте 2005 г. по результатам парламентских выборов Центристский союз получил менее 1% голосов (0,75) при представительском цензе в 6%.
На местных выборах в 2007 г. ЦСМ набрал в среднем 1,44%, получив 168 мест советников-депутатов в муниципальных, районных, городских и сельских органах власти и самоуправления. Но когда им на «выручку» пришел бывший глава правительства, этот шанс появился, но насколько он окажется весомым, пока окончательно сказать трудно. И это, несмотря на то, что ряд печатных и электронных изданий уж слишком категорично, как нам кажется, стали утверждать, что с приходом в руководство ЦСМ В.Тарлева рейтинг партии растет с каждым днем, приближая тот долгожданный момент, когда ее представители наконец-то станут депутатами законодательного собрания РМ.
Да, с приходом В.Тарлева у ЦСМ наблюдался приток новых членов в его ряды. Некоторые наблюдатели связывали это с тем, что новый руководитель «принес с собой новые идеи, новое видение целей и задач партии», в том числе и задачу взятия избирательного 6%-го барьера и прохождения в парламент на выборах в 2009 года.
Что касается новых идей, то каких-то действительно новых предложений в реальности нет. Ведь не назовешь же новой идею укрепления связей с Россией, для чего В.Тарлев создает ассоциацию под названием «Друзья России в Молдове». Не назовешь новой и позицию по интеграции в Евросоюз.
И весьма не серьезными выглядели утверждения о том, что В.Тарлев на посту премьер-министра добился роста ВВП в Молдове, 4-кратного увеличения бюджета, вступления Молдовы в ВТО, подписания Плана действий Республика Молдова — Европейский Союз, как будто это его личная заслуга, а не заслуга всего руководства страны. И уж совсем неуклюжа попытка представить его этаким спасителем страны, в случае, если он придет к власти.
«Восхваление» достоинств В.Тарлева выглядело как настойчивая пропаганда и «раскручивание» кому-то нужного человека.
Авторы проекта «В.Тарлева – во власть!» очень настойчиво продвигали свой проект в жизнь. Главная роль в этом отводилась средствам массовой информации, где их рупором выступали Информационно-аналитический портал «AVA.MD», а также газета Народно-республиканской партии Н.Андроника «Молдавские ведомости», что, впрочем, не было случайным. Партия на выборы решила идти вместе с Центристским союзом, к которому присоединилась «Единая Гагаузия», фактически созданная и руководимая, главой администрации (башканом) автономии М.Формузалом, по совместительству заместителем председателя НРПМ.
Надо отметить, что политтехнологи оперативно реагировали на раздававшуюся критику в адрес В.Тарлева и его партии. Стоило молдавскому политологу Е.Шоларю в своей статье «В чем проблема Тарлева?» сказать, что курс на перемены с бывшим премьером объективно не ассоциируется, так как его могут «реализовывать только люди новые, молодые, принципиальные, непродажные, идеологически мотивированные и заинтересованные в реальных переменах», которых в руководстве Союза нет, как тут же появилось молодежное крыло ЦСМ. Оно даже провело несколько пропагандистских акций, прежде чем затем незаметно исчезнуть.
Стоило некоторым местным наблюдателям высказаться в том плане, что у центристов нет серьезной программы действий на перспективу, как, например, у ПКРМ, тут же В.Тарлев вновь выступает с инициативой разработки Концепции модернизации страны «Молдова-2020», которая, по мнению, бывшего заместителя министра экономики Молдовы, ныне академика Российской академии естественных наук В.Афанасьева, может стать реальным шансом для страны выйти из застарелого многолетнего социально-экономического тупика.
В Молдове делали прогнозы относительно того, что Центристский союз Молдовы может набрать на выборах до 10% голосов избирателей. Однако анализ его предвыборных возможностей показывает, что в действительности эта цифра будет гораздо меньшей. В лучшем случае, это будут необходимые для прохождения в парламент 6%.
Последнийпо времени опрос, проведенный Барометром общественного мнения под эгидой Института публичной политики с 28 февраля по 14 марта 2009 года, поставил ЦСМ только на шестое место в предпочтениях молдавского избирателя. Центристы получили лишь 2,5% голосов. Худшие результаты, согласно этому опросу, были только у ХДНП — 1,4% и ДПМ — 0,7%.
Надежды на то, что В.Тарлев и его нынешняя команда пройдут в новый парламент пока не оправдываются, несмотря на мощную пропагандистскую кампанию.
А возглавляет эту группу партий с гипотетическими шансами получить депутатские мандаты Альянс «Наша Молдова», бессменно руководимый с 2003 года бывшим мэром Кишинева С.Урекяном. Это политическое объединение по своим идеологическим воззрениям является правоцентристской партией, хотя политологи все чаще относят его к партиям либерального толка.
Положение альянса сегодня, как и ранее, выглядит предпочтительнее по сравнению с ДП, ХДНП, ЦСМ и СДП, если полагаться на последний опрос общественного мнения, который выделяет Альянсу на предстоящих парламентских выборах 5,4% процента электората.
Как известно, накануне парламентских выборов 2005 года в противовес доминировавшей в стране ПКРМ под эгидой АНМ в мае 2004 г. создается избирательный блок «Демократическая Молдова», к которому присоединились тогда же Демократическая партия бывшего спикера молдавского парламента Д.Дьякова и Социал-либеральная партия (СЛП) бывшего дипломата О.Серебряна. После победившей на выборах Компартии (45,98% голосов), второе место занимает «Демократическая Молдова», получив 28,53% голосов избирателей. Но, как только закончились выборы из БДМ выходят, и демократы и социал-либералы, прошедшие в парламент по спискам блока. Мало того, депутаты из ДП и СЛП с присоединившимися к ним депутатами от Христианско-демократической народной партии неожиданно голосуют за кандидатуру коммунистов на пост президента страны – В.Воронина, который благополучно становится главой государства. Против голосовала только фракция С.Урекяна. И «Демократическая Молдова» вновь становится альянсом «Наша Молдова».
С тех пор партия вполне обоснованно позиционировала себя второй по результатам выборов, но по политической значимости она упорно претендовала на первое место среди всех других политических сил страны.
Однако на выборах органов местных органов власти и самоуправления в июне 2007 года АНМ вновь был только вторым после Компартии, которая победила «в общем зачете». Хотя, надо признать, их победа была не такой убедительной по сравнению с местными выборами 2003 года. Представители ПКРМ возглавили местные муниципальные, районные, сельские и городские администрации в 328 населенных пунктах из 898 (в 2003 г. они доминировали в 366 примэриях из 893). Альянс «Наша Молдова» получил 155 мест примаров (191 — в 2003 г.). Далее с большим отставанием шли Демократическая партия – 78 мест примаров (73 — в 2003 г.), Христианско-демократическая народная партия — 62 места глав местной администрации (20 — в 2003 г.). Стоит подчеркнуть, что до начала избирательной кампании по выборам в парламент 2009 года фактически ни одна оппозиционная партия не оспаривала ведущую роль АНМ в борьбе с правящей партией коммунистов.
До последнего времени Альянс «Наша Молдова» оставался второй по политической значимости партией страны, опережая по степени своего влияния другие оппозиционные партии. И опросы общественного мнения подтверждали это обстоятельство.
Опрос от 23 апреля 2008 г., который был организован под эгидой Института публичной политики Молдовы, показал, что Партия коммунистов РМ выиграла бы парламентские выборы, если бы они состоялись в конце апреля, набрав 26,7% голосов своих сторонников. После ПКРМ вторым следовал Альянс «Наша Молдова» (6,5%) и третьим — Демократическая партия (6,3%).
Согласно данным опроса, опубликованным в ноябре 2008 г., Партия коммунистов набрала бы уже около 48% голосов, ее главный соперник Альянс «Наша Молдова» – 6,7%, а Демократическая партия набрала бы 4,5%.
Опрос, проведенный CBS-AXA в середине декабря, первое место также отдавал ПКРМ (29,4% голосов), однако далее шли ЛП с 6,2%, ЛДПМ с 4,8%. АМН оказалось только на четвертом месте с 4,5% голосов электората («Молдавские ведомости» №2 от 11 марта 2009 г.). По сравнению с декабрем прошлого года в марте нынешнего «Наша Молдова» улучшила свой избирательный ресурс, получив, согласно опросу, 5,4% голосов, но очевидно, что только этих голосов ей будет недостаточно, чтобы ее представители получили депутатские мандаты.
По тому, как складывается ситуация для Альянса «Наша Молдова» накануне выборов, можно предположить, что партия все же сумеет преодолеть 6%-й барьер и сформировать в парламенте свою фракцию.
Но и на этот раз АНМ не станет победителем в борьбе за власть и по-прежнему будет находиться в оппозиции.
Теперь несколько рассуждений относительно тех партий, которые подошли к выборам с реальными шансами на победу. Это, прежде всего, Компартия и два либеральных формирования – Либерально-демократическая и Либеральная партии. Оговоримся, однако, — если для ПКРМ возможности вполне могут перерасти в вероятность победить на предстоящих выборах, то у двух других ее конкурентов эти возможности не так очевидны.
Чтобы охарактеризовать сущность этих партий, достаточно привести цитату из статьи молдавского политолога А.Андреева: «Либерализм практически всех молдавских партий, выступающих под этим доктринальным знаменем, густо приправлен элементами откровенно прорумынской, унионистской направленности. Отдельные лидеры либералов даже отрицают право молдавского народа на свою собственную государственность, на самостоятельный выбор своего пути развития, на свой язык, имя и место в истории».
«Своего рода «визитной карточкой» всех без исключения либеральных партий Молдовы, продолжает автор, являются широко пропагандируемые их лидерами пещерный антикоммунизм и доходящая до полного абсурда русофобия».
Приведем еще высказывание политического наблюдателя Сергея Раца, которого, если судить по его публикациям, трудно заподозрить в симпатиях к Компартии Молдовы. В одной из своих статей он пишет, что на правом фланге политических партий, куда относятся и либеральные формирования, наблюдается моральная деградация. «Правые в Молдове, в большинстве своём, уже давно зарекомендовали себя в качестве носителей антигосударственных идей, отвергающих само существование молдавского народа, молдавского языка и суверенного Молдавского государства», отмечает политолог, и добавляет: «…вряд ли у кого-то в Молдове остались сомнения в том, что молдавские «правые» партии, обслуживая интересы другого государства — Румынии, глубоко презирают собственную страну и народ. Многие «правые» финансируются из Румынии, а после выборов бегут для отчета в Бухарест. У многих «правых» политиков Молдовы там находятся принадлежащие им фирмы и предприятия, их прибыльный бизнес».
Такие оценки взглядов и конкретных действий либералов дают основания полагать, что их борьба за парламент будет весьма непростой.
С нашей стороны, отметим, что по переписи населения, проведенной в Молдове в 2004 г., число граждан РМ, которые отождествляют и осознают себя румынами, составило лишь 2,2% от всего населения страны. Учитывая, вместе с тем, что в силу самых разных причин идею присоединения к Румынии поддерживают не только сторонники правых партий, ряд местных аналитиков предполагает, что в общей сложности число тех, кто поддержит их на предстоящих выборах, может достигнуть 15-16% всего электората. Но это на всех либералов, кроме АНМ, у которого, как традиционно сложилось, есть собственный избиратель.
Либеральная партия сегодня не имеет своих депутатов в молдавском парламенте, тогда как Либерально-демократическая партия и Национал-либеральная партия в лице их лидеров соответственно Влада Филата и Виталии Павличенко в парламенте представлены с марта 2005 г., когда они стали депутатами по списку Альянса «Наша Молдова».
Кроме победы ЛП на выборах мэра Кишинева, других каких-то успехов этой партии на политическом поприще пока не наблюдается. Председатель партии М.Гимпу, который был избран на пост главы Кишиневского муниципального совета, в силу проводимой им политики в пользу лишь своей партии, в конце концов, был отстранен от руководства КМС. Известно также, что и избранию вице-председателя ЛП Д.Киртоакэ кишинёвским мэром, партия во многом обязана была избирателям других оппозиционных партий, которые по призыву своих лидеров во втором туре отдали голоса представителю ЛП.
На местных выборах в 2007 г. партия набрала в первом туре лишь 1,8% в городских и сельских округах, то есть в самой глубинке, 4,8% в муниципальных и районных округах. В ноябре 2007 г., по результатам проведенного тогда опроса общественного мнения, только 3,5% респондентов были готовы голосовать за ЛП (за ПКРМ — 25,3%).
Согласно данным другого опроса общественного мнения, проведенного в Молдове Центром социологических исследований CIVIS в сентябре 2008 г., среди партий самый высокий рейтинг сохранила правящая Партия коммунистов – 55%. У Либеральной партии, по результатам этого опроса — уже 5,7% голосов. И нельзя не подчеркнуть тот факт, что на протяжении года проявляется довольно четкая тенденция к росту популярности этой партии, как и ее молодого «предводителя» Д.Киртоакэ.
Тот же опрос показал, что после президента РМ В.Воронина (29% симпатизирующих) наибольшим доверием населения тогда пользоывался столичный мэр Д.Киртоакэ – 11%. В поддержку председателя ЛП М.Гимпу высказалось только 2,9% респондентов.
Как полагают многие местные наблюдатели, рост рейтинга Либеральной партии связан с серьезной поддержкой, которую оказывают «своим людям в Кишиневе» различные румынские организации и средства массовой информации, в том числе и официальные власти. Эта поддержка не только морального свойства, но материального. Об этом, в частности, сообщали и молдавские масс-медия.
Правда, в молдавских СМИ появилась информация о том, что в Бухаресте решили основной упор сделать на оказание помощи другому прорумынскому политическому формированию – Либерально-демократической партии Молдовы, конкуренту Либеральной партии в борьбе за избирателя и за депутатские мандаты в новом парламенте. Однако Румыния продолжает оказывать моральное и финансовое содействие и «старым» своим союзникам — «просто либералам», без чего их надеждам на прохождение в парламент страны вряд ли будет суждено сбыться.
Надо сказать, что такая политика румын и в плане агитационно-пропагандистского и материально-финансового обеспечения своих подопечных в Молдове приносит свои плоды. Да, пожалуй, и не могло быть иначе. В стране, где у многих доходы не достигают прожиточного минимума, всегда можно за «небольшую плату» приобрести кого-то себе в политические попутчики, пусть даже не надолго. Примеров этому в практике заканчивающейся в Молдове предвыборной кампании можно привести достаточно много. Достаточно перелистать некоторые молдавские газеты.
С точки зрения моральной поддержки либералов последней акцией стал «завоз» 26 марта в Молдову из Румынии студентов под предлогом празднования годовщины подписания в 1918 году тогдашним органом самоуправления Бессарабии «Сфатул Цэрий» т.н. Акта об объединении с Румынией, которая, воспользовавшись слабостью советской России, еще в декабре 1917 г. оккупировала Бессарабскую губернию. Студенты активно ассистировали лидерам либеральных партий и молдавским националистам в проведении разного рода манифестаций, да так, что некоторых румынских граждан пришлось останавливать и попросить покинуть территорию Молдовы.
Какие дивиденды принесут эти акции либералам, узнаем 5 апреля, а пока опрос общественного мнения от 14 марта с.г. показал, что рейтинг Либеральной партии превысил 8%, что уже делает возможным ее прохождение в парламент.
Либерально-демократическая партия Молдовы относительно молодая партия. Она была учреждена в декабре 2007 г. группой членов Демократической партии во главе с бывшим заместителем председателя ДП В.Филатом, вышедших их нее в 2007 году в силу политических разногласий с лидером демократов Д.Дьяковым.
В отличие от Либеральной партии, которая делает ставку на столичного избирателя, ЛДПМ укрепляет свои позиции в регионах, на местах.
Либеральные демократы располагают значительными финансовыми средствами. Сам В.Филат успешный бизнесмен. Некоторые экономисты полагают, что создал он свой капитал, будучи министром приватизации РМ в 90-е годы. Согласно опубликованным в молдавской печати сообщениям, о чем упоминалось выше, румынские капиталисты сегодня сделали ставку на В.Филата, как основного оппозиционного деятеля, который, по их мнению, сможет успешно противостоять Компартии и помочь в создании соответствующих условий для развития их бизнеса в Молдове.
Электоральный потенциал «твердых» сторонников Либерально–демократической партии эксперты по избирательным технологиям оценивали в районе 5%. Согласно данным опроса, проведенного «Барометром общественного мнения» (опубликован в Кишиневе 18 ноября), если бы парламентские выборы состоялись осенью 2008 года, то ЛДПМ набрала бы уже 6,4%.
Аналитики в Молдове сходятся в том, что свой электоральный ресурс партия может в оставшиеся дни нарастить и даже превзойти по результатам предстоящих апрельских выборов Альянс «Наша Молдова» С.Урекяна.
Сегодня подсчеты избирательных возможностей ЛДПМ сводятся к тому, что партия может получить на предстоящих выборах до 8-9% голосов. Это будет совсем нелегко, учитывая тот факт, что на правой избирательной площадке Молдовы действуют одновременно и ЛДПМ В.Филата, и ЛП М.Гимпу – Д.Киртоакэ, и АНМ С.Урекяна, и ДЕД А.Петренку — В.Павличенко.
Мониторинг общественного мнения от 14 марта с.г. отводит либеральным демократам 8,3% голосов. И у местных политологов уже нет сомнений в том, что ЛДПМ по итогам апрельских выборов 2009 года в новом парламенте Молдовы представлена будет.
Сегодня в списке партий, претендующих на победу в выборах молдавского парламента весной 2009 г., первой, безусловно, идёт правящая Партия коммунистов Республики Молдова. Партия постепенно набирала силы и к предстоящим выборам практически восстановила доверие большей части населения страны. Большинство экспертов сходятся во мнении, что на данный момент ПКРМ является фаворитом предвыборной кампании.
И почти все политологи согласны с тем, что ПКРМ пройдёт в парламент без проблем и вновь наберёт наибольшее число голосов избирателей, далеко опередив всех своих политических конкурентов. Пока трудно сказать только одно, хватит ли коммунистам этих голосов, чтобы сформировать большинство в парламенте, которое позволило бы избрать не только «своего» председателя высшего законодательного органа страны, но и избрать «своего» президента и получить «своё» правительство. Иначе говоря, сохранить бразды правления в руках ПКРМ.
В любом случае, как показывают опросы общественного мнения, на данный момент в стране нет другой политической партии, которая могла противостоять коммунистам. Все другие партии и общественно-политические формирования, которые относят себя к конструктивной или непримиримой оппозиции, проигрывают Компартии по всем параметрам.
Молдавское информационно-аналитическое электронное издание «AVA.MD», которое фактически ведет откровенную антиворонинскую и антикоммунистическую пропаганду, признает в одной из своих статей, что ПКРМ является монолитной, отмобилизованной, дисциплинированной партией, объединенной вокруг своего вождя, которая твердо знает свои интересы и их защищает…». В отличие от нее, оппозиция в стране «выглядит слабой, если не сказать, бессильной, пассивной, безынициативной, трусливой, к тому же разобщенной…».
Коммунисты умело использовали для пропаганды своих взглядов на дальнейшее развитие страны последний VI съезд ПКРМ, состоявшийся в марте 2008 года, как один из важных пропагандистских этапов подготовки к парламентским выборам. На съезде была выдвинута и обсуждена новая Программа партии. Кроме того, были задействованы средства массовой информации, чтобы, как можно доходчивее, довести содержание этой Программы не только до членов партии, но также до всего населения страны.
Коммунисты, как заявил на пресс-конференции после съезда председатель ПКРМ и президент РМ В.Воронин, предложили обществу программу построения социального государства с высоким уровнем социальных стандартов, мощным уровнем инвестиций в социальную сферу и прочной социальной защищенностью; задачу создания открытой инновационной и ориентированной экономики, основанной на знаниях и мощном человеческом потенциале; задачу формирования эффективной многоуровневой демократии, где власть всех уровней будет находиться под постоянным контролем со стороны общества; задачу повышения государственной конкурентоспособности Молдова; задачу перевода на долговременную перспективу фундаментальных принципов безопасности Молдовы — постоянный нейтралитет, территориальная целостность, интеграционная открытость.
Следует отметить, что, наряду с другими шагами, направленными на повышение рейтинга Компартии, эта разъяснительная работа дала свои результаты.
Кроме того, последние инициативы президента В.Воронина по повышению зарплат бюджетникам, в частности педагогам, стипендий студентам, индексация пенсий на 20%, снижение цен на некоторые сорта хлеба и другие шаги в социальной области также привлекли на сторону ПКРМ новых союзников. Как и действия правительства Молдовы во главе с премьер-министром З.Гречаной по решению проблем, связанных с преодолением последствий постигшего страну стихийного бедствия, с продолжением работы по развитию инфраструктуры – строительству новых участков железных дорог и автомагистралей, дальнейшей газификации и водоснабжению сельских населенных пунктов и т.д., несмотря на мировой финансовый кризис.
Следует подчеркнуть, что социальные затраты бюджета при коммунистах возросли более чем в четыре раза. В целом расходы на социальную сферу обойдутся бюджету в 65% всех его расходов.
В области внешней политики молдавское руководство, продолжая линию на европейскую интеграцию, тем не менее, признало, что без развития взаимовыгодного сотрудничества с Россией ему не удастся решить свои экономические проблемы, решить проблему приднестровского урегулирования, как и решить многие социальные вопросы.
Из обихода молдавских политиков исчезли обвинения в незаконной оккупации Молдовы российскими войсками и требования замены миротворческой операции, в которой российские миротворцы играют ведущую роль. Наоборот, публично признается, что благодаря России, в регионе сохраняется мир и стабильность. Что было подтверждено и в совместном заявлении президентов Молдовы, Приднестровья и России, подписанном в Москве по итогам трехсторонних переговоров по проблеме приднестровского урегулирования 18 марта с.г.
В 2008 году руководство Молдовы активизировало свою политику по урегулированию приднестровской проблемы. В 2008 году впервые за последние семь лет состоялись две встречи президента РМ В.Воронина и лидера ПМР И.Смирнова (в апреле и в декабре). Прямой диалог был продолжен на их недавней третьей встрече в Москве. Хотя из-за противоречащих друг другу позиций Кишинева и Тирасполя относительно путей решения молдавско-приднестровского конфликта, прорыва на переговорах, в том числе в Москве, не произошло. И, тем не менее, действия В.Воронина находят понимание у большей части населения страны.
В последнее время Кишинев акцентирует внимание мирового сообщества на статусе Республики Молдова как нейтральном государстве, которое не намерено присоединяться к каким-либо военным союзам. Такая позиция, безусловно, не может не импонировать Москве.
После известного застоя в российско-молдавских отношениях в 2004-2006 гг. сегодня наблюдается их активизация как в сфере внешнеполитических связей, так и в экономическо-торговой и культурно-гуманитарной областях. Такая политика находит понимание у большинства молдавского населения. В ходе опроса общественного мнения в Молдове от 14 марта с.г. 60,1% респондентов поддерживают курс на сохранение стратегического партнерства с Россией.
Если проанализировать результаты последних опросов, то можно констатировать что в 2008 году ПКРМ преодолела тенденцию падения ее авторитета, рейтинг партии стал постепенно повышаться.
«Барометр (опрос) общественного мнения» от 23 апреля 2008 г., который был организован Институтом публичной политики Молдовы, показал, что Партия коммунистов РМ выиграла бы парламентские выборы, если бы они состоялись в конце апреля, набрав 26,7% голосов своих сторонников. Альянс «Наша Молдова» и Демократическая партия набрали бы соответственно 6,5% и 6,3% голосов. Разрыв, как мы видим, четырехкратный.
Согласно данным опроса, опубликованным в Кишиневе в ноябре 2008 г., Партия коммунистов набрала бы уже около 48% голосов, ее главный соперник Альянс «Наша Молдова» – 6,7%, а Демократическая партия набрала бы только 4,5%. У других партий показатели были и того меньше.
Социологический опрос, проведенный примерно в это же время Центром CBS-AXA в рамках программы фонда «Евразия» в целом подтвердил результаты, полученные «Барометром общественного мнения». Если бы в это время состоялись выборы, то ПКРМ получила бы 60 парламентских мест из 101. Большинство было бы подавляющим.
Многочисленные оппоненты ПКРМ попытались отмахнуться от итогов «Барометра общественного мнения», однако выводы нового опроса в феврале-марте 2009 года лишь подтвердили и даже усилили господствующие в обществе накануне парламентских выборов настроения.
В день парламентских выборов, если бы они состоялись в конце марта, за Компартию проголосовало бы 36,2% электората, а если учесть еще не определившихся со своим выбором избирателей (как правило, минимум 10% из них голосуют за ПКРМ), процент поданных за коммунистов голосов мог бы превысить 50%. Либерально-демократическая партия Молдовы получила бы 8,3% голосов, Либеральная партия Молдовы- 8,2%. Другие партии, по тем же подсчетам, ограничились бы следующими результатами: у АНМ было — 5,4% голосов, у СДП — 2,6%, у ЦСМ — 2,5%, у ХДНП — 1,4% и у ДПМ — 0,7%.
Проблема коммунистов на сегодня заключается в том, как было сказано выше, сколько партия получит депутатских мандатов. 51 мандат из 101, из которых состоит высший законодательный орган власти Республики Молдова, уже позволит коммунистам избрать и «своего» спикера, и «своего» премьер-министра, ибо и председатель парламента и председатель правительства выбираются простым большинством голосов.
Президент же избирается большинством голосов в три пятых числа избранных депутатов, то есть, для того, чтобы получить пост главы государства, коммунистам нужно иметь, как минимум, 61 голос. Как будет на самом деле, узнаем после выборов, которые, как мы знаем, пройдут уже совсем скоро – 5 апреля. Подождем.