Иван Юрьев
Даже находясь в отчаянном экономическом положении, президентская власть Украины ни на йоту не отказывается от своих стратегических целей, одной из которых является отрыв Украинской Церкви от Русской. Свидетельством тому является проект так называемой «Юбилейной декларации УПЦ», которую лица, тесно связанные с Секретариатом Ющенко, намерены навязать Украинской Церкви Московского Патриархата.
На прошедшем 20 декабря расширенном заседании Священного Синода Украинской Православной Церкви Московского Патриархата, по составу являвшимся, фактически, Архиерейским Собором, иерархам УПЦ был предложен к рассмотрению и последующему одобрению проект «Юбилейной Декларации» УПЦ. Данный проект в конце заседания был роздан его участникам секретарем Предстоятеля УПЦ епископом Переяслав-Хмельницким Александром (Драбинко).
В проекте все сказано с такой предельной ясностью, на которую господа автокефалисты еще до недавнего времени не решались. Чтобы не быть голословным приведу некоторые пассажи из этого во всех отношениях примечательного документа (в переводе на русский с украинского оригинала).
«Некоторые клирики и верные нашей Церкви утверждают, что даже законная и общепризнанная в мировом Православии автокефалия Украинской Церкви является разрушительной для церковного единства и де факто приведет к расколу с Русской Православной Церковью. Однако такая точка зрения фактически означает, что между Православными Церквами, имеющими автокефальный статус, не существует церковного единства, а это противоречит Православному учению о Церкви…
Рассматривая вопрос о каноническом статусе УПЦ, по нашему мнению, необходимо: … Вести обсуждение проблемы статуса исключительно в богословском поле и в контексте преодоления раскола в Украинском Православии.
·Привлечь к решению проблемы статуса УПЦ и выработке путей уврачевания раскола полноту Православной Церкви, то есть Святые Поместные Православные Церкви…
Руководящим принципом для внутрицерковных дискуссий может служить известный христианский принцип: «В главном – единство, во второстепенном – свобода, во всем – любовь». Здесь «главное» — это церковные догматы и основы христианской морали…
С другой стороны, мы наблюдаем в течение последнего времени, что некоторые вопросы, которые явно не относятся к главным, рассматриваются некоторыми православными верными – без всякого богословского обоснования – как нечто равнозначное догматам, или даже более важное. К таким вопросам, которые, безусловно, могут быть дискуссионными в наши дни, относятся, например, канонический статус УПЦ, возможность редактирования переводов богослужебных текстов, использование современного литературного языка в богослужении…
Как иерархи, так и миряне должны быть осторожными в своих публичных высказываниях относительно острых дискуссионных проблем, чтобы не выдать свои взгляды за соборный голос всей Церкви…
УПЦ напоминает, что учение и авторитет некоторых духовных личностей, в том числе почитаемых в церковной среде в качестве людей духовно опытных, старцев, не может быть выше, чем учение и авторитет самой Церкви… УПЦ напоминает, что все дискуссионные вопросы, обсуждаемые православными верными, в том числе и духовно опытными, подлежат суду соборного разума Церкви, то есть суду соборов Православной Церкви…
Принятие Православие в качестве фундамента национальной идеи для Украины будет действенным лишь тогда, когда сами православные христиане будут руководствоваться учением Церкви.
Теперь несколько комментариев к данному тексту.
1. Позиция на неприятие именно т. н. канонической автокефалии, как разрушительной для единства РПЦ и всей Церкви вообще, объявляется в «Декларации» противоречащей православному учению, т. е., не много, не мало – ересью. Таким образом, позицию сторонников церковного единства хотят запретить, сделать невозможной саму критику идеи «канонического» отделения Украины от Русской Церкви.
2. Обсуждение статуса УПЦ, согласно «Декларации», допускается «исключительно» (там так и написано!) «в богословском поле и в контексте преодоления раскола в Украинском Православии». Единство Русского Православия не заслуживает даже упоминания в «Декларации», планируемой к принятию епископами все же Русской Церкви, хоть и на Украине – это единство для чиновников из Киевской Митрополии никакой ценности не представляет. Более того, так как употреблено слово «исключительно», следовательно, рассматривать вопрос статуса УПЦ в контексте единства Русской Церкви прямо воспрещается.
3. Приглашение «Святых Поместных Церквей», т. е. греков во главе с Константинополем, полностью зависимых от Госдепа США, к решению уже не только преодоления расколов, но и к определению статуса УПЦ (!!!) является грубым антиканоническим попранием территориальной юрисдикции Московского Патриархата и ярким доказательством небеспочвенности разговоров о сговоре между руководством Киевской Митрополии и Константинополем.
4. Говоря о внутрицерковной дискуссии, главным предметом которой для авторов «Декларации» является статус УПЦ, эти авторы утверждают, что единственным критерием в такой дискуссии являются «догматы и христианская мораль». Как видим, полностью отсекается авторитет канонов (которым епископ Александр Драбинко и Ко явно не собираются следовать) – этих фундаментальных основ Православия, сводящих, практически, к нулю возможность легитимного получения автокефалии УПЦ, отвергается авторитет святых отцов, высказывавшихся единодушно категорически против не только автокефалии УПЦ, но и против самого отделения Украины от России, между тем как согласие отцов является частью Священного Предания. Каноны, святые отцы – все это авторами «Декларации» не находится достойным даже упоминания.
5. К второстепенным, не главным вопросам, по которым вполне допустимо вносить изменения, относятся: а) автокефалия УПЦ («канонический статус»); б) редактирование переводов богослужебных текстов на украинский язык; т. е. предлагается одобрить «редактирование» богослужебных текстов, принятых во всей Русской Церкви, на Украине. Что это значит? Значит официально одобрить давно осуществляемое вытравливание из богослужебных текстов слова «российский», любого упоминания о России, о важности единства РПЦ, о Мазепе, как втором Иуде и т. п.
6. Важнейший пункт «Декларации» — запрет не только мирянам, но уже и иерархам высказывать категорическую, твердую позицию по «острым дискуссионным вопросам». Понятно, что речь идет, прежде всего, о конкретном Митрополите, осмеливающимся на всю РПЦ критиковать предательскую политику Переяслав-Хмельницкого епископа. Выше по тексту к «дискуссионным» вопросам причислена автокефалия УПЦ. Т. е. сторонникам церковного единства и русским патриотам в УПЦ хотят цинично закрыть рот. Потому что для них, естественно, вопрос единства РПЦ не является дискуссионным, он – аксиома. Но говорить, что единство УПЦ с РПЦ является аксиомой, согласно проекту «Декларации», нельзя, подобную позицию епископ Александр (Драбинко) и его соратники хотят запретить на уровне Архиерейского Собора УПЦ.
7. Призыв «не слушать старцев, даже известных своим благочестием», звучащий, в проекте «Декларации» направлен конкретно против «Завещания» схиархимандрита Зосимы (Сокура), призывавшего в своем «Завещании» не признавать автокефалии УПЦ ни при каких обстоятельствах и до последнего дыхания держаться Русской Церкви.
8. Наконец, обвиняя и осуждая других за «политическое Православие» (когда речь идет о пророссийских церковных силах и мирянских организациях), сами авторы «Декларации» пытаются официально, на соборном уровне объявить Православие «фундаментом национальной украинской идеи». Т. е. Православие пытаются сделать идеологической базой украинского национализма, идеи не-русскости населения Украины, отрыва чад РПЦ на Украине от восточно-славянской цивилизационной идеи.
Таков неутешительный анализ текста проекта «Юбилейной Декларации» УПЦ. Из него совершенно ясно одно. Решение идти на откол УПЦ от Московского Патриархата открыто продемонстрировано. Воспользовавшись кончиной Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, проавтокефальное течение в руководстве Киевской Митрополии поспешило показать, что может цинично творить все, что ему захочется. Оно уже не стесняется открыто играть мускулами перед сторонниками единства Русской Православной Церкви. Помимо попыток протащить « Юбилейную декларацию», возможно прямое обращение к Поместному Собору РПЦ с требованием автономии. И то, и другое – красная черта, переступить которую значит предать Русское Православие и заветы святых отцов.
«Оранжевые» пользуются, тем, что в отсутствии Патриарха московская Высшая Церковная Власть не может жестко прореагировать на антиканонические действия направляемой Секретариатом Ющенко проавтокефальной партии в Киевской Митрополии, которая в течение уже долгого времени пытается путем хитрости, давления и шантажа добиться от епископов УПЦ решения об отделении от Русской Православной Церкви. Силы, пытающиеся отделить Украинскую Церковь от Русской, навязывают идею выдвижения украинских иерархов на пост Патриарха Московского и всея Руси. Называют имена митрополита Киевского Владимира (Сабодана), Черновицкого (Онуфрия) и Одесского Агафангела. Это делается с расчетом на то, что в случае их неизбрания на Пост Патриарха те же силы будут нагнетать истерию про «обиженных украинских иерархов». Еще один резон этого проекта — в случае «удачи» выдавить хотя бы одного из этих трех иерархов из Украины. В случае ухода из Киева Блаженнейшего митрополита Владимира для Секретариата Ющенко появляется уникальный шанс поставить на его место более зависимого от себя иерарха. В случае ухода митрополита Агафангела на Украине не остианется иерарха, который не только вербально, но и организационно, находясь внутри УПЦ, срывает планы автокефалии. Митрополиту Онуфрию (Березовскому), как этническому молдаванину, знающему румынский язык, удалось сохранить статус –кво на Буковине. В случае его ухода Буковина будет «поделена» между Румынским Патриархатом, заявившим «канонические претензии» на эту территорию, и т.н. «Киевским патриархатом».
Предсмертное завещание наместника Св. Никольского монастыря Донецкой области схиархимандрита Зосимы (Сокура)
«Аз, грешный схиархимандрит Зосима, оставляю последнюю свою волю: и по смерти моей свято и вечно, до последнего издыхания, храните все завещания, те священные традиции, ту особенность служб, записанных братьями и сестрами в Монастырском уставе, сохраняя их до малейших подробностей и не допуская никаких отступлений. Строго держитесь Русской Православной Церкви и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. В случае отхода Украины от Москвы, какая бы ни была автокефалия, беззаконная или «законная», автоматически прерывается связь с Митрополитом Киевским. Из существующих монастырей тогда образовать Дом Милосердия, который будет выполнять святые законы милосердия — служение людям до их погребения, и эту заповедь обители должны выполнять вечно. Никакие угрозы и проклятия не признавать, так как они не каноничные и беззаконные. Твердо стоять за каноны Русской Православной Церкви. В случае отпадения от единства Русской Православной Церкви – правящего архиерея не существует, монастыри переходят в ставропигиальное управление под омофор Святейшего Патриарха Московского и всея Руси. Молю Бога и надеюсь, что Святейший Патриарх не откажет и примет под свой омофор. Если сие будет невозможно, то монастыри переходят под самостоятельное игуменское управление по подобию Валаамской обители начала нашего столетия, находясь под видом светлых будущих времен единства Украины и России, которые, глубоко верю, неминуемо наступят, с чем и ухожу в вечность. В монастырях создать действенную Воскресную школу для подрастающих детей, нашего будущего. В обители основными языками должны быть церковно-славянский и русский, остальные – по мере необходимости. Отходя в жизнь вечную, последнее слово глаголю вам, дорогие братья, сестры и все молящиеся в обители нашей: держитесь Русской Православной Церкви: в ней спасение… Еще раз умоляю братьев и сестер хранить единство, не разделяйте обители! В случае искусственного разделения не подчиняться и быть вместе… Прошу писать историческую правду о Святых обителях и иконах, ничего не искажая… Подаю из гроба, бездыханный и безгласный, Мир, Любовь и Благословение Божие. Схиархимандрит Зосима |