Каков бессарабский пейзаж? — с горки вниз, и на горку…с горки вниз, и на горку. И так бессчетное число раз! То увидишь горизонт желовато-синий под неохватным выстиранным небом, взобравшись на степную макушку. То выжженный солнцем почти калмыцкий пупок встречного холма – это когда уже несешься вниз, по узкой полоске шоссе, все набирая и набирая скорость. Напоминает «американские горки», только уплощенные и более растянутые во времени и пространстве. Те самые, которые в Америке называют «русскими горками»!
Две нации словно отдают пальму первенства друг дружке по части бесшабашности и рисковости. Американцы – русским, русские – американцам. И вроде бы оказываются они равны друг другу в данном виде политических соревнований. Но нет, все же русские одерживают верх! И доказательство тому — «русская рулетка». Ибо есть только русская рулетка, и даже американцы не решились в таком деле нам подражать. И только русские могли по собственной прихоти разнести в клочки собственную же великую страну, крутанув «барабан» истории на роковое число оборотов, да еще и хвастаться затем на весь мир: смотрите, мол, как лихо у нас это получилось!.. А вам слабо?
Вот он, тот самый случай, когда достоинство уже оборачивается недостатком, ибо «на слабо» никого больше подначить не удалось…
Причем здесь Приднестровье? – спросит дотошный читатель. А вы поглядите на нынешнюю карту! Оно на ней – словно клочок огромной империи, неудачно отлетевший после гигантского геополитического взрыва чуть дальше, чем хотелось бы. Если вообще кому-то из разумных людей хотелось чего-нибудь подобного. А вот те, кому хотелось, кто собаку съел на конфликтологии и территориальных конфликтах, те могут удовлетворенно потирать руки. Так что — неудачно. Неудачно потому, что между Приднестровьем и Россией пролегла территория ныне другого, вполне самостоятельного государства – Украины. Которое допускает по отношению к себе только предлог «в», и никак – «через»: вот поэтому-то транзитное сообщение между Россией и Приднестровьем хоть и не запрещено, но затруднено. И поэтому-то ртуть реинтеграции, явно оживившаяся в последнее время на всем постсоветском пространстве, здесь на приднестровских долах, что называется, дрожит, но не двигается. Так сказать, уперлась в «посредника». И в тот самый бессарабский рельеф!
Хотя торможение это никак не соответствует ни правам человека, ни праву нации на самоопределение, ни современной западной концепции суверенитета, который понимается как основа для международной интеграции, Запад отказывает Приднестровью в самоопределении, т.е. в признании, и указывают Приднестровью только один путь «интеграции» — вхождение в Молдову. А поскольку Молдова – не Украина и вполне допускает предлог «через», то через Молдову, возможно, Приднестровье хотят «интегрировать» и в Румынию.
Возможно, но невероятно. И невероятно именно для граждан Приднестровья, чьи человеческие права и самоидентификация (а практически все приднестровцы считают себя российскими соотечественниками, что составляет ни много ни мало полмиллиона человек, и из них 170 тысяч – это граждане России) также игнорируются демократическим Западом. Такое впечатление, что западная демократия, вообще, напрочь отказывается работать в отношении Приднестровья. Вот последний факт из серии доказательств данного постулата. В Молдове совсем недавно развалилась правящая коалиция. Из альянса «За европейскую интеграцию», в которую входили три партии – Либеральная, Либерал-демократическая и Демократическая, вышли либерал-демократы. Об этом публично сообщил их лидер, премьер-министр Владимир Филат. Что вызвало немалый переполох в западном кластере Кишинева, в сообществе так называемых «генераторов» европейского выбора по-молдавски, а именно в делегации ЕС и посольстве США в республике. Глава миссии Евросоюза в Молдове г-н Дирк Шубель тут же обсудил ситуацию с президентом Николае Тимофти, который после переговоров призвал членов альянса помириться «ради главной цели – интеграции в Европейский Союз (ЕС)». Заметьте, все в кишиневскихь коридорах власти заволновались по поводу «европейского выбора», но никто, даже в скользь, не поднял вопрос о реальном урегулировании отношений с Приднестровьем. Никто и ни в малейшей степени!
Как видим, даже развал правящей коалиции и тот политический раздрай, что явно имеет место в Кишиневе, никак не сказываются на двух главных принципах современной молдавской политики: на незыблемости европейского выбора по-молдавски и на нежелании «отпускать» Приднестровье в самостоятельное политическое плавание. Тут уж все кишиневские спорщики практически едины! Более того, 2013 год может дать в руки «европоглотителям» Приднестровья дополнительный рычаг давления на «непослушную территорию», которая уже давно территорией себя не чувствует, а вполне оформилась в самостоятельное государство. Причем, рычаг в духе современного прагматизма. А именно: Приднестровская экономика – экспортоориентированная и половина рынков ее сбыта находится в Европейском Союзе. Но в 2013 году эти рынки могут оказаться закрытыми для Приднестровья: Молдова вступает в «Зону свободной торговли с ЕС», и Приднестровью, дабы удержать рынки в Европе придется вносить кардинальные изменения в законодательство, которые не совместимы с курсом страны на интеграцию в постсоветское пространство, где уже активно функционируют Таможенный союз, ЕЭП, а в скорости и Евразийский союз. И между прочим, у Таможенного союза есть свое законодательство и свои стандарты, и получается, старания Запада направлены на то, чтобы создать Приднестровью кроме экономических трудностей еще и «юридическую вилку». Подкрепленную не объявленными официально, но вполне реальными экономическими санкциями, связанными с «естественным» сокращением импорта из Приднестровья. Кстати, угроза вполне реальна, ибо оказывать такое экономическое давление на Приднестровье современной Европе очень даже с руки: там сейчас кризис, потребительский спрос и без того упал, и давление на приднестровцев – во многом это простейший местный протекционизм и нечистоплотная конкуренция.
Кстати, все это вполне выпукло показывает и еще одну важную вещь: так называемая «интеграция» в Молдову и в ЕС противоречит экономическим интересам приднестровцев. Если с ними, не спросившись у них и даже не задумавшись об их судьбе, поступают так сейчас, когда они все же имеют свое собственное государство (пусть и «квазигосударство» в глазах Кишинева, Брюсселя и Вашингтона), то что будет с ними, когда они паче чаяния «войдут» в столь холодное от собственного снобизма и меркантильного расчета лоно европейской интеграции?
На этом фоне разительно отличается позиция российской стороны: от Москвы Тирасполь получает не давление, а помощь. Мало того, что Оперативная группа российских войск в Приднестровье, осуществляющая в том числе миротворческую миссию, остается преградой для вступления в НАТО Молдовы и Украины, а, значит, сдерживает поглотительные аппетиты Брюсселя – это дела геополитические. Но и в экономическом отношении Москва показывает ассиметричный ответ Западу: вместо сокращения — рост товарооборота, вместо фактических санкций – финансовая поддержка Приднестровья. В начале года в Тирасполь пришел первый транш российской помощи – 480 млн. руб. из предусмотренных 3 млрд. Эти деньги пойдут на выплаты пенсий, социальную сферу и поддержание сельского хозяйства. По словам председателя комиссии Верховного совета Приднестровья по внешним связям Дмитрия Соина, регион бы не выжил без российской финансовой поддержки, к тому же он зависит и от поставок российского газа и электроэнергии.
Однако мало поддерживать экономические отношения, мало оказывать помощь; при интеграции нужно открывать перспективы. И если Европейский союз перед Приднестровьем открывает только одну перспективу – нивелирование его промышленного потенциала со всеми вытекающими последствиями, то Москва, строящая другой ЕС – Евразийский союз – открывает диаметрально противоположные перспективы. И не только географически, но и экономически – это промышленный тип развития, открытые рынки, техническая модернизация. Но самое главное – и это не грех повторить – промышленный тип развития, что так важно для бывшего «сборочного цеха» Молдавской ССР, — нынешнего Приднестровья.
С одной стороны, двери Тирасполю в Евразийский проект вроде бы открылись… А с другой, между Приднестровьем и Евразийский союзом все еще пролегает территориальный «перешеек» в виде Украины. Конечно, можно терпеливо дожидаться того момента, когда и Украина станет членом Евразийского союза. Можно, но…не нужно! Есть более изящное, а, главное, более быстрое решение, тем более что оно придает и всей евразийской интеграции новое измерение. До сих пор Евразийский проект шел, устраняя таможенные границы, от Таможенного союза к ЕЭП и так далее строго по территориальному принципу. А что если евразийская интеграция станет трансграничной? А что если она откажется от строго следования за фактором географии и в большей степени подчинит себя соображениям экономики и геополитики? Наконец, интеграционной идеологи: там, где ее разделяют, там и будут проходить реальные границы нашего объединения!
Такой подход может не только ускорить темпы евразийской интеграции, которая сразу же избавится от некоторых территориальных сдерживающих пут (как в случае с тем же Приднестровьем), но и укрепит эту интеграцию, введя в ее круг еще нескольких игроков, четко определившихся и четко настроенных на объединение и сотрудничество именно в Евразийском союзе. Собственно, в этом и состоит значение для нашего ЕС тех предложений, что прозвучали из Тирасполя, о подключении Приднестровья к евразийской интеграции уже на этой, начальной стадии, не дожидаясь каких-то «лучших времен». Более того, Тирасполь от предложений тут же перешел к их юридическому закреплению, геополитическому обоснованию, а, главное, к практическому продвижению, и не заметить этого было бы непростительной ошибкой в первую очередь для Евразийского союза, которому сейчас очень нужны и свежие идеи, и инициативные участники, способные придать ему новое трансграничное измерение. Отметим, в 2012 году в Приднестровье вполне официально, указом президента Евгения Шевчука была утверждена концепция внешней политики, в которой определен курс усиления интеграционных процессов с Российской Федерацией и теми международными объединениями, которые возглавляет Россия. В последствии Е. Шевчук разъяснил, что «в Приднестровье именно евразийская идея поддерживается большинством граждан».
А раз это мнение граждан, значит это – естественный процесс.
И, стало быть, появляется надежда, что на «приднестровских горках» скоро дух захватывать станет не от «европейских» тупиков, а совсем наоборот – от распахивающихся евразийских перспектив…