×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/pravoslavnaya-imperiya-kak-religiozna/
Новости
30 мая
29 мая
28 мая
27 мая
26 мая
23 мая
22 мая
20 мая
16 мая
15 мая
14 мая
Православная Империя как религиозная ценность или о чем книга Константина Малофеева «Империя»?

Эх, неслучайно презентация фундаментального труда Константина Малофеева «Империя» совало с заседанием коллегии министерства обороны России, на котором Владимир Путин и Сергей Шойгу еще  более жестко подтвердили императивы о неизбежности и неотвратимости воссоединения Великой, Малой и Белой России, чем в ультиматуме НАТО.

Книга Малофеева о том, зачем это все нужно. Ведь с точки зрения секулярного прагматика, выгоднее и комфортнее сдаться США и встроиться в новый глобальный мир, где государство более не является ценностью, как и Церковь, и семья.

В ответ на этот вызов «прагматиков» Константин Малофеев на нескольких сотнях страниц первого тома «Империи» развивает мысль великого русского богослова митрополита Антония (Храповицкого) о том, что православные монархия, империя – это не политика, это богословие. Это богословие империи в наибольшей степени наиболее четко сформулировано святым равноапостольным императором Юстинианом, из которых следует, что Церковь и Империя неразделимы, Империя, по сути, является огромным «внешним департаментом Церкви», отвечающим за материальную сторону жизни, но эта материальная сторона, политика, экономика, культура, неотделима от духовной и Империя обязана быть Катехоном, государственной силой, борющейся со злом, расчищающей завалы на пути Церкви и создающей условия для обожения человека — главной цели христианской жизни. Если история Церкви, как Ветхозаветной, так и основанной Богочеловеком Иисусом Христом Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви широко известны, то Константин Малофеев раскрывает фундаментальную ретроспективу имперского принципа в мировой истории как до появления Православной Империи, так и после. В книге приводится и история Православной Ромейской Империи, которой, собственно, является Российская Империя, которая сохранилась и действует благодаря выжившей и восстановившей свое Патриаршество Русской Церкви, которая, будучи неразделимой с Империей, может и должна наполнить нынешнее Российское государства «катехоническими» смыслами.

Империя, как подчеркивают святые отцы Церкви и мыслящий в их  парадигме Константин Малофеев, может быть только одна.

Как и истинная Церковь – религиозных конфессий много, а Церковь, в которой человек может стать богом (по благодати Божией)- одна, так и государств много, а Православная Империя, неразрывно связанная с Церковью, может быть и есть  только одна.  Почему это Российская Империя, в том числе нынешняя Россия, излагается как в книге Константина Малофеева, так и в написанной несколько лет назад справке Ассоциации православных экспертов:

«Россия как «Третий Рим» и «удерживающий»

Историческая справка

Мы, как православные христиане, верим, что Господом нашим  Иисусом Христом было дано обетование о неизбежном приходе антихриста и Своем Втором Пришествии как о финальных стадиях мировой истории. Во Втором послании к Фессалоникийцам апостол Павел сообщает о важнейшем событии-условии, после которого совершатся события последних времен: должен быть взят от среды «удерживающий теперь» (по гречески – «katehon») (2-е Фес. 2:7). Таким образом, апостол Павел сообщает о важной земной силе, существование которой препятствует окончательному вхождению мира во зло и пришествию антихриста.

Что именно подразумевается под «удерживающим»? Изначально по этому вопросу были расхождения — под термином «удерживающий» понимали либо Святой Дух, либо земную римскую власть, либо принимались позже отвергнутые Церковью «хилиастические» толкования о грядущем перед Вторым пришествием предварительном «тысячелетнем царстве».

Великий святитель Церкви, Иоанн Златоуст, поставил точку в этих спорах и определил, что «удерживающим» следует считать именно римскую власть. А римская власть во времена Иоанна Златоуста — это христианская, православная Византийская Империя. Здесь даже нельзя сказать, что она эту власть унаследовала — это государство было подлинной Римской империей, поскольку столица империи была перенесена императором Константином из Рима в Константинополь. Важно отметить, что подданные Византийской империи так свое государство никогда не называли. Они считали себя «ромеями» (римлянами) и называли своё государство Римской империей.

Но это уже была не языческая, а христианская империя. В Новой Римской империи был зафиксирован принцип непротиворечивого взаимодействия императорской и церковной власти, Церкви и государства – «симфония». Принцип «симфонии» властей утверждается Юстинианом Великим в его знаменитом Кодексе 534 года. Кстати говоря, именно при нем под властью Константинополя оказалось всё пространство прежней Римской империи. Итак, принцип симфонии заключается в том, что имперская (светская) и церковная власти находятся в состоянии согласия и сотрудничества, и по аналогии с Божественной и человеческой природой Христа «нераздельны и неслиянны». Церковь находится на юридической территории Империи и участвует в решении всех проблем, которые ставит перед нею Империя.  Главная задача Церкви в отношении Империи — давать идеологическое (богословское) обоснование существования Империи. Церковь в Империи обладает монополией в идеологической сфере, а Империя призвана охранять Церковь от внешних религиозных и политических врагов и предоставлять Церкви возможности как для развития внутри, так и для миссии за пределами Империи. При этом империя не вмешивается в церковные дела.

Почему же власть Новой Римской Империи могла быть признана удерживающей зло, «катехонической»? Дело в том, что миссия этой Империи была не локальной, а вселенской — она была главным защитником вселенского Православия. Таким образом, удерживающая зло  Новая Римская Империя,  это гарант максимального развития  Православного Христианства и его миссии во всем мире, это геополитический проект по определению. Геополитическая экспансия Православной Империи является логическим продолжением миссионерской экспансии Православной Церкви, и наоборот — миссия Церкви многократного усиливается  благодаря пониманию и поддержке имперской христианской власти.  Нация Империи существует не для себя, а для исполнения своей вселенской миссии и становится таким образом новым, новозаветным избранным народом — Новым Израилем.

Но второй Рим, как известно, прекратил свое существование, во всяком случае, в качестве православной христианской  империи. Но пришествие антихриста и апокалиптические события, к счастью, пока не состоялись. Миссия «Катехона», государственной власти, осознающей свою религиозную миссию, была передана новому носителю.

Что же является «Катехоном» теперь? Здесь следует обратиться к истории.Крещение Руси 988 года было и онтологически, и политически верным, актуальным  выбором: Русь  не только обратилась в правую веру, но и совершила культурный прорыв, приобщившись к самой передовой культуре той эпохи – «ромейской».

К моменту падения Константинополя в 1453 году в мире было только одно сильное государство, где господствовало Православное Христианство — Великое Княжество Московское, Московская Русь. Произошел ряд важнейших событий, в ходе которых духовное наследие Византии, Новой Римской Империи, полностью передается Московской Руси. В 1472 году Софья Палеолог, племянница последнего византийского императора Константина XII, венчается с московским Великом князем Иваном III. В 1454 году Московская Русь официально принимает государственный герб Византии —   черного двуглавого орла на золотом фоне. В 1497 году на груди орла появляется герб Москвы  — всадник Георгий Победоносец. В 1485-95 гг. итальянские архитекторы строят московский Кремль по византийскому образцу. И в конечном итоге наследие Византии закрепляется не только в символических, но и в конкретных политических формулировках. В 1523 г. инок Псковско-Елеазаровского монастыря Филофей в своем третьем «Послании на звездочетцев» к псковскому великоняжескому дьякону Михаилу Мунехину, позже переадресованном к Великому князю Московскому Ивану IV, пишет: «Два Рима пали, третий стоит, а четвертому не быть»

Окончательно в качестве Новой Православной Империи Русь оформляется в 1547-1589 годах: в 1547 году Иоанн IV (Грозный) принял титул Царя (Цезаря), а в 1589, уже в царствование Бориса Годунова, на Руси учреждается патриаршество. Первым Патриархом Московским и всея Руси стал бывший московский митрополит Иов. В том же году, в Уложенной грамоте Московского поместного Собора, была закреплена идея Москвы как Третьего Рима.

Таким образом, именно Россия переняла эстафету катехонической миссии и стала сама Новой Римской Империей, «Третьим Римом» и Катехоном. И именно она, пока существует, должна удерживать мир от победы сил зла, хранить Православное Христианство и всемерно поддерживать его миссию. Программа-минимум «Третьего Рима» — удержание мира от зла, поддержание общества в нормальном состоянии. Программа-максимум — обеспечение победы Православия в мировом масштабе.

Именно после принятия миссии Римской Империи Русь из региональной державы начинает мистическим образом превращаться в крупнейшего геополитического игрока. Если в XV веке тезис о Руси как о «Третьем Риме» выглядел для скептически настроенного внешнего наблюдателя скорее как амбициозная претензия развивающегося государства, то в XVIII-XX веке Россия вполне соответствовала образу мировой Империи. Более того: Россия всегда, подчас совершенно непостижимым образом, избегала угрозы окончательной гибели и исчезновения с карты мира, которая в некоторые исторические периоды была вполне реальной — как, например, в годы Смутного времени. Также она столь же мистическим образом избегала угрозы уничтожения Православного Христианства.

Разумеется, после Московской Руси государство Российское многократно переформатировалось. Но Россия, так или иначе,  выполняла свою катехоническую миссию. Вопреки попыткам нарушить принцип Симфонии  она выполняла её и в т.н. «Синодальный период» (здесь следует отметить, что любые попытки ликвидации Патриаршества мы считаем преступлением перед Церковью). Как это ни парадоксально звучит, она  выполняла она её и в период господства атеистической коммунистической идеологии — которое, как выяснилось позже, было временным. В период  временного господства этой идеологии отчетливо проявилась  уникальная роль Московского Патриархата, который стал единственной реальной альтернативой тоталитарной безбожной идеологии, не будучи и зависимым от геополитических оппонентов России.

Зримым подтверждением сохранения у России функции Катехона является победа СССР в Великой Отечественной войне, когда только СССР — наследник исторической России — смог остановить геополитическую экспансию германского нацизма. Нацизм был очевидным глобальным злом, угрожавшим существованию целых народов и утверждавшего антигуманистическую, неоязыческую идеологию. Более того, после победы над фашизмом стало возможным установление нового миропорядка.  Именно Великая Победа 1945 года создала геополитический плацдарм, на котором сейчас происходит возрождение Русской Православной Церкви. Очень важный факт — перелом в ходе Великой Отечественной войны совпал по времени с переходом высшего советского руководства от радикального атеизма к пусть тактическому, но сближению с Русской Православной Церковью. Это обстоятельство — ещё одно мистическое указание на то, что с приходом временного коммунистического режима миссия «Третьего Рима» не оказалась завершена. Это обстоятельство — и демонстрация миссионерской воли Русской Церкви, которая небезуспешно пыталась обратить в Православие его лютых врагов.

Итак, приведенная историческая справка дает нам основания констатировать, что именно идеология «Третьего Рима» является объективным, универсальным и самым правильным обоснованием российской государственности.»

Исходя из вышесказанного, следует отметить тот факт, что общественно – политические взгляды не могут быть «частным делом» православного христианина, который не может быть борцом с «Катехоном», то есть бороться с  Россией, поддерживать русофобские, секулярные доктрины и лимитрофные государства типа Украины как инструмент борьбы с Катехоном или глобальный антипод «Катехону» в виде США, который все чаще и логичнее называют «Соединенными Штатами Антихриста».

В связи с актуальностью «симфонического» наследия святого равноапостольного императора Юстианиана мы вновь настаиваем на необходимости строительства соборов в честь него в московских районах государственных и деловых центров «Сити», национального космического центра, Южного порта и создании Ассоциацией православных экспертов «Юстиниановского Клуба».



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

6 ноября 2024

Президентом США избран Дональд Трамп. По логике здорового русского человека, любые итоги выборов на другом конце света не могут иметь определяющего влияния на нашу страну. Но та часть элиты, которая любой ценой желает поклониться Западу, пресловутая партия похабного мира безумно …

5 ноября 2024

На границе между Казахстаном и Россией, на пункте пропуска «Курмангазы», наблюдается скопление около 280 грузовых автомобилей. Об этом сообщил комитет государственных доходов Министерства финансов Казахстана. «На пункте пропуска „Курмангазы“ Атырауской области [Казахстана] наблюдается скопление порядка 280 грузовых автотранспортных средств, следующих …

5 ноября 2024

Глава офиса Владимира Зеленского Андрей Ермак заявил, что Киев хотел бы достичь соглашения с Москвой о прекращении взаимных ударов по объектам энергетики, но только при участии третьих стран, в частности Катара, при этом он сказал, что сейчас такие переговоры не …


Ваш браузер устарел! Обновите его.