После прихода к власти новых политических сил в Грузии страсти по вновь признанным республикам, как и следовало ожидать, не улеглись, однако грузинские власти несколько поумерили свой пыл. Без сомнения тематика «двух мятежных республик» не может не беспокоить нынешнего премьера Грузии. В этом смысле, Бидзина Иванишвили не является исключением, он как один из лидеров грузинского государства, впрочем, как и всё грузинское население страны, не видит Грузию без Сухума и Цхинвала.
Предвыборная кампания лидера оппозиционного движения «Грузинская мечта» Бидзины Иванишвили относительно неподчиняющихся территорий мало чем отличалась от предвыборных лозунгов и заявлений на президентских выборах нынешнего главы Грузии. Оба лидера, кто в большей, кто в меньшей степени, путем привлечения внимания грузинского населения на проблему возврата Сухума и Цхинвала стремились извлечь выгоду в своих политических интересах. Один из них на президентских выборах 2007 года активно, использовал тематику возврата, другой же на парламентских выборах 2012 года в «мягкой форме», не «перегибая палку», стремился привлечь внимание абхазов и южных осетин, в то же время он как бы подавал знак грузинскому населению, что возврат абхазов и южных осетин будет мирный и безболезненный. Казалось бы, разница между поведением Михаила Саакашвили и Бидзины Иванишвили существенна. Но, в конце концов, цель, преследуемая ими одна. Новая политическая в пределах Грузии, не искушённая в политических перипетиях, фигура, наивно полагает, что вернуть Абхазию и Южную Осетию возможно некой мифической привлекательностью Грузии. В этом смысле, наверняка, премьер Грузии намерен употребить свой бизнес-потенциал и конечно воспользоваться, так называемой «стратегией вовлечения», очередной абсурдной «завлекалавкой» не имеющей никаких перспектив.
Напомним, правительство Грузии в январе 2010 года утвердило документ под названием «Стратегия в отношении оккупированных территорий: Вовлечение путем сотрудничества». Документ предусматривает реинтеграцию территорий и населения зон конфликта в Грузию исключительно мирным путем.
В этом направлении, новым правительством Грузии, был предпринят ряд последовательных шагов. Во-первых, «второй» властью страны производится назначение на пост госминистра по реинтеграции Грузии Пааты Закареишвили. личности занимающей неординарную позицию в политическом истеблишменте страны, Многие его позиции касательно Абхазии и Южной Осетии отличаются от мнения превалирующей части грузинского сообщества, вместе с тем, они не идут в разрез интересам официального Тбилиси. Опять же, цель одна — возврат Абхазии и Южной Осетии в пределы политического, экономического и территориального пространства Грузии любой ценой. Следует отметить, что нынешний глава по реинтеграции — личность хорошо знакомая представителям абхазского сообщества, так или иначе, принимающим участие в процессе урегулирования грузино-абхазского конфликта, а таковых не мало. Они — практически во всех слоях абхазского общества, начиная с властных структур и заканчивая неправительственными организациями. Не исключено, что при назначении Пааты Закареишвили на пост госминистра по реинтеграции учитывался этот фактор.
Вместе с тем, не приходится сомневаться в том, что грузинской стороне не удастся воспользоваться этим обстоятельством.
Кроме того, грузинское правительство, «не складывая яйца в одну корзину», принялось реанимировать взаимоотношения с Москвой. В связи с этим было принято решение о создании Специального представительства по взаимоотношениям с Россией, руководит которым поручено послу Грузии в России во времена правления Эдуарда Шеварнадзе, выходцу из российского внешнеполитического ведомства Зурабу Абашидзе.
Очевидно, грузинские власти, поверив в свои бредовые заявления относительной некой «оккупации» Южной Осетии и Абхазии, наивно предположили, что Сухум и Цхинвал, живущие строго под диктовку Москвы, будут послушными ей во всех вопросах. Как бы не так. Неискушённый в политических деяниях лидер уже не оппозиционного движения «Грузинская мечта» ошибочно полагает, что процесс налаживания взаимоотношений с Москвой ускорит процедуру возврата Абхазии и Южной Осетии. Наверняка в Тбилиси не сомневаются в том, что подобные тактические действия, предусматривающие улучшение, в первую очередь, экономических и в последующем, политических взаимоотношений с Россией позволят ей, вернуть Сухум и Цхинвал. Между тем не следует забывать, что «точка возврата» в отношениях между республиками, в частности между Тбилиси и Сухумом, пройдена ещё во времена меньшевистской Грузии, а окончательное утверждение гегемонистской политики Грузии было закреплено в 1931 году. Последующий период совместного проживания абхазов, южных осетин и грузин в составе Грузии продемонстрировал и подтвердил стремление грузинских властных структур занимать патронирующее положение над этими народами. Войны начала 90-х годов между Тбилиси и Цхинвалом, Тбилиси и Сухумом являются ярким показателем стремления грузинского руководства, неважно какого типа, националистического ли, демократического ли, удержать Абхазию и Южную Осетию в чуждом пространстве.
Кстати, заявления, прозвучавшие из уст госминистра по реинтегарции относительно возобновления железнодорожного сообщения между Россией и Грузией, наверняка не противоречат интересам обеих стран, но подобная постановка не впечатляет абхазское сообщество. Не исключено, что Грузия и Россия, как два независимых государства, сумеют реанимировать свои взаимоотношения. Между тем, Москве и Тбилиси следует помнить, что абхазы и южные осетины от своих принципиальных позиции отказываться не станут.
В свою очередь, в республиках цели и задачи грузинского руководства, учитывая длительный опыт совместного проживания, просчитаны давно. Сухум и Цхинвал, наученные горьким опытом спешить в «раскрытые объятия» не станут, и настроения, царящие в абхазском и югоосетинском обществах, далеки от желаний грузинского руководства. И там, и там уверены, что обозримом и необозримом будущем перспектив возврата нет, и говорить на эту тему бессмысленно. Абхазы и южные осетины своё будущее видят лишь в построении соседских взаимоотношений с Тбилиси, но для этого грузинскому руководству потребуется приложить максимум усилий и признать обе республики в качестве независимых образований. Это – единственный выход из создавшейся ситуации, иного не дано. Властным структурам Грузии следует помнить, что уже нет Закавказской Федерации, образованной в декабре 1922 года, благодаря которой принимались решения в угоду республиканским властям Советской Грузии. Сегодня абхазское и югоосетинское общество, избавившись от сталинско-бериевского наследия, по непонятным причинам столкнулось с упертостью западных международных структур, неутомимо отстаивающих идеи и принципы Сталина, принудившего в 1931 году, абхазское руководство ввести ССР Абхазию в состав Грузинской ССР. Между тем, представители евроструктур, негативно относящиеся к деяниям Сталина, стараются упорно не замечать этого факта, склоняясь в данном случае лишь в одну сторону. Очевидно, евроструктуры намеренно поддерживают незатухающие очаги напряжённости. Как справедливо отметил 5 декабря, в Ашхабаде на заседании Совета лидеров стран СНГ в узком составе, президент России. «Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) давно следует прекратить обслуживать интересы отдельных государств». По его словам нынешнее состояние дел в организации, к сожалению, не внушает оптимизма.