Козьма Прутков
Нет, конечно, слова о «правах человека» еще не вызывают такого отторжения у людей, как «либерализм» или «ценности демократии». Но приходится признать, что сей букет изрядно подувял. Неприятно соглашаться с этим директору Центра по правам человека с двадцатилетним стажем, но что поделаешь. Тем более, что и у нас бывает ощущение некой безнадеги, руки опускаются, и хочется куда-нибудь уйти. Потом проходит. Но давайте пока не о наших ощущениях и проблемах, а о претензиях. Что важно, потому что работаем мы для людей, и их претензии, даже если кажутся несправедливыми, законны и основательны.
Можно свести эти претензии к трем главным. Условно говоря, это, во-первых, «эти правозащитники только геев и лесбиянок защищают»; во-вторых, «от нас требуют, а сами?»; и в-третьих «толку все равно нет». Что ж, как говорил герой Георгия Буркова, «давайте не будем нервничать и спокойненько во всем разберемся».
С ЛГБТ (общее название «нетрадиционных» меньшинств – лесбиянки, геи, бисексуалы, трансвеститы) проще всего. Так вот, понятие «права человека» в современном смысле, юридическом и политическом, появилось сравнительно недавно, после Второй мировой войны. В России не стоит напоминать, что это была за война и кого мы тогда победили. И почему так хотелось, чтобы ЭТО никогда не повторилось, и чтобы жизнь, достоинство и права ВСЕХ людей были защищены. Ради этого и трудились выдающиеся юристы и гуманисты того времени над созданием Всеобщей декларации правы человека. Некоторые из ее авторов, между прочим, сами прошли через немецкие концлагеря. И между прочим, Советский Союз принимал в составлении Декларации самое активное участие. Мой любимый вопрос слушателям на тренингах по правам человека: почему СССР все же воздержался при голосовании о принятии Декларации? Все сразу начинают искать параграфы, которые были бы неприемлемыми и опасными для «сталинского режима». А дело обстоит ровно наоборот: Советский Союз воздержался, потому что счел текст не обязывающим, и потому что в него не вошли некоторые важные и нужные права. И, между прочим, оказался прав – потом пришлось отдельно принимать Декларацию о правах лиц, принадлежащих к национальным, или этническим, и религиозным меньшинствам. А также принимать конвенции по конкретным правам, которые уже обязательны к исполнению, в том числе и социально-экономическим. Уверяю вас, что никакие ЛГБТ в тот момент авторам и во сне не снились. Почему эта тема «вдруг» стала такой кричащей, и кому это понадобилось – другой вопрос.
Что от других требуют, а сами далеко не ангелы – это чистая правда. Двойные стандарты. Но права человека в широком смысле относятся к области международного права, а это, вообще-то, тщательно прикрываемые джунгли. Международное право – это обязательства, добровольно принимаемые государствами на себя в той степени, в какой это соответствует их интересам в определенный момент. А если не соответствует – то обязательства и не выполняются. Что не мешает «делать лицо» и требовать от других. На самом деле международного права (как и любого права) нет, если нет механизма принуждения к его выполнению. ООН таким механизмом не стала. А попытки присвоить роль и арбитра, и международного жандарма исходят от одной сверхдержавы, и результаты хуже чем плачевны. Давайте как-нибудь обойдемся без нее.
Конечно, стоит обвинять этих правителей в двойных стандартах, но не стоит ждать, что они усовестятся. Давайте их принимать такими, какие есть. Тут ошибка в том, что мы было представляли себе некий идеал, которому они теперь перестали соответствовать. А они никогда ему и не соответствовали. Они, т.е. правящие круги, как были, так и остались захватчиками и колонизаторами. Пока шла борьба на равных между США и СССР, они считали, что могут с выгодой для себя изображать права человека и требовать этого от других. Теперь решили, что можно просто требовать, а изображать не обязательно. Вот и все двойные стандарты. Только не надо путать лицемеров и стандарты. Декларацию прав человека, повторюсь, составляли не лицемеры. Ведь если мольеровский Тартюф лицемер, так не будем же мы отказываться от Евангелия.
К вопросу о «толку все равно нет». Не считаю себя прекраснодушным оптимистом и розовым идеалистом, но иногда люблю Маяковского: «Будущее не придет само, если не примем мер». Не все было зря. Права человека – это инструмент, которого раньше у человечества не было. А теперь есть, и вопрос в том, как и кому этим инструментом пользоваться. Без лицемерия и без крика. Об этом, впрочем, стоит поговорить подробно и отдельно.
Алексей Семенов,
директор Центра информации по правам человека,
Эстония, Таллин
(В сокращенном виде материал напечатан в КП-Северное побережье в рубрике Балтийский правовой вестник)