О проблеме взаимодействия двух стран-участниц белорусский политолог Глеб Волков.
Политические события в Республике Беларусь и взаимные визиты представителей руководства Российской Федерации и Белоруссии в поствыборный период актуализировали вопрос поставок российских энергоресурсов в Республику Беларусь. Согласно заявлению министра энергетики РФ Александра Новака стороны планируют обсудить не только объемы поставок и стоимость сырья до 2025 года, но и стратегическое сотрудничество в направлении создания единых энергетических рынков в электроэнергетике и нефтегазовой отраслях. Тема тем более актуальна, что контракты между «Газпромом» и компанией «Газпром трансгаз Беларусь» на поставку газа в Республику Беларусь и его транспортировку по территории республики действительны только до конца 2020 года.
Одновременно, вслед за заявлением Александра Лукашенко о готовности перенаправить экспорт белорусских товаров на российские порты, началась проработка транспортной схемы доставки белорусских товаров в порты Санкт-Петербурга и Усть-Луги. При этом, корпорация «Росморпорт» заявила, что существующая портовая инфраструктура позволяет принимать все грузы из Белоруссии. Однако, в настоящее время речь может идти в основном о нефтепродуктах, которые российские порты имеют возможность принять в объеме, проходящем сейчас через балтийские республики (около 17 млн т.), и даже увеличить их в два раза. Что же касается минеральных удобрений (12 млн т.), то имеющихся мощностей соответствующих российских портов для принятия всего экспортного объема недостаточно. Дополнительные возможности в этом отношении появятся только с вводом в строй отгрузочного комплекса в морском торговом порту Усть-Луга в 2021 году.
Впрочем, и с нефтепродуктами имеется проблема в области ценовой политики. Предыдущий опыт показал, что даже при 50% скидке со стороны Российских железных дорог, перевалка одной тонны нефтепродуктов выходила на 10 долларов дороже, чем через порты прибалтийских республик. Хотя дополнительные льготы для белорусских грузов могут быть компенсированы большими объемами. Правда, для этого понадобится расширение инфраструктуры.
В свое время «Транснефть» предлагала белорусской стороне построить новую ветку, специально под доставку нефтепродуктов к российским портам. В случае осуществления этого проекта российская инфраструктура могла бы перерабатывать 12 млн т. экспортируемых Республикой Беларусь нефтепродуктов. Но тогда этот проект не состоялся. В разгаре была игра Минска в пресловутую многовекторность. Пока же можно говорить о переброске через российские порты лишь 3-4 млн тонн нефтепродуктов.
При этом, необходимо понимать, что Минск вынужден идти на перенаправление транспортных потоков из-за крайне недружественной позиции в отношении Минска занятой Литвой после президентских выборов.
Если называть вещи своими именами, то экономически для Белоруссии литовский коридор обладает большими преимуществами, нежели российский, и чтобы не упустить благоприятную возможность российской стороне стоит предложить Республике Беларусь существенные скидки в тарифах и другие льготы.
Показательно, что Республика Беларусь продолжает политику диверсификации поставок нефти. В этой связи, Минск в значительной степени рассчитывает на Казахстан. Так, между правительствами Белоруссии и Казахстана идет обсуждение проекта соглашения о поставках нефти и нефтепродуктов в Республику Беларусь. Пока вопрос не решен, поскольку Казахстан намерен поставлять нефть с пошлиной, Республика Беларусь же настаивает на беспошлинных поставках.
В то же время, несмотря на политические передряги, продолжается проработка западного коридора. В частности, компания «Гомельтранснефть Дружба» согласовала все регламенты по поставке нефти из Польши с украинскими и польскими партнерами. Западные партнеры готовы поставлять альтернативную нефть к границе Республики Беларусь по участку Гданьск-Плоцк-Адамово. Хотя в настоящее время все же появились ограничения в связи с политическим противостоянием между Минском и Варшавой.
Таким образом, политический кризис внутри Республики Беларусь и вокруг нее открыл дополнительные возможности в вопросе перенаправления белорусских нефтепродуктов и минеральных удобрений с литовских портов на российские. Но, осуществление этого требует значительных капиталовложений в развитие инфраструктуры, а также дополнительных льгот для белорусской стороны, ввиду экономических преимуществ литовского коридора.
При этом, все же не стоит забывать о присущей официальному Минску склонности к многополярности и действовать незамедлительно. Ведь заявление Александра Лукашенко о переключении торговых потоков на российские порты прозвучало в пику Литве, играющей активную роль в поддержке противников белорусского президента, и нельзя исключать, что оно может быть пересмотрено.
Редакция выражает благодарность Отделу Белоруссии Института стран СНГ в подготовке материала