Обширно-правовое поле взаимодействия между Республикой Армения и Российской Федерацией, существующее с августа 1997 года, сформировало мощный формат сотрудничества на долгосрочной основе. Основа массивного договорно-правового поля взаимовыгодного сотрудничества между двумя странами была заложена в базовом документе. На основании Договора о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписанного 29 августа 1997 г., и вступившего в силу в ноябре 1998 года, было заключено более 170 межгосударственных, межправительственных и межведомственных договоров и соглашений, регулирующих отношения в политической, военно-политической, экономической и гуманитарной областях. Взаимодействие осуществляется по линии МИД, Минобороны, других министерств и ведомств, городов и регионов двух стран. К числу главных институтов взаимодействия относятся: Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству между Республикой Армения и Российской Федерацией; Межправительственная комиссии по военно-техническому сотрудничеству; Межпарламентская комиссия.
Межправительственная комиссия по экономическому сотрудничеству между Республикой Армения и Российской Федерацией ныне по праву занимает ключевую позицию. Структура, созданная в соответствии со статьёй 7 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Армения о торгово-экономическом сотрудничестве на 1996 — 1997 годы от 28 мая 1996 года, сопредседателями которой являются с российской стороны министр транспорта Максим Соколов, с армянской — премьер-министр Тигран Саркисян, провела четырнадцать заседаний. На последнем заседании, проведённом в октябре 2012 года в Ереване, Т.Саркисяном и М.Соколовым была подписана Долгосрочная программа экономического сотрудничества между Арменией и Россией до 2020 года. За годы деятельности межправительственной комиссии, структура добилась определённого успеха. Стороны не раз отмечали, важность работы межправительственных комиссий в экономической сфере.
Приоритетными направлениями развития взаимодействия остаются энергетика, транспорт, коммуникаций, горно-металлургическая и обрабатывающая отрасли, банковский сектор, развитие инновационных технологии, сельское хозяйство. Существенными остаются вопросы ядерной энергетики. Отметим, что в декабре 2009 года в целях подготовки к строительству нового блока АЭС в Армении мощностью в 1060 МВт было создано армяно-российское ЗАО «Мецаморэнергатом».
Очевидна роль двусторонней Межправительственной комиссии по экономическому сотрудничеству. Новый импульс придаётся наращиванию российско-армянского экономико-инвестиционного сотрудничества, развитию прямых хозяйственных связей регионов двух стран. За отчетный период, сотрудничество между ними активизировалось. В интервью Общественному телевидению Армении, 22 августа 2010 года, премьер-министр Армении Тигран Саркисян напомнил о том, что заседания межправкомиссии проходят в разных городах России. В частности одно из заседаний состоялось в Ярославле, другое — в Екатеринбурге. 22-23 октября в Екатеринбурге прошло 12-ое заседание межправительственной комиссии Российской Федерации и Республики Армения. По итогам заседания межправительственной комиссии был подписан специальный протокол, а также план мероприятий между правительством Свердловской области и правительством Армения.
Особое значение, Москвой и Ереваном, в рамках межправительственной комиссии придаётся вопросам военно-политического и военно-технического сотрудничества. За период её существования было проведено 7 заседаний армяно-российской межправительственной комиссии по военно-техническому сотрудничеству. Последнее состоялось в Москве 21 сентября 2012г. 14 января 2013 года, президент В.В. Путин согласился с предложением правительства о проведении переговоров с Арменией для подписания нового договора о развитии военно-технического сотрудничества
В формате двустороннего сотрудничества продолжается дальнейшее перевооружение и усиление возможностей 102-й российской военной базы .
С российской стороны комиссию возглавляет заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Константин Бирюлин, с армянской стороны — замминистра обороны Алик Мирзабекян.
Параллельно, с Межправительственной комиссией по военно-техническому сотрудничеству, постоянное российско-армянское взаимодействие протекает и по линии ОДКБ. Эффективное военно-политическое и военно-техническое российско-армянское сотрудничество, путем двустороннего взаимодействия, в рамках ОДКБ приобретает совершенно иные очертания. Тому подтверждением служат сентябрьские учения КСОР ОДКБ «Взаимодействие-2012» в Армении которые стали коллективной демонстрацией сил, предпринятых в интересах сдерживания возможных конфликтов в регионе. Регулярно, проводятся совместные заседания Делового Совета при Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ под руководством секретаря совета Александра Ноздрачева. Председатель армянской части Делового совета Мурад Исаханян. 29 января 2013 года в Ереване генеральный секретарь ОДКБ Николай Бордюжа и секретарь Совета национальной безопасности Армении Артур Багдасарян подписали Меморандум о взаимопонимании по вопросу создания в Армении фонда «Академия ОДКБ».
На основе Соглашения «О межпарламентском сотрудничестве между Национальным Собранием Республики Армения и Федеральным Собранием Российской Федерации» от 18 февраля 1998 г. осуществляется Межпарламентское сотрудничество. С начала создания механизма сотрудничества законодательных структур стран было проведено 20 заседаний. Юбилейное двадцатое заседание межпарламентской комиссии было проведено в апреле 2011 года в Ярославской области. Одновременно, взаимодействие осуществляется и по другим направлениям. В частности Ассоциация российско-армянского делового сотрудничества, созданная при содействии Межпарламентской комиссии, действует с июня 2004 года и помогает развитию межрегиональных связей.
Серьёзное значение придаётся межрегиональным форумам, которые проходят под эгидой администраций президентов Армении и России и превращаются, по сути, в постоянно действующий механизм, по крайней мере, на отдельных направлениях. Первый межрегиональный форум был проведён 18-19 апреля 2011 года. Было подписано свыше 10 двусторонних документов. В мероприятии приняли участие все марзы Армении и 21 регион Российской Федерации. На втором российско-армянском межрегиональном форуме «Россия и Армения: межрегиональный диалог 2012», прошедшем в Ереване 12-13 октября, был обсужден проект совместной армяно-российской межправительственной программы использования результатов космической деятельности в интересах социально-экономического развития и науки обеих стран. Кроме того, в соответствии с меморандумом между Торгово-промышленными палатами (ТПП) РФ и РА, подписанным по итогам второго ереванского форума, было решено создать российско-армянский и армяно-российский деловые советы.
Ныне 70 субъектов РФ сотрудничают с армянскими регионами, где ведущими по товарообороту являются: Москва, Санкт-Петербург, Ростовская, Самарская, Нижегородская, Свердловская, Волгоградская и Ярославская области, Якутия, Краснодарский и Ставропольский край.
Вдобавок, ко всему прочему, активно функционирует Российско-Армянский (Славянский) университет, созданный в соответствии с Соглашением между Правительствами РФ и РА от 29 августа 1997 года в г. Москве, университет является межгосударственным образовательным учреждением совместного ведения Российской Федерации и Республики Армения . Кроме того, в Ереване работает Российский центр науки и культуры. На его базе создан, учебно-методический центр русского языка, а также в соответствии с Меморандумом Учредительного форума «Об открытии Российско-Армянского центра инновационного сотрудничества (РАЦИС) между Федеральным агентством «Россотрудничество» и Министерством экономики Армении» от 15 апреля 2010 года, действует центр российско-армянского инновационного сотрудничества ; с марта 2010 года работает некоммерческая организация — Региональное общественное движение содействия развитию русско-армянских отношений» (РОД)l. Объявленными целями является всестороннее укрепление российско-армянских отношений в духе стратегического партнерства. Деятельность РОД направлена на расширение контактов по линии общественно-политических организаций РФ и РА, укрепление сотрудничества молодежных структур двух стран и активное взаимодействие в рамках гуманитарных проектов.