×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/poslevybore/
Новости
21 февраля
20 февраля
19 февраля
18 февраля
17 февраля
14 февраля
Послевыборье
15:48, 3 марта 2010  
62
0

25 февраля Украина получила нового президента. Им стал, как и предполагалось, лидер Партии регионов Виктор Янукович. Несмотря на все устрашающие прогнозы, в ответ на избрание Виктора Януковича президентом Майдан им. Юлии Тимошенко так и не появился.

Что касается политических предпочтений граждан Украины в различных ее регионах, то тут все было привычно и предсказуемо: Восток и Юго-восток Украины привычно голосовали за Януковича, Запад и центральная часть также же традиционно за Тимошенко. Несмотря на частичные успехи и даже «взятие» нескольких округов в центре и на западе, Янукович в итоге победил во все тех же 10 регионах, где он побеждал в 2004-м, а его партия в 2006-2007 гг. А Тимошенко — в тех же 17, где в 2004-м победил Ющенко. Однако, несмотря на это, впервые за пять лет Восток сумел добиться, хотя и незначительного, преимущества над Западом.

Теперь в стране появилось два центра влияния: Львов и Донецк. В своей столице Донецке Янукович набрал более 93%, Тимошенко зеркально почти 94% процента – во Львове. Кроме Львова имеется и Ивано-Франковская область с почти 90-процентным голосованием за Тимошенко, а в ответ Восток предъявляет почти идентичные, но в пользу Януковича, результаты в Луганске (только количество населения, проживающего в Луганске, намного больше, чем в Ивано-Франковске).

На Украине за годы независимости сложилась особая традиция предательства, когда политик, исповедующий то, что в последние годы принято называть ценностями русского мира, ради вхождения во власть полностью перекрашивается. Яркий пример тому – Александр Зинченко. Так вначале 2002-го он с особым рвением осуждал реабилитацию дивизии СС «Галичина» и рассказывал о своих планах создания телеканала, где зритель сам решал бы языковой вопрос нажатием кнопки: захочет — смотрит русскую версию передачи, захочет — украинскую. Однако став главой секретариата Ющенко, он тут же едет к Константинопольскому патриарху лоббировать создание украинской поместной церкви, где все службы будут вестись исключительно на украинском языке. И таких как Зинченко хватает и в БЮТ, и в Партии регионов. Главное – власть, а принципы – дело наживное.

Недавно Борис Колесников сказал, что «регионалам» придется ставить новые двери, поскольку нынешние не выдерживают напора перебежчиков. Однако есть обоснованное опасение, что ради перебежчиков (и создания широкой коалиции в нынешнем парламенте) под откос пойдут и все те принципы, с которыми регионалы пришли во власть.

После своей инаугурации в качестве Президента Украины В.Януковичу для своего укрепления во власти придется решать несколько принципиально важных проблем:

– сформировать в парламенте свое большинство;

– нейтрализовать премьера Тимошенко;

– разобраться с конституционной реформой («с перераспределением полномочий между премьером и президентом» – как выражается Виктор Федорович).

«Торги» за новое парламентское большинство уже начались. Первый, чьей поддержкой важно заручиться Виктору Федоровичу, – спикер Владимир Литвин.

Предмет торга для спикера: гарантии неприкосновенности нынешней каденции Верховной Рады; спикерства – для него самого, а также сохранность «портфелей» тех его людей, у которых они уже есть. Новые должности Владимир Михайлович, вероятнее всего, вряд ли попросит, поскольку слишком дорожит своим мнимым «нейтральным» статусом.

Против нахождения в одной коалиции с Литвиным «нашеукраинцы» возражать не будут. Тогда как с коммунистами – почти наверняка. 172 депутата ПР, плюс 20 «литвиновцев», плюс 37 НУ-НС – в результате набирается коалиция в 229 голосов (при необходимых 226).

А там, вероятнее всего, и остальные «нашеукраинцы» не останутся в стороне от дележа власти. По слухам, они хотят пост председателя парламента (для Кириленко), портфели главы МИД (для Порошенко) и гуманитарных ведомств (для кого-то из «руховцев»), а также губернаторские кресла (для Балоги и Ульянченко).

Однако союз с НУ-НС чреват тем, что «нашеукраинцы» по старой привычке начнут давать регионалам разные указания, выдвигать требования, капризничать, шантажировать – в общем, вести себя так же, как они вели себя в коалиции с БЮТ.

Поэтому при важных голосованиях регионалов могут «подстраховать» коммунисты.

Иная комбинация: ПР+КПУ+«литвиновцы» = 219. Недостаточно, поэтому без НУ-НС коалицию не создашь. «Ресурс» же внефракционных недостаточен, да и ненадежен. Согласно Регламенту ВР, статус внефракционных – «отщепенцы-изгои». Не имея единого центра принятия решений, они не могут участвовать в заседаниях Согласительного совета, влиять на планирование повестки дня и т.д.

Запасной вариант – под любым предлогом распустить Верховную раду и провести досрочные парламентские выборы. В этом случае есть хороший шанс провести хотя бы частичное переформатирование политического поля и, с опорой на вошедшие в новый парламент партии Тигипко и Яценюка, создать принципиально новую коалицию в Верховной раде, сформировать новое правительство и получить поддержку на местах. Конечно, идея рискованная, но в случае успеха победитель получает значительные преимущества.

Однако для фракций НУ-НС и Блока Литвина досрочные выборы никак не выгодны, поскольку они могут и не войти в новый состав парламента. Поэтому они сделают все, чтобы остаться в ВР, сохранив нынешнюю коалицию и нынешний Кабинет министров, чем потерять свои кресла, а возможно и мандаты.

Новому Президенту предстоит быстро сформировать собственную властную команду, пройдя между Сциллой партийных интересов и Харибдой общественного мнения – адекватно разделить «властный пирог», не обделив однопартийцев и, в то же время, привлекая новых соратников.

Что касается кандидатуры будущего премьера, то тут – большой выбор.

Первый претендент – Борис Колесников – уже успел красиво отказаться («Пока ФК «Шахтер» Лигу чемпионов не выиграет – никакого премьерства»).

Второй претендент – Николай Азаров. О Николае Яновиче в ПР вспоминают всякий раз, когда требуется:

а) заткнуть кадровую дыру;

б) отвлечь внимание общественности от истинного хода переговоров (в 2006-м «альтернативным» Морозу претендентом на спикерство тоже «назначили» Азарова).

Однако у Н.Азарова в самой партии и вокруг достаточно недоброжелателей (не зря же в украинском политикуме широко прижился термин «азаровщина»), поэтому разговоры о грядущем премьерстве Азарова – лишь очередное прикрытие.

Третий претендент – Андрей Клюев. Его кабминовские перспективы, равно как и перспективы четвертого – Юрия Бойко, выглядят более реалистичными. И из Андрея Петровича, и из Юрия Анатольевича получились бы не слишком харизматичные, но довольно выносливые «рабочие лошадки». Как раз пригодные для работы в Кабмине в нынешней кризисной ситуации.

Что касается списка кандидатов на премьера от НУ-НС, то, по мере убывания шансов, он выглядит следующим образом: Яценюк, Тигипко, Ехануров, Ющенко. По оценкам экспертов, кандидатуры Еханурова и Ющенко наберут не больше 1-2 голосов (самого Еханурова и Петра Ющенко). Самые высокие шансы у Арсения Петровича. Его кандидатура с одной стороны не вызывает резкого неприятия в среде «регионалов» (особенно у группы Ахметова), с другой же позволяет в случае чего сохранить НУ-НСу лицо. Однако вариант отдавать премьерский пост в качестве разменной монеты «нашеукраинцам» пока «регионалы» не приемлют категорически. Но без подобной жертвы шанс создания коалиции с «оранжевыми» значительно уменьшается.

И все же главный аргумент Виктора Януковича при выдвижении кандидатуры премьера – не личные пристрастия. В команде Виктора Федоровича хорошо понимают, что ситуация в стране катастрофическая, особенно с финансами.

Поэтому ресурсов, чтобы играть «в длинную игру» – с прицелом на несколько лет вперед, – у новой президентской администрации вряд ли будет. Как следствие, на новой должности будет нужен человек, готовый к непопулярным мерам, и при этом он не должен думать о собственных политических перспективах. Не зря же Матвиенко говорил о кандидатах – политических самоубийцах. Подходит ли под такие рамки Тигипко и Яценюк – большой вопрос.

Что касается переформатирования системы государственного управления, то здесь – просто «непаханое» поле. Во время своей избирательной кампании В.Янукович пообещал провести в стране следующие реформы:

– Судебная реформа: избрание судей народом.

– Четкое распределение полномочий между президентом, КМУ и парламентом.

– Выборы в Верховную Раду по открытым спискам.

– Избрание местной власти на местах, а не назначение из Киева.

– Депутатов местных советов необходимо избирать по мажоритарной системе.

Кроме того, по мнению экспертов, было бы неплохо провести своеобразную антикоррупционную люстрации – замену чиновников, которые уже зарвались, на честных и неподкупных работников. Но это на Украине, к сожалению, утопия.

Что касается мажоритарной системы при избрании депутатов местного совета, то на словах почти все политические силы хотят ее вернуть. Сельские, поселковые и городские председатели Украины требуют вернуть населенным пунктам территориальный, то есть мажоритарный принцип формирования местных советов, поскольку партийное представительство «оторвало» депутатов от реальных проблем территорий, заменив их партийной дисциплиной и «отработкой» политических технологий на местном уровне.

Результаты социсследований также подтверждают, что больше половины украинцев (51,8%) также хотели бы в местную власть избирать конкретных людей, а не политические партии. Однако далеко не все политики на местах поддерживают эту идею, боясь потерять большинство в областном или городском совете. Поэтому в случае реализации этого обещания Януковичу придется хорошо просчитать шансы своих сторонников на победу на местах в конкретных регионах.

Еще одна инициатива — избрание местной власти на местах.

О возможной выборности губернаторов говорили и в 2004-м, и в 2007 году. Однако для реализации этого обещания необходимо принятие изменений в Конституцию. Это также касается и четкого распределения полномочий между исполнительной и законодательной ветвями власти. Но на данный момент, чтобы внести такие изменения в Основной Закон, необходимо иметь конституционное большинство в парламенте, которого пока что нет (и возможно, не будет до полного переформатирования ВР в результате досрочных выборов).

Кроме того, выборность губернаторов на сегодня невыгодна президенту Януковичу и его команде. На это «регионалы» могут пойти только в том случае, если поймут, что следующие президентские выборы им не выиграть.

В более широком смысле, по мнению экспертов, реформа регионального и местного самоуправления должна базироваться на 4 принципах:

1. укрупнении территориальных единиц (с сохранением нынешнего количества областей);

2. децентрализации власти (передачи большинства управленческих функций от центра в регионы);

3. пересмотре бюджетных отношений с углублением независимости местных бюджетов от Государственного казначейства;

4. соблюдении Европейской хартии местного самоуправления, ратифицированной украинским парламентом.

Однако такая глобальная перестройка властных взаимоотношений в государстве требует долгого времени, множества согласований и компромиссов, а главное – большой политической воли.

Насколько все это имеется у Президента В.Януковича и его команды – покажет уже самое ближайшее будущее.

Что же касается судебной реформы, то она, конечно, необходима. В то же время идея выборности судей вызывает недоумение. Когда-то в СССР действительно выбирали судей. Но как вернуть эту практику сегодня, не знает никто, а юристы и вовсе саботируют такую идею.

Помимо указанных выше, имеется еще целый список необходимых для государства и общества реформ, которые властями Украины откладывались в долгий ящик со времен провозглашения страной независимости. Сегодня настало время, когда дальше тянуть с реформами уже невозможно, так как это угрожает самому существованию Украины как независимого государства.

Однако нахождение в составе страны двух разных этносов, с разной ментальностью и тяготению к разным цивилизациям, делает вопрос о реформах весьма и весьма проблематичным.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

30 октября 2024

Суд на Украине привлек главу страны Владимира Зеленского к рассмотрению иска, касающегося назначения выборов украинского президента, написал в своем Telegram-канале оппозиционно настроенный депутат Верховной рады Александр Дубинский, который с ноября прошлого года находится в СИЗО по подозрению в госизмене. По …

20 сентября 2024

Новый замглавы офиса президента Украины Виктор Микита провел совещание с главой региональных организаций правящей партии «Слуга народа», темой встречи была подготовка к проведению выборов в стране. Об этом сообщил депутат Рады Алексей Гончаренко (внесен в РФ в перечень террористов и …

30 ноября 2023

Депутаты Верховной Рада Украины подписали декларацию о недопустимости проведения выборов в военное время. Документ был принят представителями всех фракций и групп украинского парламента. Декларацию приняли по итогам девятого «Диалога Жана Моне», который прошел в поселке Турья Пасека Закарпатской области. Евроструктуры на мероприятии были …


Ваш браузер устарел! Обновите его.