К сражениям, боям и мелким стычкам на историческом поле мы уже привыкли за последние годы. С завидной регулярностью СМИ сообщают о том, что историки из ПАСЕ установили вину нашей страны в развязывании Второй Мировой войны; а историки из Службы безопасности Украины открыли геноцид украинцев в СССР и так далее и тому подобное по всему периметру наших границ (за исключением морских и с Белоруссией). Зачем все это нужно заказчикам нового прочтения истории из дальнего и ближнего зарубежья ясно и понятно.
Вот и 300-летие разгрома шведов под Полтавой не миновала чаша сия. Первую скрипку в попытках суда над Полтавой, по традиции, исполнили придворные президента Ющенко. Их трудами в войне был обнаружен третий участник – Украина. Совсем сбросить со сцены шведов и поведать о героической обороне Полтавы от орд москалей пока не удалось, но все впереди. Чего стоила одна заявка в официальном названии мероприятий: «О праздновании 300-летия событий, связанных с военно-политическим выступлением гетмана Украины Ивана Мазепы и заключением украинско-шведского союза» (Карл XII переместился на роль лишь союзника Мазепы).
В Швеции Полтаву не празднуют, что вполне естественно. Но в интервью российским СМИ отдельные потомки Карла XII развивали мысль о благе поражения: наше сегодняшнее материальное процветание – прямое следствие поражение под Полтавой; как хорошо, что вы нас тогда побили и отучили от великодержавных замашек. Мораль сей басни: надо не праздновать, а скорбеть о победе, и во имя процветания оставить дурацкую привычку побеждать.
Конечно же, не забыла о Полтавской битве и самая независимая радиостанция мира, учрежденная борцами за свободу и демократию, работающими в ЦРУ. Историка-просветителя со «Свободы» (К.Кобрин. «Госдума не простила Мазепу») глубоко расстроило Заявление Государственной Думы России «В связи с 300-летием победы русской армии в Полтавской битве». Столько лет приобщали шестую часть суши к ценностям западной цивилизации, а из них все великодержавие и имперскость прут. Когда же они поймут, что «бессмысленно и оскорбительно для настоящей истории» праздновать юбилеи побед, когда хотя бы депутаты достигнут истинной толерантности и признают право других считать Мазепу героем, а не предателем. Впрочем, не только культуртрегерская скорбь двигала пером автора. Его буквально повергла в шок ключевая фраза из Заявления о том, что «Россия с той поры и навсегда стала мировой державой». «Историю презирают, хотя бы Вечность в покое оставили», — восклицает автор и рекомендует депутатам на каникулах изучить строки Г.Державина. Привлечь поэта и министра Державина в союзники, когда принимаешься сечь за уважение к подвигу предков под Полтавой, — для этого, согласитесь, надо иметь недюжинный талант.
Конечно, г-н Кобрина из «Свободы» тоже можно понять. Когда делишь шкуру медведя, так хочется, чтобы он был мертвым. Или, на худой конец, предавался в этот момент философским размышлениям о бренности всего сущего. А тут — «Навсегда». Какой кошмар.
Однако, как хорошо известно, бои на поле российской истории ведутся не только в ближнем и дальнем зарубежье, но и в самой России. К каждой годовщине связанной с Великой Отечественной войной (особенно ко Дню Победы) всегда появляется сонм правдоискателей, с очередными разоблачениями. Свои действия они объясняют благородным стремлением открыть народу подлинную историю, очистить ее от лжи коммунистического агитпропа. Но когда дело касается 300-летия победы под Полтавой можно было надеяться, что празднование в России пройдет в духе единения и гордости за славные деяния предков – ни Сталин, ни «Краткий курс ВКП(б)» к сей виктории отношения не имеют. Не тут-то было. Фракция ЛДПР закатила скандал на пленарном заседании Государственной Думы, стараясь сорвать принятие Заявления «В связи с 300-летием победы русской армии в Полтавской битве».
На первый взгляд, все произошедшее в Госдуме вполне укладывается в систему координат: ну поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. В плане работы комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками стоял вопрос об участии ГД РФ в праздновании 300-летнего юбилея Полтавской битвы. По каким-то причинам, председатель комитета А.Островский (ЛДПР) ничего не сделал. Когда на Украине уже отметили события «по старому стилю» К.Затулин, представляющий в этом комитете «Единую Россию», предложил внести проект Заявление от имени фракции, а не от парализованного председателем комитета. Что и было сделано 3 июля, когда у Думы оставалась последняя возможность высказаться до, а не после, юбилея на пленарном заседании. Возмущенный А.Островский, при поддержке товарищей по фракции, попытался обсуждение сорвать. «Нельзя включать данный вопрос в повестку», — утверждал он.
Все это, конечно, характеризует конкретного депутата и его фракцию – государственные интересы и память о предках для них оказывается ничто по сравнению с партийными амбициями и интригами. Но дальше – больше.
В.Жириновский, воспользовавшись поводом, произнес пламенную речь, в которой высказал такое видение русской истории, которое даст фору любому переписывателю истории России из СБУ или ПАСЕ. Разбирать взгляды В.Жириновского с точки зрения соответствия историческим фактам бессмысленно. Заниматься ликбезом, когда Владимир Вольфович утверждает, что европейцы никогда за последние три столетия не нападали на Россию? Раз такое говорит, значит так ему нужно. Рассматривать выступление В.Жириновского надо не с исторической, а политической точки зрения, как попытку определенной политической пропаганды.
Какой же взгляд на отечественную историю пропагандирует лидер ура-патриотической партии?
• России никто и никогда за последние триста лет не угрожал. Кто же в здравом уме пойдет на Россию? «По ней не проехать, не пройти». Как это трогательно совпадает с точкой зрения «друзей» России о русской «паранойе осажденной крепости». Или с призывами В.Коротича в конце 80-х распустить армию и флот потому, что никому наша нищета и бездорожье не нужны.
• Русофобия на Западе — прямое следствие нашей агрессивности. «Никто на нас не нападал. Надо было показать мощь русского оружия». «Мы всех громили, они нас за это ненавидят». «Вся Европа нас за это ненавидит, мы же одерживали военные победы». Рейгановская «империя зла» может отдыхать. Дикий русский медведь просто обязан перед всеми каяться и односторонне разоружаться – иначе, кто поверит в его исправление.
• Все войны и жертвы были бессмысленными. «Полтавская битва была не нужна. И все битвы с турками были не нужны нам. И с Наполеоном не нужно было воевать». По этой логике и с Гитлером не надо было воевать. А что было делать? Об этом ни гу-гу Главное внушить, что наши отцы и деды на полях Подмосковья, в Сталинграде и под Курском зря проливали свою кровь. Никакой нужды в этом не было.
• Сегодняшние беды народа – прямое следствие побед русского оружия. «У нас есть великие победы, памятники, героизм, но есть бедный народ, который живет хуже всех европейских народов». Замечательная логика: не было бы великих побед – жили бы, как в Швеции. Оказывается не либеральные реформы «лихих 90-х», не воровство и коррупция, а победа под Полтавой и флаг над Рейхстагом – главная причина нищенских пенсий наших стариков.
Все эти тезисы, конечно же, сопровождаются ритуальными стонами о бедах народа и призывами показывать силу «в родильном доме, в магазине, в театре, и иметь счастливый народ». Упаковка, как всегда, весьма патриотическая. Однако в нее заключена идея о том, что вся история России до Жириновского – это сплошная цепь ошибок, глупости и преступлений.
Сделать вид, что ничего не произошло (мало ли, что скажешь в полемике) – никак не возможно. Владимир Вольфович — лидер парламентской партии, под влиянием которой находится определенный процент избирателей России, и которая имеет возможность пропагандировать свои взгляды через российские СМИ.
Если допустить, что такая концепция, полная заботы о счастье народном, впитается в национальное сознание, то результатом будет гибель. Народ, который так станет воспринимать свою историю, не способен самостоятельно существовать и строить свое будущее. Еще Достоевский точно диагностировал идейную установку разрушителей: «Кто проклянет свое прежнее, тот уже наш».
Относится к «историософским» рассуждениям Владимира Вольфовича, как к курьезу не стоит. Что уж курьезней может быть концепции Полтавской битвы пана Ющенко, но уже десять процентов украинцев воспринимают ее, как поражение Украины, а почти 23% украинских мужчин заявили о том, что сражались бы против русской армии под знаменами Мазепы.
Фальсификация истории совсем не безобидная вещь.