×
Полная версия сайта
Материк

Материк

Информационно-аналитический портал постсоветского пространства

https://materik.ru/analitika/polojenie-naftogaza-kak-zerkalo-sostoyaniya-ukrainskoy-ekonomiki/
Новости
23 июля
9 июля
4 июля
3 июля
2 июля
1 июля
27 июня
25 июня
24 июня
23 июня
20 июня
Положение «Нафтогаза» как зеркало состояния украинской экономики
16:11, 20 ноября 2009  
79
0

Сегодня финансовое состояние крупнейшего монополиста Украины – Национальной Акционерной Компании «Нефтегаз Украины», на 100% принадлежащая государству, в миниатюре полностью отражает то состояние, в котором находится украинская экономика и все государство в целом.

Как сообщил первый заместитель главы Секретариат Президента Александр Шлапак 2 октября, «НАК «Нафтогаз» на сегодняшний день находится в состоянии технического дефолта, поскольку не заплатил по своим обязательствам. НАК ведет работу по реструктуризации своих долговых обязательств».

Замглавы Секретариата надеется, что делегация, которая работает в Лондоне, успешно завершит переговоры и часть долговой нагрузки в размере $1,7 млрд. по внешним обязательствам будет отстрочена хотя бы на какой-то период.

Следует отметить, что дефицит бюджета НАК «Нафтогаз Украины» до конца этого года составляет 33 млрд. грн. (около $3,84 млрд.) и $1,7 млрд. – только малая часть этого дефицита.

«Я хочу сказать, что «Нафтогаз» болен значительно серьезнее… НАК болен из-за тарифов, из-за разницы в ценах, НАК болен из-за неплатежей, из-за того, что его превратили в социальную контору, и болен из-за того, что он, закрывая все эти дыры, нахватался сегодня чрезвычайно много займов», – подчеркнул Шлапак.

Историческая справка: истоки нынешнего плачевного состояния главного монополиста Украины лежат вначале 2004 г., перед «оранжевой» революцией. Так НАК «Нефтегаз Украины» начала активно заниматься привлечением внешних кредитов еще в 2004 году. В сентябре 2004 г. НАК разместила 5-летние еврооблигации на сумму $500 млн. по ставке 8.125% годовых. Лид-менеджером выпуска выступил ABN Amro Bank N.V. Покупателями облигаций стали инвесторы Великобритании (44% выпуска), США (17%), Швейцарии (12%), Германии и Австрии (по 6%), других европейских стран — 6%, а также азиатских стран (9%). При этом 44% заявок поступило от инвестиционных фондов, 20% — от хедж-фондов, 31% — от банков, в т.ч. 14% — от инвестиционных банков.

Тогда же руководством «Нефтегаза» было заявлено, что средства от размещения еврооблигаций будут использованы на модернизацию газотранспортной системы и на реализацию инвестиционных проектов по добыче нефти и газа в ряде зарубежных стран.

Однако в действительности часть средств от размещения еврооблигаций была направлена на погашение привлеченного в апреле 2004 г. кредита ABN AMRO Bank N.V. на сумму $200 млн., кредитов украинским банкам на сумму $35 млн. и на закупку природного газа в объеме около 4 млрд. куб. м. (на сумму около $160 млн.). Руководство компании решило, что модернизация и инвестпроекты подождут (тем более, что начинались «оранжевые» президентские выборы). Ну, а $100 млн. списали на «издержки производства».

C приходом в стране к власти «оранжевых», а к руководству НАК «Нефтегаз Украины» – любителя массажных сидений в «Мерседесе» А.Ивченко кредитный портфель НАК начал разбухать как «снежный ком».

«Нефтегаз Украины» в 2005-2006 гг. активно привлекал средства на международных и внутренних финансовых рынках с провозглашенной целью финансирования инвестиционных проектов и модернизации ГТС. Размер консолидированного кредитного портфеля НАКа к концу 2006 года превысил $2,5 млрд. При этом доля кредитов, полученных в банках-нерезидентах, в кредитном портфеле составляла 95%.

Что же касается ежегодных программ реконструкции газотранспортной системы, то они выполнялись не более чем на 40-60%, не говоря уже о комплексной ее модернизации. Относительно зарубежных инвестиционных проектов по добыче нефти и газа – все они завершились на стадии вояжей чиновничьей верхушки НАК и Минтопэнерго в ряд богатых на углеводородное сырье арабских стран с проживанием в президент-номерах.

Абсолютное же большинство средств, привлеченных «Нефтегазом», расходовалось на погашение налоговых долгов перед бюджетами разных уровней, пополнение оборотного капитала, повышение заработной платы и увеличение расходов на социальное обеспечение работников аппарата НАК «Нефтегаз Украины».

Так, по информации заместителя Генерального прокурора Украины Татьяны Корняковой, в то время как простые украинцы мерзли в Алчевске, высшее руководство «Нефтегаза» потратило около 170 тыс. грн. для заказа самолетов, чтобы полететь семьями и праздновать новогодние праздники в Ивано-Франковске (официально было заявлено о том, что они направляются на заседание коллегии во Львовской областной администрации).

С ноября 2005 г. по март 2006 г. глава правления НАК, его заместители, по данным Татьяны Корняковой, получили вознаграждение в размере 700 тыс. грн. В связи с этим только за первое полугодие 2006 года фонд оплаты труда на поощрительные расходы возрос на 3,2 млн. грн.

И это далеко не единичные факты такого разбазаривания средств компании.

На сегодня общий долг «Нафтогаза» составляет $6 млрд., который имеет следующую структуру: свыше $4 млрд. – это прокачка эмиссионных денег Нацбанка через Ощадбанк (Сбербанк), Укрэксимбанк и другие государственные банки. Оставшиеся $2 млрд. – долги западным банкам.

30 сентября НАК «Нефтегаз Украины» обязан был выплатить держателям еврооблигаций 2004 г. $500 млн. плюс начисленные за последние полгола проценты на сумму $20,312 млн. из расчета ставки 8,125%.

В связи с отсутствием средств для погашения указанных обязательств «Нефтегаз Украины» предложила своим кредиторам обменять еврооблигации на $500 млн. с погашением 30 сентября 2009 года на новые бумаги с государственной гарантией и погашением в 2014 году. При этом НАК предлагает увеличить купонную ставку с текущих 8,125% до 9,5% годовых по новым евробондам.

Руководство «Нефтегаза Украины» заверяет, что намерен выполнить свои основные обязательства в полном объеме и предлагает обменять существующие бумаги на новые по номиналу с условием, что держатели евробондов, которые согласятся на реструктуризацию до 8 октября, смогут обменять 100% долга, а на втором этапе реструктуризации – до 15 октября – обмен будет проводиться с коэффициентом 0,95.

Переговоры с кредиторами о реструктуризации планируется завершить до 20 октября 2009 года – даты проведение собрания держателей облигаций «Нафтогаза».

«Кредиторы пока изучают предложение НАК и еще не определились со своей позицией. Мы проводим консультации с нашими юристами Clyde&Co, а также обсуждаем дальнейшую стратегию с другими держателями облигаций. Мы ожидаем, что наша позиция и стратегия будут сформированы к 30 сентября 2009 года», – заявил партнер консалтинговой фирмы Aequi-Libria (Люксембург) Карл Филипп Томас, представляющий группу кредиторов НАК.

Между тем группа держателей еврооблигаций «Нефтегаза Украины» на сумму около $100 млн., или 20% от общего объема выпуска, уже выступила против возможной реструктуризации долга по ним. Группа заявила, что НАК пропустил сроки объявления предложения о реструктуризации, при которых он мог бы избежать дефолта 30 сентября по еврооблигациям, а также прогнозирует, что без предоставления госгарантий реструктуризация обязательств «Нефтегаза» крайне маловероятна.

Следует отметить, что для реструктуризации долга по еврооблигациям НАК «Нефтегаз Украины» необходимо получить одобрение владельцев свыше 75% облигаций. Однако эксперты солидарны во мнении, что «Нафтогазу» не удастся договориться с 75% инвесторов.

Но это еще не все неприятности для НАК «Нефтегаз Украины» и государства Украины в целом.

Так 7 октября должно было произойти «наложение двух факторов» – «принятие решения владельцами еврооблигаций и необходимость погашения $400 млн. акционерному обществу «Газпром».

Однако «Нафтогаз» вновь чудом рассчитался с «Газпромом» за поставленный в Украину в сентябре природный газ. Причем, это было сделано назло секретариату президента.

Вопрос – где были найдены необходимые средства?

Виктор Ющенко к печатному станку ни «Нафтогаз», ни Кабмин и близко не подпускает, кредит МВФ перечислит в лучшем случае в конце октября (и то под большим вопросом), «Проминвестбанк» обещает $500 млн., но и то не сразу, а частями, чтобы не повлиять на курс гривни. Остается один вариант – правительство воспользовалось «заначкой», оставленной от предыдущего займа Международного валютного фонда.

Реальных денег у «Нафтогаза» не осталось. Пока имеются только обещания. А впереди еще 3 месяца этого года и 2 месяца зимы следующего. Что же будет делать правительство?

Выход № 1 – кредит «Проминвестбанка». Ранее НАК «Нафтогаз Украины» заявила о намерении приобрести около полумиллиона долларов у этого банка для покрытия расходов на газ. Деньги ПИБ получил от материнского Внешэкономбанка (Россия) с целью увеличения уставного фонда.

Выход № 2 – кредит МВФ. На эти перспективные деньги «Нафтогаз» (т.е. Тимошенко) очень рассчитывает. Четвертый транш кредита МВФ вероятно придет в Украину в конце октября – начале ноября. Сумма – $3,96 млрд. Средств фонда будет более чем достаточно, чтобы покрыть потребности газового монополиста в валюте на ноябрь-январь (необходимо около $2-2,2 млрд.). Оставшиеся от транша $1,7-1,9 млрд., которые, по мнению главы службы социально-экономического развития секретариата президента Украины Романа Жуковского, будут зачислены на счета Кабмина, правительство сможет потратить на покрытие дефицита бюджета.

Но в то же время, и у МВФ могут возникнуть вопросы насчет дальнейшего кредитования Украины. Ведь Кабмин до сих пор так и не принял решения о реформировании НАК «Нафтогаз Украины», повышении тарифов на газ для населения и увеличении пенсионного возраста. Могут возникнуть претензии и к Нацбанку, который, по сути, лишь формально выдерживает двухпроцентный лимит максимального отклонения между официальным и межбанковским курсами гривни к доллару.

Выхода № 3. Третьего варианта у «Нафтогаза» нет. НАК находится в состоянии технического дефолта.

В то же время существует мнение, что еврооблигации вообще не нужно реструктуризировать, поскольку Украина располагает средствами для погашения еврооблигаций НАК: около $1,9 млрд. из третьего транша Международного валютного фонда предназначены для погашения внешней задолженности, в том числе по еврооблигациям «Нефтегаза».

В этом случае будет сэкономлено около $450 млн. на процентах и значительная сумма на оплате услуг консультантов и советников: трасти банк — Bank of New York Medlin; агент по замене облигаций — Credit Svisse; кредитор и эмитент — Standart Bank; консультант — Squire Capital Limited; международный консультант – HeardLand Consultancy.

По некоторым данным, по условиям контрактов «Нефтегаз Украины» гарантированно заплатит консультантам около $1 млн. за услуги и 1,75% от суммы реструктуризации.

Однако на сегодня возможности Национального банка Украины для помощи НАКу не такие уж и большие. Так по данным экспертов, доступные для валютных интервенций резервы НБУ могут исчерпаться уже до конца октября.

Один их критериев эффективности выполнения программы МВФ состоит в том, что чистые валютные резервы НБУ должны составлять эквивалент $16,6 млрд. на конец сентября с.г.

В сентябре на поддержку курса гривны, Нацбанк мог израсходовать $1,37 млрд. До конца сентября из этой суммы было израсходовано около $1,3 млрд., из которых на удовлетворение потребностей банковских клиентов пошли $530 млн. – почти половина ассигнований.

Исходя из критерия эффективности резервов, который за четвертый квартал снижается с 16,6 до $14,9 млрд., до конца года НБУ может израсходовать лишь $1,7 млрд.

В резервы же Нацбанка попадают только $457 млн., оставшиеся от доли Украины в заимствованиях МВФ. Эти деньги на днях также были перечислены в Киев.

Таким образом, на начало октября в распоряжении НБУ осталось около $2 млрд. для осуществления интервенций на валютном рынке – сумма точно недостаточная, чтобы полноценно влиять на межбанковский валютный рынок (и дать возможность «Нефтегазу» закупить нужное количество валюты для расплаты с кредиторами).

Обвал же курса гривны еще более ухудшит положение не только «Нефтегаза Украины», но и всей экономики страны в целом.

Положение усугубляет и значительный дефицит бюджета, который, по оценке председателя Счетной палаты Украины Валентина Симоненко, с учетом средств, направленных на капитализацию банков (44 млрд. грн.), будет составлять в этом году не менее 90 млрд. грн.

В то же время следует отметить, что имеется определенная часть финансистов, которым очень выгоден дефолт по евробондам «Нафтогаза». Имеются в виду держатели CDS (кредитно-дефолных свопов) на долги НАКа.

При этом речь идет не только о CDS, выпущенных на евробонды «Нафтогаза». Дефолт по облигационным обязательствам НАКа приведет к тому, что «сыграет» критерий оплаты по всем CDS, выпущенным на долги «Нафтогаза». В 2004-2008 годах «Нафтогаз» активно привлекал кредиты у крупных европейских банков и для снижения кредитного риска финучреждения на часть этих долгов покупали CDS. В настоящее время внешними кредиторами «Нафтогаза» являются Credit Suisse ($550 млн.), Deutsche Bank ($395,2 млн.) и Depha Bank ($220 млн.). Банки охотно покупали CDS, так как в 2006 году стоимость страховки от дефолта «Нафтогаза» колебалась в районе 300-600 базисных пунктов (3-6% от страхуемой суммы).

Однако держателями CDS являются не только банки-кредиторы. Купить CDS может любой инвестор, при этом ему чаще всего не обязательно быть владельцем базового актива, на который выпускается эта страховка.

Сейчас никто не может дать однозначный ответ, на какую сумму были выпущены CDS на долги «Нафтогаза» и, соответственно, сколько CDS может быть предъявлено к погашению. Этот рынок до последнего времени оставался абсолютно непрозрачным, продавцом CDS мог выступать почти любой крупный банк или фонд. Например, крупнейшим продавцом CDS в свое время был печально известный американский банк Lehman Brothers.

По информации аналитика «Ренессанс Капитал» Петра Гришина, суммарный объем CDS «Нафтогаза» составляет от $180 до $800 млн.

Также на рынке нет информации и о том, кто является крупнейшим продавцом страховок по CDS, которым придется выплачивать страховку.

По данным Петра Гришина, «продавцами CDS «Нафтогаза» выступали крупные инвестиционные и хедж-фонды, расположенные в Лондоне».

Некоторые украинские участники рынка капиталов полагают, что CDS «Нафтогаза» является одной из причин, по которой реструктуризация евробондов НАКа была очень затянута и не была закончена до даты погашения 30 сентября. Возможно, что часть держателей CDS — это кто-то, приближенный к принятию решений относительно реструктуризации евробондов «Нафтогаза». Тогда становится понятно, зачем нужны были эти задержки и нелогичные действия во время реструктуризации: купив в мае-июне CDS за 15-25% от номинальной стоимости страхуемого долга, сейчас они получат выплату в 100%.

Какие же последствия ожидают государство Украина в случае дефолта НАК «Нефтегаз Украины»? Ведь масштабы деятельности НАК «Нефтегаз Украины» и степень влияния на экономику Украины таковы, что форс-мажорные обстоятельства компании становятся проблемой государства и, в конечном итоге, влияют на каждого гражданина страны.

Во-первых: мировые финансовые институции никогда ничего не забывают и не прощают (без выгоды для себя). Все западные инвесторы (институциональные и частные) обязательно припомнят обещания премьера Ю.Тимошенко 10 июля 2009 года, которая заявила: «1,9 млрд. долл. будет направлено на погашение внешних долгов Украины, что полностью убирает все риски относительно расчетов по внешним долгам». Также припомнят «Нафтогазу» или любой другой государственной украинской компании «хамское» в прямом смысле этого слова поведение по отношению к держателям еврооблигаций. Если они в будущем и дадут «Нафтогазу» денег взаймы, то под процент, который будет включать в себя повышенную премию за риск и под железное обеспечение (например, под залог системы украинских газопроводов).

В условиях мирового финансового кризиса все страны и компании мира находятся в состоянии жесткой конкуренции за привлечение средств инвесторов. В связи с таким поведением руководства НАКа и Украины в целом, стране в этой гонке гарантированно место в конце списка.

Во-вторых: отсутствие у «Нафтогаза» денег вообще и для выплаты по внешним заимствованиям в частности, может привести к полному банкротству компании «Нафтогаз» и отказу по выплате этой компании своих долгов перед «Сбербанком». 20-го марта 2009 г., согласно имеющейся информации, глава правления ОАО «Ощадбанк» Анатолий Гулей заявил: «18 млрд. грн. – наш портфель против них («Нафтогаза») на сегодня».

Таким образом, если «Нафтогаз» объявит себя банкротом, то за ним последует и «Сбербанк». Не сложно представить, чем это чревато не только для миллионов вкладчиков этого банка и их сбережений, но и для государства в целом. Поскольку банкротство «Нафтогаза» и «Сбербанка» могут вызвать цепную реакцию банкротств других государственных учреждений. Рухнет национальная валюта. Как следствие – резкое обострение социально-политической ситуации в стране со всеми вытекающими из этого последствиями для нынешней украинской политэлиты.

Примечание: на сегодня, с учетом процессов инфляции и девальвации гривны, показатель уровня бедности по стране составляет 28,2%, а по сельской местности — около 40%.

В-третьих: в случае отказа 75% держателей еврооблигаций согласиться с условиями реструктуризации «Нафтогаза», данная компания из статуса «Restricted Default» перейдет в статус «Default». Это означает, что инвесторы подадут иски в зарубежные суды.

Чем может завершиться эта процедура? Судебным процессом в Стокгольмском арбитражном суде и арестом госимущества Украины за рубежом, а также распродажей всего имущества «Нафтогаза» (за исключением ГТС, которая защищена отдельным законом). Поскольку залогом служат не конкретные контракты или объекты, а все балансовое имущество НАКа.

Примечание: на сегодня помимо НАК «Нефтегаз Украины» к банкротству подошла и столица независимой Украины – г. Киев.

С каждым месяцем цифры в отчетах Главного столичного финансового управления о выполнении городского бюджета становятся все менее оптимистичными. Если по результатам 7 месяцев оппозиция заявляла о недофинансировании бюджета в размере 4 миллиардов 564 миллионов гривен, то, согласно недавно опубликованному отчету за 8 месяцев, эта сумма уже достигла 5 миллиардов 238 миллионов.

Самые большие долги по финансированию медицины и социальной защиты. Так, социальная защита недофинансирована на 702 миллиона гривен, медицина – на 173, а образование – на 210 миллионов.

Что касается статей, относящихся к ЖКХ, то они профинансированы на 70%.

Аналогичные проблемы и на уровне районов. Впервые в Киеве за его историю бастуют даже… дворники. И это при поддержке всех коммунальщиков в этих районах. Причины невыходов на работу – задолженность на протяжении нескольких месяцев по зарплате.

Город также задолжал районам значительные средства за выполнение общегородских программ, которые по большей части сейчас реализовываются в долг.

Таким образом, налицо очень опасные тенденции. Год Киев может закончить не только с небывалым ранее бюджетным дефицитом, но и очень туманными перспективами относительно следующего года.

В итоге – большая вероятность дефолта. Причем не только Киева как столицы, но и всей нынешней политической элиты Украины.

Не зря в последнее время премьер-министр Украины Юлия Тимошенко, а также ряд других известных политиков страны заговорили о необходимости установления в Украине режима «твердой руки». Но это – уже другая тема.

Итог

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что экономика Украины сегодня подошла к критической черте, за которой может начаться цепная реакция банкротств государственных предприятий-монополистов (как пример: согласно официальным данным Министерства топлива и энергетики Украины, государство в январе-августе 2009 года сократило экспорт электроэнергии, по сравнению с аналогичным периодом 2008 года, в 2,4 раза, а именно на 3,5 млрд. кВт-ч, – до 2,2 млрд. кВт-ч), а также ряда крупных городов страны.

Далее – обрушение экономики страны, потеря управляемости государством и полный хаос на улицах.



Чтобы участвовать в дискуссии авторизуйтесь

Читайте по теме

3 марта 2016

Владимир Путин в среду встретился с киргизским коллегой. Президент России на встрече поделился мнением, что у РФ и Киргизии есть все возможности для диверсификации двусторонних экономических отношений. Киргизия понимает, насколько сложно было бы России реализовать денонсированные ранее проекты по строительству …

30 ноября 2015

В современном русском языке слово «клинч» означает не только боксёрский приём, связанный с блокировкой рук противника, но и ситуацию в информатике, когда в случае исполнения программы возникает тупиковая ситуация, при которой процессы находятся в состоянии ожидания завершения друг друга и …

5 августа 2015

Несмотря на достигнутую с «шестеркой» международных посредников договоренность по ядерной программе, у Ирана очень мало шансов вывести в ближайшие годы свой газ на европейский рынок. Об этом рассказал эксперт по Ирану, заведующий отдела Кавказа Института стран СНГ Владимир Евсеев. К …


Ваш браузер устарел! Обновите его.