Возврат националистов к власти в июле прошлого года наглядно показывает, что, как и двадцать лет назад, молдавское общество продолжает болеть все той же, оказавшейся для Молдовы неизлечимой, болезнью шовинизма. Провозгласив в конце 80-х годов прошлого века «государствообразующей нацией» исключительно молдавскую, в Молдове представителей всех остальных наций и народностей отнесли к «национальным меньшинствам», предоставив им с барского плеча куцую культурную автономию. Да и ее бы не было, если бы Молдова не обожглась на Приднестровье и не осознала, что низводить русскоязычное население до состояния бессловесного скота, избивать на улицах из-за незнания языка титульной нации, лишать элементарных общечеловеческих прав чревато серьезными потрясениями для молдавской государственности. Куда проще было от тех же барских щедрот позволить русским, украинцам, белорусам, евреям, представителям других национальностей создать национальные общины, выделить им здания под культурные центры и даже учредить Департамент, занимающийся вопросами межнациональных отношений, то бишь контролем за тем, что бы нацменьшинства не потребовали большего и, боже упаси, не вспомнили, что люди, вне зависимости от их цвета кожи, вероисповедания и национальной принадлежности имеют равные права, закрепленные в Уставе ООН и других международных документах.
Но одно дело культурные центры, другое дело — постоянное ощущение неполноценности и чужеродности в государстве, где волею судьбы родился и живешь.
Полностью отстраненные от участия в управлении делами государства, не видя будущего для своих детей, лишенных возможности не только занять высокое положение в обществе и институтах государственного управления, но и в сферах образования, науки, культуры и т.д., представители немажоритарного этноса вынуждены были либо смириться со своим положением изгоев, либо покинуть страну. Больше половины русскоязычного населения страны избрало второй путь. Согласно статистическим данным в 1989 году доля русского населения Молдавии составляла 13 %, по результатам же переписи 2004 года выяснилось, что за 15 лет численность русских в Молдове сократилась до 5,9 %. Сегодня этот показатель еще ниже, и составляет менее 4 %. Впрочем, если националистические силы, вновь пришедшие к власти в стране, будут продолжать политику, которую они проводят последние полгода, то не исключено, что лет через 10-15 многонациональный народ Молдовы станет мононациональным.
Придя к власти, национал-либералы первым делом занялись тем, что ими и их соратниками не было доделано в конце 80-х — начале 90-х годов прошлого столетия, сокращая и без того мизерные права и свободы нетитульного населения страны. Первым делом они заявили о необходимости интеграции представителей некоренных этнических групп в молдавское общество, на официальном уровне закрепив положение, согласно которому они больше не расцениваются в качестве полноценных граждан страны, т.е. лишены гражданских прав, и обязаны доказывать свою принадлежность к молдавскому обществу, прежде всего, своими глубокими познаниями даже не молдавского, а румынского языка. Впрочем, трудно поверить в то, что интеграции всех немажоритарных этносов Молдовы в единое молдавское общество может способствовать лишь изучение румынского языка. Все это больше смахивает на насильственную ассимиляцию, направленную на подавление культурно-языковых традиций некоренного населения РМ и навязывание титульной нацией своих ценностей, чем на интеграцию, и уж тем более не имеет никакого отношения к реальному и гарантированному национальному равноправию.
Вторым выпадом против русскоязычного населения стала инициатива премьер-министра РМ Владимира Филата о возвращении в учебные заведения курса «Истории румын», в котором содержатся элементы русофобии и национальной нетерпимости, что, по сути, является целенаправленным шагом, направленным на разжигание межнациональной розни в стране. Масло в огонь постоянно подливают различные проправительственные средства массовой информации, которые провоцируют разделение молдавского общества на две части, возрождая национализм на бытовом уровне.
Следующим шагом, направленным против некоренного населения страны, стало полномасштабное наступление молдавских властей на русскоязычные СМИ. Сегодня в Молдове запрещена деятельность целого ряда радиостанций и телеканалов, вещающих на русском языке. Впрочем, притеснение русскоязычных СМИ в Молдове никогда не прекращалось. В первой половине 1990-х годов доля печатных изданий на русском языке, радио- и телепередач сократилась в пять раз по сравнению с советским периодом. Позже был принят Закон об аудиовизуальных средствах массовой информации, согласно которому теле- и радиопередачи на молдавском языке должны были составлять 65% эфирного времени. Теперь и этот процент либералам показался чересчур низким, и они потребовали отозвать лицензии у телерадиовещателей, которые производят менее 90% местной продукции, предпочитая ретранслировать ТВ- и радиопрограммы из России. Помимо этого, национал-либералами введен запрет показов фильмов в кинотеатрах страны с субтитрами на русском языке и уже продекларировано намерение запретить размещение рекламы на языке нетитульной нации. Параллельно с этим руководство Молдовы ускоренными темпами создает русскоязычные СМИ, которые будут целиком и полностью выступать в поддержку властей, проповедовать его идеалы и ценности, по сути, занимаясь информационно-пропагандистской обработкой русскоязычного населения.
Молдавское правительство также намерено в ближайшее время существенно сократить число русских школ и групп в средне-специальных и высших учебных заведениях. И это несмотря на то, что только за 20 лет с 1989 г. по 2009 г. число русских школ в Молдове сократилось на треть. Мало того, русские школы, имевшие хорошую учебную базу, были перепрофилированы в молдавские, для русских же были выделены здания, зачастую, в аварийном состоянии, без элементарных удобств, централизованного отопления, столовых для детей. Эти школы, к тому же, финансируются по остаточному принципу, из-за чего в них годами не проводятся ремонты, отсутствует необходимое оборудование, не хватает учителей и учебников. Что касается вузов и средне-специальных учебных заведений, то здесь происходит не только постоянное сокращение русских групп, все они, в отличие от молдавских, являются платными. Мало того, по наиболее престижным специальностям обучение на русском языке и вовсе прекращено.
Молдавские чиновники, на дух не переносящие любого упоминания о правах национальных меньшинств, с момента образования Республики Молдова делали и делают все для того, чтобы полностью ассимилировать граждан некоренной национальности, заставить их отказаться от собственного национального самосознания, только в этом случае гарантируя им соблюдение минимальных прав и свобод. Нетитульное население Молдовы давно превратилось в людей второго сорта с урезанными правами во всех сферах общественной жизни. Оно вынуждено мириться с дискриминацией на официальном и бытовом уровне, понимая, что любое недовольство, высказанное публично, чревато репрессиями.
Положение русскоязычного населения, вероятно, было бы еще хуже, если бы, вступив на путь евроинтеграции, власти Молдовы не были вынуждены пойти на определенные уступки в отношении некоренного населения страны. В 2003 году зарубежные эксперты, представляющие различные комитеты и комиссии ЕС, Совета Европы, ПАСЕ и Венецианскую комиссию, недвусмысленно указали молдавским властям на необходимость строгого соблюдения прав представителей всех этнических групп Молдовы. После этого тогда еще правящая Партия коммунистов Республики Молдова, вместо реального улучшения положения русскоязычного населения, принялась усердно создавать видимость национального согласия в стране. С этой целью парламентом республики была принята Концепция национальной политики страны. Власти Молдовы рассчитывали, что, декларируя «гармонизацию общенациональных интересов с интересами всех этнических и языковых сообществ страны», они одним выстрелом убьют трех зайцев – удовлетворят требования Запада о соблюдении прав человека в Молдове, убедят Россию, что права русских не ущемляются, и лишат Приднестровье возможности апеллировать к фактам дискриминации русскоязычного населения на правом берегу Днестра при обсуждении путей разрешения молдо-приднестровской проблемы.
Концепция могла бы сработать, если бы в Молдове действительно не на словах, а на деле стремились уравнять в правах коренное и некоренное население страны. На самом деле такого желания у руководства Молдовы никогда не возникало. Достаточно вспомнить, как еще совсем недавно молдавский парламент требовал отстранить от должностей министров, являющихся этническими молдаванами, но не владеющими родным языком.
Есть еще одни немаловажный фактор, о котором не стоит забывать. За прошедшие годы в Молдове выросло новое поколение граждан, вообще не знающее русского языка, мало того, испытывающее ко всему русскому враждебность, ибо его так воспитывали, а в головы годами вдалбливались цитаты из учебника «Истории румын», где русские иначе, как оккупантами, не называются. Так что и в будущем ожидать толерантного отношения к русскоязычному населению не приходится. Постепенно его доля сойдет на нет за счет естественной убыли и эмиграции, а молдавские националисты добьются того, что один из главных их лозунгов постперестроечных лет: «Молдова – для молдаван» — будет воплощен в жизнь. Именно в этом ключе прозвучало недавнее заявление временно исполняющего обязанности главы молдавского государства Михая Гимпу о том, что он выступает за то, чтобы «на этой земле (т.е. в Молдове) жили румыны, в России — русские, во Франции – французы, в Германии – немцы». То есть, по сути, молдавские власти и не скрывают, что их целью является вытеснение русскоязычного населения с территории страны и дельнейшая румынизация молдавского государства. При этом, учитывая тот факт, что Кишинев считает Приднестровье неотъемлемой частью Республики Молдова, можно сказать, что эта цель в полной мере относится и к жителям ПМР, где 66,2 % или 367 тысяч человек являются представителями немолдавской национальности. Не трудно представить, что их ждет, если объединение Молдовы и Приднестровья состоится. Без сомнения, в ПМР молдавские власти будут действовать гораздо жестче, чем они действовали в отношении русскоязычного населения Молдовы, ведь здесь они будут наводить «конституционный порядок», выкорчевывать с корнем «сепаратизм», и эти цели могут стать оправданием для самых радикальных средств их достижения. Поэтому полностью исключать возможность силовых акций в отношении населения ПМР, его руководства, общественных и политических деятелей в случае объединения правобережья и левобережья Днестра, нельзя. В Приднестровье хорошо помнят пытки и издевательства над Иваном Бургуджи, Валерием Пассатом, другими политическими узниками, не забыли здесь и аресты руководства Приднестровья, не стерлись из памяти кровавые события 1992 года. Так что особых иллюзий в отношении того, как будут вести молдавские власти на приднестровской земле, нет.
Приднестровская государственность гарантирует сохранение национальной самобытности и культуры представителям всех 35 национальностей, проживающих в республике. Но главное, она гарантирует их безопасность, равенство прав и свобод, многие из которых отсутствуют в Молдове. Именно эти факторы заставляют народ ПМР на протяжении вот уже 20 лет бороться за признание легитимности приднестровского государства на основании международно-правовых актов, определяющих право наций на самоопределение.
Сергей Гамаюн