Согласно Конституции современный̆ Китай — это унитарное государство, на территории которого проживает более пятидесяти этносов. Среди них народ хань, самый большой по численности (более одного миллиарда человек) на протяжении более пяти тысяч лет является государствообразующей нацией.
История правления китайских династий показывает, что высшей политической целью Китая всегда было создание единого многонационального государства. Система национальных автономий сложилась исторически, и права автономий были приняты в частности «по обычаю».
Пересмотр идей федерализма с перспективой создания единого мощного государства должен был способствовать объединению всей территории Китая, предотвращению волнений национальных групп и возможности отделения и создания ими собственных государств. Китайские власти обосновали отход от идеи национального федерализма тем, что многие малые народы не имеют своей этнической территории. Поэтому политико-территориальное деление стало возможным лишь в виде районных автономий.
В настоящее время национальные автономии – это не просто система административно-территориального устройства, но и особая форма решения национального вопроса, основа национальной политики Китая.
Власти Китая убеждены, что все действия, связанные с политикой, которую они проводят в стране, направлены на формирование гражданской нации. Теоретические основы построения единой китайской нации (гражданственности) заключаются в следующем:
— консолидация всех проживающих на территории КНР народов;
— развитие патриотизма;
— формирование общегражданской идентичности;
— взаимозависимость и взаимопомощь ханьского населения и национальных меньшинств.
Площадь всех автономных территории занимает около 64% всей территории страны.
Из признанных 55 этнических меньшинств 44 имеют автономные территории.. Но из-за своей рассредоточенности около 10 этнических объединений, включая узбеков, татар, русских – не смогли получить автономий.
Национальные меньшинства в основном заселяют территории, которые считаются стратегически важными районами, так как это приграничные территории, и к тому же, богатые природными ресурсами. Учитывая значение данных территорий, особенно СУАР, власть Китая большое внимание уделяет контролю над данными районами, так как не исключается опасность того, что основное население региона может попасть под влияние близких этнически и религиозно иностранных сил.
Многоступенчатая система национальных автономий была заимствована коммунистическими властями Китая из Советского Союза. Подобно тому как в СССР существовали союзные и автономные республики, а в них – автономные области и округа, устроена система автономий и в Китае.
Первым уровнем выступают автономные районы (АР, англ. autonomous regions). Их пять, и именно они нанесены на все карты административно-территориального деления КНР: АР Внутренняя Монголия, Нинся-Хуэйский, Синьцзян-Уйгурский, Тибетский и Гуанси-Чжуанский.
Районная национальная автономия рассматривается в Китае как «основная политика в решении национального вопроса» и «важный компонент политической системы государства».
Второй уровень – автономные округа (АО, англ. autonomous prefectures), которые на обычной карте уже не представлены.
Третий уровень – автономные уезды (англ. autonomous counties).
Четвертый уровень национально-территориальных единиц – национальные волости.
Классическим примером территориальной единицы низшего порядка является Шивэй-Русская национальная волость на севере Внутренней Монголии. Центр волости – село Шивэй на берегу р. Аргунь, напротив российского села Олочи Забайкальского края. Площадь волости – 4,3 тыс. кв. км, население – 4,1 тысячи жителей, из них русских – 1,8 тысячи человек. Эти «русские» достаточно специфичны: в устном и письменном общении они полностью перешли на китайский язык, но у них сохранились национальное самосознание, православная вера, песни, танцы, праздничные обычаи, бытовые и поведенческие особенности.
Национальные меньшинства в Китае имеют крайне широкий спектр прав и свобод в условиях действующей политической системы. Согласно конституции, этническим группам, проживающим в национальных автономиях, предоставляются существенный льготы, которые не распространяются на представителей титульной нации Китая – хань.
На меньшинства не распрос?траняется постулат демографической полити?ки, согласно которому в семье не должно быть более одного ребёнка. Национальным меньшинствам, проживающим в городах, позволяется иметь двух детей, в сельской местности или при определенных обстоятельствах — трех. В Тибетском автономном районе для крестьян сельской местности ограничений в рождаемости не предусмотрено.
Так, например, в CУAP разрешенным возрастом для вступления в брак ханьцев составляет 25 лет для мужчин и 23 года для женщин, для национальный меньшинств 23 и 21 год соответственно; разрешенное количество детей — два для жителей городов и три для жителей сельской местности. Поэтому, если говорить о СУАР, численность уйгуров увеличивается, а численность ханьцев уменьшается. Если момента основания СУАР в этом районе проживало 2 млн уйгуров, то сейчас более 10 млн.
По?стоянным комитетом Всекитайского собрания народных представителей (далее ВСНП) выде?ляются места для представителей этнических меньшинств из каждой провинции. Каждая эт?ническая группа, проживающая в определенной общине, должна иметь своего представителя в Народном Конгрессе. При этом ряд ключевых должностей в автономных регионах может быть занят исключительно представителями определенной этнической группы.
В местной вертикали власти в определенных пропорциях представлены все этнические группы региона, как имеющие право на автономию, так и другие национальные меньшинства, а также задействованы национальные кадры. Создание корпуса национальных кадров уже достаточно долгое время рассматривается в Китае, как один из столпов национальной политики. К примеру, на сегодня до 52% руководящего состава в органах власти СУАР представлено национальными кадрами. Необходимо отметить, что каждая этническая группа Синьцзяна обязательно представлена депутатами ВСНП, а национальности, насчитывающие свыше миллиона человек, представлены членами ПК ВСНП. Кроме того, главами Народного правительства на протяжении многих лет являлись, как правило, представители национальных меньшинств региона; так, с 2014 г. этот пост занимает Шохрат Закир, уйгур по национальности. Главы других автономных субъектов в составе региона также в большинстве представлены выходцами из неханьских народов.
В таких областях, как культура или образование, власти автономий имеют достаточную самостоятельность, позволяющую поддерживать, развивать и обеспечивать защиту культуре, языкам и письменности местных этнических групп, что также призвано смягчить межнациональные противоречия в данных сферах. Проблемы социального обеспечения и развития социальной сферы, медицина и здравоохранение, спорт также находятся в значительной степени в ведении местных властей, в решении которых, тем не менее, повсеместно оказывается государственная помощь.
С начала 2000-х гг. Центральное правительство уделяет особое внимание социально-экономическому направлению национальной политики в автономиях, в частности — в СУАР, которое к сегодняшнему дню стало приоритетным.
Разница в уровне жизни между этническими китайцами и неханьским населением в СУАР объясняется и тем, что первые расселены в основном в крупных населенных пунктах, заняты в промышленности и высококвалифицированных отраслях, в то время как вторые проживают преимущественно в сельской местности и занимаются сельским хозяйством и низкоквалифицированным трудом.
Один из главных аспектов культурного направления национальной политики в автономиях — языковая политика властей и вопросы сохранения языков неханьских народов, а также распространения китайского языка среди национальных меньшинств.
Синьцзян — самый богатый по числу языков регион в КНР, что учитывается в медийной политике . Радиостанция СУАР вещает на 5 языках: уйгурском, китайском, казахском, монгольском, киргизском. Телевидение СУАР ведет программы на уйгурском, китайском, казахском языках. Из числа 203 периодических изданий 69 издаются на уйгурском языке, 93 — китайском, 32 — казахском, 5 — монгольском и 2 — киргизском языках .
В настоящее время 13 коренных народов СУАР используют 10 письменных языков. Исполнительные органы автономного округа, автономных областей и автономных уездов используют местный язык и государственный – китайский. Языки национальных меньшинств также широко представлены на радио, телевидении, в кино, в печатных изданиях – 70% всех материалов выпускается на языках национальных меньшинств.
Однако, согласно официальным данным около 70% национальных меньшинств СУАР не владеют китайским языком. Для того чтобы получить образование или устроиться на работу, коренное население обязано изучать китайский язык. Между тем, мало кто из китайцев владеет местным языком. Необходимость обучения в школах СУАР на китайском языке продиктована, в первую очередь, экономической интеграцией неханьского населения. Без знания китайского языка нельзя устроится ни в государственные, ни в частные компании. Кроме того, в китайских университетах преподавание ведется только на китайском языке, поэтому чтобы облегчить будущим студентам процесс овладения специальностями, было решено ввести обучение на китайском языке с 1-го класса.
Государство всячески способствует районам национальной автономии в получении как всеобщего обязательного девятилетнего образования, так и в развитии других видов образования. К настоящему моменту в Китае создано около тринадцати вузов, которые специализируются на подготовке кадров из национальных меньшинств. Также в более развитых районах государства были открыты специализированные национальные средние школы и классы в обычных средних школах.
Подобный подход в образовании позволяет представителям национальных меньшинств СУАР лучше интегрироваться в китайское общество путем освоения китайского языка. Незнание государственного языка является препятствием для их дальнейшей социализации и трудовой миграции, становясь одной из причин маргинализации и радикализации.
Тем не менее, в сфере образования прослеживается тенденция, сигнализирующая о неравных возможностях ханьцев и национальных меньшинств. Ситуация в данном случае принимает форму реверсивной дискриминации. Так, существующая в Китае практика квотирования при поступлении в Вуз для каждой провинции и автономии приводит к тому, что ханьцам становится сложнее быть зачисленными в вуз, так как приоритет отдается местным национальным меньшинствам. Существование подобной неравномерной конкуренции особенно явно проявляется в автономных районах, в том числе и в Синьцзяне, входящего в первую десятку регионов КНР по этой проблеме.
Наряду с национальной политикой в укреплении межнационального согласия значительное внимание уделяется демографической и миграционной политике. Семьи представителей национальных меньшинств и смешанные семьи в СУАР при рождении второго ребенка сохраняют льготы, как и семьи с одним ребенком. Правительство поощряет внутреннюю миграцию, в том числе, призывая жителей Китая к участию в развитии экономики района. Одновременно с этим, поощряется переезд жителей Синьцзяна в другие регионы Китая.
Стоит отметить, что на сегодняшний день в СУАР действует более 24 тысяч мечетей с общим числом служителей почти 30 тысяч человек. Количество мечетей на душу населения в Синьцзяне больше, чем в Индонезии, и в пять раз больше, чем в Средней Азии. На каждые 400 мусульман приходится одна мечеть, и на каждые 300 мусульман – один священнослужитель.
История неоднократно показывала, что причиной распада государств становилась дотационная политика в отношении своих субъектов. Преференции для малых народов по отношению к титульной нации приводил к еще большей дезинтеграции и нарастанию отчуждения между ними. Так, к примеру по мнению американского историка-политолога Т.Д. Мартина: «Советский Союз стал первой в мировой истории страной, где были разработаны программы положительной деятельности (англ. affirmative action, т.е. дискриминации национального большинства) для национальных меньшинств, и до сих пор ещё ни одна страна не сравнялась с ним по их масштабности. Советское государство предоставило право голоса национальным культурам, создало национальные элиты и распространяло национальное сознание среди масс населения. Более того, оно осуществляло меры характерные для новообразованных моноэтнических государств: оно ввело новые государственные языки и создало новые правящие элиты….Можно сказать, что партия стала авангардом национализма нерусских народов». Это, безусловно, нужно учитывать при анализе ситуации в Китае.
В целом же можно сказать, что правительство Китая проводит достаточно эффективную национальную и региональную политику, позволяющую сохранять единство государства, постепенно поднимать уровень жизни и сохранять самобытные культуры народов Синьцзяна и других автономий. Опыт национально-территориальной автономии в Китае выдерживает испытание временем .