Дмитрий Куницкий, доклад на Круглом Столе Института стран СНГ в честь 230-летия воссоединения центральной Белоруссии и правобережной Малороссии с Россией
Юбилей II раздела Речи Посполитой, который для нас стал вторым этапом воссоединения западнорусских земель с Российской Империей, прошел в Белоруссии (как и Российской Федерации) предельно незаметно. В предыдущие годы – не было бы удивительным, учитывая крайне настороженное отношение государства к имперской эпохе белорусской истории и вообще досоветскому времени. Официальная историческая память тогда была загнана в границы советской эпохи, пользуясь чем досоветскую историческую память планомерно монополизировали т.н. «свядомые» или прозападные националисты-русофобы, опирающиеся на исторический польско-католический дискурс. В последние годы перед БЧБ-революцией между официальной и оппозиционной исторической памятью начал даже формироваться симбиоз, разрушенный в 2020-м году.
Однако сейчас ситуация решительно изменилась! Можно было бы сказать, что изменилась в корне. Но до самого корня еще нужно сильно поработать. Наряду с существенным обновлением всего белорусского государства и политики произошли разительные перемены в политике исторической памяти. Прежде всего, в ее главу были поставлены люди православно-славянофильских взглядов, поборников русского единства. Сама политика исторической памяти взяла курс на восточнославянскую русскую православную цивилизацию. Разумеется, с заботой о сохранении в ней белорусской самобытности как исторического основания и для охраны суверенитета в отношении к Москве на современном этапе. Сразу отметим, что в этом исправленном курсе стал происходить сдвиг в отношении и к самой пререкаемой эпохе – Российской Империи. Прежде всего, – через выведение ее самой из забвения.
Поскольку в моем выступлении особое значение имеет практическая сторона вопроса – просвещение исторического самосознания белорусов (как и великороссов), – остановлюсь, прежде всего, на переменах в организационном плане политики исторической памяти в Белоруссии. В начале 2022 года было проведено масштабное совещание по исторической политике под руководством президента Лукашенко, где был принят ряд стратегических решений. Важнейшим из которой в организационном плане стало учреждение Республиканского совета по исторической политике под руководством главы Администрации Президента, костяк которого составили ученые православно-русофильских взглядов. Данный Совет стал собираться регулярно и принимать идейно выверенные и весьма решительные решения. Эти решения касаются сквозным образом всей общественной жизни, где происходит воздействие на историческое самосознание людей – не только прямая идеология, СМИ, образование и наука, но и культура, музейная, туристическая, экскурсоводческая деятельность, даже содержание учебников по языкам.
1 сентября 2022 года по случаю начала учебного года был проведен символический всебелорусский открытый урок в виде интерактивной лекции главы государства по вопросам белорусской истории, где была задана в целом русофильская парадигма исторической памяти. Очень важно, что вся эпоха Речи Посполитой была объявлена историческим периодом геноцида белорусского народа. В то же время, более аккуратно, но было признано, что эпоха Российской Империи был периодом возрождением белорусского народа, а несколько известных революционных восстаний в ней были не белорусскими, а польскими националистическими, – в которых белорусам отводилась роль рабов, которые должны быть возвращены в повиновение и к полонизации и окатоличиванию.
Некогда созданное для атеистической пропаганды общество «Знание» теперь под руководством православного ученого-русофила Вадима Гигина, напротив, превратилось в орган патриотического просвещения с духовной основой: причем является органом Администрации Президента, de facto общегосударственным управлением идеологического просвещения. Свою деятельность «Знание» проводит в тесной кооперации с главной провластной политической силой страны «Белой Русью», возглавляемой доктором философских наук, профессором Олегом Романовым, сугубым специалистом по русской православной цивилизации. Вадим Гигин ведет ежедневный крупный историко-просветительский проект «Историческая среда». Самое главное, что существует атмосфера не остановки на достигнутом, но качественное и количественно развитие исторического просвещения. Недавно заключено соглашение о сотрудничестве общества «Знание» с российским фондом «Исторической памяти» Дюковым, особо отметившимся в разоблачении польского национального восстания 1863 года.
Напомню, что были сделаны и немаловажные шаги в этом направлении со стороны Православной Церкви. При нынешнем митрополите Минском Вениамине в руководстве церковных ведомств и учреждений латентные русофобы-западники были заменены на собственно православных русофилов-охранителей. Была учреждена уникальная Синодальная историческая комиссия с целью просветительской деятельности.
Таким образом, врата для подлинного святорусского просвещения и формирования исторического самосознания были открыты! Однако на открывшемся за этими дверями пути существует еще множество препятствий разного характера. Для полноценного русско-православного исторического просвещения еще необходимо много сделать, и непосредственно многое может здесь именно русская патриотическая общественность.
Прежде всего, конечно, продолжают сохраняться определенные внутренние идеологические препятствия для полноценной реконструкции и апологии дореволюционной эпохи в истории. Они связаны: и с многочисленными клеветническими мифами об имперском периоде; и, заметим, с отсутствием глубоко проясненной критикой данного периода, раскрывающем и подлинные причины самой революции, позволяющей, в частности, провести и здравую критику советской эпохи, в итоге гармонично сочленив всё благотворное из красной и белой эпох России (глубоко убежден, что это достижимо на основе черной России); и с большим значением революции 1917 года в обретении Белоруссией формально-символического суверенитета, а также с большими достижениями для Белоруссии в саму советскую эпоху; и с сохраняющимся опасением белорусской правящей элиты за сохранность их суверенитета и угрозы ей со стороны русско-имперской идеи, связанной с царской эпохой. Тем не менее царская эпоха белорусской истории ныне открыта для исследования и реабилитации – прежде всего, в наиболее ярких и безспорных своих частях, в которым относятся и три Раздела Речи Посполитой.
Российские историки-патриоты здесь могли бы пойти по пути фонда «Историческая память» и – вкупе с демонстрацией всяческого уважения к белорусской власти и государственному суверенитету – заключать соглашения с указанными государственными организациями и даже инициировать исследовательские и просветительские программы. Также огромен ресурс Православной Церкви. И здесь был бы очень уместен подход в своего рода мобилизационном воздействии на Белорусский Экзархат и его учреждения – Синодальную комиссию, Издательский совет, духовные школы. В Церкви до сих пор сохраняется, с одной стороны, некоторая подавленность и нерешительность, унаследованная с советского времени, с другой стороны, тяжелое наследие 2010-х, когда молодые поколения священников погружались в значительной мере либерально-прозападную атмосферу. Среди прочего было бы крайне важно запустить церковное освящение вплоть до празднования важнейших церковно-государственных исторических событий и лиц, а сугубо – приступить к церковно-общественному прославлению наиболее достойных и канонизации святых (примеры: Константин Острожский, святитель Иосиф Семашко с единомышленниками, мученики эпохи польского террора, в частности, жители Пинска).