Молдавию уже четвертый месяц сотрясают акции протеста, которые привели к аресту по обвинению в коррупции бывшего премьера и лидера составлявшей ядро «Альянса за европейскую интеграцию» Либерально-демократической партии (ЛДПМ) Владимира Филата, а также к отставке второго в прошлом году правительства во главе с Валерием Стрельцом. После этого между лидерами правящего альянса (ЛДПМ, Демпартия и Либеральная партия) произошел конфликт, в результате которого проевропейская коалиция развалилась. Молдова вступила в новый год без правительства на фоне глубокого политического кризиса.
4 января парламент Молдовы бойкотировал голосование за кабинет Иона Стурзы, которого ранее на пост премьер-министра выдвинул президент страны Н. Тимофти. Из-за отсутствия кворума правительство И. Стурзы утверждено не было. На заседание пришли всего лишь 47 из 101 депутата, тогда как для утверждения кабинета необходим 51 голос.
Напомним, что И. Стурза был неожиданно выдвинут на пост премьер-министра после переговоров, которые Тимофти провел в середине декабря за закрытыми дверями в Кишиневе с помощником заместителя госсекретаря США Бриджит Бринкс. После того, как лидеры Демократической партии Молдовы заявили, что Стурза не получит поддержки депутатов, и пригрозили главе Молдавии импичментом, обвинив его в том, что он не согласовал выдвижение кандидата в премьеры с парламентом, Тимофти обратился за поддержкой к западным дипломатам, проинформировав их о «давлении» со стороны демократов, которые продвигают в премьеры стоящего за этой партией бизнесмена Владимира Плахотнюка.
Саботажу голосования в парламенте предшествовал ряд знаковых событий, приведших к изменению политического ландшафта в Молдове. 21 декабря 2015 г. 14 депутатов Партии коммунистов приняли решение покинуть фракцию и создать собственную социал-демократическую платформу. В результате фракция коммунистов в парламенте осталась самой малочисленной (7 депутатов).
24 декабря 2015 г. депутаты от Демократической партии и «отколовшиеся» депутаты-коммунисты подписали декларацию о создании в парламенте Социальной-демократической платформы «За Молдову».
11 января в высшем законодательном органе Молдовы было сформировано парламентское большинство для выдвижения кандидата в премьер-министры. В тот же день президенту был вручен список 56 депутатов, вошедших в это большинство (для избрания премьер-министра необходим 51 голос). Основу парламентского большинства составили 35 депутатов Социал-демократической платформы (СДП), в которую вошли 20 депутатов от ДПМ и 14 депутатов-бывших членов Партии коммунистов (ПКРМ). К ним примкнули 13 депутатов от Либеральной партии (ЛП), а также 8 — от Либерально-демократической (ЛДПМ), заявившие о выходе из своей политической партии.
Ранее, Конституционный суд по запросу группы парламентариев выступил с пояснениями, что если в парламенте большинство будет официально сформировано, глава государства должен назначить поддержанного им кандидата.
13 января М. Лупу, в качестве представителя парламентского большинства, передал президенту Н. Тимофти консолидированное мнение о выдвижении кандидатом в премьер-министры Вл. Плахотнюка. Однако в тот же день, Тимофти отказался от выдвижения Вл. Плахотнюка. Произошло это после того, как Тимофти встретился с послом ЕС в Молдове Пирккой Тапиолой и послом Германии Ульрикой Кноц.
Президент объяснил свое решение тем, что кандидатура Влада Плахотнюка не соответствует критериям, необходимым для его утверждения в качестве кандидата на пост премьер-министра. В частности, тем, что Плахотнюк получил вотума недоверия в парламенте в феврале 2013 года, благодаря чему был вынужден покинуть пост вице-председателя законодательного органа.
Своим решением Тимофти фактически нарушил принятое Конституционным судом решение по этому вопросу. В тот же день, вечером парламентское большинство выступило с заявлением о том, что их кандидат остается прежним, то есть Вл. Плахотнюк. Сам Вл. Плахотнюк направил письмо главе государства, в котором заявил о готовности подписать декларацию о неподкупности после того, как будет выдвинут в качестве кандидата на должность премьер-министра. Тем не менее, Тимофти потребовал вновь подтвердить подписи депутатов, вошедших в состав парламентского большинства. 6 депутатов от либерально-демократической партии отозвали свои подписи — это означает, что теперь т.н. «парламентское большинство» как таковое отсутствует.
Против кандидатуры Плахотнюка выступали не только промолдавские партии (Партия социалистов и «Наша партия») и Либерально-демократическая партия, но и руководство гражданской Платформы «Да» («Достоинство и правда»). В Кишиневе развернулись две массовые манифестации в поддержку решения президента Николае Тимофти против назначения Влада Плахотнюка кандидатом на пост премьер-министра: первая организована Гражданской платформой «Достоинство и правда», другая – Партией социалистов и «Нашей партией».
Необходимо отметить, что драматическим событиям в Кишиневе предшествовала активное переформатирование правого политического фланга. В ходе досрочных выборов, по замыслу проектировщиков и ЕС и США, должна произойти «перезагрузка» политического пространства, в Молдове обновиться политическая элита, сохраняющая при этом приверженность проевропейскому курсу. К числу претендентов на эту роль относят гражданскую платформу «Достоинство и правда», решившую стать политической партией под названием «Народная сила» и подавшую документы в министерство юстиции для регистрации. В настоящее время рейтинг «ДА», по различным соцопросам, колеблется от 12 до 20%. В случае если новая партия не будет зарегистрирована Минюстом, на досрочные выборы она может пойти в связке с ЛДПМ (единым предвыборным блоком), рейтинг последней не превышает, на сегодняшний день 2-2,5%.
Другим активным участником проевропейского политического проекта должна была стать будущая партия PAS – «Partidul Acțiune şi Solidaritate» («Партия Действия и Солидарности») экс-министра просвещения Майи Санду. О том, что создание PAS–хорошо продуманная зарубежная разработка свидетельствует активная накрутка личных рейтингов Майи Санду, практически никак не проявлявшей себя в последние месяцы, при помощи социологических служб или НПО, финансируемых западными партнерами. Так, Майя Санду стала лидером рейтинга доверия политиков (43%) и рейтинга кандидатов в премьер-министры (12%) по версии американского Национального демократического института по международным вопросам (NDI), а также самым влиятельным политиком 2015 года по версии Института политического анализа и консалтинга Politicon Анатола Цэрану.
На сегодняшний день, единственным политически и юридически оформленным представителем проевропейских партий нового поколения является Европейская народная партия Юрия Лянкэ, созданная на волне недовольства политикой соглашательства ЛДПМ после парламентских выборов 30 ноября 2014 года. Рейтинг ЕНПМ в настоящее время составляет около 7%. Если целевой аудиторией проекта Майи Санду являются правые интеллектуалы, в том числе явные и скрытые «румыноунионисты», то платформа «ДА» привлекательна для сторонников решительных демократических преобразований с акцентом на европейские ценности, сторонника партии Юрия Лянкэ – это политический центр и умеренные правые. Однако стремительное развитие политического процесса в Кишиневе не позволило зарубежным проектировщикам завершить работу по созданию нового проевропейского политического пространства. Ход событий стал развиваться по иному сценарию. В условиях цейтнота, отведенного президенту, по Конституции, на выдвижение кандидата в премьеры, Тимофти неожиданно для всех достал из своей «табакерки» кандидатуру генерального секретаря своей администрации Иона Пэдурару, у которого в распоряжении оставалось 15 дней (до 29 января) для формирования будущего кабинета и согласования его состава с парламентскими фракциями. Однако Пэдурару, в почетном для себя качестве, продержался сутки.
15 января Ион Пэдурару (которого считают «человеком» Вл. Филата) отозвал свою кандидатуру на пост премьер-министра республики. Существуют несколько версий его отказа от мандата кандидата в премьер-министры. По одной из версий на Пэдурару надавили, используя компромат на прошлые грешки в посреднических операциях. По другой версии, история с выдвижением Иона Пэдурару была срежиссирована в ходе закулисных переговоров с демократами. Он был выдвинут вслед за одиозной кандидатуры Вл. Плахотнюка, чтобы дать возможность продемонстрировать «принципиальность» Тимофти и выиграть время, а затем уступить место «нужному» человеку из окружения Вл. Плахотнюка, который, ни мытьем, так катаньем, добился искомого результата.
Ряд экспертов указывают на якобы имевшую место встречу помощника госсекретаря США Виктории Нуланд с Виктором Порошенко и Владом Плахотнюком и заключенной между ними сделкой, открывшей представителю Демпартии путь в премьер-министры. По мнению этих экспертов, визит Нуланд в Румынию не случайно совпал с последними событиями в Молдову. Как бы там ни было, но в тот же день, 15 января, президент Тимофти подписал указ о назначении кандидатом на пост премьер-министра страны и.о. министра информационных технологий и связи Павла Филипа, вице-председателя Демократической партии. По мнению лидера DA Андрея Нэстасе, после назначения Филипа «установление диктатуры Плахотнюка» стало неизбежным.
«То, что мы сейчас наблюдаем, является узурпацией власти, государственным переворотом, организованном Демпартией Молдавии», прокомментировал события лидер молдавской «Нашей партии» Ренато Усатый. Павел Филип, кандидатуру которого уже поддержало «парламентское большинство», изначально рассчитывать на достаточное для избрания число депутатских голосов (демократов, либералов и «бывших» коммунистов, а также ряда либеральных демократов).
Однако многоходовые политические игры власть предержащих лишь подстегнули протестное движение. 16 января в Кишиневе прокатились многотысячные митинги активистов «Нашей партии» и Партии социалистов, а также платформы ДА, требующих досрочных выборов. По словам Р. Усатого, «сейчас важно решить, что мы делаем в течение 13 дней, чтобы не дать Плахотнюку легализовать захват власти. Если мы не решим за 13 дней вопрос с досрочными выборами, выборов не будет ни в этом году, ни в следующем. А на выборах в 2018 году в отделениях ЦИКа будут принимать документы уже румынские жандармы», заявил лидер «Нашей Партии».
То, что протестное движение вызывает серьезную обеспокоенность властей, продемонстрировали последующие события. Несмотря на то, что у П. Филипа в запасе была еще неделя для формирования кабинета и консультаций с парламентскими фракциями, 20 января парламент Молдовы в «пожарном порядке» собрался для утверждения новоявленного кабинета Филипа. За утверждение правительства голосовали 57 народных избранников (из необходимых 51), при этом в самом парламентском зале заседаний присутствовали 68 депутатов из 101. Фракции партии коммунистов и Либерально-демократической партии отказались участвовать в заседании, ряд депутатов даже не был уведомлен.
Депутаты Партии социалистов, возмущенные столь бесцеремонным «продавлением» нового кабинета, сопровождавшимся нарушением ряда положений регламента работы парламента, потребовали трехчасовый перерыв. Однако депутаты парламентского большинства отказались удовлетворить их требование. Тогда депутаты ПСРМ заблокировали трибуну, с которой к народным избранникам должен был обратиться кандидат Павел Филип. Свою программу он был вынужден, второпях, озвучивать с места, без всякого обсуждения. Несмотря на это кабинет министров Павла Филипа был утвержден в рекордные 36 минут – к кандидату и его министрам у депутатов нового большинства не оказалось никаких вопросов ни по составу, ни по программе.
Ожидаемой реакций вызывающих действий властей стала активизация протестных действий. Около 17.00 20 января протестующие заблокировали выходы из парламента, заявив о нежелании выпускать депутатов из здания парламента. Основным требованием митингующих было проведение досрочных парламентских выборов. Люди скандировали лозунги «Долой мафию!» и «Долой Плахотнюка!» и настаивали на встрече с депутатами. После того, как их требование не было удовлетворено, часть протестующих ворвалась в холл здания парламента. Нового премьер-министра пришлось в спешке эвакуировать, спасая от народного возмущения, так же как и новоявленных министров, которых скрытно вывели из парламента, часть из них переодев в полицейскую форму, других через технический коридор для коммуникаций.
Народный гнев обрушился на лидера Либеральной партии Михая Гимпу, который получил несколько ощутимых ударов по голове. К зданию парламента были стянуты спецподразделения внутренних войск, в том числе, бригада спецназначения «Fulger».
Бывший идеолог Партии коммунистов Марк Ткачук вечером 20 января обратился к сторонникам ПКРМ с призывом прийти на митинг протеста в Кишиневе против действующей власти. Тем временем, Генеральная прокуратура возбудила уголовное дело по факту беспорядков у парламента. Его открыли по статье 285 Уголовного кодекса, «проведение массовых беспорядков». В случае установления виновных в организации и участии в массовых беспорядках, уголовный кодекс предусматривает до восьми лет тюрьмы.
Правительство принесло присягу президенту в тот же день, 20 января, около 23.00. В его составе большая часть министров представлена членами Демократической и Либеральной партий. В одном из своих первых заявлений, П. Филип подтвердил, что новое правительство Молдовы будет срочно налаживать диалог с западными партнерами по развитию, и, в первую очередь, с Международным валютным фондом.
Тем временем, протестные акции продолжаются, однако власть не собирается уступать, в подобных условиях основа для диалога протестующих и властей практически отсутствует.
Тем временем, политическая партия «Правая партия» (лидер Анна Гуцу) и Блок национального единства, в который входят более 20 румынионистских организаций, обратились с открытым письмом к президенту Николаю Тимофти, в котором просят последнего «в последние моменты своего мандата» объявить о воссоединении Республики Молдова с Румынией в качестве единственного шанса возвращения к нормальной жизни. Они призвали срочно начать диалог с президентом Румынии Клаусом Йоханнисом в целях разработки стратегического плана воссоединения двух румынских государств, с поэтапными конкретными действиями, касающимися воссоединения армий, отмены нынешних границ между братьями, применения румынского законодательства на всей территории без исключения воссоединенной румынской нации.
Противостояние в Кишиневе достигло критической черты. Очевидно, что у молдавских властей высок соблазн спровоцировать протестующих на противоправные (с точки зрения, формального права, но не логики гражданского неповиновения) действия, чтобы попытаться силой решить конфликт в свою пользу. В этих условиях перед протестующими стоит сложная задача – обеспечить не только массовый, но и мирный характер своим действиям, вынудив власти пойти на действительные переговоры. Напомним, что М. Ганди в свое время удалость добиться этого в период английского колониального господства, избрав тактику ненасильственной борьбы «сатьяграха»», что в переводе с санскрита означает «стремление к истине», «упорство в истине».